Календарно-тематическое планирование по литературе для 7 класса
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему

календарно-тематическое планирование по литературе для 7 класса (Курдюмова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_literature_7_klass.docx64.52 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы по литературе и программы по литературе для 5–11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.

Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.

Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.

Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.

В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без чего образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.

Таким образом, определяются основные цели и задачи литературного образования в 7 классе:

1. Осмысление литературы как особой формы культурной традиции.

2. Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности.

3. Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

4. Формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

5. Совершенствование навыков грамотной устной и письменной речи.

6. Развитие потенциальных творческих способностей школьников.

Главной целью литературного образования в 7 классе является изучение богатства и разнообразия жанров всех родов литературы: эпоса, лирики и драмы. В центре анализа – жанр. Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний.

Планированием предусматривается проведение уроков различных типов: уроки-лекции (при изучении тем, предусматривающих знакомство с основными закономерностями историко-литературного процесса; этапами творческой эволюции писателей; историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений; основными литературными направлениями и течениями и реализацией их в художественном произведении), семинары (при анализе и интерпретации изучаемых литературных произведений, сопоставлении литературных произведений и их критических и научных интерпретаций с целью выявления их типологической общности и художественного своеобразия, характеристике стиля писателя), аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию; эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену с проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Поскольку программа изучения литературы допускает известное варьирование количества часов, отводимых на изучение литературных тем, в данном планировании предлагаемый программой под редакцией Т. Ф. Курдюмовой литературный материал систематизирован с целью отбора произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, доступных читательскому восприятию обучающихся, соответствующих образовательным целям программы, способствующих решению обозначенных в программе задач. Теоретическая оснащенность курса предусматривает систематизацию понятий, которые помогают освоить лирику, эпос и драму в их специфике, получить сведения об истории некоторых жанров. Подробно изучаются произведения, включенные в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» и предназначенные для обязательного изучения на базисном уровне среднего (полного) общего образования. Реализация принципа вариативности в изучении литературы заключается в расширении списка писательских имен и произведений для обзорного изучения, расширяющих читательский кругозор обучающихся, позволяющих глубже осознать основные закономерности историко-литературного процесса, множественность литературно-художественных стилей.

С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным в раскрытии мысли школьников большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыки коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи, умение употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, определять их порядок, видеть отношения между ними.

Курс рассчитан на 70 часов.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  1. осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  2. выразительное чтение художественного текста;
  3. различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  4. ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  5. заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  6. анализ и интерпретация произведения;
  7. составление планов и написание отзывов о произведениях;
  8. написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  9. целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.

Программа рассчитана на 70 часов, в том числе для проведения уроков развития речи – 5 часов.

Тематическое планирование по литературе составлено по учебно-методическому комплекту:

1. Курдюмова, Т. Ф. Литература : программа для общеобразовательных учреждений. 5–11 классы / Т. Ф. Курдюмова [и др.]. – М.: Дрофа, 2009.

2. Курдюмова, Т. Ф.  Литература.  7  класс:  учебник-хрестоматия:
в 2 ч. – 12-е изд., стереотип. / Т. Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2009.

3. Курдюмова, Т. Ф. Литература. 7 класс : методические рекомендации / Т. Ф. Курдюмова. – М. : Дрофа, 2009.

Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:

1. Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. – М.: Айрис-Пресс, 2009.

2. Харитонова, О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 5–9 классов / О. Н. Харитонова. – М.: Феникс, 2010.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

– электронный репетитор «Литература» (система обучающих тестов);

– репетитор по литературе (Кирилла и Мефодия);

– репетитор «Литература» (весь школьный курс);

– программа «Домашний репетитор».

