"Природа России в музыке и поэзии 19-го века"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Ацепаева Наталья Ивановна

Интегрированный урок музыки и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_otkrytyy.doc90.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Природа России в музыке и поэзии 19 века».

Данный урок является обобщающим  при изучении пейзажной лирики русских поэтов XIX века, на котором используется нетрадиционная технология  интегрированного обучения.  Использование данной  технологии даёт возможность перехода к комплексной взаимосвязи предметов, её реализации в учебном процессе, в воспитании отношения к жизненным ситуациям. Основная задача интегрированного урока – сформировать целостное представление о различных областях знаний, представление об окружающем мире как единой системе. Технология интеграции даёт возможность изучать тему с позиции различных предметов. Синтез искусств и органичное их сочетание влияет на эстетическое восприятие, вызывает качественные изменения в нём, обогащая и перестраивая его. Представленный урок способствует глубокому проникновению учащихся в слово, мир красок и звуков, помогает формированию навыков грамотной речи, её развитию и обогащению, развивает эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство природы России.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Цели урока:

Образовательная: повторить понятие лирики, её отличительные особенности как литературного рода, познакомить с образцами русской классической лирики, сравнить лирические образы в восприятии разных поэтов,  формировать умение читать и воспринимать пейзажную лирику,  способствовать развитию личностного восприятия  и осмысления образов, созданных поэтами и композиторами,, формировать  умение анализировать стихотворение  с использованием элементов лингвистического анализа поэтического текста, музыкальных произведений и произведений живописи

Развивающая:  развитие связной речи через монологическое высказывание, абстрактного и логического мышления, памяти,  умения выразительного чтения и чтения стихотворений  наизусть; развивать умения определения настроения музыкального отрывка и навыки интонационного и ритмического пения.

Воспитательная: воспитывать любовь к красоте родной природы через поэтическое слово, внимательное отношение к содержанию поэтического слова.

Тип урока:   интегрированный урок литературы и музыки.

Основные понятия, термины: лирика, поэзия, пейзажная лирика,  изобразительные средства языка  (эпитет, сравнение, олицетворение).

Оснащение урока:

Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word, Microsoft Front Page.

План урока:  

  1. Организационный момент.
  2. Прослушивание музыкального фрагмента.
  3. Целеполагание и запись темы урока.
  4. Словарная работа.
  5. Устное словесное рисование.
  6. Чтение стихотворения Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной».
  7. Словарная работа.
  8. Аналитическая беседа.
  9. Слово учителя
  10. Чтение стихотворения А.Фета «Печальная берёза».
  11. Самостоятельная работа
  12. Работа с репродукцией картины  И.Левитана «Весна. Март».
  13. Эксперимент.
  14. Прослушивание музыкального фрагмента.
  15. Творческая работа.
  16. Создание проблемной ситуации.
  17. Чтение стихотворения Ф.Тютчева «Как весел грохот летних бурь».
  18. Аналитическая беседа.
  19. Исполнение песни «Вижу чудное приволье»
  20. Итоги урока.
  21. Индивидуальное домашнее задание.

Ход урока:

Этап, дидактический момент

Задача дидактического момента

Содержание учебного материала

Метод обучения

Форма организации познавательной деятельности

Конкретный результат

1.Организационный момент.

Мобилизовать внимание, создать мотивацию к изучению материала.

- Что ближе каждому из вас: проза или поэзия?

Сегодня на уроке мы вновь обратимся к изучению лирики.

Слайд № 1

Объяснительно-иллюстративный

Фронтальная

Поэзия помогает выразить свои чувства, переживания.

2.Словарная работа.

3.Прослушивание музыкального фрагмента и эпиграфа к уроку.

Актуализировать  знания, повторить  значение термина.

Настроить на лирическую волну, на  восприятие поэзии и  музыки.

- Вспомним, что же такое лирика?

Слайд № 2

Прозвучит  музыкальный отрывок

-Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

Слайд № 3

-Чем отличаются слова слушать и вслушиваться, смотреть и всматриваться

Объяснительно-иллюстративный

Фронтальная

Фронтальная

Повторение литературоведческих понятий:

Лирика-род художественной литературы, отражающий действительность путём передачи чувств и переживаний автора, а также совокупность произведений этого рода. Лирика рисует отдельные состояния характера в определённый момент жизни, отражает образные переживания, чувства и мысли.

И поэзия, и музыка отражают взгляд человека в глубину души, сердца. В этом их волшебство. Без воображения и сопереживания нельзя постичь красоты поэзии.

4.Целеполагание и запись темы урока.

Определить цели урока.

Сегодня мы попытаемся всмотреться и увидеть, как воспринимали природу в разные времена года русские поэты, художники,  вслушаться и услышать, как воспевали ее композиторы. 

Слайд №  4 

5.Устное словесное рисование.

Оживить впечатления

Любое слово вызывает у человека определённые эмоции, ассоциации. Иногда, услышав слово, мы можем почувствовать запах, вкус, услышать звуки.

