Путешествие в литературу
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Урок- обобщение по теме "Устное народное творчество" в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_literaturu.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий игры-путешествия в «Страну неписаной литературы» для 5 класса

по курсу устного народного творчества в рамках

 недели русского языка и литературы.

Домашнее задание:

каждой команде подготовить не менее одного примера  колыбельной песни, потешки, считалки, заклички, скороговорки, дразнилки, загадки, пословицы;  вспомнить сказки.

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы встретились с вами для того, чтобы отправиться в заочное путешествие в страну неписаной литературы.

-Где же находится эта страна? Кто живет в этой стране?

Это мир устного народного творчества русского народа. Те простые русские люди, которые давным-давно пели песни, придумывали загадки, рассказывали сказки, не умели ни читать, ни писать. Но их песни, сказки, загадки не забылись, не пропали. Они бережно передавались из уст в уста, от родителей к детям.

Сегодня мы вспомним только немногие пословицы, поговорки, загадки, сказки, потешки, считалки, скороговорки и дразнилки, но, может быть, некоторые из них вы запомните, а потом расскажете другим, - и вот снова заживет новой жизнью художественное слово русского народа, дошедшее до нас из глубины веков.

-Для кого же создавались эти произведения литературы? Конечно, для детей!

1. Ребенок еще не умеет ни говорить, ни ходить, а ему уже поют колыбельные песни, из которых он узнает, что надо спать, не мешать взрослым работать.

  1. Каждая команда должна спеть по одной колыбельной песне. Если вспомнят еще несколько примеров, получат дополнительные очки.

А бабай, а бабай, ты, собаченька, не лай, и гудочек, не гуди, нашу Маню не буди.

Баю-баюшки.баю, не ложися на краю, придет серенький волчок и укусит за бочок.

2. Когда ребенок подрастал, начинал повторять слова, движения взрослых, взрослые придумывали для него побайки. Что же это такое? Известная нам новогодняя игра-песня «Шла коза по лесу» - не что иное, как побайка-потешка.

  1. Приведите по одному примеру побаек-потешек. ( Идет коза рогатая, рогатая, бодатая, кто кашу не будет есть, забодает-забодает;  Ладушки-ладушки, где были, у бабушки. Чего ели- кашу, чего пили – бражку. Ели-поели – кыш! улетели!)
  1.  Ребенок в 3-4 года знал уже много игр, чтобы и себя, и других занять. Ваша задача назвать как можно больше народных игр ( в том числе и детских). Каждая команда называет по одной игре.
  1. Гуси, золотые ворота, каравай, баба сеяла горох, коршун и цыплята, короли, сеять мак, лиса, камушек (щепочка), матушка (камушки), лапта, горелки, скалки (догонялки), прятки, жмурки, чехарда, городки, молчанки..

4.  Так, игры мы вспомнили. А ведь во многих играх были ведущие.А чтобы их найти, надо сосчитаться. Кто сколько считалок знает?    Эники-беники, ели вареники…

5. А что делать ребятам, когда идет дождь или стоят морозы?  Ребята и здесь не скучают, добрую погоду зазывают.

  1. Назовите по одному примеру песен-закличек.(Бабочка-коробочка! Радуга-дуга!..)

6. Песенки-заклички не сразу действуют, иногда приходится ждать долго, поэтому не будем скучать, давайте скороговорки сказывать.

  1. Сначала каждая команда рассказывает свою скороговорку, потом я раздаю каждой команде по три скороговорки, вы читаете их 1минуту, а затем рассказываете всем на спор, у кого лучше получится.

7. А как вы думаете, есть ли польза от дразнилок? Например, рыжий-рыжий, конопатый, убил дедушку лопатой! В данном случае – нет. А польза есть, когда дразнилка учит человека быть лучше.

  1. Ваша задача назвать такие дразнилки, которые бы не высмеивали, а поучали человека.

 8. Детской игрой, полезной забавой является в наши дни и загадывание загадок..

Вы сейчас будете загадывать друг другу загадки. А теперь, чтобы набрать дополнительные очки, отгадайте мои сложные загадки.

9. У кого есть ответы на все случаи жизни: и когда горе, и когда радость. На всякое переживание, на любую новость откликнется, даст совет, утешит, развеселит пословица. Пословица – это яркое, образное выражение. Если я скажу: чем раньше ты будешь вставать, тем больше дел ты успеешь сделать, - разве это пословица?

А если так: На печи лежа генералом не будешь?

  1. Ваша задача: соединить части пословиц стрелками.  А сейчас я прочитаю вам пословицы народов мира, а вы приведите мне синонимичные пары русских пословиц.

10. « В некотором царстве, в некотором государстве…»  Эти слова для всех детей и взрослых звучат как позывные. Только услышишь, сразу узнаешь, о чем идет речь. А дальше речь пойдет.. о сказках, о самых любимых произведениях устного народного творчества.

Я вам прочитаю отрывок из сказки, а вы должны дать точное название сказки.

Вот и подошло к концу наше путешествие, хотя мы прошли путь изучения УНТ не полностью, т.к. еще не изучили былины, песни и частушки. Отправимся в путешествие в следующем году.

Всем спасибо за внимание,

За задор, веселый смех,

За огонь соревнования,

Созидающий успех.

Вот настал момент прощания,

Будет краткой наша речь.

Говорим мы: «До свидания!

До счастливых новых встреч!»

А теперь подводим итоги нашего конкурса.

Предоставляем слово жюри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок-путешествие по литературе "Что движет солнце и светила?"

Урок по поэме Н.А.Некрасова "Русские женщины" .Литература 7 класс.Продолжительность 2 урока. Цель:раскрыть историческую основу поэмы, показать величие духа русских женщин,отправившихся вслед за осуждё...

Путешествие в литературу

Обобщающий урок по литературе. Повторение фольклора, поэзии, прозы за 5-7 классы....

Урок – путешествие по литературе в 8 классе. А.С.Пушкин на Донской земле.

Урок разработан с использованием регионального компонента. Знакомит учащихся с пребыванием великого поэта на донской земле  и его впечатлениями, высказанными в стихотворениях....

Разработка урока-путешествия по литературе "В мире сказок и историй Х.К.Андерсена"

Урок-путешествие по творчеству сказочника Х.К.Андерсена...

Урок-путешествие по литературе в 5 классе "Путешествие по литературному зазеркалью".

Данный урок помогает выявить уровень литературного развития учащихся, выяснить, какие произведения оказались важными в нравственном взрослении ребят....

Путешествие по литературе XIX века

Мероприятие  проходит в форме путешествия по станциям: "Пушкинская", "Онегинская". "Гоголевская", "Чичиковская", "Лермонтовская " и "Печорин...

Урок-проект по литературе "Путешествие в литературию. Страна Сказок"

В данном методическом материале показана работа по проектной технологии    на уроках литературы в 5 классе. Приведенный пример урока  рассматривается как реализация проектного об...