Интернет-источники:

  1. www.school-collection.edu.ru
  2. http://zavuch.info/forums.html
  3. http://www.gramma.ru
  4. http://www.openclass.ru
  5. http://korped.rkc-74.ru
  6. http://www.mgn.ru/~gmc/work.html
  7. http://skazka.ural.ru
  8. http://lit.lib.ru/k/kondratkowskaja_n_g/
  9. http://www.internet-school.ru/ShowInfo.ashx?ob_no=30029

Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Элементы
минимального

содержания
образования (базовый уровень)

Элементы
дополнительного содержания

Образования (повышенный уровень)

Требования к уровню
подготовки обучающихся

Вид

контроля

Дата
проведения

1

Основные роды литературы: эпос, лирика, драма. Богатство

и разно-
образие их жанров

1

Объяснение нового мате-риала

Литература как искусство слова, формирующего в человеке понятия добра и зла, истины, красоты, справедливости, совести, дружбы, любви, дома, семьи, свободы и ответственности. Богатство и разнообразие жанров литературных произведений

Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы

Знать: определение литературы как особой формы познания действительности; понятие родов и жанров в литературном произведении.

Уметь: определять роды

и жанры произведений; привлекать сведения
по теории литературы
в процессе обсуждения произведения

Организация совместной учебной деятельности

2

Жанры
фольклора.

1

Объяснение  

Представление о фольклоре как особой форме

Свободная работа с текстами;

Знать: своеобразие народной сатирической драмы.

Органи-зация


Художест-венные особенности сатирической драмы «Барин»

нового мате-риала

познания действитель-ности; понятие народной сатирической драмы, выявление уровня литературного развития учащихся

владение моно-логической
и диалогической речью

Уметь: воспринимать
и анализировать поэтику; отличать стихотворную речь и ее особенности

совместной
учебной деятельности

3

Детский фольклор

1

Объяснение нового мате-риала

Малые жанры фольклора. Детский фольклор
(колыбельные, частушки, считалки, загадки, скороговорки, заклички)

Извлечение
необходимой информации
из справочной литературы

Знать: произведения
детского фольклора.

Уметь: воспринимать
и анализировать поэтику малых жанров детского фольклора

Организация совместной учебной деятельности

4

В. Шекспир. «Ромео

и Джульетта»

1

Объяснение нового мате-риала

Представление об отдельных произведениях зарубежной литературы, относящихся к периоду Возрождения, литературы XIX века, литературы XX века; совершенствование навыка анализа прозаических произведений в единстве формы и содержания

Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью; извлечение необходимой информации из источников; владение основными видами публичных выступлений

Знать: основные факты жизни и творчества
В. Шекспира; содержание трагедии «Ромео и Джульетта».

Уметь: воспринимать
и анализировать художественное произведение; определять род и жанр литературного произведения; характеризовать особенности сюжета, композиции

Организация совместной учебной деятельности

5

В. Шекспир. «Ромео

и Джульетта»

1

Комбинированный

Трагедия произведения эпохи Возрождения. Пафос пьесы, прославляющей верность в любви, непобедимость искреннего чувства, высокую гуманность. Основной конфликт трагедии. Понятие о катарсисе

Выбор вида
чтения в соответствии с поставленной целью;извлечение необходимой информации из источников; владение основными видами публичных выступлений

Знать: основные факты жизни и творчества
В. Шекспира; содержание трагедии «Ромео и Джульетта».

Уметь: воспринимать и анализировать художественное произведение; определять род и жанр литературного произведения; характеризовать особенности сюжета, композиции

Органи-зация
совместной
учебной деятельности

6

Сонеты

В. Шекспира

1

Комбинированный

Понятие сонет. Сонет как жанр и явление мировой культуры. Сонет как одна из популярных форм стиха в литературе разных стран на протяжении нескольких столетий

Свободная работа с текстами,
с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Знать: содержание изу-ченных произведений; основные теоретические понятия.

Уметь: сравнивать и анализировать поэтические тексты разных авторов

Органи-зация
совместной
учебной деятельности

7

Обзор жанров классической литературы

1

Объяснение нового мате-

Знакомство с жанрами классической литературы XIX века. Басня в античной литературе

Свободная работа с литературой.

Знать: наиболее распространенные жанры.

Иметь представление
о богатстве и многообра-

Фронтальный опрос. Само-

XIX века. История
басни

риала

Греции и Рима

самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

зии жанров.