- А сейчас на мгновенье закройте глаза. Я произнесу слово, после мы поделимся впечатлениями. Итак, это слово – ОСЕНЬ.

- Какую осень вы увидели?

- Посмотрите, какие разные картины вы увидели!

- А какие запахи почувствовали?

- Какие звуки удалось услышать?

- Мы словно говорим о разной осени!

- Почему? Очевидно, это происходит от того, что в каждый из своих месяцев она разная. Но ведь осень ещё разная и потому, что каждый человек воспринимает её по-своему. Особенно, если это человек творческий – поэт, художник, музыкант. 

А.С.Пушкин не раз повторял, что осень – его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал. На него находило вдохновение.

Творческий

Фронтальная

Результат впечатлений:

- высокое голубое небо в солнечные дни

- серое, всё в тучах в пасмурную погоду. Моросит дождь, сырость, слякоть, ветрено.

- запах сырости, слякоти

- запах приближающейся зимы

- шум ветра, сильный, резкий свист дождя, крик журавлей, улетающих на юг.

6.Чтение стихотворения Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной».

Слайд № 6

Способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов.

Об осени писал не менее известный поэт XIX века – Ф.И.Тютчев.  Слайд № 5    Он долго жил за границей, а в свои стихи вложил огромную любовь к Родине, к её удивительной красоте. Послушаем выразительное чтение наизусть ученика.

- Что вы видите?

- Что вы слышите?

- Что чувствуете при чтении этого стихотворения?

Творческий(ребята получают карточки с опережающим заданием)

Индивидуальная

7.Словарная работа.

Познакомить с новой лексикой, обогатить словарный запас учащихся.

- Все ли слова понятны?

- Объясните значения слов, выражений:

праздный, первоначальная осень, лучезарны вечера, бодрый серп, льётся лазурь.

Слайд № 7

Толкование лексического значения слов:

праздный – отдыхающий, свободный,

первоначальная осень – начало осени,

 лучезарны вечера – ясные вечера с красивым закатом,

бодрый серп – имеются в виду жнецы, а не серп,

льётся лазурь – воздух над полем кажется голубым и сливается с небом.

8.Аналитическая беседа после прочтения стихотворения.

Научить анализировать стихотворение с использованием элементов лингвистического анализа.

- Как долго может находиться природа в том состоянии, в котором описал её поэт?

- Какой увидел осень Тютчев?

- В чём прелесть этого стихотворения?

- Зачем Тютчеву вообще понадобилось писать об осени? Может быть, он хотел указать на что-то в человеческой судьбе?

- А что тогда значит свет, которым пронизан этот пейзаж?

- Почему с неба льётся лазурь?

Основной приём пейзажной лирики Тютчева – изображение природы через восприятие человека.

Творческий

Фронтальная

Выводы после аналитической беседы:

Осень –старость, зима –смерть, человек прожил жизнь и пожал её плоды. Теперь он спокоен и исполнен светлой печали. Самая ясная подсказка – паутина, то есть седина. Нет птичьего пения – прошла пора любви. Небо – Бог. Это он даёт свет и покой.

9.Проверка домашнего задания.

Актуализировать знания, необходимые для изучения и понимания нового.

ЗИМА. Снег мягким пушистым ковром закутает озябшую землю. Деревья оденутся в белые шубки и шапки.

- Продолжите описание так, чтобы оно соответствовало этому настроению.

Слайд № 8

Творческий

Групповая

Творческая зарисовка.

10.Слово учителя.

Заинтересовать учащихся.

Образ зимы мы встречаем во многих стихотворениях Фета. А.Фет не менее известный поэт XIX века, чем Тютчев.     Слайд № 9       Фет очень любил русскую природу – ведь он вырос в деревне. Именно русской природе посвящена значительная часть  его стихотворений. Ярким примером восприятия зимы является стихотворение «Печальная берёза».

Объяснительно-иллюстративный

Фронтальная

11.Чтение стихотворения А.Фета «Печальная берёза»  

Слайд № 10

Формировать умение воспринимать пейзажную лирику.

Послушаем выразительное чтение наизусть ученика.

- Какой видит Фет зиму?

- Какие образы возникают при чтении?

Объяснительно-иллюстративный

Индивидуальная

12.Аналитическая беседа после прочтения стихотворения под музыку.

Научить находить и определять изобразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение)

- Что это за наряд?

- Как он нарисован Фетом?

- Каково отношение автора? Докажите текстом.

Слайд № 11

Объяснительно-иллюстративный

Фронтальная

Выводы после аналитической беседы:

Наряд берёзы живописен. Сначала -пышность («И прихотью мороза разубрана она» - метафора), затем- сравнение –«Как гроздья винограда». Автор любуется красотой зимнего пейзажа, рисуя её при помощи эпитетов и олицетворения.

13.Устное словесное рисование.

Оживить впечатления.

Пройдёт ещё немного времени, снег потемнеет, побегут ручьи, радостные крики птиц возвестят о приходе ВЕСНЫ.

- Какой вам представляется весна?

Творческий

Фронтальная

Результаты впечатлений:

Первый весенний месяц несёт природе обновление. И это радостное пробуждение природы поможет нам увидеть всё заново.

