Живопись души по С. Есенину "Песнь о собаке"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Васильева Людмила Вячеславовна

Урок представляет собой синтез литературы, психологии, цветописи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_s_rabotoy_uchenikov_u_doski_smart.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

С. Есенин «Песнь о собаке»

Этапы урока

Что на доске?

Слово учителя

Деятельность детей

Орг. момент

Титульный лист

Приветствие:

Здравствуйте, дети! Сегодня я приглашаю вас на урок литературы.

Орг. Момент

Ввод в тему урока

Добро – зло (черный и белый волк)

Последняя фраза притчи:

«Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»

Наш урок мне хотелось бы начать с притчи:

Когда-то давно мудрец открыл своим ученикам одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло. Другой волк представляет добро.

— А какой волк в конце побеждает?- спросили ученики. Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

слушание

Беседа по вопросам по притче.

Как вы понимаете, что такое зло? Что значит быть злым? Что есть добро? Что значит быть добрым?

ответы 

Как вы понимаете последнюю фразу притчи?

ответы

Вывод:

В каждом человеке идет борьба добра и зла. Человек будет добрым тогда, когда будет  совершать добрые поступки и не совершать злых. И от этого зависит, какие мы будет с вами, а значит и мир в целом.

Ввод  цвета.

Вывести:

 добро-зло

 свет-тьма

Мы говорим добро и зло. Подберите синонимы.

 В каких словах ещё выражается  подобное противопоставление?

Свет и тьма

Какими бы красками вы отобразили зло?

С каким цветом ассоциируется у вас добро?

ответы

Ввод темы. Сообщение темы урока

«Живопись души…»

(Сергей Есенин «Песнь о собаке»)

Всякий цвет может быть прочтен как слово или истолкован как сигнал, знак, символ.

Поэзия есть живопись чувств.  К цвету обращались многие поэты.

Послушайте  строки из различных лирических произведений великого русского поэта Сергея Есенина.

Появляются фрагменты картины.

(Учитель читает строки из стихотворений поэта и постепенно открывает цвета на доске -  получается картина.)

«Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом словно серебром…»

«Несказанное, синее, нежное...»

«Ты моё васильковое поле…»

“Шелестят зеленые сережки…”

«Отговорила роща золотая,

Березовым, веселым языком…»

 «О Русь – малиновое поле и синь, упавшая в реку…»

«Выткался на озере алый цвет зари…»

  «Золотою лягушкою луна

 Распласталась на тихой воде…»

«Задремали звезды золотые

Задрожало зеркало затона…»

Какие образы вы увидели за поэтическими строчками? Какие чувства вызвали эти строки в вас?

Обращаясь к картине, как бы вы ответили на вопрос, что перед нами картина красок или чувств?

ответы

Сообщение темы урока

Чувства - это проявления души. Тема нашего урока: «Живопись души…»

Портрет С. Есенина

Сергей Есенин – поэт с тонкой проникновенной душой, в поэзии которого объединены и цвет, и чувства.

Я приглашаю вас познакомиться с одним из трогательных стихотворений поэта «Песнь о собаке» и в процессе чтения, сотворчества открыть в себе вдумчивого, внимательного читателя. Понять идею, смысл произведения. И помочь в постижении тайны слова нам может…цвет.

Исполнение стихотворения народным артистом РФ

С. Безруковым.

В стихотворении С. Есенин рисует самую обычную картину деревенского быта, где вещи без малейшей сентиментальности названы своими именами.

Слушаем!

Слушание стихотворения

Беседа

Каким настроением проникнуто стихотворение?

Какие картины вы нарисовали в своем воображении, прослушав стихотворение?

ответы

Построчное рисование

Первая картина. Как мы могли назвать её? Каким цветом, по вашему мнению, окрашена эта картина радости материнского счастья? Отобразите  в цвете чувство радости на листах, которые вам предложены для работы.

Ответы

Работа детей с мелками – начало создания собственной картины чувств

На экране текст 1-2 строфы стихотворения. Учитель просит одного из учеников прочесть строфы. Просит выйти к доске ученика и вместе с классом выделить ключевые слова.

Утром в ржаном закуте,

 Где златятся рогожи в ряд,

 Семерых ощенила сука,

 Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,

 Причесывая языком,

 И струился снежок подталый

 Под теплым ее животом.

Давайте обратимся к тексту и прочитаем строфы 1 картины. Текст у вас имеется на столах. Откройте тетради.

