Конспект урока "Пушкин в Лицее"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

казанцева людмила геннадьевна

Конспект урока литературы в 10 б классе. Класс этот  оборонно-спортивного профиля. Юноши от каникул до каникул живут в пришкольном интернате вдали от родителей. Носят форму, военную форму. Подчиняются распорядку дня. В равных, одинаковых для всех условиях проявляются разные характеры, разные способности. Почти как в Лицее. Почти. Поэтому тема "Пушкин в Лицее" близка каждому кадету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_pushkinu.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе (УМК Кутузова А.Г.).

А.С.Пушкин. Лицей.

10б класс -  профильный кадетский класс, 10б КОСП, т.е. класс оборонно-спортивного профиля. Этот профиль открыт в нашей школе 8 лет назад. В 10б и 11б классах учатся мальчики из разных уголков Забайкальского края и России. Они летом сдают вступительные экзамены, а  1 сентября приступают к занятиям. Живут в пришкольном интернате, с родителями видятся только во время каникул, поэтому лицейская тема им очень близка.

Подтянутые, в классических костюмах, в белых рубашках и галстуках,  воспитанники КОСП входят в кабинет литературы (кадетами они станут в последний день I четверти. Тогда, дав клятву кадета, надев зелёные береты, они получат право носить военную форму. Это тоже сближает их с Пушкиным: у них будет своё 19 октября).

Столы в этот день расставлены необычно: мы все сидим  локоть к локтю и видим лица друг друга. На экране -  изображение здания Лицея, Пушкина-лицеиста в форме. Звучит музыка Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель».

  1. Я начинаю говорить о том, что жизнь не имеет черновиков, что каждый день в ней значим и неповторим,  что ребята сейчас проживают -  а я вместе с ними – важнейший период жизни. И поможет  это понять Пушкин с его знаменитой строчкой: «В начале жизни школу помню я…» На столах перед ребятами и другие строки Пушкина: «Друзья мои, прекрасен наш союз!...» Сможем ли мы вслед за Пушкиным воскликнуть так через два года? В чём феномен пушкинского класса? Пушкинского лицея? Может, пушкинский класс поможет нам увидеть себя со стороны? Ведь мы так похожи! Или не похожи? Эти раздумья вы потом изложите на бумаге. А пока…
  2. А пока поговорим о том, как было принято решение отправить Пушкина именно в этот лицей. Вы в это время вспоминаете, а как в вашей семье было принято трудное решение обучать ребёнка вдали от дома.

Ребята рассказывают о том, что решение обучать Пушкина в Царскосельском лицее пришло не сразу. Это спасибо дяде Василию Львовичу Пушкину, который обо всём новом узнавал раньше прочих лиц, а не то учиться бы племяннику в модном тогда иезуитском коллеже. Рассказывают о программе Лицея, о директорах, о преподавателях. А потом делятся своими воспоминаниями о том, как в их семьях принималось столь непростое решение: узнали от знакомых, от родственников, от кадетов  Даурской школы, из газетных статей, из телевизионных передач о таком необычном профиле, о том, как думали, совещались, советовались…

  1. Быт лицеистов. Сравните с теми условиями, в которых живёте вы.

Воспитанники КОСП, основываясь на записках И.И.Пущина, рассказывали о том, как выглядел Лицей, как был устроен, как был организован быт лицеистов. Иронизировали, что, конечно, сами они живут не во дворце, но условия для учёбы и отдыха хорошие: уютно, тепло, по-домашнему. Сравнивали режим дня, отмечали разницу.

  1. Внеурочная деятельность. Лицеисты шалили, безумствовали, оригинальничали, самоутверждались. Рисовали, писали стихи, оформляли рукописные журналы, состязались. Обо всём об этом воспитанники КОСП узнали из книги Ю.Тынянова «Пушкин».

Зашифруйте свои фамилии. Способы шифровки можно позаимствовать из книги Ю.Тынянова или придумать самим.

Шифры получились интересные. Но – дети времени – некоторые использовали  понятия, вроде «Оппозиционер»,  один молодой человек даже придумал окказионализм «Репрессионер». Дальше, в ходе изучения темы, пытаемся красной нитью провести мысль: «Пушкин – дитя гармонии, созидатель Гармонии, душа Света»…Станьте солнцем…

  1. Вы все помните процедуру вступительных испытаний    в КОСП (письменные экзамены по профильным предметам: по русскому языку – изложение, по математике – контрольная работа,   по истории и обществознанию -  тестирование, по физической культуре – соответствие нормативам,  профотбор). А вот будущие лицеисты сдавали экзамен по этике. Что такое этика? Попробуем и мы свои силы в той теме, которая была предложена Пушкину: «Мои добродетели по отношению к родителям, к друзьям, к государству». Объясните слово «добродетель». У нас немного времени, поэтому вы вольны выбрать, о добродетелях по отношению  к кому вы будете писать.

Ребята писали, конечно, о родителях, о том, как они в благодарность за любовь будут отвечать им любовью и заботой.