14.Работа с репродукцией картины И.Левитана «Весна. Март».

Слайды № 12, 13

Научить анализировать произведение живописи.

Весна нашла отражение в творчестве одного из известнейших пейзажистов XIX века – Исаака Левитана. Он очень любил весну, своему другу из-за границы он писал: «Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси, реки разлились, оживает всё……Нет лучше страны, чем Россия!»

- Всмотритесь в картину и скажите, что же привлекло художника в этом мартовском дне?

Исследовательский

Фронтальная

Анализ репродукции картины:

Ярко светит солнце, мир залит светом, простор синего неба и яркость золотого света, не знающие границ, создают ощущение праздника, весны, освобождения от скованности, оцепенения. Весна в представлении Левитана – это мир без границ, и он ликует радостно, но без торжественных громов. Такой увидел весну Левитан!

15.Чтение стихотворения Плещеева «Весна».

Слайд № 14

Научить выразительно читать стихотворение, способствовать личностному восприятию и осмыслению образов, созданных поэтом.

Текст стихотворения лежит на партах. Чтение стихотворения учителем.

- Какой видит весну Плещев?

Частично-поисковый

Фронтальная

16.Аналитическая беседа после прочтения стихотворения.

Научить анализировать стихотворение с использованием элементов лингвистического анализа.

- Слова какой части речи помогают передать стремительность весны?

-Найдите примеры эпитетов, которые использует поэт, чтобы описать картину весны.

- Как вы думаете, почему в первой строфе больше глаголов?

Частично-поисковый

Фронтальная

Выводы после аналитической беседы:

Для автора более важной задачей является показать приход весны, её действие, движение, а затем описать картину весны, её образ.

18.Эксперимент.

Развивать творческое воображение.

- Какой была бы ваша музыка на стихотворение Плещеева?

Проблемный

Фронтальная

19.Прослушивание музыкального фрагмента.

Слайд № 17

Способствовать развитию умения воспринимать и осмысливать музыкальные образы.

Весна – образ, нашедший выражение не только в поэзии, живописи, но и в музыке. Многие композиторы посвящали свои произведения весне: это и Антонио Вивальди, и П.И.Чайковский. Творчество Чайковского – вершина мировой музыкальной культуры XIX века. Своё творчество Чайковский посвятил человеку, его любви к родине, к русской природе.

Фронтальная

20.Творческая работа.

Развивать творческое воображение.

Прослушайте музыкальный фрагмент и опишите, что вы при этом чувствовали, какие картины представляли, что слышали?

Слайд № 18

Творческий

Индивидуальная

Я вижу……

Я слышу….

Я чувствую……

21.Создание проблемной ситуации.

Формировать умение сопоставлять произведения литературы, музыки и живописи.

- Сравните весну художника, поэта и композитора. Какая она?

- Какой образ весны вам более близок?

Слайд № 19

Проблемный

Фронтальная

Выводы после сопоставительной работы:

Весна – излюбленный поэтический образ литературы, к которому обращались не только поэты XIX  века. Поэты XX века также не оставляли без внимания этот образ, символизирующий смену времён года, вечный природный цикл, постоянное обновление природы.

22.Чтение стихотворения Ф.Тютчева «Как весел грохот летних бурь».

Формировать умение воспринимать пейзажную лирику.

Послушайте выразительное чтение наизусть учащегося.

- Какое время года нарисовал поэт в  данном стихотворении?

Слайд № 20

Частично-поисковый

Индивидуальная

25.Итоги урока.

Развивать умение обобщать и делать выводы, оформлять знания, полученные на уроке, в виде устного высказывания.

Мы прочитали стихотворения русских поэтов и почувствовали, что за каждым произведением скрывается огромный мир человеческих чувств и мыслей.

- Какие чувства вызвала у вас пейзажная лирика?

Репродуктивный

Индивидуальная

Выводы, к которым приводит учащихся учитель.

Стихи русских поэтов открывают красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы и язык поэзии, который открывается только умному, доброму, чуткому человеку.

Постараемся же и мы стать такими!

26.Домашнее задание.

Слайд № 24

Индивидуальные задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская природа в музыке и поэзии

Презентация "Русская природа в музыке и поэзии" 8 класс...

Образ природы в музыке и поэзии

Разработка урока в 3 классе с использованием регионального компонента...

"Природа в музыке и поэзии"

Классный час в 8 классе...

Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).

Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...

Урок музыки в 5 классе " Музыка и поэзия"

Урок разработан в соответствии с требованиями  ФГОС. Тема соответствует теме 1-го полугодия " Музыка и литература". В содержании урока- сравнение и сопоставление творчества поэта Серебряного века...

Русская природа в живописи, музыке и поэзии С.А.Есенина

Русская природа в живописи, музыке и поэзии С.А.Есенина (урок для 11 класса)...

"Природа в музыке,живописи, поэзии"

Урок знакомит детей с лучшими образцами музыкального и поэтического жанра, учит понимать музыку и размышлять о ней....