Уметь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия басен

стоя-
тельная работа

8

И. А. Крылов – великий басно-
писец

1

Комбинированный

Расширение знаний
о биографии писателя. Знакомство с языковым своеобразием басен
И. А. Крылова. Золотой век русской
поэзии

Свободная работа с текстами,
с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою

Фронтальный опрос. Самостоятельная работа

9

Из истории баллады.
Баллада
В. А. Жу-
ковского «Перчатка»

1

Комбинированный

Знакомство с жизнью

и творчеством В. А. Жуковского, с нравственным содержанием баллады. Истоки жанра
«баллада»

Свободная работа с текстами,
с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Знать: сюжетное своеобразие баллад В. А. Жу-
ковского.

Уметь: самостоятельно раскрывать нравственное содержание баллады, находить лирические и эпические черты в балладе

Беседа, проб-
лемные задания

10

Баллада
В. А. Жу-
ковского

1

Комбинирован-

Сюжет и народные поверья (фольклорная основа баллады).

Свободная работа с текстами,
с дополнитель-

Знать: сюжетное своеобразие баллад В. А. Жу-
ковского.

Беседа, проб-
лемные

«Светлана»

ный

Романтический облик героини. Органическая связь героини с миром природы

ной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Уметь: самостоятельно раскрывать нравственное содержание баллады, находить лирические и эпические черты в балладе; привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения и оценки изученного

задания

11–12

А. С. Пушкин. Богатство тематики и разнообразие жанров
в творчестве. Лирика:
«Элегия»,
«К портрету Жуковского», «Певец» и др.

2

Комбинированный

Знакомство с фактами биографии А. С. Пушкина в период Южной ссылки. Самостоятельный подбор материала. Устный портрет главного героя. Жанр стихотворения-послания, гимна, богатство и разнообразие жанров в творчестве поэта

Извлечение
необходимой информации
из справочной литературы

Знать: наиболее распространенные жанры.

Иметь представление
о богатстве и многообразии жанров.

Уметь: анализировать
и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Фронтальный опрос. Самостоятельная работа

13–14

Повесть
А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»: особенности жанра

2

Комбинированный

Художественное своеобразие повести, особенности пушкинского языка. Авторское решение вопросов композиции повести

Свободная работа с текстами,
с дополнительной литературой, самостоятельный поиск

Знать: сюжетное своеобразие повести.

Уметь: воспринимать
и анализировать худо-
жественный текст, выражать свое отношение

Фронтальный опрос. Самостоятельная работа

и компо-
зиции

необходимой информации на заданную тему

к прочитанному

15

Роман
А. С. Пушкина «Дубровский»: история создания романа, сюжет, ком-
позиция

1

Комбинированный урок

Знакомство с исторической подоплёкой романа; проблематика произведения.

Понятия сюжет и композиция; сюжетные особенности незавершенного произведения. Совершенствование умения составлять план произведения

Свободная работа с текстами,
с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации

на заданную
тему

Знать: понятия сюжет

и композиция; роман как

один из эпических жанров

литературы. 

Уметь: составлять план событий, говорить о композиции романа

Беседа, проб-
лемные задания

16

Главные герои романа «Дубровский»

1

Комбинированный

Художественное своеобразие персонажей, композиционные особенности, нравственные аспекты романа
А. С. Пушкина. Владимир Дубровский как романтический герой

Свободная работа с текстами,
с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Знать: историческую подоплеку произведения.

Уметь: анализировать
некоторые эпизоды,
приводить в примеры
цитаты, отстаивать свою точку зрения

Беседа, проблемные задания

17

Дубровский

и Маша

1

Комбиниро-

Характер главного героя, его душевные

Свободная работа с текстами,

Знать: содержание прочитанного произведения.

Органи-зация

Троекурова. Судьба героев романа

ванный

и нравственные качества. Главная мысль
произведения. Окружение героев романа, их судьбы

с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою

совместной
учебной деятельности

18

Р/р. Сочи-
нение

1

Комбинированный

Формирование навыка написания сочинения на заданную тему

Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: выбрать жанр
сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное

Монологический

ответ

19

М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Смерть
поэта» и его история.
Жанры
лирики

1

Систематизация ЗУН

Представление
об основных фактах биографии поэта и особенностях его поэтической манеры; знакомство с лирикой, символическими образами стихотворения «Смерть поэта»

Создание письменных высказываний. Выбор

и использование выразительных средств
языка в соответствии с коммуникативной задачей

Знать: историко-культурные сведения; биографические сведения о поэте.

