Урок литературы в 11 классе по технологии французских мастерских. «Гимн как жанр литературы. Отражение духовных поисков человека в лирике В.Я. Брюсова».
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Евсеева Светлана Павловна

Стихотворение Брюсова "Гимн Человеку" изучается в 7 классе по программе Курдюмовой. Для сильного класса можно взять. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gimn.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе

по технологии французских мастерских.

тип урока: построение новых знаний.

методы и приёмы:

метод символического видения;

метод самостоятельного конструирования определения   понятий;

метод образного видения.

тема: (не объявляется в начале урока) «Гимн как жанр литературы. Отражение духовных поисков человека в лирике В.Я. Брюсова».

1. Индуктор.

Есть ли в вашей жизни что-то, чем вы можете гордиться?

2. Социализация.

3.Самоконструкция.

 А чем, по-вашему, может гордиться цивилизация? Выберите из списка 1 пример или предложите свой.

7 чудес света

освоение космоса

победы в войнах

создание кинематографа

принятие религии

материнство, семья

памятники искусства

укрощение природных стихий

научные открытия

охрана природных богатств.

4. Социализация.

5.Самоконструкция.

Если бы вам предстояло рассказать о важности, величии этого (выбранного) явления, в каком жанре вы бы это сделали?

6. Социализация.

Гимн, ода, легенда, трагедия.

7. Самоконструкция.

Тема урока: «Гимн как жанр литературы. Отражение духовных поисков человека в творчестве В.Я. Брюсова».

Что же такое гимн? Познакомьтесь с материалом, обсудите в группе и запишите жанровые характеристики гимна.

(Раздаточный материал на отдельных листах)

Гимн (др. греч. ὕμνος) — торжественная песня, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо (первоначально — божество). Не имеет ясной этимологии. Античность связывала его с глаголом ткать (др. греч. ὑφαίνω), понимая гимн как "сотканную" песнь.

Религиозный гимн встречается в поэзии многих народов и восходит к молитве. Основными элементами являются  священное имя  и просьба. Третьим элементом структуры гимна обычно считают эпическую часть. Китайская поэзия располагает близкой к гимнам формой од, в которых описаны подвиги основателей древних династий. Некоторые из них, по-видимому, могли служить боевыми песнями.

Человек рождён, чтобы стать Богом. Человек рождён, чтобы стать бессмертным. Человек рождён, чтобы играть в бесконечном потоке времени и пространства, путешествуя в безграничных мирах Вселенной, познавая и разгадывая тайны Бытия. Человек рождён, чтобы преобразовать свой дух в бесконечное пространство, а своё тело – в бессмертное, радужное, сияющее Тело Света. (Йога)

 Литературный гимн.  Некоторые из латинских гимнов, вошедшие в дальнейшем в культовый обряд католической церкви, оказали огромное влияние на развитие не только религиозной, но и светской лирики позднейшего средневековья Запада.

Национальный гимн. Песня, являющаяся одним из видов национальных символов, наряду с флагом и гербом. Использование религиозного гимна как боевой песни порождает явление так называемого «национального гимна» — торжественной песни нерелигиозного содержания, исполняемой при всех официальных случаях. Они в равной степени исполняются как со словами, так и без слов. Гимны, как опознавательные музыкальные знаки, родились в Европе XV-XVI веках, во время Реформации и войн за веру.  Религиозная рознь привела к войнам между католиками и протестантами. В этих условиях необходимы были совершенно новые различительные знаки. В качестве такого знака могла служить только музыка. Первым государственным гимном является гимн Великобритании «Боже, храни короля!», ведущий историю с 1743 года. За ним последовал гимн Франции «Марсельеза» (создан в1792 г.). В начале XIX века гимны входят в употребление в большинстве стран Европы, а в ХХ веке распространяются на весь мир и становятся непременным атрибутом государственности. Далеко не все гимны имеют торжественный строй. Многие гимны сформировались из военных или похоронных маршей, народных песен, популярных музыкальных произведений, созданных изначально для концертного исполнения, танцевальных мотивов или музыкальных произведений духовного содержания. Существуют гимны протяжные, печальные, незамысловатые или негармоничные по своему музыкальному строю. Слова ряда государственных гимнов содержат отдельные хвалебные формулировки, адресованные своей стране, но наличие хвальбы не является ни правилом, ни даже широко распространенным явлением.

