Лучшие минуты жизни князя Андрея
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Герасимова Светлана Владимировна

 

Урок по литературе «Лучшие минуты жизни князя Андрея»  (10 класс)

 

Данный урок помогает учащимся ответить на вопросы, какие минуты своей жизни князь Андрей называет лучшими и почему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._doc.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Герасимова С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей №37» г.Саратов

Урок в 10 классе.

Тема урока.  Лучшие минуты жизни князя Андрея.

Оборудование урока.  Иллюстрации к роману Л.Н.Толстого «Война и мир»,

  музыка П.И.Чайковского «Времена                    

  года».

 Эпиграф (на доске).

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость.

                                                           Л.Н.Толстой

(Любимая мысль Л.Н.Толстого, девиз самого писателя.)

Ход урока.

Учитель (У)- Ребята, если бы вас попросили назвать лучшие минуты вашей

пусть еще недолгой жизни, чтобы вы вспомнили и назвали?

Учащиеся.- Ответы детей.

Учитель читает отрывок «Все лучшие минуты его жизни…» («Война и мир», с. 504, том 2. Здесь и далее Л.Н.Толстой «Война и мир», изд-во «Ассоциация « Книга. Просвещение. Милосердие», М.,1994 г.)

Учитель.- Что считает князь Андрей лучшими минутами жизни и почему? (Те минуты, когда происходит работа души, переломные моменты жизни, когда он живет всей полнотой духовной жизни.)

Учитель.- Вспомним эти моменты (См. с. 335,389).

У Толстого  душа всегда должна жить в гармонии с миром природы. Черствый, бесчувственный человек не увидит красоты природы, не взволнует его душу пейзаж за окном. Толстой проверяет душу своих героев на способность чувствовать, видеть, переживать.

Послушаем 2 отрывка, где дается описание старого дуба, и подумаем, как влияет природа на душевное состояние человека.

- Под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Июнь» один из уч-ся читает наизусть первое описание старого дуба.

Вопросы.- Что подумал князь Андрей, глядя на старый дуб?

                 - К какому заключению он приходит?

- Звучит второй отрывок – описание старого дуба - наизусть. Музыка П.И.Чайковского.

Вопросы.- Каково состояние души князя Андрея, когда он возвращается из Отрадного?

                - Девочку, взволнованную красотой ночи, относит к одному из       лучших моментов жизни.

                 Почему?

Учитель.- В жизни случается так, что самые обычные, рядовые события могут вывести человека из душевного равновесия, задеть их душу. Таким событием для князя Андрея была встреча с Наташей.

                 - Какой он увидел Наташу впервые? (Стр. 501)

                 - Вопрос счастья занимает князя Андрея.

Он хочет быть счастливым, но не может, потому что душевное состояние его таково, что счастье для него синоним деятельной жизни и возможности приносить пользу другим. Но жизнь складывается так, что на данный момент этой возможности он лишен.

Князь Андрей, отказавшийся от счастья, считавший, что жизнь прошла мимо него , вдруг слышит… (Один из уч-ся читает отрывок «Лунная ночь в Отрадном», с. 502-503).

Князь Андрей слышит два голоса. Первый голос  взволнованный, возвышенный, рвущийся вверх. (Вспомнить кинофильм «Война и мир»- режиссер смог показать героиню, как будто взлетающую, отрывающуюся от места).

Второй голос не отрывается от земли, заземленный. И князя Андрея, который живет разумом, рассудком, этот второй голос раздражает.

В этот момент он живет больше чувством.

Вопросы.- Что поразило, удивило его в разговоре, который он невольно подслушал? (Любовь Наташи к жизни, полнота жизни, восхищение ею.)

                  - Какой отклик находит этот разговор в душе князя Андрея? (См. с.503) .

Учитель.-   Князь Андрей приходит к выводу: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год… и чтобы все они жили со мною вместе!» (См. с.504).

Вопросы.- Почему это все-таки лучшая минута его жизни? (Ощущение полноты жизни, радости, надежды.)

Учитель.- Князь Андрей, который живет разумом, рассудком, находит конкретный выход: счастье для него в полезной деятельности.

Вопрос.- Какое решение принимает князь Андрей? (Ехать в Петербург и служить на благо Отечества.)

Завершается урок словами эпиграфа.

Учащиеся на отдельных листочках должны ответить на вопрос: «Лучшие минуты жизни князя Андрея- это…» (Листочки сдаются учителю.)    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«На службе Отечеству» (о жизни и деятельности первого кавалера Ордена Андрея Первозванного графе Ф. А. Головине)

Реферат выполнялся ученицей в рамках Межрегионального конкурса "Служение Отечеству: события и имена". Одна из номинаций конкурса посвящалась Ф. Головину, его жизни и деятельности....

Лучшие минуты жизни князя Андрея

Урок по литературе «Лучшие минуты жизни князя Андрея»  (10 класс) Данный урок помогает учащимся ответить на вопросы, какие минуты своей жизни князь Андрей называет лучшими и почему....

Внеклассное мероприятие по литературе "Викторина на лучшего знатока жизни и творчества М.Ю. Лермонтова"

Внеклассное мероприятие по литературе "Викторина на лучшего знатока жизни и творчества М.Ю. Лермонтова"...

«Там… это лучше всего самого лучшего в жизни…»

Cочинение-рассуждение о выборе профессии...

статья "Театр- лучшая школа жизни"

В статье рассказывается о влиянии театра на воспитание школьников и развитие у них познавательного интереса....

Л.Н.Толстой "Война и мир" . Духовные искания князя Андрея Болконского.

Духовные  искания князя Андрея Болконского: поиски смысла жизни...