Уметь: давать характеристику герою; анализировать текст; сопоставлять эпизоды и героев разных произведений писателя

Фронтальный опрос. Самостоятельная работа

20

М. Ю. Лермонтов.
«Нет, я не Байрон…», новогодние мадригалы

и эпиграммы. Эпитафия

1

Систематизация ЗУН

Знакомство с биографией и своеобразием творчества писателя; определение жанра лирического произведения

Извлечение
необходимой информации
из справочной литературы

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения

Организация совместной учебной деятельности

21

Поэма
М. Ю. Лермонтова «Мцыри». История

создания

1

Систематизация ЗУН

Понимание поэтического сюжета, сосредоточенного на передаче внутренних переживаний, ощущений человека, его чувств и настроений; знакомство с историей создания, композицией, идейно-тематическим  и художественным содержанием
поэмы

Свободная работа с текстами,
с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации

на заданную
тему

Знать: содержание изуча-

емого произведения.

Уметь: анализировать
поэтический текст; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств (ИВС); эмоционально и выразительно читать стихотво-
рения

Беседа, проб-
лемные задания

22

Сюжет, композиция, герои поэмы
М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

1

Систематизация ЗУН

Понимание идейного
содержания поэмы, свободолюбивой личности героя и его стремления к независимости; анализ поэтического

Создание письменных высказываний. Выбор

и использование выразительных средств

Знать: содержание изуча-

емого произведения; оценку образа Мцыри В. Г. Белинским.

Уметь: анализировать
поэтические произведе-

Организация совместной учебной деятельности

текста в единстве формы и содержания, письменные высказывания на предложенную тему

языка в соответствии с коммуникативной задачей

ния; выделять смысловые части художественного текста; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС

23

Н. В. Гоголь. «Ревизор». История создания комедии. Знакомство
с комедией

1

Комбинированный

Представление об особенностях драматического произведения, об истории создания комедии «Ревизор»; анализ произведения драматургии с точки зрения идейно-художественного своеобразия, мастерства речевых характеристик персонажей. Выразительное чтение драматического произведения, письменные высказывания на предложенную тему

Свободная работа с текстами,
с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации

на заданную
тему

Знать: особенности
драматического произве-дения; литературного жанра; определение понятия
комедия.

Иметь представление
о подвижности связей
и истории жанров
литературы.

Уметь: составлять тезисы

к лекции; определять роль

и жанр литературного произведения; выразительно читать фрагменты по ролям; владеть различными видами пересказа

Беседа, проб-
лемные задания

24–25

Характерис-тика героев

комедии

Н. В. Гоголя

«Ревизор»

2

Комбинированный

История создания комедии. Отражение жизни России XIX века в сюжете и героях комедии.
Понимание жизненной

Владение основными видами публичных выступлений; умение обосновы-

Знать: основы сценического поведения; содержание комедии.

Уметь: использовать различные виды пересказа;

Монологический

ответ

основы комедии;
обстоятельств, приведших чиновников к роковой ошибке

вать суждения, приводить
цитатный
материал

участвовать в диалоге
по прочитанному произведению; выразительно читать фрагменты комедии; выражать свое отношение к прочитанному

26

Р/р. Инсце-
нирование эпизодов
комедии
Н. В. Гоголя «Ревизор»

1

Комбинированный

Характеры главных
героев, главная мысль произведения, поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные ка-
чества

Свободная работа с текстами,
с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой

информации

на заданную
тему

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной учебной деятельности

27

И. С. Тургенев. «Стихотворение
в прозе». Общая характеристика

жанра

1

Систематизация ЗУН

Жанровые особенности стихотворений
в прозе. Многообразие тематики «Стихотворений в прозе». Последние годы творчества и последнее произведение Тургенева

Извлечение
необходимой информации
из справочной литературы

Знать: содержание произведения.

Уметь: анализировать
и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории
литературы

Беседа, проб-
лемные задания

28

И. С. Тургенев. «Стихо-

1

Комбиниро-

Жанровые особенности стихотворений

Самостоятельно делать выво-

Знать: содержание прочитанного произведения.