В какой цвет поэт окрашивает картину счастья, мира, любви и радости материнства? Какие слова помогают нам увидеть эти цвета?  Обратить внимание на незнакомые слова.

Какие художественные тропы помогают передать материнское счастье собаки? (“Златятся рогожи”, “струился снежок подталый” - олицетворения)

Найдите в тексте лексический повтор? Случайно ли поэт прибегает к данной стилистической фигуре? (семерых)

Нежность матери выражено также в словах с суффиксами субъективно-эмоциональной окраски и в поэтическом глаголе. Найдите в тексте подобные слова. (щенят, снежок, златятся)

Чтение 1 картины обучающимися

Ответы

Ответы

ответы

Итог по 1 картине.

Весь день наполнен счастьем матери, радостью «собачьего Рождества», светом. Ничто не предвещает беды.

Сколько длится это счастье матери?

ответы

На экране 3 строфа.

 А вечером, когда куры

 Обсиживают шесток,

 Вышел хозяин хмурый,

 Семерых всех поклал в    мешок.

Чем сменяется картина счастья? Кто разрушает счастье матери?

ответы

Что говорится здесь о человеке?

Автор называет его? Дает ли описание внешности? (нет)  Какие ассоциации возникают с образом чел-ка?

Что значит «хмурый»? Подберите синонимы к этому слову?

Обратите внимание на строку «Семерых всех поклал в мешок». Здесь значимо каждое слово. Например, слово «всех». Ведь автор уже сказал, что «семерых», их столько и было. Но поэт подчеркивает, что никого человек не оставил. Никого не пожалел.  Обратим внимание и на неправильную форму глаголу «поклал».

Какое чувство возникает после прочтения данной строфы? (тревоги) Отразите это чувство в цвете! (подумайте, с каким цветом ассоциируется чувство тревоги)

 Какие чувства  выражает этот цвет? (бессердечие, равнодушие, тревогу)

Ответы

Работа детей с мелками – продолжение создания собственной картины чувств

На экране 4 строфа.

 По сугробам она бежала,

 Поспевая за ним бежать...

 И так долго, долго дрожала

 Воды незамерзшей гладь.

Подумайте, какая картина опущена автором стихотворения? Какая синтаксическая деталь указывает на это? (многоточие)

 Есенин прибегает к очень сильному приему – фигуре умолчания. Самая страшная картина скрывается за многоточием.

 ответы

Итог по 3 картине.

Поэты могут изображать смерть, не говоря о ней. Но вдумчивый читатель поймёт и почувствует.

Отобразите в цвете ваши чувства, вызванные увиденной картиной.

Работа детей с мелками – продолжение создания собственной картины чувств.

На экране 5-7 строфы.

Учитель может остановиться на полярности цвета: положительной и негативной символике. Синий близок черному - символ смерти, зла.

А когда чуть плелась обратно,

 Слизывая пот с боков,

 Показался ей месяц над хатой

 Одним из ее щенков.

В синюю высь звонко

 Глядела она, скуля,

 А месяц скользил тонкий

 И скрылся за холм в полях.

И глухо, как от подачки,

 Когда бросят ей камень в смех,

 Покатились глаза собачьи

 Золотыми звездами в снег.

Что автор дальше говорит о собаке? Какой она изображена? Какие чувства она испытывает и как это показано Есениным? (собака-мать плетется обратно, не бежит, «слизывая пот с боков», месяц кажется её одним из её щенков)

Какие чувства выражены в этих словах? (боль)

Каким цветом мы можем передать боль матери, потерявшей щенков? Каким цветом мы можем передать трагизм истории? Отразите своё чувство в цвете.

Какой цвет использован у поэта? (синий)

Перед нами автор рисует грустную картину - пронзающая душу болью сострадания, — это путь собаки домой. Поэт рисует образ измученной матери, утратившей самое дорогое – детей.

Ответы

Работа детей с мелками – продолжение создания собственной картины чувств.

Какие строки вы считаете самыми пронзительными в этой части? Что выражено в этих строках? Какой художественный троп использует автор, чтобы показать боль матери? (метафора)

На использовании какой поговорки построена метафора, изображающая плач? Метафорическая картина плача: “Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег” — построена на поговорке “Все глаза выплакать”, которая говорит об очень высокой степени переживаний.

ответы

Итог по 4 картине.

