Интегрированный урок : литература и информатика .
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Интегрированный урок : литература и информатика.Моделирование. Заучивание стихотворения А.Блока "Россия" с помощью информационных технологий (Excel).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovan.urok_literatury_i_inform..doc77.94 КБ

Предварительный просмотр:

1

Тема урока: Моделирование. Заучивание стихотворения А.Блока «Россия» с помощью информационных технологий (Excel) (2ч).

Цели: анализ стихотворения А.Блока «Россия». На примере данного стихотворения показать значение образа России в творчестве Блока;

использование информационных технологий на уроке литературы; формирование навыков анализа лирического произведения; навыков работы с формулами в Excel;

воспитание у учащихся чувства патриотизма, материалистического мировоззрения.

Оборудование урока:

  1. Репродукции с картин М.Врубеля «Царевна - лебедь» , «Пан», «Сирень», «Лебедь»,

«К ночи»;

  1. Стихотворение А.Блока «Россия»;
  2. Компьютер.

Методические приемы.

  1. Лекция с элементами беседы;
  2. Анализ стихотворения;
  3. Моделирование стихотворения в Excel (26 строк).

Оформление доски.

«Это все - о России» (Блок). Тема Родины в творчестве Блока.

Эпиграф        >

Этой теме я сознательно и I        бесповоротно посвящаю жизнь. Все

ярче сознаю, что это - первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своем устремлении - как стрела, прямой...

А.Блок

I урок: План

1. Слово учителя:

- Индивидуальное, волевое отрицание истощавшей себя цивилизации, «страшного мира» недостаточно, считал А. Блок. Отсюда и возникает у него «тема России», которая «не только больше меня, она больше всех нас; и она всеобщая наша тема <...> Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь»

По убеждению Блока, «гений, прежде всего - народен» и собственная его гениальность во многом определяется именно этим. «Блок - национальный поэт <...> единственно русский поэт среди всех модернистов», - признавал даже А. Белый, несмотря на очень сложное свое отношение к зрелым произведениям бывшего единомышленника. В самые

отчаянные времена блоковские надежды неизменно связывались с родиной.

Исследователи давно заметили, что народ и Россия для Блока — явления не столько социальные, сколько духовные. Наряду с природой они в первую очередь выражают стихийные основы бытия. G середины 90х гг. в творчестве поэта утверждается новый универсальный «символ - категория» - стихия. Именно в ней, стихии, находит художник музыкальную сущность жизни. И видимо, поэтому столь обобщен образ родины во многих его стихотворениях, в особенности достаточно ранних (вспомним «Русь» с её дремотной таинственностью). Но постепенно родина все чаще открывается взору автора через конкретные и отдельные судьбы («Россия», «Осенний день», «На железной дороге», «Петроградское небо мутилось дождем...»). Образ усложняется и, конечно, становится противоречивым: родина не только противостоит «страшному миру», но и неотъемлема от него. Подобно героине любовной лирики, она у Блока многолика: это и сказка («Русь»), и мерзость («Грешить бесстыдно, непробудно»), она трогательна даже в нищете («Россия»), и она пугает и отчуждается, утрачивая собственное лицо («Новая Америка»),

В творчестве поэта возникает тема возмездия, готовность жертвовать собой. Вера в народную, молодую Россию только укрепляется.

Зародившаяся во времени первой русской революции, она достигает своего пика в1918-1919гг. Открывается еще один, особенно вдохновлявший в тот момент поэта, пик родины: «Россия - буря».

2. Чтение наизусть стихотворения "Русь моя, жизнь моя..." (индивидуальное задание).

Россия

Опять, как в годы золотые. Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные в расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые — Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу... Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет,— Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...

Ну что ж? Одной заботой боле Одной слезой река шумней, А ты все та же — лес, да

поле. Да плат узорный до бровей...

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

18 октября 1908

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ

—Что означаем «дорожная» символика первой строфы? Слово «опять», открывающее этот шедевр Блока, связывает его с 4 и 5 стихотворениями цикла «На поле Куликовом» и говорит о вечности, повторяемости коренных мифов русского бытия. Тройка («три... шлеи» — лошадиная упряжь тройки) на дороге («расхлябанные колеи»)— символ России, угаданный еще русскими классиками XIX столетия, и не случайно упоминание о «годах золотых» — о зеке Пушкина и Гоголя и в то же время о годах юности автора. Прекрасное народное искусство («спицы расписные»), увы, не ценится на родине («вязнут... в расхлябанные колеи») — еще одна пронзительная мысль Блока. Как меняется ракурс авторского взгляда во второй строфе? Вместо крупного плана 1 строфы — взгляд вдаль. Ничего за «годы» не изменилось в судьбе России, «нищей» и любимой. Ее «серые» избы, ее ветровые песни — как слезы первой любви (в оригинале у Блока «слезы первой любви», т. е. «слезы первой любви», а не «слезы первые», кик получилось при модернизации написания). Эти «слезы» связаны с восторгом, упоением первой любви, с великим открытием возможности другой жизни и потому светлые. Они неразлучны с любовью (вспомним у Пушкина «и жизнь, и слезы, и любовь»), И все-таки это слезы, потому что родина — любимая и «нищая». И это даже не слезы обиды за любимую или тем более на нее; эти слезы — свидетельство остроты и чистоты переживаний ее облика, поступков, судьбы...

— Какая судьба, по Блоку, уготована красавице, встреченной на дороге? Какими средствами создается портрет родины?

