Анализ стихотворения Н. М. Рубцова "Звезда полей"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Разработка листа рабочей тетради

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon n.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Стихотворение Рубцова Н. М. «Звезда полей»

! Историческая справка

Николай Михайлович РУБЦОВ (1936-71) – известный русский поэт. Его творчество − проникновенная поэзия природы, сельской жизни (сборники «Душа хранит», 1969, «Сосен шум», 1970, «Стихотворения. 1953-1971», 1977). Одно из таких было написано в 1964 году − «Звезда полей».

                                                    Звезда полей

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей...

 Знаете ли Вы, как связано это стихотворение с биографи ей поэта?

       В середине 1964 года поэт был отчис лен из Литературного института. Осенью 1964 года Н.М.Рубцов возвращается в Никольское, где прошло его детство. Здесь начался расцвет его творчества, он окончательно решил для себя, что его звезда поэзии горит «для всех тревожных жи телей земли», бросая свой приветливый луч «поднявшимся вдали» городам. «Звезда полей» ознаменовала начало зрелого творчества поэта.

&   Словарная работа

 Ребята,  что означают следующие слова: «заледенелый», «полынья», «потрясе ние», «угасать»?

Заледенелый — заледеневший, покрыв шийся льдом.

Полынья — незамерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря.

Потрясение — 1) глубокое, тяжело переживаемое волнение; 2) полное изменение, коренная ломка чего-нибудь.

Угасать — то же, что и гаснуть.

 Ответьте на вопросы:

1.    Когда написано стихотворение Н. М, Рубцова «Звезда полей»? (Оно написано в 1964г).

2.    К какому жанру лирики относится это сти хотворение? (Элегия).

3.    О чем это стихотворение? (В стихотворе нии «Звезда полей» описывается звезда, сияю щая над зимними просторами родины. Стихотво рение «Звезда полей» — это размышление автора о его привязанности к родному краю.)

4.    Какие образы возникают при чтении сти хотворения? (При чтении стихотворения возни кают образы звезды, родины, простора полей, вечной красоты родной земли).

5.  Что в приведенных строках символизирует звезда?

 

Звез да полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою…

Звезда полей — это символ Родины, ее красоты, неповторимости и значимости для каждого человека. 

Творческая мастерская

Анализ содержания стихотворения.

  1. Когда горит звезда?

Обратите внимание на эти строки:

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая…

 Звезда горит всегда:   ночью, зимой, осенью… - вечно.

2.   Где горит звезда? (Над полями, над городами, над всей планетой.)

3.    Для кого горит «звезда полей»? («Для всех тревожных жителей земли».)

4.    Как вы думаете, кто такие «тревожные жители земли»? (Это современники поэта, городская жизнь, суета не оставляют времени любоваться звездой, которая является символом  света, доброты, душевного спокойствия, а это всё связано с понятием «Родина».)

5.   Где же звезда «восходит ярче и полней»?

           

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней…

(Н. М. Рубцов имеет в виду свою Родину.) 

6.  Какие чувства испытывает лирический герой? Покажите это на примере строчек из стихотворения.  (Лирический  герой испытывает любовь к родной земле, счастье сознавать свою принадлежность к ней, всеобъемлющую радость, волнение):

                        

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей...

  

Вспомните понятия о рифме, ритме, стихотворном размере, потому что они имеют немаловажное значение при анализе лирического произведении. Перед вами действия, которые необходимо выполнить, чтобы определить стихотворный размер. Восстановите последовательность этих действий.

А) Назовите размер стихотворения.

Б) Расставьте ударения во всех словах.

В) Прочитайте стихотворение.

Г) Разделите слова на слоги.

Д) Составьте схему стиха.

Е) Отметьте в нарисованной схеме стопы.

 

(Правильный ответ: В, Б, Г, Д, Е, А.)

 

Определите размер стихотворения Н. М. Рубцова «Звезда полей». 

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

 ___  - безударный слог

   /    - ударный слог

 СХЕМА СТИХА:

__ / __ / __ / __/ __ __

__ / __  __ __ / __ / __ __      

 

Пятистопный ямб с перрихиями  (стопа  ямба или хорея с пропущенным ударением)

В стихотворении сочетаются мужская и женская рифмы. Рифмовка перекрёстная: АБАБ.

 

7. Как вы думаете, ребята, с какой целью автор строго соблюдает размер строфы, рифмовки? ( Это помогает Н. М. Рубцову передать свои размышления, чувства.)

 Творческая мастерская

Анализ средств выразительности.

Найдите   в тексте стихотворения примеры средств языковой выразительности, которые помогают автору передать свои эмоции, и заполните таблицу.

 

Средства языковой выразительности

Примеры

эпитеты

Во мгле заледенелой, лучом приветливым, для всех тревожных жителей земли, зимним серебром, золотом осенним.

метафоры

Горит над золотом осенним, горит над зимним серебром, сон окутал родину мою.

олицетворения

Звезда.., остановившись, смотрит в полынью;  своим лучом приветливым касаясь.

антитеза

Теплу осеннего золота, неугасимому свету звезды противопоставлена мгла заледенелая, полынья.

анафора

Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром…

 повтор

«Звезда полей» в стихотворении повторяется 5раз. Этот образ открывает стихотворение и завершает его. Глагол ГОРИТ повторяется также 5раз, создавая ощущение вечного источника тепла и света.

Сделайте вывод.

С какой целью Н. М. Рубцов использует различные средства художественной выразительности? (Для того, чтобы выразить свои чувства, эмоции, донести их до нас, читателей, Н. М. Рубцов использует ещё  различные средства художественной выразительности.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвокультурологический анализ цикла стихотворений А. Блока "На поле Куликовом"

Анализ лингвокультурологического пространства стихотворного цикла А. Блока....

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

Урок литературы в 6 классе. Тема: «Особенности пейзажной лирики в творчестве Ф.И.Тютчева». Обучение анализу стихотворения ( «Неохотно и несмело», «Весенняя гроза», «С поляны коршун поднялся…»)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКАВ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕОБЩАЯ ЧАСТЬПредметЛитератураКласс6Тема урока Тема: «Особенности пейзажной лирики в творчестве Ф.И.Тютч...

Урок внеклассного чтения в 11 классе "Муза и гений." (Анализ стихотворения Поль Элюара «Прекрасная и похожая»)

Урок рассчитан на 2 часа. Урок знакомит выпускников с творчеством сюрреалистов, осуществляет метапредметные связи через музыку, живопись, литературу;формирует  метапредметные понятия: муза и гени...

Николай Михайлович Рубцов, биография,анализ стихотворения "Звезда полей"

Презентация по литературе для 6 класса Николай Михайлович Рубцов, биография,анализ стихотворения "Звезда полей"...

КОНСПЕКТ УРОКА: «ТИХАЯ» РОДИНА В ТВОРЧЕСТВЕ Н. РУБЦОВА. АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ» 6 КЛАСС

Цели урока: 1.Создать условия для знакомства учащихся с жизнью и творчеством Николая Рубцова, актуализации интереса к лирике поэта....