 

Знаменитый Гимн "Коль славен" (который до сих пор считается Гимном русской эмиграции) был написан композитором на слова поэта М.М. Хераскова в конце XVIII века. В начале XIX столетия, а также временами и до самого Октября 1917-го года, мелодия Гимна Бортнянского "Коль славен" исполнялась (вызванивалась) 37-ю колоколами Курантов на Спасской башне Московского Кремля. То, что Дмитрий Шостакович незаметно воспользовался мотивом «Коль славен» в известной песне начала 1950-х «Родина слышит, Родина знает» (слова Евгения Долматовского), до сих пор является предположением. Однако мелодический анализ песни может полностью это подтвердить.  

Гимн "Коль славен" был исполнен во время похорон писателя А.И. Солженицына в Донском монастыре в Москве 6 августа 2008 г. военным церемониальным оркестром.

Текст Гимна "Коль славен"

(слова поэта М.М. Хераскова)

Коль славен наш Господь в Сионе,

Не может изъяснить язык.

Велик он в небесах на троне,

В былинках на земле велик.

     Везде, Господь, везде Ты славен,

     В нощи, во дни сияньем равен.

Тебя Твой агнец златорунный

В себе изображает нам;

Псалтырью мы десятиструнной

Тебе приносим фимиам.

     Прими от нас благодаренье,

     Как благовонное куренье.

Ты солнцем смертных освещаешь,

Ты любишь, Боже, нас как чад,

Ты нас трапезой насыщаешь

И зиждешь нам в Сионе град.

     Ты грешных, Боже, посещаешь

     И плотию Твоей питаешь.

О Боже, во Твое селенье

Да внидут наши голоса,

И взыдет наше умиленье,

К тебе, как утрення роса!

     Тебе в сердцах алтарь поставим,

     Тебе, Господь, поем и славим! 

8. Социализация.

  • посвящён выдающемуся человеку или событию;
  • высокий стиль;
  • возвышенная лексика;
  • возможно музыкальное сопровождение;
  • чаще в стихотворной, но бывает и прозаической форме;
  • возможно использование мифологических образов.

9.Самоконструкция.

Помните у Пушкина: «Я гимны прежние пою». Он заменяет слово «старые» на «прежние», это имеет огромное значение. А могут ли гимны устаревать? Меняются ли они от эпохи к эпохе? От чего это зависит?

10. Социализация.

Важная часть гимна – эпическая, т.е. исторический план. Но не сам по себе исторический план, а дух эпохи, духовные ценности, сформированные этой эпохой. Например. Начало 20 века: исторический план 10 – 20 годов тот же, но с приходом советской власти императорский гимн заменяют. И позднее в 20 веке советский гимн заменяют российским: исторический план хоть и один, но историческая эпоха другая.

 11. Самоконструкция.

Обратимся к творчеству В.Я. Брюсова. Он работал в разных жанрах, писал романы, новеллы, пьесы, критические статьи и фронтовые заметки, когда в 1914 отправился добровольцем на фронт. Среди его стихов есть и гимны. Жил поэт на рубеже 19 – 20 веков. Это время великих открытий и жестокого голода, войн и христианского милосердия. Посмотрите фильм и скажите, кому или чему поэт мог посвятить гимн? (фильм 5 мин. нарезка основных событий истории)

12. Социализация.

Посвящение Человеку-творцу.

13. Самоконструкция.

Читаем стихотворение Брюсова «Гимн человеку», находим жанровые характеристики, выявленные на первом этапе урока.

14. Самоконструкция.

Можно ли по этим стихотворениям составить портрет человека эпохи начала 20 века? Составьте портрет человека эпохи начала 20 века в любой технике: словесный портрет, рисунок, знак-символ.

15. Афиширование.

16. Самоконструкция.

О чём пишут гимны сегодня? По данным заголовкам составьте портрет человека начала 21 века.

