Конспект урока по РСВ и ФП с ученицей 1 класса. Тема: 1.Речевой материал, связанный с организацией занятий. Выполнение поручений. Части тела и лица . 2. Правило орфоэпии. Звуки: К, Х, Р.
план-конспект по теме

Нечеса Марина Валерьевна

В конспекте предложены упражнения и  задания для автоматизации звуков к и х, постановки звука р, тренировки в соблюдении орфоэпического правила: оглушение звонкого согласного звука г на конце слов; развития слухового восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt__uroka__po__rsv_i_fp__s__uchashcheysya__1.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока РСВ и ФП с ученицей 1-го класса.

Учитель Нечеса Марина Валерьевна

ГБС(К)ОУ ШИ I-II вида  города Тихорецка, Краснодарского края

Диагноз ребёнка: двусторонняя  сенсоневральная  тугоухость  третьей  степени.

 Тема: 1.Речевой  материал,  связанный  с  организацией  занятий.

             Выполнение  поручений.

             Части  тела  и  лица .

            2. Правило  орфоэпии.

                Звуки: К, Х, Р.

Цели: 1.Различение  вопросов: У  тебя  есть..?  У  тебя  нет..?

              на  материале  «части  тела  и  лица».

              Различение  на  слух  и  выполнение  поручений.

            2.Постановка  звука Р;  автоматизация  звуков  Х,  К.

             Повторение  и  применение  на  практике  орфоэпического  правила:

             оглушение  звонких  согласных  на  конце  слова  (звук г).

Оборудование: звукоусиливающая аппаратура , зеркало,  карточки с      заданиями,  музыкальная кукла с заводным механизмом.          

                                   Ход  занятия.

     Организационный  момент.

 -  Оксана, поздоровайся. / -  Здравствуйте.

 -  Сними аппарат и надень наушники. Как ты слышишь? / - Я слышу хорошо.

 -  Куда  ты  пришла? / - Я  пришла  в  слуховой  кабинет.

  1. Формирование  произношения.

Дыхательная  гимнастика.

- Будем  дышать. Встань,  положи  одну  руку  на  грудь,  а  другую  на  живот:

      вдох            выдох

      вдох            ф___________

      вдох             в___________

      вдох             ф_____в_______

Артикуляционная  гимнастика.

-  Будем  делать  артикуляционную  гимнастику.  Первое  упражнение            «Заборчик»:  улыбнись,  покажи  зубы,  закрой  рот. (упражнение  выполняется  2-3  раза).

«Трубочка»:  вытяни  губы  трубочкой,  расслабь  губы. (2-3 раза).

«Домик  открывается»:  улыбнись,  медленно  открой  рот,  медленно  закрой  

рот. (2-3  раза).

«Лопаточка»:  улыбнись,  медленно  открой  рот,  положи  широкий  край  языка  на  нижнюю  губу,  спрячь  язык.(2-3 раза).

«Иголочка»:  открой  рот,  покажи  язык,  сделай  его  узким  как  иголочка,  спрячь  язык,  закрой  рот.(2-3 раза).

«Маляр»:  улыбнись,  открой  рот,  кончиком  языка  води  по  нёбу  вперёд-назад.

«Лошадка»:  улыбнись,  открой  рот,  пощёлкай  кончиком  языка.

И  последнее  упражнение  «Гармошка»:  улыбнись,  приоткрой  рот,   присоси  язык  к  нёбу,  медленно  открывай  и  закрывай  рот.

Звук  Р.

    - Будем  учиться  слушать  и  различать  звук  Р.

  1. Выработка  слуховых  дифференцировок.

       -  Будем  различать  звук  Р  на  слух. Это  корова  мычит :  МУ___.

          Это  тигр  рычит:  Р___.  Послушай  и  покажи  нужную  картинку.

          Это -  «нога»,  а  это  -   «нора».  Послушай  и  выбери  нужную  

          картинку.

  1. Уточнение  артикуляции.

  -  Будем  уточнять  артикуляцию  звука  Р. Посмотри  на  профиль  и    

     ответь  на  вопросы:

  -  Кончик  языка  вверху  или  внизу? /  -  Кончик  языка  вверху.

  -  Какую  форму  имеет  язык?  /  - Язык  имеет  форму  ложечки.

  -  При  произнесении  звука  Р  голос  есть? /  -  Голос  есть.

3.  Вызывание  звука  Р  с  помощью  фоноритмики.

