Урок-проект по литературе "Путешествие в литературию. Страна Сказок"
учебно-методический материал по литературе (5 класс)

Квардакова Ольга Павловна

  В данном методическом материале показана работа по проектной технологии    на уроках литературы в 5 классе. Приведенный пример урока  рассматривается как реализация проектного обучения, которое    позволяет создать наилучшие условия для максимальной реализации личностного потенциала учащихся, самопознания и усвоения способов саморазвития, самоутверждения, самореализации личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Учебно-методический материал31.69 КБ

Предварительный просмотр:

Методический материал для учителя

« Проектная деятельность на уроках литературы в 5 классе»

На мой взгляд, к  проектной деятельности  ученики могут приступить уже в 5-ом классе. Этому возрасту в наибольшей степени соответствуют творческие проекты. Для таких проектов характерно творческое осмысление учащимися художественного текста и создания оригинальных работ. Это может быть совместная  презентация, электронный журнал, сочинение - рассказ, видеофильм, сценарий праздника, драматизация и т.д. Необычные по форме, такие проекты вызывают особый интерес учащихся, при этом учитель решает серьезные образовательные задачи.

  Уроки литературы провожу в соответствии с программой  В.Я.Коровиной, которая  в большой степени способствует претворению в жизнь литературно-творческих проектов, где особая роль отводится творческим работам и заданиям, ориентированным на развитие творческого потенциала учащихся и на формирование у них литературно-художественных умений. Содержание творческой деятельности, которую можно осуществить в форме проектов, заложено в самой программе: изучение каждого раздела заканчивается созданием целостного текста определенного жанра, где мир и специфика художественного произведения определяются законами этого жанра. Учащиеся сочиняют стихи, сказки, рассказы, сценки и т.д. индивидуально или, если работа вызывает затруднения, в группах.

Самый главный проект, который создает каждый учащийся в своей школьной жизни неоднократно и который представляет на выпускном экзамене, - это сочинения. И работа по обучению учащихся написанию сочинения начинается в 5 классе с таких вот мини-проектов. Учитель уже учит создавать литературно-творческие проекты: вычленять основные проблемы, находить пути их решения, аргументировать, анализировать, синтезировать. Для многих школьников написание сочинения продолжает оставаться наиболее сложным видом работы. Чтобы помочь учащимся овладеть методикой и технологией создания сочинения, предлагаем написать сочинение в процессе не индивидуальной, а парной или групповой работы. После обсуждения предложенных тем ребята составляют план, тезисы, подбирают необходимые цитаты, возможные эпиграфы.

  Грамотно организованная проектная деятельность может стать основой  для формирования умения выражать разные точки зрения на одну проблему, принимать и критически переосмысливать позицию другого. С этой целью можно использовать ролевые проекты. При выполнении таких проектов участники принимают на себя определенные роли, предписанные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные отношения. Степень творчества здесь очень высокая, но основным видом деятельности является  игровая и ролевая. Ученики, выполняя такие проекты, получают возможность оказаться  в роли другого, выразить его мнение. Такие уроки-проекты,   становятся настоящим зрелищем, примером может служить  урок-концерт « Любимые басни И.А. Крылова». Обучающиеся выступают в роли ведущих, чтецов,   членов жюри.

Каждый из предложенных ниже проектов напрямую связан с литературным произведением или с особенностями биографии поэта или писателя. Описание проекта состоит из названия, указания на литературное произведение, его автора, цели, ожидаемых результатов работы, ключевого вопроса, тематических вопросов, методических рекомендаций, рекомендованной формы защиты, операционных карт по разработке тематических вопросов. Название проекта включает в себя ведущую тему дальнейшей работы (о чем говорится) или главную мысль соображений (идейное содержание проекта).

Цель работы формулируется как определенная задача по формированию составляющих жизненной компетентности учащихся. Кроме того, указанная развивающая (ориентировочная) и учебная цель. Формулируя ожидаемые результаты работы, учителю следует указать на конкретные качества характера, жизненные компетенции личности учащихся, которые должны быть сформированы в процессе проектирования и оказаться в реальной жизни. Ключевой вопрос - это проблема, которая составляет суть проекта.

УРОК ПРОЕКТ: « ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЛИТЕРАТУРИЮ. СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»

Тема: Сказки.

Тип урока: комбинированный

Вид проекта: продуктивный.

Тип проекта: групповой, творческий, межпредметный.

Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления информации, применение знаний в новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения знаний и умений.

Цели по содержанию:

  • - образовательная – проверить знания учащихся по теме “Сказка”;
  • - развивающая – продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации, оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности;
  • - воспитательная – формировать умение работать в коллективе.

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Оборудование:

  1. Цветные картинки с изображением сказочных героев, листы бумаги, карандаши, клей, учебники, книги со сказками.
  2. Памятка.

Планируемые результаты:

  •  уметь отличать жанры сказок, выразительно читать сказку по ролям, анализировать сказку, характеризовать героев сказки, отвечать на вопросы, сопоставлять сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация).

Ключевой вопрос:

  •  каковы особенности русских народных сказок, чему они учат?

Тематические вопросы:

  •  что такое сказка?
  •  какие есть виды сказок?
  •  сказочные герои, какие они?
  • характерные признаки сказок?

На уроке используется «Памятка. Русские народные сказки». Ученики знакомятся с ней  перед началом работы.

Далее урок строится в соответствии со структурными компонентами проектной деятельности.

Данный проект разработан в рамках учебной темы «Устное народное творчество. Сказки». В ходе поисковой деятельности ученики расширят свои представления о жанре сказка, узнают интересные факты из жизни знаменитых писателей – сказочников, выясняют у учеников своей школы, за что они любят сказку, проявляют себя как писатели – сказочники. Проект предназначен для развития творческих способностей учащихся: предполагает развитие образного и логического мышления при решении поставленных проблем, нацеливает на самостоятельную исследовательскую деятельность, формирует навыки сравнительно-сопоставительного анализа как способа изучения художественного произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в страну сказок."

Формируются навыки игрового общения с использованием невербальных средств в рамках сказочного сюжета....

«Путешествие по стране сказок»

Урок-мастерская письма для учащихся 5 класса....

Нестандартный урок по литературе КВН «В стране сказок».

Данная методическая разработка поможет учителю в проведении нестандартного урока по литературе в виде литературной гостиной для учащихся 6 - 8 классов специальной (коррекционной) школы. Целями данного...

Урок татарской литературы по творчеству фольклориста Хамита Ярми "В стране сказок"

Урок татарской литературы по творчеству фольклориста Хамита Ярми "В стране сказок"...

Квест-игра "Путешествие в страну сказок А.С.Пушкина", посвященная Году Литературы

Квест - один из основных жанров компьютерных игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет может быть предопределённым или же давать множество исходов, в...

Разработка урока литературы для учеников 5 класса "Путешествие в страну сказок"

Подробная разработка открытого урока литературы для учеников 5 класс на этапе систематиции и обобщения изученного материала....

Внеклассное мероприятие по литературе "В стране сказок Г.Х. Андерсена"

Интерактивная игра  "В  стране сказок Г.Х. Андерсена" построена по принципам игры "Крестики-нолики"...