Монологический

творение
в прозе».
Анализ про-изведений

ванный

в прозе. Многообразие тематики «Стихотворений в прозе». Нравственный пафос и художественные особен-
ности произведения
И. С. Тургенева

ды, создавать свои художественные образы

Иметь представление
о богатстве и многообразии жанров литературы.

Уметь: воспринимать
и анализировать поэтику стихотворений в прозе

ответ

29–

30

Н. А. Некрасов. Жанры лирики. Сюжет и герои стихотворения «Раз-мышления
у парадного подъезда»

2

Комбинированный

Гражданская лирика

Н. А. Некрасова. Позиция автора. Стиль,
отвечающий теме лирического произведения. Народные характеры
и судьбы в стихотворениях Некрасова. Яркость изображения

крестьянских детей

Извлечение
необходимой информации
из справочной литературы

Уметь: анализировать
поэтическое произведение
(определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, настроение, которым проникнуто стихотворение)

Беседа, проб-
лемные задания

31–

32

Творчество
Н. С. Лескова. Сказ
«Левша».

2

Комбинированный

Знакомство с содержанием сказа; с нравственной проблематикой: отражение существен-

Извлечение необходимой информации
из справочной

Знать: этапы жизни Лескова; понятие сюжет; роль портрета и пейзажа
в рассказе.

Органи-зация
совместной

Особен-
ности жанра сказа

ных черт русского национального характера. Особенности стиля прозы Н. С. Лескова. Пафос творческого труда

в произведении

литературы

Уметь: охарактеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа,

в том числе и в письменной форме, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению

учебной деятельности

33

Характерис-тика героев сказа
«Левша»

1

Комбинированный

Роль речевой характеристики героя как средства создания образа; содержание понятия герой художественного произведения

Извлечение необходимой информации из справочной литературы

Уметь: анализировать
и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Организация совместной учебной деятельности

34–

35

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть

о том, как один мужик двух гене-
ралов про-
кормил»

2

Урок развития

речи

Знакомство с содержанием сказки; с нравственной проблематикой: сатирическое изображение персонажей. Художественные особенности сказок

Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Монологический

ответ

36

М. Твен. «Как

я редактировал сельскохозяйственную

газету»

1

Комбинированный

Знакомство с творчеством М. Твена. Характер главного героя, его душевные и нравственные качества. Главная мысль произведения. Гротеск как прием

Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной учебной деятельности

37–

38

А. П. Чехов. Ранние рассказы. «Жалобная книга», «Хирургия»

2

Комбинированный

Знакомство с творчеством А. П. Чехова. Характер главного героя, его душевные и нравственные качества. Главная мысль произведения. Юмор и жизнелюбие
повествования

Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной учебной деятельности

39

Р/р. Сочи-
нение

1

Комбинированный

Формирование навыка написания сочинения на заданную тему

Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: выбрать жанр
сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное

Монологический

ответ

40

Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях XX века. Творчество В. Я. Брюсова «Труд», «Хвала
Человеку»

1

Комбинированный

Знакомство с жанрами эпоса, лирики и драмы в творчестве поэтов и писателей ХХ века; совершенствование умения анализировать лирическое произведение на примере творчества В. Я. Брюсова. Выразительное чтение лирического произведения

Извлечение необходимой информации из справочной литературы

Уметь: анализировать
поэтическое произведение
(определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении)

Беседа, проб-
лемные задания

41–

42

Жанры лирики К. Д. Бальмонта. «Бог создал мир из ничего»

2

Комбинированный

Знакомство с творчеством К. Д. Бальмонта; анализ лирического произведения; совершенствование навыков выразительного чтения

Извлечение
необходимой информации
из справочной литературы

Знать: основные теоретические понятия и их соотношение.

Уметь: определять тему, идею, значение заголовка;

находить средства художественной выразительности

Беседа, проб-
лемные задания

43

Активность поисков новых жанров в лирике
И. Северя-

1

Комбинированный

Знакомство со свое-
образием творчества
И. Северянина;
анализ лирического
произведения; совер-

Извлечение
необходимой информации
из справочной литературы

Знать: наиболее распространенные жанры.

Иметь представление
о многообразии жанров.

