Как приобщить детей к духовным поискам человека через произведения искусства?
статья по мхк по теме

Смирнова Елена Борисовна

Наверное, сколько существует мир , столько будут волновать человека  ищущего вопросы о том, для чего он  приходит  на землю, в чем смысл жизни  и как сделать ее интересной и значимой.

Наверное, сколько существует педагогика, столько будет звучать вопрос: «Как пробудить у ученика интерес к самораскрытию, заставить задуматься  над этим самым смыслом жизни и, если не найти его , то сделать сам поиск  смыслом существования?»

На мой взгляд, именно педагогика искусства ближе всего находится к заветной цели,  т.к. аппелирует не к разуму человеческому, а к его чувствам.

Действуя на подсознание через  художественные образы, внешние социальные нормы становятся внутренним регулятором поведения человека.

Урок-откровение:  «Добродетель и порок» (работа с притчей о создании Леонардо да Винчи знаменитой фрески «Тайная вечеря»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смирнова Елена Борисовна, учитель музыки, мировой художественной культуры, основ православной культуры МБОУ СОШ №24 г. Мытищи

Как приобщить детей к духовным поискам человека через произведения искусства?

Вся история человечества свидетельствует, что явление, которое мы сейчас называем искусством, или художественной культурой, это неотъемлемая составляющая человеческого способа существования в мире. И ее деградация, утрата новыми поколениями понимания ее неутилитарной, но в высшей степени реальной ценности, утрата ответственности за ее сохранение, развитие и „трансляцию“ в будущее — это, может быть, самый короткий путь к расчеловечиванию данного общества. Мелик-Пашаев А.А. « О состоянии и возможностях художественного образования.»

Наверное, сколько существует мир , столько будут волновать человека  ищущего вопросы о том, для чего он  приходит  на землю, в чем смысл жизни  и как сделать ее интересной и значимой.

Наверное, сколько существует педагогика, столько будет звучать вопрос: «Как пробудить у ученика интерес к самораскрытию, заставить задуматься  над этим самым смыслом жизни и, если не найти его , то сделать сам поиск  смыслом существования?»

На мой взгляд, именно педагогика искусства ближе всего находится к заветной цели,  т.к. аппелирует не к разуму человеческому, а к его чувствам.

Недаром еще в Древней Греции использовали благодатное воздействие катарсиса  на душу  человека, через слезы и сопереживание очищая ее.

На современном этапе развития общество подошло к тому критическому рубежу, за которым , если не осознать этого, -зияющая пустота бездуховности и гибели. Именно поэтому преподавание предметов духовно-нравственного цикла- истории, литературы, мировой художественной культуры, а также приобщение к религиозной традиции становится особенно актуальным, если не важнейшим!

Горький опыт реализации стандартов первого поколения показал, что подачей знаний, пусть даже это будут «знания норм морали, нравственных, духовных идеалов», психологически сложных задач воспитания решить невозможно. ЗНАТЬ правила нравственности и БЫТЬ нравственным человеком — это разные вещи. Можно знать наизусть правила морального поведения — и совершать аморальные поступки, даже преступления.

Без привлечения искусства в образование и без использования в преподавании искусства особых (художественно-педагогических, ценностно-смысловых) технологий, разработанных в педагогике искусства и позволяющих организовывать общение школьников с искусством на уроках, решить психологически сложные задачи воспитания и развития человека, а значит вырастить «человеческий капитал», способный модернизировать Россию, практически невозможно.

Постижение отношения к миру, людям, к самому себе, представлений о добре и зле, счастье, смысле жизни, должно происходить только в процессе ДУХОВНОГО ОБЩЕНИЯ , а не при передаче в готовом виде знаний о правилах поведения. Учебный процесс должен носить ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ характер, преображая ученика и способствуя выработке  духовных ценностей самостоятельно на основе переживания .

Действуя на подсознание через  художественные образы, внешние социальные нормы становятся внутренним регулятором поведения человека.

«Художник распахивает перед людьми свою душу, исповедуется перед ними, искренно и откровенно, и тем самым их воспитывает. Такое нравственно-эстетически-гражданское воспитание искусством и дополняет, и углубляет, и целенаправленно расширяет опыт личности... … великие мастера искусства и их герои достигают такой глубины и полноты самораскрытия, какая, видимо, недостижима в реальном общении людей... Глубина психологического анализа, доступная литературе, театру, киноискусству, и те средства проникновения в неосознаваемые и словесно невыразимые психические процессы, которыми обладают музыка, танец, живопись, открывают нам души наших художественных друзей во всей полноте, в целостном единстве сознательного и подсознательного содержания...» (Каган М.С.»Мир общения»)