  1. А сочинения свои подпишите зашифрованной фамилией. На доске приготовлен плакат, на котором написано: «Для удовольствия и пользы». Откуда такое название? Да, так назывался рукописный журнал. А ещё какие названия были у лицеистов? «Лицейский мудрец», «Неопытное перо». Прикрепите свои сочинения к ватману. Вот у нас получилась рукописная газета.

Потом эту газету я покажу родителям на одном из родительских собраний. Родителям будет очень приятно. Такой урок я провожу уже не первый раз, и  газету с урока по Пушкину я вывешивала на выпускном вечере. Родители читали, узнавали почерки своих детей, брали сочинения на память и плакали: там были такие пронзительные слова любви, которые дети стесняются произносить вслух...

  1. А ещё лицеисты играли. Да, и в снежки в день открытия Лицея. И прозвища получали, и наказания. Как шалили? Как развлекались? Как учились? Как влюблялись? Как дружили? Как именно в Лицее Пушкин стал Пушкиным.

И снова записки И.И.Пущина, материалы двухтомника Б.Томашевского «Пушкин», книга Генриха Волкова «Мир Пушкина», книга Марка Сергеева «Перо поэта»…

  1. А дальше – игра. О ней я прочитала в воспоминаниях П.В.Анненкова: «…Наклонность к литературе составляла характеристическую черту лицейского воспитания. Между прочим, воспитанники выдумали  довольно замысловатую игру. Составив один общий кружок, они обязывали каждого или рассказать повесть или, по крайней мере, начать её. В последнем случае следующий за рассказчиком принимал её на том месте, где она остановилась, другой развивал её далее, третий вводил новые подробности и так до окончания, которое иногда не скоро являлось. Дельвиг первенствовал на этой, так сказать, гимнастике воображения; его никогда нельзя было застать врасплох: интриги, завязки и развязки были у него всегда готовы. Пушкин уступал ему в способности придумывать наскоро происшествия и часто прибегал к хитрости. Помнят, что он раз изложил изумлённым и восхищённым слушателям своим историю двенадцати спящих девушек, умолчав об источнике, откуда почерпнул её. Между тем, при таком же случае, он ещё в грубых чертах, разумеется, передал и две повести, им самим придуманные: «Метель» и «Выстрел», которые позднее явились в повестях Белкина».

Сыграем? Я начинаю игру, говорю первую фразу и передаю эстафету следующему – ладонью о раскрытую ладонь. (Играю и со своими шестиклассниками, которые игру эту полюбили и быстренько окрестили её «Ладошка». Часто сами предлагают: «Давайте в ладошку сыграем!»)

   Первая фраза была такая: «Стояла глухая ночь. Герман подошёл к окну…» В таком начале  скрыта аллюзия, но, к сожалению, никто её не узнал, и началось повествование, содержащее упоминание о прогулке по двору, покупке «Сникерса», бегстве от толпы и возвращении во двор. В рефлексивной части урока авторы сокрушались, что получившийся  рассказ не понравился, что  следует  повторить попытку, что вот уж на этот раз…Равнодушных не было, и каждый думал о том, какой поворот сюжета достанется вести ему.

  1. Рефлексия.

 - Что думаете о своей работе на уроке?

- Было интересно работать, слушать, писать, фантазировать.

  1. Домашнее задание. Сочинение «Пушкинский лицей и наша кадетка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект внеклассного мероприятия «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»

Мероприятие, посвященно 200-летию со дня создания Царскосельского  лицея, «…Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует Лицей!» ...

Конспект внеклассного мероприятия «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»

Внеклассное мероприятие посвящено 200-летию со дня основания Царскосельского лицея....

Конспект урока по РСВ и ФП с ученицей 1 класса. Тема: 1.Речевой материал, связанный с организацией занятий. Выполнение поручений. Части тела и лица . 2. Правило орфоэпии. Звуки: К, Х, Р.

В конспекте предложены упражнения и  задания для автоматизации звуков к и х, постановки звука р, тренировки в соблюдении орфоэпического правила: оглушение звонкого согласного звука г на конце сло...

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе "Гигиена девушки.Уход за кожей лица"

Обучающая цель урока:-сформировать представление об основных типах кожи, массажных линиях лица, правилах основного ухода;-актуализировать знания учащихся о гигиене, об уходе за кожей лица....

Никитина Н.Н. учитель химии МОУ "Лицей № 47"г. Саратов. Подготовка ЕГЭ.. Химические свойства предельных одноатомных спиртов ( конспект лекции для учащихся )

Подготовка к ЕГЭ.Химические свойства предельных одноатомных спиртов. Учащиеся воспользовшись предложенным конспектом смогут ответить на следующие вопросы:1. Какие типы химических реакций  будут х...

Проект "Лицей курс на здоровье" как часть Программы развития Муниципального автономного общеобразовательного учреждения лицей № 27 г.Улан-Удэ на 2010 – 2015 гг. «Лицей 21 века»

Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной.     В уставе Всемирной организации здравоохранения ...