Беседа, проб-
лемные задания

нина «Не
завидуй
другу»

шенствование навыков выразительного чтения

Уметь: выполнять анализ поэтического произве-
дения

44–

45

Два перевода стихо-
творения
Р. Киплинга «Если»,
«Заповедь»

2

Комбинированный

Анализ лирического произведения Р. Киплинга; совершенствование навыков выразительного чтения

Извлечение
необходимой информации
из справочной литературы

Уметь: привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения и оценки прочитанного произведения

Беседа, проблемные задания

46

Из истории сонета

1

Комбинированный

Работать над содержа-
нием понятия
сонет. Сопоставление и анализ различных жанров

Извлечение
необходимой информации
из справочной литературы

Знать: наиболее распространенные жанры художественных произведений.

Иметь представление о богатстве и многообразии жанров.

Уметь: анализировать
и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории
литературы

Организация совместной учебной деятельности

47

М. Горький. «Старый
год»

1

Комбинированный

Знакомство с биографией и своеобразием творчества М. Горького; совершенствование умения составлять цитат-

Извлечение
необходимой информации
из справочной литературы

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литера-

Органи-
зация
совместной
учебной

ный план эпизода
из сказки «Старый Год». Герои произведения. Элементы притчи
в жанре сказки

турного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

деятель-ности

48

М. Горький. «Старуха Изергиль»

1

Комбинированный

Знакомство с творчеством М. Горького. Характер главного героя, его душевные и нравственные качества. Главная мысль произведения. Роль пейзажа

в рассказе

Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной учебной деятельности

49

Сюжет и ге-рои легенды

о Данко
в рассказе «Старуха Изергиль»

М. Горького

1

Комбинированный

Характер главного героя, его душевные и нравственные качества. Главная мысль произведения.

Свободная работа с текстами,
с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации

на заданную
тему

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной учебной деятельности

50

Р/р. Сочи-
нение

1

Развития
речи

Формирование навыка написания сочинения на заданную тему. Выбор жанра сочинения, составление плана.
Подбор цитатного
материала

Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы

Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею,
подобрать цитатный материал, редактировать написанное

Монологический

ответ

51–52

В. В. Маяков-ский. «Необычайное приключение, бывшее

с Владимиром Маяков-ским летом на даче»

2

Комбинированный

Новаторство В. Маяковского. Мир гипербол. Характеристика
героя произведения. Определение отношения автора к герою. Формирование навыков устной речи

Владение монологической
и диалогической речью

Знать: содержание прочитанного произведения; нравственную проблематику стихотворения.

Уметь: самостоятельно
делать выводы об активности авторской позиции; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Беседа, проб-
лемные задания

53

Сатиричес-

кие стихи

В. В. Маяков-
ского «Гимн  обеду»

1

Комбинированный

Новое оформление старых жанров. Особен-
ности стиля поэта.
Характеристика героя произведения.

Определение отношения автора к герою.

Владение монологической
и диалогической речью

Знать: содержание прочитанного произведения; нравственную проблематику стихотворения.

Уметь: самостоятельно
делать выводы об актив-ности авторской позиции;

Беседа, проб-
лемные задания

Сатира В. В. Маяков-
ского

пользоваться различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению

54–55

М. А. Булга-

ков. «Ревизор

с вышиба-
нием»

2

Комбинированный

Содержание эпизодов фельетона «Ревизор с вышибанием», вопросы по особенностям и содержанию произведения. Закрепление умения пересказа эпизода. Связь реального события и сюжета. «Ревизор» Н. В. Гоголя. Необычная связь эпиграфа с текстом

Свободная работа с текстами,
с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации

на заданную
тему

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной учебной деятельности

56

К. Г. Паустовский.
«Рождение рассказа»

1

Комбинированный

Умение рассказывать

о сюжете, определять

основную мысль произведения. Поэтическая проза К. Г. Паустовского. Герой рассказа и его поиски творческого
подъема, вдохновения

Извлечение
необходимой информации
из справочной литературы

Знать: наиболее распространенные жанры. 

Иметь представление
о богатстве и многообразии жанров.