«Художественное произведение, — пишет психолог А.Р. Лурия, — допускает различной степени глубины прочтения; можно прочитать художественное произведение поверхностно, выделяя из него лишь слова, фразы или повествование об определенном внешнем событии; а можно выделить скрытый подтекст и понять, какой внутренний смысл таится за излагаемыми событиями; 

Пример 1

Урок-откровение:  «Добродетель и порок» (работа с притчей о создании Леонардо да Винчи знаменитой фрески «Тайная вечеря»)

Искусство должно будить совесть и бередить душу, побуждая человека находиться в постоянном диалоге с реальным миром и самим собой, т.е. жить осознанно. Но его тянут вниз искушения , гордыня, зависть, лень, нетребовательность к самому себе.

У художника Возрождения Леонардо да Винчи есть фреска, на которой он изобразил Иисуса Христа в кругу своих учеников. Она называется «Тайная вечеря». Это последняя их совместная трапеза, после которой (и Христос с грустью говорит об этом) один из учеников предаст его.

Вы знаете , кто это? Да, это Иуда (на фреске он сидит вторым по правую руку от Христа).

Скажите, а каково должно быть лицо и, особенно, глаза предателя?

Это может быть ангельский лик? Наверное, нет. На нем должны скрыто или явно проступать человеческие пороки.

Так вот, для главных героев своей фрески Леонардо тщательно подбирает натуру, ведь перед ним стоит сложнейшая задача- правдиво передать библейский сюжет. Притча о создании фрески легла в основу песни нашей современницы Св. Копыловой.

Звучит песня-притча «Леонардо да Винчи».

Что удивило вас? Поразило?

То, что два образа были списаны с одного и того же человека.

Почему так произошло? Как жил он  после написания первого образа? Сколько прошло лет?

Три года. За это время он сильно опустился.  Возможно, из-за гордыни или нестойкости духа он стал подвержен пороку и в результате изменился до неузнаваемости.

Чем эта история поучительна для нас?

Никогда не надо падать духом или останавливаться в своем развитии, надо учиться преодолевать жизненные трудности, находить в себе самом частичку Бога, т.е.любовь и быть счастливым несмотря ни на что! В каждом из нас есть плохое и хорошее, но не надо слишком возноситься, если пришла удача. Нужно уметь быть благодарным судьбе за все, что она нам дает! 

 Мы часто в жизни слепы. И до срока

             Не отличить нам добродетель от порока…

          Но зло в себе найти- труднейшая задача…

                                              Сквозь тернии- приблизим мы удачу!

                                              Пусть совесть будет верной в том порукой,

  Иначе жизнь сплошною будет мукой…

                                             Чтоб обрести успех и пониманье—

                                             Стяжай добро, любовь и покаянье.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

(смыслы образов искусства) Добродетель и порок Леонардо да Винчи автопортрет

Слайд 2

Тайная вечеря !

Слайд 3

Иуда, Петр, Иоанн (слева направо)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассный час. Тема: Воспитание духовного мира человека через художественное и музыкальное творчество

Тема:    Воспитание духовного мира человека через художественное и музыкальное творчество Цель:  Формирование духовно-нравственных ценностей по средствам различных видов иску...

Индивидуальное обучение музыке по самому существу своему – активнейшее средство приобщить детей к искусству, дать им возможность непосредственно соприкоснуться с миром художественного творчества, миром прекрасного. Игра на музыкальном инструменте – это му

Цель урока:    воспитание у ученика способности слышать, охватывать произведения развернутой формы, умение вникнуть в замысел композитора и донести его до слушателя.Задача урока: развит...

Духовная красота простого русского человека в произведениях И. Шмелева (по рассказам «Мартын и Кинга», «Русская песня» и повести «Лето Господне».)

Любить весь мир, одинаково дружелюбно относиться ко всем странам и народам, их населяющим, безусловно, прекрасно. Но тот, кто любит всех, непременно более всего предан своей Родине. Даже если в силу о...

Урок литературы в 11 классе по технологии французских мастерских. «Гимн как жанр литературы. Отражение духовных поисков человека в лирике В.Я. Брюсова».

Стихотворение Брюсова "Гимн Человеку" изучается в 7 классе по программе Курдюмовой. Для сильного класса можно взять....

Духовно-нравственное воспитание через знакомство детей с музыкально-литературными произведениями

Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в дошкольном возрасте формир...

Приобщение современных школьников к духовным поискам человека в творчестве русских писателей

О духовности в школьном курсе литературы мы говорим как-то неопределенно, как о чем-то возвышенном.  Пришло время сказать, что духовность - это основополагающая часть мировоззрения человека,...