Образ природы в музыке и поэзии
методическая разработка по музыке по теме

Разработка урока в 3 классе с использованием регионального компонента

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МОУ Приморская средняя общеобразовательная школа

_____________________________________________________________________

ул. Клубная, д. 11, п. Приморский Агаповский  район Челябинская область,  457416

E-mail: primorsk_07@ mail.ru, http:// 74326s9.edusite.ru

Тел. 8-961-579-3818, 89028976220

Конспект учебного занятия

по музыке

Тема:  «Образ природы в музыке и поэзии»

Подготовила: учитель I категории

Демьяненко А.А.

Класс: 3

Предмет: музыка

                         

           Тема учебного занятия:  «Образ природы в музыке и поэзии»

Продолжительность учебного занятия:  40 мин.

Тип учебного занятия:  объяснение нового материала.

Цели: Активизировать воображение нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе восприятия родной природы; углубить и расширить понятие «прекрасное в музыке и поэзии».

Задачи:

1.     Воспитательная – формирование любви к красоте родного края  через творчество русских и зарубежных  композиторов, поэтов и художников.

2.     Образовательная – знакомство с творчеством русского композитора П.И.Чайковского; с творчеством русских поэтов.

3.     Развивающая – развитие вокально-хоровых навыков,  чувства ритма; развитие умения  размышлять о музыке, сравнивать, обобщать; учить детей анализировать свою импровизационную деятельность. 

 Виды музыкальной деятельности:

  1. Слушание
  2. Вокально-хоровая работа
  3. Движение под музыку

 Методы, используемые на уроке:

  1. Метод музыкального обобщения.
  2. Метод эмоциональной драматургии урока.
  3. Метод звуковой и зрительной наглядности.
  4. Метод забегания вперёд и возвращения к пройденному (метод ретроспективы и перспективы).
  5. Метод объяснительно-иллюстративный.

Форма работы: групповая.

Технология: интегрирование музыки и литературы.

Оборудование:  портрет композитора  П.И.Чайковского, фортепиано,  нотные хрестоматии.

Музыкальный материал: «Осенняя песнь. Октябрь» П.И.Чайковского;            песня «Кто берёзку причесал»  В. Ярушина.

Ход урока:

   1.Организационный момент.

   2. Музыкальное приветствие.                                                                                              - Музыка, здравствуй! – 2 раза

- Музыка, музыка.

- Праздник прекрасный – 2 раза

- Нам дарит музыка.

- Здравствуйте, девочки!

- Здравствуйте!

- Здравствуйте, мальчики!

- Здравствуйте!

- Здравствуйте, взрослые!

- Здравствуйте!

- Здравствуйте, здравствуйте все!

3. Объяснение нового материала.

Учитель читает отрывок из стихотворения  И.Ивенсена  «Музыка»

Послушай: музыка вокруг:

Она во всём – в самой природе,

И для бесчисленных мелодий

Она сама рождает звук.

Ей служат ветер, плеск волны.

Раскаты грома, звон капели.

Птиц несмолкаемые трели

Среди зелёной тишины.

– Ребята, сегодня на уроке мы поговорим об образах природы в музыке и поэзии. Наверное, каждый человек на земле ощущает и понимает природу в той или иной степени, её «душу», «язык». Но наиболее глубоко и тонко проникаются этим чувством люди творческие  - художники, поэты, композиторы.

   Именно в изображении природы особенно близко сходятся два вида искусства:   литература и музыка.  

- И сейчас мы обратимся к творчеству известного вам уже русского композитора П.И.Чайковского.     П. И. Чайковский в 1876 году написал «Времена года» - альбом, состоящий из 12 музыкальных пьес, отрывок одной из которых вы услышите.

Слушаем пьесу П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь»  в исполнении учителя.

- Какие интонации вы услышали, о каком времени года идёт речь?

(Ответы детей)

- Назовите осенние месяцы.  (Сентябрь, октябрь, ноябрь)   Выделите первые буквы, составьте слово, какое слово получилось. СОН - осенью природа как бы засыпает.