   - Скажем  звук  Р  с  помощью  фоноритмики.  Встань.  Протяни  руки      

     вперёд.  Напряги  руки  и  ноги.              

     4.Первоначальное  закрепление  звука  Р.

       -  Скажем  слоги  со  звуком  Р:  ра,  ро,  ру,  ры.

          (Произнесение  каждого  слога  сопровождается  упражнением

           пальчиковой  гимнастики  «Пальчики  здороваются».)

Звук  Х.

      -  А  сейчас  будем  учиться  слушать  и  говорить  звук  Х.

      1.  Выработка  слуховых  дифференцировок.

       -  Будем  различать  звук  Х  на  слух.  Посмотри  на  картинки.  Девочка

           восхищается:  «Ах!»,  мальчик  боится  осы:  «Ай!» Послушай  и    

           покажи  нужную  картинку. (Междометия  произносятся  за  экраном

           в  хаотичном  порядке,  исключающем  догадку  со  стороны  уче-

           ницы. В  случае  нераспознания  междометий  после  третьего

           предъявления,  речевой  материал  предъявляется  слухозрительно).

         - Вот  ещё  две  картинки. Этот  мальчик  охает:  «Ох»,  а у  этого

           мальчика  пальчик  болит: «Ой». Послушай  и  покажи  нужную  

           картинку.

2.  Работа  с  профилем  звука.

  -  Будем  уточнять  артикуляцию  звука  Х.    

     (Перед  ребёнком  выкладываются  профили  двух  звуков:  Р  и  Х)

  Посмотри  внимательно  на  эти  профили  и  выбери  профиль  звука  Х.

 - Молодец,  а  это  профиль  какого  звука?/ - Р.

3. Выполнение  фоноритмических  движений  со  звуком  Х.  

 - Скажем  звук Х  с  помощью  фоноритмики. Встань. Положи  руки  на  

  диафрагму.  Скажем  вместе :  «ха-ха-ха».  Скажи  сама.  

4.Автоматизация  звука  в  предложениях.

  - Посмотри  на  картинку.  Послушай  задание:  составь  предложения,

    Хорошо  говори  звук  Х./  - Я  хочу  орех  (халву, хурму, уху, горох).

                                                   - Я  не  хочу  ……………… .

Звук  К.

- А  теперь  будем  учиться  слушать  и  говорить  звук  К.

1.Выработка  слуховых  дифференцировок.

-  Будем  различать  звук  К  на  слух. Курочка  кудахчет: «ко-ко-ко»,  а  мальчик  удивляется: « о-о-о».  Послушай  внимательно  и  выбери  нужную  картинку.

- Посмотри  на  эти  картинки. Это – «рот»,  а  это  -  «кот». Послушай  и  покажи  нужную  картинку.

2. Работа  с  профилем  звука.

 (Перед  ученицей  выкладываются  профили  трёх  звуков: Р, Х  и  К.)

- Вспомним  артикуляцию  звука  К.  Выбери  из  этих  профилей  профиль  звука  К. 

- Профили  каких  звуков  на  этих  картинках? /  -  Р,  Х.

3. Выполнение  фоноритмических  движений  со  звуком  К.

- Скажем  звук  К  с  помощью  фоноритмики. Встань. Ноги  вместе,  руки  согнуты  в  локтях. Скажем  вместе: «ка-ка-ка».  Скажи  сама.

4. Автоматизация  звука  в  словах  и  предложениях.                                 

      - Послушай  задание:  назови  картинки.  Хорошо  говори  звук  К.

        / - Кофта,  футболка,  кроссовки,  майка,  юбка.

      - Ответь  на  вопрос:  что  лишнее? / - Лишнее – кроссовки.

      - Дополни  предложения:

         Юбка,  майка,  футболка, кофта  - это   …  / -  одежда.

        Кроссовки – это  …/  -  обувь.

      - Послушай  новое  задание:  назови  детёнышей  и  их  мам. Помоги  

      мамам  найти  своих  детёнышей – проведи  пальцем  по  дорожке  от              

       мамы  к  детёнышу.(При  выполнении  задания  ребёнок  пользуется  

      каждым  пальцем  сначала  правой,  а  затем  и  левой  руки  по  очереди).

      / - Коза – козлёнок,  корова -  телёнок,  собака – щенок,  кошка – котёнок,

           утка – утёнок).

Правило  орфоэпии.

-  А  сейчас  будем  повторять  правило  орфоэпии.

