Учебный межпредметный проект "Райне Мария Рильке и Россия"
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Попова Елена Александровна

В проекте рассмотрено знакомство Рильке с Россией, роль Лу Саломе  в этом знакомстве.

Общение Рильке с Тллстым и Спиридоном Дрожжиным. В разделе "Диалог поэтов" приводится

переписка Рильке с  М.Цветаевой и Б.Пастернаком. Также анализируются общие темы и мотивы лирики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rilke.doc128.5 КБ
Файл rayner_mariya_rilke_i_rossiya.pptx508.91 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                    МОУ «СОШ № 36» г.  Перми                                                    

 Межпредметный учебный проект   “ Райнер Мария Рильке и Россия”

                                                                                        11 класс

                                                                               2009 – 2010 учебный год                        

Идея проекта: Попова Е.А, учитель русского языка и литературы

                         ПаркачеваН.В. , учитель немецкого языка.

Руководитель проекта: Попова Е.А.

                                       

Обоснование: Современные условия развития общества требуют переориетации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности учащегося, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Гуманистическая философия образования реализуется с помощью различных технологий, целью которых является выявление, развитие и рост творческих способностей каждого ученика, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности.

         Межпредметный учебный проект позволяет решить ряд важных проблем :  

       - проблему мотивации, определить каждому участнику посильное и интересное для него задание;

       - в межпредметном проекте реализуется принцип личностно- ориентиро-

ванного обучения;

        - в ходе выполнения проекта учащиеся учатся не только самостоятельно искать и анализировать информацию, но и интегрировать полученные ранее знания.

         Выбор темы межпредметного проекта обусловлен рядом причин.

Перед школой третьего тысячелетия стоит задача создания человека культуры. Человек культуры – это  целостный человек, и его воспитание предполагает  сопряжение образования и воспитания , направленных на формирование его ценностного сознания. Соединение в проекте немецкого языка, немецкой и русской культур вполне оправданно. Иностранный язык не только средство общения, но и приобщение к культурному наследию другой страны. Е.И.Пасов считает, что изучение иностранного языка и культуры страны оказывает положительное воздействие на культурное обогащение и духовное совершенствование на базе диалога иной культуры и родной.

            Поскольку школа является общеобразовательной , нет возможности уделять на уроках иностранного языка и литературы много времени диалогу различных культур, а межпредметные проекты помогают решить эту задачу, расширить представления и знания учащихся о взаимовлиянии и взаимодействии культур.

         Урок иностранного языка – это перекрёсток культур , это практика межкультурной коммуникации,  сочетании с литературным материалом это ведё1т к накоплению фундаментальных человеческих ценностей.

         При выборе  темы проекта учитывался иностранный язык, изучаемый большинством  класса, при отборе авторов и произведений  основывались на характере взаимодействия их с русской культурой. Акцентировались общие мотивы, темы, проблемы, личные взаимоотношения авторов.

     Межкультурный диалог дает молодым людям знания, способствует развитию личности, воспитанию толерантности, уважения к другим культурам и жизненным ценностям людей разных национальностей.

      Межпредметный проект – одна из форм осуществеления такого диалога.

Цели проекта: -    расширение культурологического компонента в образовании

                           Учащихся:формирование представления о русской литературе

                           как части европейского художественного процесса.

Задачи:              - интеграция учебных предметов на культурологической

   основе;

                             поиск подходов к риторизации учебных предметов;

                                        План реализации проекта

Этап

Деятельность учащихся

Деятельность педагогов

Планируемый результат

1 этап

Октябрь  2009

Определение тематического содержания проекта, совместная постановка цели, и задач работы

Помощь в распределении по группам, совместное определение

Задач каждой группы

План коллективно-распределен-

ной  деятельности по реализации задач

2 этап

Ноябрь 2009

Поиск и отбор материала по теме, определение формы представления материала.

Помощь в работе групп по отбору и поиску материала.

Индивидуальная работа на уроках немецкого языка по переводу стихотворений Рильке.

Работа над индивидуальными твоческими заданиями на уроках литературы по сравнительному анализу стихотворений.

Вариант представления своей части проекта

3 этап

Декабрь 2009

Представление проекта на заседании МО учителей русского языка и литературы и учителей иностранного языка

Помощь в защите проекта.

Организация и ведение процедуры представления проекта

Материалы проекта.

Расширение знаний учащихся.

Формирование межкультурной компетенции

Поведение итогов

Совместная рефлексия

Совместная рефлексия

Группа 1 Тема: Знакомство Райнера Марии Рильке с Россией.

                 Задачи:   -   работа с текстами на немецком языке ( чтение,  

                                      перевод, сбор материала ).

