Урок- путешествие в мир природы 6 класс.
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Яркий, красочный урок, построенный в форме путешествия,  привлечет внимание учеников. Задача этого урока - привить любовь к русской природе через стихотворения поэтов 19 века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kakoe.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Какое - то большое чувство сегодня таяло во мне...»

( Урок - путешествие в мир природы глазами поэтов и композиторов 19 столетия в 6 классе).

 Учитель: Лысикова Нина Семёновна.

Цели урока: воспитывать любовь к Родине, природе; побуждать детей к прчтению и осмыслению стихов поэтов 19 века; в произведениях видеть художественные образы; уметь слушать музыку, рисовать картины природы.

Оборудование: мультимедийное сопровождение урока.

                      Ход урока.

1. Организационный момент.

Слово учителя.

Родная природа - неисчерпаемый, бесконечный источниктворчества. В поэзии издавна зима, весна, лето, осень означали нечто большее, чем обычные времена года.Это связано с пробуждением и расцветом сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали. Родная природа привлекала внимание поэтов и композиторов своей скромностью и простотой. В ней нет показной красоты, она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия.

Сила окружающей насприроды в том, что она эстетически воздействует начеловека. Поэтому так много поэтов, художников и композиторов ,которые блистательно отразили её в своих произведениях.

Наша страна богата тем, что мы имеем возможность наблюдать изменения в природе круглый год: изимой, и весной, и летом, и осенью. А, чтобы это сделать, мы отправимся свами в путешествие. Первая наша  станция « Зима».

Зима. Снег мягким пушистым ковром закутал озябшую землю.Деревья словно одеты в белые шубы и шапки. Тихо в лесу. Не слышно голосов птиц. Только изредка слышна песенка синички да тихое попискивание мышки, да и та быстро спряталась в пушистый снег, чтобы не поймала лиса. Так передаёт красоту зимнего леса на своей картине И.И. Шишкин.

( Задание ученикам - подобрать к картине И.И.Шишкина стихи и прочитать их).

Учитель.  Ребята, явления природы можно наблюдать  просто на улице или из окна дома и сказать: «Идет дождь, выпал снег».

Поэты рисуют картины природы, используя осбые слова. Как они называются? ( Учащиеся получают задание найти тропы  в указанных четверостишиях).

Учитель. Наше путешествие продолжается. Прислушайтесь! Появилось журчание ручейка,радостное пение птиц, возвращающихся домой сдолгой зимовки, тает снег, ласковое солныко греет землю, появились первые подснежники и цветы мать- и- мачехи. Пробуждение природы после долгой зимы воодушевляло поэтов и художников к творчесту.

( Учащиеся читают стихи о весне).

Учитель. Ребята,  чтобы нарисовать словесную картине природы , очень часто поэты используют такой приём, как звукопись.

( Задание - выделить особые звуки в сти хах, определив, что они помогли нарисовать).

Мы приближаемся к станции « Лето».

Лето! Любимая пора многих поэтов, которая вдохновляла их на создание и зумительных произвел\дений..Предметом изображения становится жаркий летний день, волнующаяся рожь в поле,лазурное небо с плывущими облаками, тихий вечер у реки и т. д

Ребята, кто назовет больше имен поэтов, которые писали о лете? Прочтите свое любимое стихотворение.

Учитель. ( Читает стихотворение А.С Пушкина «Осень»).

Осень - наша последняя станция в путешествии Это любимая пора А.С.Пушкина. Преображаются леса, поля ,луга. Природа достает из своих сундуков яркие праздничные наряды. Всё кругом становится красным, багряным, золотым, оранжевым. Но не только яркое и праздничное настроение передают поэты в своих произведениях. В них звучит и печаль расставания с беспечным летом. Природа начинает готовиться к зимнему сну.

( Ребята читают стихи об осени).

Учитель. В конце любого петешествия принято обмениваться мнением о том, как  это путешествие прошло. Вам, ребята, предлагаетсязадание творческого характера - написать сочинение - миниатюру о любом времени года с использованием внем средств художественной изобразительности.

( Сочинения зачитываются).

Учитель. Во время путешествия мы с вами встретились со стихами поэтов 19 века: А.,.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.Фета, Е.Баратынского, А.Толстого, Я.Полонского,И.С.Никитина.

Скажите, ребята, что объединяет творчество этих поэтов?

( Их объединяет любовь  Родине, родной природе и то, что они обладают даром рисовать природу словами).

Стихи русских поэтов открывают нам красоту родного края, призывают любить Родину, охранять все живое, понимать яжык природы, язык поэзии.

( Чтение стихотворения А.Толстого «Край ты мой родимый»).

 

Науроке использованы стихи поэтов: Е. Баратынского, А.Майкова, А.С.Пушкина, И.Никитина, Ф.Тютчева, Я. Полонского, А. Толстлго.

Звучала музыка П.И.Чайковского из альбома «Времена года».

Использованы репродукции картин русских художников: И.И.Шишкина, В.Н.бакшеева, И.Э.Грабаря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ (урок-путешествие в прошлое. 5 класс)

Повторительно-обобщающий урок  по истории Древнего Египта с применением информационно-комуникационных технологий...

Урок -путешествие по математике 6 класс : "Действия с обыкновенными дробями"

Урок по теме: "Действия с обыкновенными дробями", урок повторения с презентацией и самоанализом урока по учебнику Н.Я. Виленкина 6 класс...

Урок-путешествие по химии 9 класс по коррозии металлов "В царстве "рыжего дьявола"

Урок-путешествие "В царстве  "рыжего дьявола" с использованием игровых технологий по химии для учащихся 9 класса. Разработка помогает сделать изучение темы "Коррозия металлов" более интересным и ...

Методическая разработка урока - путешествия в 5-м классе на тему "Путешествие в Прилагатинск"

Данный урок является заключительным по теме «Имя прилагательное». Тип урока в рамках традиционного обучения: урок обобщения и систематизации знаний. Тип урока в рамках нетрадиционного обучения: ...

Урок путешествие по сказкам.6 класс

Разработка урока то теме "Применение распределительного свойства умножения" 6 класс...

Урок -путешествие "Древняя Индия" 5 класс, с использованием ЭОР.

Урок знакомит учащихся с природными условиями  и их влиянием на  жизнь населения Древней Индии через организацию  деятельности по работе с  ЭОР и другими источниками информации.Тип...