Уметь: анализировать
и интерпретировать
художественное произве-
дение, используя сведения по истории и теории литературы

Организация совместной учебной деятельности

57

Р/р. Рецен-
зирование одного из изученных произведений

1

Комбинированный

Формирование навыка написания сочинения на заданную тему. Выбор жанра сочинения, составление плана,
подбор цитатного
материала

Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею,
подобрать цитатный материал, редактировать написанное

Монологический

ответ

58

Ф. А. Абрамов. «О чём плачут
лошади»

1

Комбинированный

Представление о произведении Ф. А. Абрамова и нравственных проблемах, которые в нем поднимаются; совершенствование навыка анализа художественного произведения

Извлечение
необходимой информации
из справочной литературы

Уметь: выразительно
читать произведение;
анализировать художественный текст; формулировать тему, идею, пробле-
матику; выражать свою точку зрения

Беседа, проблемные задания

59

Из истории эссе

1

Комбинированный

Работа над содержанием понятия эссе. Жанры устной и письменной речи

Извлечение
необходимой информации
из справочной литературы

Уметь: анализировать
и интерпретировать худо-
жественное произведе-
ние, используя сведения по истории и теории
литературы

Организация совместной учебной деятельности

60

А. В. Вампилов. «Несравненный Наконечников». Особенности жанра «водевиль»

1

Комбинированный

Приобщение к восприятию сатиры и юмора. Средства создания автором юмористического произведения. Серьезные проблемы веселого жанра

Извлечение
необходимой информации
из справочной литературы

Уметь: выразительно читать произведение; анализировать художественный текст; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку
зрения

Беседа, проблемные задания

61–

62

События и герои Великой Отечественной войны.
М. А. Шолохов. «Они
сражались
за Родину»

2

Комбинированный

Знакомство с творчеством М. А. Шолохова.
Характер главного
героя, его душевные
и нравственные качества. Главная мысль, жанр произведения. Идея и проблематика произведения

Свободная работа с текстами,
с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной учебной деятельности

63–

64

В. Г. Распутин. «Уроки француз-
ского»

2

Комбинированный

Значение названия
рассказа. Гуманизм произведения В. Г. Распутина. Характеристика героя произведения.
Определение отношения автора к герою.

Владение монологической
и диалогической речью

Знать: содержание прочитанного произведения; нравственную проблематику повести.

Уметь: самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции;

Беседа, проб-
лемные задания

Формирование навыков устной речи

использовать различные виды пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению

65

Роман.
Повесть.
Рассказ.

1

Комбинированный

Обзор богатства жанров, через которые раскрывается тема войны
(повторение с привлечением ранее изученных произведений). Работа над содержанием понятий
роман, повесть, рассказ

Извлечение
необходимой информации
из справочной литературы

Знать: жанры литературных произведений.

Уметь: анализировать
и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; привлекать целесообразные формы пересказа в соответствии с особенностями рода и жанра произведения

Беседа, проб-
лемные задания

66-67

Научно-фантастическая

литература.

Р. Шекли.
«Запах
мысли»

2

Комбинированный

Знакомство с творчеством писателя, характером главного героя, определение главной мысли произведения, поведения и характера главных героев, их душевных и нравственных качеств

Свободная работа с текстами,
с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации
на заданную
тему

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной учебной деятельности

68

Детективная литература.

А. Конан Дойл.
«Пляшущие человечки»

1

Комбинированный

Знакомство с творчеством писателя, характером главного героя, определение главной мысли произведения, поведения и характера главных героев, их душевных и нравственных качеств

Свободная работа с текстами,
с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации
на заданную
тему

Знать: содержание прочитанного произведения.

Иметь представление
о богатстве и многообразии жанров.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной учебной деятельности

69-70

Читатель-
ская конференция

2

Комбинированный

Умение характеризовать героя произведения, определять отно-
шение автора к герою. Формирование навыков устной речи

Владение монологической
и диалогической речью

Беседа, проб-
лемные задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс

календарон-тематическое планирование по литературе программа В.Я.Коровиной ( 2 часа в неделю, 70 часов)...

календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс по УМК В лебедева

Календарно-тематическое планирование по лиетратуре в 10 классе по УМК В.Лебедева ( 3часа в неделю, 105 часов)...

Календарно-тематическое план ирование по литературе 6 класс

Данное календарно-тематическое планирование подходит для учебного комлекса под редакцией Коровиной...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...