         -  представление материала аудитории (развитие ком

            муникативных,  риторических умений )

            Создание текстов в жанре Сообщение, доклад.

Группа 2 Тема: Диалог поэтов

                 Задачи:       познакомить с историей личностного общения трех вели

           ких поэтов: Рильке – Пастернак  -  Цветае

           ва; (развитие коммуникативных,  риторических умений)

            Создание текстов жанре Представление

Группа 3 Тема:  Диалог мотивов, тем, образов.

                 Задачи: - работа со стихотворными текстами на немецком языке (

                                чтение, перевод,  интерпретация; )

  1. сопоставительный анализ текстов разных авторов, выявление общих тем, образов, проблем;

     чтение  и интерпретация стихов, посвящаемых поэтами друг

     другу(развитие ком муникативных,  риторических умений)

     Создание текстов в жанре Размышление

           

                                                Ход представления проекта.

Вступительное слово учителей на русском и немецком языках.

Группа №1.  Знакомство Рильке с Россией.

                Материал представили в жанре сообщений, снабженных

                иллюстрациями.

 Сообщение 1  Биография Рильке.

             Райнер Мария Рильке родился в 1875 году в Праге, в семье чиновника. Детство и юность его прошли в Праге, затем жил в Берлине,  Париже, Швейцарии. Семья жила в стесненных материальных условиях, и он сам всю жизнь нуждался. Годы жизни в Праге, старинной столице Чехии, наложили сой отпечаток на творчество Рильке. Особенно в его ранней поэзии отчетливо ощущается атмосфера Праги, дано изображение чешской истории.

           Первый сборник стихов Рильке «Жизнь и песни» («Leben und Lieder”) выходит в свет в 1894 году. Вскоре Рильке начинает издавать небольшие альманахи “Подорожники” (“Wegwarten»), на обложке которых стояла надпись «подарено народу». Зная, что бедняки не в состоянии покупать даже самые дешевые издания, Рильке бесплатно рассылал свои книжечки по больницам и рабочим объединениям.

          Затем вплоть до середины 900-х годов Рильке печатает большое число сборников стихов – «Венчанный снами», 1896г., «Мне на праздник», 1900г., «Книга картин», 1902 г.,»Новые стихи 1907 –1908 г., и другие.

          В начале 900-х годов Рильке делает попытку завести семью, он женится на скульпторе Кларе Вестхоф. Но вскоре после рождения дочери, в 1902 году супруги разъезжаются.

          Начиная с 1902 года Рильке жил во Франции. Большое значение для его поэзии имела лирика французских символистов. Во второй половине 900-х годов Рильке переживает глубокий творческий кризис. Его поэтический поток иссякает. Он работает в прозе, путешествует в Испанию и Африку, но нигде не находит новых творческих импульсов. В 1922 году Рильке создает совершенно новый для себя по поэтическому строю сборник «Дуинезские элегии» затем пишет новый Цикл «Сонеты к Орфею».

        Последние семь лет жизни Рильке прожил в Швейцарии, в старинной башне Мюзот. Умер он 29 декабря 1926 года, года его поэтическая слава уже утвердилась.

   Сообщение 2. Рильке и Россия.

       Особое место для Рильке имели две поездки в Россию в 1899 и в 1900 г.г.

Познакомила Рильке с Россией его возлюбленная Лу Саломе, родившаяся в семье русского генерала, происходившего от французских гугеннотов, и матери- немки. К моменту встречи с Рильке ей было 36 лет, она была замужем. До встречи с Рильке её связывала дружба с другим гениальным человеком – философом Фридрихом Ницше, который безуспешно много лет просил её руки. «Лишь через твой образ я хочу видеть мир, ибо повсюду передо мной ты, ты и только ты. Я не вижу себя иначе, чем с преклоненными пред тобой коленями» – писал поэт после встречи с Лу. «Каждая моя новая победа принадлежит тебе»,- скажет он позже.

      Лу Саломе и Рильке приехали в Россию весной  1889 года, 27 апреля. Это был день накануне пасхи. Пасхальную ночь он провел на празденстве в Кремле. Для Рильке это было захватывающее событие, которое осталось на всю жизнь в его памяти.

        « Это была необычайная волнующая ночь. Толпа народа собралась здесь. Колокола Ивана Великого удар за ударом раздавались в темноте. Это была Пасха, которая запала мне в душу на всю жизнь - , напишет Рильке в своих воспоминаниях.