В какой цвет окрашено чувство боли собаки в последних строках? (золотой как щенки)

И золотые звезды  - это и её воспоминание об утопленных щенятах, её болью от потери. Но и в то же время и укор, приговор бездушию человека.

Посмотрим, какой мерой измеряется горе собаки. “Камень в смех”, когда ждёшь хлеба. По своей эмоциональной глубине происшедшая трагедия сравнивается с библейской мерой жестокости: бросить голодному камень вместо хлеба. Именно это четверостишье взывает к гуманизму человека.

ответы

На доске вывешиваются рисунки детей.

Рассматривая ваши рисунки, что мы можем сказать перед нами палитра красок или картина наших чувств?

Обратите внимание, что одно и то же чувство может быть выражено разным цветом.

Дети вывешивают свои рисунки.

Возвращение к теме «добра и зла»

Сейчас обращаясь к разговору в начале нашего урока и в целом к стихотворению, можем ли мы сказать, что в стихотворении противопоставлены две части мира: добро и зло?

В каких образах заключено добро и зло?

ответы

Противопоставлены они друг другу? Щенки рождаются со светом, человек приходи с тьмой.

Найдите в тексте примеры противопоставления или, если мы говорим о художественном произведении, антитезы.

Образ собаки и щенят – человек

Утро – вечер

Рыжий – хмурый

Ласкала - поклал

Бежала – плелась,

использование союза а.

ответы

Вывод

Созданный поэтом мир и мир реальный состоят из постоянно противостоящих друг другу добра и зла.

И по Есенину, человек является носителем зла. Привыкает к жестокости происходящего и сам становится жестоким.

Находим ли мы этому доказательства в нашей современной жизни?

ответы

Итог урока

«Поединок Добра и Зла происходит каждую секунду в сердце каждого человека, ибо сердце и есть поле битвы, где сражаются ангелы и демоны». Пауло Коэльо

«Жизнь сама по себе - ни благо, ни зло: она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее».

Мишель де Монтень

Да. Что же необходимо предпринять, чтобы сохранить в мире свет, теплоту сердец, любовь?

(каждому стать добрее)

И в заключение урока, с какими словами мы могли бы обратиться к каждому и к человечеству в целом?

На столах у вас карточки с высказываниями известных людей, соберите фразы. Они и станут нашим обращением, призывом. И тогда хочется надеяться, что золотые глаза собачьи – это ещё и символ надежды на то, что человек станет добрее, человечнее, сердечнее.

Работа детей над созданием обращения к человечеству.

Рефлексия

Сегодня на уроке мы говорили о  чувствах (чувстве сострадания, нежности), о сохранении в сердце каждого добра, света, о добрых и плохих поступках, выражая  наши чувства в цвете.

А в какой цвет окрашен наш урок и ваши души?

Каким чувством они сегодня наполнены?

Ответы

Оценивание работы класса

Я сегодня впервые на вашем уроке и я чувствую, что в словах… (имена детей) наши  ощущения от прочитанного и сказанного совпадают.

Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медиаурок литературы в 9 классе "Живая" душа Чичиков или "мёртвая" (по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души")

Цели урока: показать отношение Гоголя к современной ему действительности; раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность; в ходе исследовательской деятельности при...

«Спасай чистоту души своей: кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душой…» (по повести Н.В.Гоголя "Портрет")

Презентация содержит анализ повести, иллюстрации к произведению. Поможет учителю при изучении творчества Н.В.Гоголя в 9-м и 10 классе. Работа по презентации идет параллельно с работой по тексту, т.к. ...

Программа кружка Литературная гостиная «И душа с душою говорит…»

Пояснительная записка Программа кружка ориентирована на стимулирование творческой активности учащихся, реализации в различных видах литературной деятельности, активизации связей школы с родителям...

Презентация "Дикая собака динго" по рассказу Р.И. Фраермана "Дикая собака динго, или Повесть о первой любви"

Презентация "Дикая собака динго" по рассказу Р.И. Фраермана "Дикая собака динго, или Повесть о первой любви"...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область ПО.О4. « ЖИВОПИСЬ»

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»Предметная область ПО.О4. « ЖИВОПИСЬ»...

Живопись барокко. Плафонная живопись. Взаимодействие тенденций барокко и реализма.

Презентация для 11 класса по МХК "Живопись барокко" хорошо раскрывает творчество различных художников из разных стран....