«Развитие системы духовно-нравственных ценностей посредством учебного курса «Истоки»».
статья по литературе по теме

Кирпитнёва Лариса Борисовна

Экспериментальная площадка "Моделирование социокультурного системного развития образовательного учреждения" даёт широкие возможности для осуществления духовно - нравственного воспитания учащихся. «Истоки» – базовый учебный предмет, при взаимодействии с программой «Воспитание на социокультурном опыте» формирующий социокультурную основу учебно-воспитательного процесса, позволяющий ответить на вопросы: «Как развить духовность индивидуума в разных звеньях образования?» и «Как научить детей с ранних лет чувствовать и развивать истоки русской земли?»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие системы духовно-нравственных ценностей посредством учебного курса «Истоки»».

Из опыта работы учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 37 Кирпитнёвой Ларисы Борисовны

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня наше образовательное учреждение представляет  опыт работы по формированию духовно-нравственной основы личности ребёнка, и в этом контексте очень уместно было бы рассказать вам об учебном курсе «Истоки», который внедряется в учебный процесс нашей школы, как начальной, так и средней, в течение трёх лет в рамках ГЭП «Моделирование социокультурного системного развития образовательного учреждения». К сожалению, в прошлом учебном году деятельность экспериментальной площадки была приостановлена, но мы приняли для себя решение продолжить использование курса «Истоки» как учебного предмета по выбору за счёт часов школьного компонента. Это решение возникло у нас потому, что «Истоки» – базовый учебный предмет, при взаимодействии с программой «Воспитание на социокультурном опыте» формирующий социокультурную основу учебно-воспитательного процесса, позволяющий ответить на вопросы: «Как развить духовность индивидуума в разных звеньях образования?» и «Как научить детей с ранних лет чувствовать и развивать истоки русской земли?»

Целевая установка предмета – приоритетность духовности, нравственности, культуры в ценностных ориентациях учащихся.

Курс предназначен не только для преподавания в 1 – 4-м классах начальной школы, но и имеет продолжение в средней школе.

Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса «ИСТОКИ» в рамках начальной школы.

В 1-м классе дети приходят к пониманию значения Истоков. Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий Слово, Образ и Книга, которые дают представление о Мире: мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном).

Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека.

Поэтому во 2 классе рассматриваются такие темы, как Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд  души. Для примера хочу показать, какие категориальные ценности выступают на первый план в результате работы по темам.

СЕМЬЯ – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родите-лей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?

РОД – люди, происходящие от одного предка. Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.

   В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека.

Стержневыми темами курса «Истоки» в 3 классе стали темы «Вера», «Надежда», «Любовь», «София».

В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации. Темы «Родные образы», «Умелые дела», «Добрые слова».

Таким образом, уже в начальной школе выстраивается система категорий и ценностей.

Однако  мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями.

Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные предметом задачи. Методика преподавания курса «ИСТОКИ» разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить образовательный процесс технологично.

Каждый урок начинается с этапа присоединения.

Очень важно создать благоприятную психологическую обстановку на занятии, которая настроит учащихся на доброжелательное общение, душевный, открытый разговор, взаимодействие,  ведущее к взаимному обогащению. Начинать решение этой задачи необходимо с первых секунд встречи, выразив ребятам свои чувства, в которых будет настрой на радостный эффективный совместный труд и творчество. (Пример………)

Активные формы обучения являются основой учебного процесса социокультурного системного подхода к истокам в образовании. В практических занятиях участвует вся группа учащихся, получая посредством обратной связи объективную оценку своего развития. 

Начиная с первого блока занятий, дети осваивают технологию ресурсного круга, которая постепенно развивает целостное восприятие учащихся и единый контекст в классе. Дети становятся в круг вместе с учителем и называют образы, звуки, ощущения по заданной теме, присоединяясь друг к другу. Например, Ресурсный круг по теме «Ярмарка»: «Я вижу торговые ряды. Я слышу голоса купцов. Я чувствую радость. Я вижу товары. Я слышу шум у торговых рядов. Я чувствую, что сейчас покупатель доволен товаром...»    

Важной составляющей частью урока является тренинг. Во время тренинга царит доброжелательная атмосфера, дети помогают друг другу, взаиморазвиваются.

Рассмотрим конкретный пример тренинга на уроке «Кузнецы-умельцы».

После знакомства с ремеслом кузнеца, результатами его труда, ярким образом мастера, кузницы проводится тренинг «Подкуем лошадку». (

Ребята выступают в роли кузнеца (изнутри осознают способ действия). Это им интересно! Значит, материал будет прочувствован, неоднократно осмыслен. Обсуждая вопрос в тройке (мастер –  лидер и два подмастерья), дети приобретают опыт общения, внимательно слушают друг друга, убеждают, учатся приходить к согласию, наблюдают за работой лидера.

Для выполнения этого задания им необходимо актуализировать свой опыт, применить в новой ситуации содержание урока, размышлять и анализировать, спланировать свои действия, а лидеру – организовать работу группы. Таким образом, развиваются управленческие способности.

На этапе подведения итогов дети определят вместе с учителем значимость проделанной работы, выскажут свои желания:

Каждый тренинг заканчивается переосмыслением социокультурных категорий, происходит переоценка прожитого ребенком, изменяется его восприятие, мышление, чувствование, появляется новый социокультурный опыт. Таким образом, происходят социокультурные изменения личности. Эти изменения учитель фиксирует и учитывает в дальнейшем развитии.

Домашние задания приобретают в курсе «Истоки» совсем иной смысл.

Например, тема «Род». После того как учитель произнес фразу: «Очень жаль, оказывается, мы ничего не знаем о прадедушках и прабабушках. Многие из них ушли из жизни. Что делать? Как восстановить потерянную память о роде?» Ребята самостоятельно пришли к мысли о том, что в этом могут помочь бабушки и дедушки, что нужно все записать, заглянуть в старый фотоальбом...

Домашние задания нужны для развития способностей самостоятельной работы, для организации совместной деятельности учащегося и его семьи, для осуществления обратной связи, а не для текущего контроля.

Если на занятиях вы проходите все этапы, завершив цикл, у учащихся происходит изменение восприятия, они переосмысливают имеющийся опыт, приобретают новый. При этом происходит   развитие социокультурной основы личности. Постепенно вы замечаете изменения в ребенке. После изучения первого блока занятий более половины ребят в классе были ориентированы на себя. Отвечая на вопрос о самом заветном желании, почти все хотели получить что-либо для себя. К концу второго класса это были единицы. А на обобщающем занятии за год все в группе вышли на качественно новый уровень, уровень заботы о другом человеке.   У каждого ребенка был один-единственный лепесток волшебного цветка, который мог выполнить одно-единственное желание. Приводим ответы ребят:

«Я хочу, чтобы мои близкие были здоровы»;

«Я хочу, чтобы на земле был мир»;

«Я хочу, чтобы все страны жили дружно».

Это и есть приращение социокультурной основы личности.

Таким образом, с помощью курса «Истоки» ребёнок получает целостное развитие, наполненное социокультурным содержанием и духовно – нравственными ценностями. Это даёт ему возможность находиться в гармонии с окружающим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч.1 (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Экология души (Уроки литературы как составляющая часть методической системы технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 А (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня зна...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 Б (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня зна...

Воспитание духовно-нравственных качеств личности посредством ценностей мировой художественной литературы.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политическо...

Воспитание духовно-нравственных качеств детей посредством ценностей мировой литературы

Духовно-нравственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей....

Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»

Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности  «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»...