Во время своего первого пребывания в России Рильке познакомился с русским художником Леонидом Пастернаком,  знаменитым Ильей Репиным, крестьянским поэтом Спиридоном Дрожжиным и был принят Л.Н.Толстым. «Россия в известной  мере стала основой моих переживаний и впечатлений»,- писал Рильке в 1921 году.

       Рильке во время первого путешествия жил в Петербурге у родственников Лу, провел три дня в Москве и затем вернулся в Берлин. Первое путешествие было фрагментарным и не позволило глубоко понять страну и её народ. Лу и Райнер мечтают о более длительном путешествии, к которому начинают готовиться заранее. Они с великим усердием принялись за изучение русского языка, литературы, истории русского искусства, истории России, казалось, что они готовятся к серьезному экзамену.

       Второй раз Рильке провел в России почти месяц в 1900 году в Москве, затем направился в Тулу, в Ясную Поляну, с надеждой посетить Толстого. И вот желанная встреча состоялась.

      « Мы наняли коляску и мчались по краю холма, на котором расположились бедные домишки яснополянских крестьян. Беспорядочно разбросанные, они были похожи на стадо, печально стоящее на вытоптанном пастбище. Затем показалась едва заметная дорога, серая полоса которой привела в сверкающую нежной зеленью долину, где слева открылись взору две круглые башенки с зелеными куполами, которые обозначили вход в старый парк, где располагался дом графа. Перед воротами мы вышли из коляски и тихо, как странники, направились по проспекту, окруженному с обеих сторон могучими деревьями, по направлению к дому, который отчетливо проступал среди зелени сверкая своей белизной.

      Слуга взял наши визитные карточки, чтобы передать их графу, и вскоре за дверью в темной прихожей показалась фигура Толстого. Старший сын его открыл нам дверь, и мы оказались перед графом, старцем, к которому всегда приходишь как сын, даже если не хочешь испытать на себе его отцовское влияние. Мне показалось, что он стал меньше, больше сутулился. Лишь совершенно ясные глаза, которыми он внимательно изучал незнакомцев, не соответствовали облику стареющего человека. Немного позже мы все вместе совершили прогулку по парку. Это была длительная прогулка. Мы медленно шли вдоль тенистых тропинок парка, наслаждаясь беседой, постоянно ощущая внимание и теплоту графа. Он говорил по-русски, и если ветер не уносил слова, я понимал все до единого слога. Его левая рука была засунута за пояс шерстяной рубахи, правая покоилась на посохе, на который он слегка опирался. Время от времени он немного наклонялся, срывал цветок, и тогда казалось, он хотел вдохнуть аромат, окутывающий цветок вместе с цветком. Иногда при порыве ветра фигура графа, казалось, становилась  выше, длинная борода развевалась, лишь лицо, серьезное несущее на себе отпечаток одиночества, оставалась спокойным, будто его не касался ветер».

Из Тулы Рильке и Лу направились в Святой Киев, где провели две недели: на одном из богослужений Рильке под впечатлением происходящего сам принял участи в процессии со свечой в руке.

       Затем поэт и его спутница посетили Кремечуг, Полтаву, Саратов Симбирск, Казань, Нижний Новгород, Ярославль. Незабываемой стала встреча с крестьянским поэтом Спиридоном Дрожжиным, стихи которого Рильке уже знал и переводил на немецкий язык. Затем они вернулись в Петербург, где Рильке работал в библиотеке 22 августа, проведя три месяца в России, они уезжают домой.

       Рильке переводит на немецкий язык пьесу Чехова  «Чайка», «Слово о полку Игореве», даже сам пробует писать стихи на русском языку.

      Путешествие по России помогли Рильке понять русский народ и его культуру. «Народ этот не делает жизни. Он лишь мудрым спокойным взором созерцает её медленное течение», -напишет он позже.

         

    Группа 2      Тема: Диалог поэтов.

     

    Группа  представила материал в виде композиции, в которой использовали материал переписки трех великих поэтов: Рильке, Пастернака и Цветаевой.

      Ведущий: Диалог, который прозвучит сейчас, существовал только в пись

                       мах. В жизни этим поэтам не удалось встретиться. В воображае

                       мом разговоре участвуют трое: Марина Ивановна Цветаева, Борис

                      Леонидович  Пастернак и Райнер Мария Рильке. Переписка Цве

                      таевой и Пастернака началась в 1922 году и длилась многие годы.

