Мысли о человеке (по произведению М.Горького "На дне"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Цель урока: провести защиту мини-проектов.                     

Задачи:

- воспитательная: воспитание активной жизненной позиции

- обучающая: выяснить, как относятся к «правде» Сатин, Лука, Бубнов, Клещ

- развивающая: научиться защищать проекты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mysli_o_cheloveke.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы по произведению М. Горького «На дне».

Мысли о человеке.

Цель урока: провести защиту мини-проектов.        

Задачи:

- воспитательная: воспитание активной жизненной позиции

- обучающая: выяснить, как относятся к «правде» Сатин, Лука, Бубнов, Клещ

- развивающая: научиться защищать проекты.

Ход урока:

     Философский вопрос, который поставил сам М.Горький в произведении «На дне»: что лучше – истина или сострадание? – до сих пор  не дает покоя многим пытливым умам. Вопрос о правде многогранен. Каждый человек понимает правду по-своему.

- Что же такое «правда»? (Ответы учащихся).

     Обратимся к толковому словарю Ожегова: «правда - то, что соответствует действительности; порядок, соответствующий справедливости, честности».

Как представляют правду герои произведения Горького «На дне», обратимся к вашим проектам.

Памятка защиты проекта:

  1. Цель проекта.
  2. Задачи проекта.
  3. Какой иллюстративный материал подобрали к вашему проекту, какую смысловую нагрузку он несет.
  4. Какие выдержки нашли из текста, подтверждающие мысли героев. Зачитать их.
  5. Рассказать, как вы поняли «правду» героев.
  6. Согласны ли вы с их «правдой». Если нет, что бы вы посоветовали героям, чтобы изменить их отношение к жизни.

      Заслушиваются проекты ребят, оценивается не только оформление проекта, но и умение защитить свою работу.

 

     Проекты мы прослушали, давайте сделаем вывод: что лучше истина или сострадание?

    Диспут ребят на заданную тему.

     Вывод: герои Горького отражают двойственность, противоречивость натуры самого автора. Бесспорно, он поддерживает позицию Сатина: «не жалеть,… а уважать человека нужно»; «ложь - религия рабов и хозяев! Правда – бог свободного человека», но в то же время Горький милосерден был к людям, тем самым поддерживал позицию Луки.  

     В заключение хочется сказать: «правда» должна быть обязательной чертой современного человека, но и милосердие, сострадание  не должны быть списаны со счетов. Только нужно помнить о том, чтобы эти качества не были показными, а шли от чистого сердца, т.е. были бы правдой.

     Д/З подготовиться к сочинению по произведению М. Горького «На дне».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гоголь.Тема маленького человека в произведениях писателя

Данная презентация поможет учителю-предметнику в подготовке к уроку литературы...

конспект занятия с элементами тренинга "Влияние мыслей на человека"

Занятие направлено на обучение учащихся поиску выхода из трудной ситуации, дает понятие об элементах саморегуляции, знакомит с "позитивным формулированием" как способом изменения отношения к ситуации....

Сценарий "Природа и человек в произведениях В.П. Астафьева"

Природа в произведениях русских писателей...

Как приобщить детей к духовным поискам человека через произведения искусства?

Наверное, сколько существует мир , столько будут волновать человека  ищущего вопросы о том, для чего он  приходит  на землю, в чем смысл жизни  и как сделать ее интересной и значим...

Устный журнал «Красота души русского человека» (по произведениям донских поэтов и писателей о Великой Отечественной войне).

Цель: преумножение и сохранение нравственных, патриотических и культурных традиций, связи поколений и уважительного отношения к истории своей Родины, к истории Донского края.Задачи:пропаганда идей пат...

Персональная выставка творческих работ ученицы художественного отделения Абдоковой Алины «Мысли одного человека», 2016 год.

В 2016 году Алина Абдокова удостоена премии Министерства образования и науки Российской федерации для поддержки талантливой молодежи....