- Композитор стремится  передать не просто увядающий облик осеннее природы, он вносит в звучание музыки щемящую человеческую ноту. Вслушайтесь, все эти чувства выражены в музыке Чайковского. Это музыкальное произведение выражает душевное настроение композитора, надеющегося, что найдутся души, которые чутко отзовутся на его музыку.

– Картины русской природы волновали сердца не только композиторов, но и многих русских поэтов. Звуки,  движения, образы  возникают  под  пером  известных  поэтов, но  поэтический  язык -  особенный, таинственный.

 - А вот какой видел осень  Александр Сергеевич Пушкин:

Унылая пора! Очей очарованье                                                                                                   Приятна мне твоя печальная краса,                                                                                                Люблю я пышное природы увяданье.                                                                                                     В багрец и золото, одетые леса,                                                                                                                В их сенях ветра шум и свежее дыханье,                                                                                              И мглой волнистою покрыты небеса,                                                                                                    И редкий солнца луч, и первые морозы,                                                                                                И отдаленные седой зимы угрозы.

 - Ребята, а если бы вы написали музыку к этому произведению Пушкина, какими бы средствами музыкальной выразительности вы бы воспользовались?

Ученики: медленный темп, музыка тихая и т.д

.

- Каждое время года красиво по своему, у каждого своя изюминка. А какое время года вам больше нравится и чем?  (Ответы детей)

- Сейчас я вам исполню песню В. Ярушина, ваша задача прослушать, дать название песни и охарактеризовать её.

(Исполнение учителем  песни «Кто берёзку причесал»  В. Ярушина )

- Какие интонации вы услышали в песни? (Ответы детей)

- А сейчас мы разучим первый куплет песни.

Вокально – хоровая работа: гимнастика на дыхание и дикцию, работа над художественным исполнением.

- Ребята, а давайте придумаем движения к этой песне, сделаем её ещё интереснее.

(Исполнение песни с движениями)

4. Итог

-  Союз   слова  и  музыкальных  интонаций   составляет  неразрывное  единство  в  создании  образов   природы.   Как  часто  и  глубоко  проникает  природа  в  искусство, как  тесно  они  связаны  друг  с  другом!   Почувствовали  ли    вы  это?  Что  вам  хочется   сказать  об  услышанном, чем  поделиться? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 3-ем классе на тему "Образы природы в музыке".

Урок проводится в 3-ем классе в блоге: "День,полный событий",по программе Сергеевой,Критской.Программа урока знакомит учащихся с новыми терминами,понятиями,с образами норвежской природы и композитором...

Образы природы в музыке. Изображение в музыке животных, голосов птиц. КАМИЛЬ СЕН-САНС СЮИТА «КАРНАВАЛ ЖИВОТНЫХ».

Данная разработка помогает познакомить учащихся младших классов ДШИ и ДМШ на уроках слушания музыки с творчеством французского композитора К.Сен-Санса на примере сюиты "Карнавал животных". Формировани...

Русская природа в музыке и поэзии

Презентация "Русская природа в музыке и поэзии" 8 класс...

Разработка урока музыки для 5 класса по программе В.В.Алеева и Т.И.Науменко ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ В МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ

Понятие «пейзаж». Взаимопроникновение музыки и изобразительного искусства в высказываниях классиков. Образы природы в произведениях классиков-музыкантов. Музыкальный образ родного края в современной п...

"Природа в музыке и поэзии"

Классный час в 8 классе...

"Природа в музыке,живописи, поэзии"

Урок знакомит детей с лучшими образцами музыкального и поэтического жанра, учит понимать музыку и размышлять о ней....

Рабочий лист по музыке для 5 класса по теме "Образы природы в музыке" на 10 апреля

Рабочий лист по музыке для  5 класса  по теме "Образы природы в музыке" на 10 апреля...


 

Комментарии

Развитие вокально-хоровых навыков на примерах произведений уральских композиторов