                      Дружба в письмах этих двух великих поэтов явилась ярким лите

                      ратурным событием 20-го столетия. Летом 19026 года  третьим

                      участников этого романа в письмах стал Райнер Мария Рильке

 

      Представляем собеседников:

      Райнер Мария Рильке (представление)

      Цветаева Марина Ивановна (представление)

      Пастернак Борис Леонидович (представление)

Ведущий:Взаимоотношения Пастернака, Цветаевой и Рильке – это роман в

                письмах, пронизанный мотивом встречи-невстречи. Трехсторонний

                роман в письмах – это инициатива М.И.Цветаевой

Пастернак - Рильке: «Великий, обжаемый поэт! Я обязан Вам основными чертами моего

                    характера, всем складом моей духовной жизни. Я вне себя от радо

                    сти, что стал вам известен как поэт, мне также трудно представить

                    себе это, как если бы речь шла о Пушкине. Я люблю вас, как по

                    эзия может и должна быть любима, как живая культура славить

                    свои вершины. Если бы Вы захотели осчастливить меня нескольки

                    ми строками, написанными вашей рукой, я попросил бы Вас вос-

                    пользоваться цветаевским адресом».

 Рильке:     «Дорогой мой Борис Пастернак. Ваше желание было испол

                    нено тотчас Элегии» и Сонеты к Орфею» уже в руках по

                    этессы. Как мне благодарить Вас: Вы смогли уделить так

                    много места в вашей душе. Да снизойдет на Вас всяческое

                    благословение»

 

.  Ведущий: Через тридцать лет в воспоминаниях Пастернак объяснил,

                    почему он включил Цветаеву в свои отношения с Рильке:

                    «Во Франции жила Цветаева, с которой я был в переписке и

                     большой дружбе и которая тоже знала и любила Рильке.

                     Мне попутно хотелось сделать ей пода рок, представить её  

                     Рильке, познакомить их»          

                илькеРильке Ри

Рильке- Цветаевой:   «Дорогая поэтесса! Сейчас я получил письмо от

                                     Пастернака. Что рас сказать Вам? Вы знаете,

                                     что уже более 26 лет (с тех пор как я был в

                                     Москве) я причисляю отца Бориса, Леонида Осиповича

                                    к своим вер ным друзьям. Я знал, что сын его стал значи

                                   тельным сильным по этом.

                                   В прошлом году в Париже  друзья показали мне несколько

                                   его стихотворений, которые я читал взволнованно  

                                   и растроганно (ведь я   ещё читаю по-русски)»

Ведущий: Что же мог прочесть Рильке из стихов Пастернака в то время?

                  Может быть это…  

                            Мне снилась осень в полусвете стекол,

                            Друзья и ты в их шутовской гурьбе,

                            И, как с небес добывший крови сокол,

                            Спускалось сердце на руку к тебе…

                            Но время шло и старилось и глохло,

                            И паволокой рамы серебря,

                            Кровавыми слезами сентября…

               Может быть это…

                            Февраль. Достать чернил и плакать!

                             Писать о феврале навзрыд,

                             Пока грохочущая слякоть

                             Весною черною горит.

                              Достать пролетку. За шесть гривен

                              Чрез благовест, чрез клик колес

                              Перенестись туда, где ливень

                              Ещё шумней чернил и слез

Цветаева: Дорогой Рейнар! У Гете где-то сказано, что на чужом языке нельзя

                 создать ничего значительного – я же всегда считала, что это верно.

                 Поэзия уже перевод с родного языка на чужой. Для поэта нет родного

                 языка…

                 Для того и становишься поэтом, чтобы не быть не французом, не рус  

                 ским, чтобы быть всем… Райнер, я знаю тебя в каждой строчке, но

                 звучишь ты короче, каждая строчка, как конспект. Вторую ночь вчи

                 тываюсь в твоего «Орфея»Твой  «Орфей» - страна.

                                         Зыбкий, как образы туч,

                                         их очертанья,

                                         мир безначально тягуч;

                                         льются деянья

                                         в свой же извечный исток.

                                         Но и над алчущим зевом

                                         лиру немолчную бог

                                         полнит напевом.

                                         Чаши бед не испить,

                                         счастья не приручить

                                         смерти умом не постичь –

                                         смертным и сирым.

                                         Только одной светить

                                         Песне над миром.

            О Райнер! Я не хочу выбирать, я беру первые строки, которые ещё хра-

            нит мой слух»

Рильке: «Но почему – спрашиваю я себя- почему не довелось мне встретиться с

                вами, Марина Ивановна Цветаева. Теперь после письма Бориса Пас

                тернака я верю, что эта встреча принесла бы нам обоим  глубочайшую

                радость. Удастся ли нам когда-либо это исправить?»

Ведущий: Цветаева приехала в Париж в ноябре 1925 года, а Рильке уехал оттуда

                 в августе того же 1925года.

Цветаева:  Райнер Мария Рильке!