1. Работа  с  текстом  правила.

- Послушай  правило.  Повтори.(прочитай).


     Звонкие  согласные  в  конце  слова  произносятся  как  глухие.



                В  конце  слова  звук  г  произносится  как  к.


2.Применение  правила  на  практике.

 - Вот  задание:  послушай  предложение  и  дополни  его  по  картинке.

Дети  пришли  на  …. /  берег  реки.

Олег  поймал ………./  сапог.

Вика  режет   ……./   пирог.

Коля  рисует ……./  стог.

В  альбоме  нарисован  …./   носорог.

Плывёт  пароход ………/   Варяг.

На  пароходе   ……../   флаг.

2.Развитие  слухового  восприятия.

  1. Различение  на  слух  вопросов :  У  тебя  есть?  У  тебя  нет?

- Будем  учиться  различать  на  слух  вопросы:  У  тебя  есть?  У  тебя  нет?

                                                 нос?

                                                  рот?

                                                  ноги?

     У  тебя  есть                        хвост?

                                                  уши?

/  У  меня  есть  рот(……)

    У  меня  нет  хвоста.

  1. Выполнение  самомассажа  по  речевым  инструкциям.

- Сними  аппараты  и  надень  наушники. Будем  делать  самомассаж.

(  на  столе  перед  ребёнком  карточки  с  названиями  упражнений  самомассажа:  « расчешем  волосы», «погреем  щёчки»,  «умоем  лицо»,  «ротик  улыбается», «ротик  грустит», «погладим  подбородок», «глазки  спят», «нарисуем  усы»)

-Послушай  и  покажи  табличку.(после  правильного  выбора  ребёнком  таблички,  упражнение  выполняется  и  ребёнком  и  учителем).                                       

3 .Выполнение  поручений.

 

- Сними  аппараты. Будем  выполнять  поручения.  Слушай  внимательно.

  Если  выполнишь  поручение  правильно,  то  кукла  для  тебя  станцует.

                                                   уши

                                                    ноги

                                                     рот

                                                     руки

Покажи  на кукле                      щёки

                                                     глаза

                                                      нос

/ - Это  руки (…….).

Итог  урока.

- Урок  подошёл  к  концу.  Давай  вспомним,  что  же  мы  сегодня  делали  на  уроке.

(Перед  девочкой  на  столе  выкладываются  таблички  с  названиями  этапов  урока:  «учились  хорошо  говорить  звуки ..», «повторяли  правило  орфоэпии»,  «отвечали  на  вопросы», «делали  самомассаж»,  «выполняли  поручения»  в  неправильном  порядке  и  наборное  полотно « Сегодня  на  уроке  мы ..». Ученица  выставляет  таблички  в  том  порядке,  в  котором  проходили  соответствующие  этапы  урока  и  одновременно  проговаривает  их.)

- Что  мы  делали  сначала?

-  Потом?

-  После  этого?

-  Затем?

- Молодец. Ты  сегодня  старалась  и  оценка  тебе  «5+»

Попрощайся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по физической культуре для учащихся 6 класса. Тема урока: «Баскетбол»

Закрепление технических приёмов игры в баскетбол. Основной метод - круговая тренировка....

Конспект урока по физической культуре для учащихся 11 классов Тема урока: Легкая атлетика

Обучение технике бега на средние дистанции.  Развитие прыгучести, выносливости, координации. Коррекция двигательной активности. Воспитание активности, решительности, дисциплинированности....

План-конспект урока по профильному труду (швейное дело) 8 класс. Тема урока: Построение чертежа втачного рукава и притачной манжеты в М1:4.

Формирование умений и навыков по построению чертежа  в М1:4 втачного рукава и притачной манжеты....

Конспект урока по физической культуре для 5 а класса Конспект урока по физической культуре для 5 а класса Тема: Совершенствование ловли и передачи мяча на месте и в движении.

Конспект урокапо физической культуре для 5 а класса Тема: Совершенствование ловли и передачи мяча на месте и в движении. Основные задачи:1.Совершенствование ловли и передачи мяча на мес...

Конспект урока по физической культуре для учащихся 5 классов. Тема урока: «Ведение мяча и передача двумя руками от груди в баскетболе».

Конспект урока по физической культуре для учащихся 5 классовТема урока: «Ведение мяча и передача двумя руками от груди в баскетболе».Основные задачи урока:Научить ведению мяча правой и лев...