Сложным и естественным образом пейзаж России в стихотворении Блока переходит в ее портрет — красавицы-крестьянки, встреченной на дороге (в дневнике Блок

упоминает об одной такой встрече во время своих верховых поездок в окрестностях Шахматова). Ее волнующая «разбойная краса» (выражающая стихийную сущность России) привлекает и распаляет многих, а самый опасный из них — «чародей», которому она и отдаст свою красу. «Чародей», имеющий власть над женственной природой страны (вспоминается повесть Гоголя «Страшная месть» с колдуном, имевшим власть над душой пани Катерины — Андрей Белый видел в этом символ судьбы России), может «заманить» и «обмануть» красавицу (мало ли у нас было диктаторов...). И эта судьба красавицы, России принимается поэтом с библейским смирением — и крест свой бережно несу». Однако, поэт верит и в другое — «не пропадешь, не сгинешь ты»: эти перипетии судьбы не смогут погубить дорогую «Спящую Царевну» (миф о России - спящей царевне, околдованной чародеем и спасенной рыцарем — один из самых важных в представлении Блока о России). И вновь пейзажные и портретные черты естественно сливаются: «И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты» (забота на лице женщины и туман на лике родины). Слеза на лице женщины сливается с рекой на лике родины («одной слезой река шумней»), соседствуют «лес да поле. Да плат узорный до бровей...» Заметим: ее «плат» строго закрывает волосы, но сам по себе красив он «узорный». Забота «затуманила», но не изменила дорогой лик: «А ты все та же». Россия останется и сохранит свою суть. — В чем, по-вашему, логика финала?

Эта логика во многом парадоксальна — надо любить Россию, чтобы не только в «мгновенном взоре» встреченной красавицы (поистине «чудное мгновенье»), но и в «острожной» тоске песни ямщика (а здесь вспоминается пушкинская «Зимняя дорога», где тоже подмечено «родное» — «сердечная тоска» в «долгих песнях ямщика») черпать надежду и силу. Песня «глухая», а тоска в ней «звенит» — в этом сила и трагедия русского духа.

ВЫВОД: Блок создал неповторимый лирический образ России - жены. По словам В. Жирмунского, "от своих предшественников Блок отличается тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель - с отвлеченной идеей, а как поэт - с интимной любовью". Родина для него - надежда и утешение.

II урок План

  1. Формализация задачи
  2. Информационная модель

Объект

Параметры

название

значение

Мальчик

Процент снижения с каждой строкой D (%)

Время удерживания в памяти любой информации DT

Исходные данные

Исходные данные (константа)

Стихотворение

Количество строк

Суммарное время, затраченное на

заучивание всего стихотворения

Исходные данные Результат

Строка

(элемент

стиха)

Время на заучивание первой строки Ti Время заучивания 1-й строки Ti Суммарное время, затраченное на i строк Si

Исходные данные Расчетные данные Расчетные данные

3. Компьютерная модель

Объединим информационную и математическую модели, воспользовавшись средой табличного процессора. Для этой задачи промежуточные данные и результаты представляют собой единый блок, в котором содержится вся необходимая информация для анализа и выводов. Заполнить таблицу

исходными данными по приведенному

образцу.

А

В

С

1

Неоаливый ученик

2

3

Исходные данные

4

Мальчик

5

Время заучивания 1-й строки (7i)

00:01:00

6

Увеличение времени

10%

7

Стихотворение

8

Всего строк

26

9

10

Промежуточные расчёты и результаты

11

№ строки

Время заучивания

Суммарное время

12

1

Формула 2

Формула 4

13

Формула 1

Формула 3

Формула 5

14

Заполнить вниз

Заполнить вниз

Заполнить вниз

Примечание. Заполняя в таблице исходные данные, обратите внимание, что значение в ячейку В5 вводится по формату Время, а ячейку В6 - по формату Процент (число со знаком %). При вводе в ячейку значения в формате Процент в самой ячейке записана



процентная форма данного, а в строке состояния высвечивается

числовая форма

данного.

Ввести формулы для расчётов: Ячейка Формула А13 =А12+1        (1)

  1. =$В$5        (2)
  2. =В12*(1=$В$6) (3) С12 =В12        (4) С13 =С12+В13 (5)
  1. Эксперимент (инструкция прилагается)
  2. Проведение исследования. Задание: Мальчик учит стих....
  3. Выполнение задания
  4. Анализ результатов моделирования
  5. на Д/3: повторить стихотворение «Россия» А.Блока,

f

выучить наизусть стихотворение

) ■ / I

\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к интегрированному уроку литературы и информатике по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова"

Презентация к интегрированному уроку литературы и информатике по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова"...

Интегрированный урок (литература+информатика) «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…» (Очерк жизненного и творческого пути Сергея Александровича Есенина).

Урок «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…» (Очерк жизненного и творческого пути Сергея Александровича Есенина) - интегрированный урок литература и информатика для 10 класса позволяет познакомить у...

Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...

Интегрированный урок математики и информатики. 8-й класс. Использование информационных технологий на уроке математики. Тема "Геометрический метод определения количества корней квадратных уравнений "

Психологические исследования подтверждают, что некоторые обучающиеся испытывают значительные трудности при работе с информацией,  представленной в формализованном и формальном виде,  не восп...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Интегрированный урок по математике, информатике, русскому языку по теме "Язык и логика" + презентация к данному уроку

Интегрированный урок "Язык и логика"  способствует  формированию представления об отдельных учебно-логических умениях (сравнении, понятии, доказательстве), как эффективных инструментах позна...