 «ГИМН ЛЮБВИ», «ГИМН УСТАВШЕМУ ЧЕЛОВЕКУ», «ГИМН ЛОКОМОТИВА», «ГИМН ГРИБНЫХ ЭЛЬФОВ», «ГИМН ВОЙНЫ», «ГИМН ЖЕНЩИНЕ», «ГИМН САТАНЫ», «ГИМН ЛИГИ ЧЕМПИОНОВ», «ГИМН НАСТОЯЩЕМУ МУЖЧИНЕ», «ГИМН ПАРТИИ ЛЮБИТЕЛЕЙ ПИВА», «ГИМН БРАТЬЯМ НАШИМ МЕНЬШИМ», «ГИМН ОДНОКЛАССНИКОВ», «ГИМН АРТИЛЛЕРИИ».

17. Афиширование. 

18. Рефлексия.

Но если мы видим в гимнах отражение духовных ценностей эпохи, то не можем не сказать о вечных ценностях. И в 21 веке прославляют  Человека-творца. Познакомьтесь со стихотворениями, опубликованными на страницах интернета. Они вызвали много благодарных откликов.

(Раздаточный материал на отдельных листах)

Мы – Человечество…

Мы - Человечество.

У нас единая ДУША,

И суть ЕЁ-

Божественна...

Поймём мы ЭТО-

В РАЙ дорога приведёт,

Забудем-

Все пойдём на эшафот.

Начнём с того,

Что коль ДУША ЕДИНА,

Не стоит ли и нам

Всем слиться воедино...

Не потерять при этом

Алмаз души своей,

А слить его со светом

Алмазов душ друзей...

Мы радугой взовьёмся!

Разгоним стаи туч!

Нам Солнце улыбнётся-

Ты, ЧЕЛОВЕК, могуч...

Познав беду и горе,

Побыв в цепи раба,

Сумел добыть СВОБОДУ-

И снова в облаках...!

Пробив дорогу к Богу,

Ты доказал ЕМУ,

Что Образ и Подобие

Не потерял в пылу. 

19. Домашнее задание.

Написать гимн или о гимне (в любом формате и технике).

Гимн Человеку

Андрей Савинов

Рожденный волей Провиденья

В одном из тысячи миров,

Слабей Природы, без сомненья,

Ты был сражаться с ней готов.

И много трудностей, лишений

Ты перенес за свой короткий век:

Мор, голод, тяготы сражений

Не в силах были прекратить твой бег.

Ты пересек все океаны,

Земные недра подчинил,

Без волшебства и без обмана

Огонь и Воздух покорил.

Ты стал царем и властелином,

Что чести делает тебе.

И нет сильнее исполина,

На нашей маленькой Земле.

Но я в тебе ценю особенную силу,

Способную мечтать, творить, любить,

Грустить и видеть свет сквозь мглу…

И если есть, кого мне похвалить,

То пусть гремит сей гимн навек –

Прославлен  будь, Великий Человек!

20.03.2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы. 8 класс. Человек и природа в лирике Н.Заболоцкого.

На данном уроке даётся анализ нескольких стихотворений Н.Заболоцкого.Разбираются некоторые виды тропов....

Педагогическая мастерская (технология французской мастерской) " А нынче поглядим в окно..." ( Мотив окна в творчестве А.С.Пушкина)

Данная мастерская построена по технологии французской мастерской. материал занятия получил высокую оценку  издателства "Первое сентября", стал победителем конкурса "Литмотив"...

Методическая разработка урока геометрии (8 класс) в технологии «Педагогические мастерские» Тема «Теорема Пифагора»

Методическая разработка урока геометрии (8 класс) в технологии «Педагогические мастерские»Тема «Теорема Пифагора»...

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"

Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...

Урок по технологии французской мастерской "Мораль и нравственность", 11 класс

Урок по технологии французской мастерской "Мораль и нравственность" разработан для учащихся 11 класса профильного уровня...

Конспект урока литературы в 9 классе «Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека».

Цели урока:-выявить уровень литературного развития учащихся;-познакомить учащихся с учебной программой и задачами курса литературы в 9 классе.-углубить представления учащихся о литературе как искусств...

Применение технологии французских мастерских как способ развития коммуникативной компетентности на уроках литературы

I Вуступление на РЕГИОНАЛЬНЙ  НАУЧНО- ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ «ПЕРВЫЕ СТУПЕНИ БОЛЬШИХ ОТКРЫТИЙ»...