                  Вы – воплощенная поэзия. Само Ваше имя стихотворение

                  Что после Вас остается делать поэту? Можно преодолеть мастера,

                  но преодолеть вас, значит преодолеть поэзию… Вы непреодолимая

                  задача для будущих поэтов. Поэт, что придет после Вас, должен быть

                  вами, т. е. Вы  должны ещё раз родиться. Вы возвращаете словам их

                  изначальный смысл, вещам их изначальные ценности.

Ведущий: Одновременно с письмом Рильке Пастернак писал Цветаевой о своем

                 желании немедленно приехать к ней и навестить Рильке. Так рожда

                 ется план встречи трех поэтов, проходящий лейтмотивом в их пере

                 писке.

Пастернак: Что бы мы стали с тобой делать в жизни? Поехали бы к Рильке…

Ведущий: Но этой встрече не суждено было состояться. Рильке был неизлечимо

                 болен, врачи долго не могли поставить диагноз, это усугубляло его

                 страдания. Когда Рильке умер 29 декабря 1926 года Цветаева написа

                 ла Пастернаку:

Цветаева: Борис, мы никогда не поедем к Рильке. Того города – уже нет

                           Двадцать девятого, в среду, в мглистое?

                           Ясное – нету сведений! –

                           Осиротели не только мы с тобой

                           В это пред – предпоследнее

                           Утро… -

Я просто рассказывала ему живому, к которому собиралась, как не встретились, как иначе встретились. Вещь называлась  «Попытка комнаты». Прочти внимательно, вчитываясь в каждую строку.»

Ведущий: Две недели спустя Цветаева получила подарок – немецкую мифологию 1875 года, года его рождения Рильке. Кончина Рильке была для Цветаевой отсроченным итогом невстречи с ним. Сознание того, что Рильке не хочет с нею встретиться, сменилось роковой невозможностью свидания.

Цветаева:  из письма 1935 года

                  « Из равных себе по силе я встретила только Рильке и Пастернака.

                  Одного -  письменно за полгода до смерти. Другого – незримо . Не

                  только по силе поэтической! По силе всей!»

    Группа 3 Рильке и поэты Серебряного века. Образы. Мотивы. Темы.

Тема города у Рильке,  В.Брюсова и А.Блока

Материалы

В ранних стихах Рильке намечается облик современного мира в его реальных очертаниях. Но всюду, где только он появляется, он наделен чертами отвратительными и уродливыми. Мир этот предстает обычно в образе огромного капиталистического города, гремящего «металлом и стеклом» обуянного жаждой золота и наполненного униженными людьми. В трущобах здесь страдают бедняки, а в великолепных зданиях живут омерзительные, духовно выродившиеся и отупевшие богачи. Наиболее широко и прямо эта тема города развернута в цикле стихотворений, написанных в апреле 1903 года и включенных в третью часть «Часослова», которая носит характерный заголовок – «Книга о бедности и смерти»

     Но и в более ранних стихах Рильке порой появляется тема враждебного человеку города. Показательно в этом смысле одно из стихотворений, написанных в 1897 году.

                               Там пыльная и скудная земля

                               Не дружит с узкогрудыми домами;

                               Там хижины уносятся мечтами

                               К просторам, где раскинулись поля

                               Там робкая весна всегда бледна,

                               И лета лихорадочно-багровы;

                               Там дети и растенья нездоровы,

                               И только осень, может быть, одна

                               Утешит нас: вечерняя заря

                               Так мягко разлилась в небесной сини;

                               Отара дремлет,  и пастух в овчине

                               Едва очерчен в свете фонаря.

     Рильке предостерегал от  слишком прямого социального осмысления созданных им образов. И все же развертывающаяся в поэзии Рильке картина жизни людей в современном  обществе объясняет чрезвычайно много во всем творчестве поэта. О чем бы ни писал Рильке, всюду слышен отзвук испытываемого им ужаса перед наблюдаемыми им формами социального бытия. Это предпосылка всего его жизненного и творческого пути.

                                                          Р.М.Рильке

                  Господь! Большие города

                 обречены небесным карам.

                 Куда бежать перед пожаром?

                 Разрушенный одним ударом,

                 исчезнет город навсегда.

                 В подвалах жить все хуже, все трудней.

                 Там с жертвенным скотом, с пугливым стадом

                 схож твой народ осанкою и взглядом.

                 Своя земля живет и дышит рядом,

                 но позабыли бедные о ней.

                 Растут на подоконниках там дети

                 в одной и той же пасмурной тени.

                 Им невдомек, что все цветы на свете

                 взывают к ветру в солнечные дни,-

                 в подвалах детям не до беготни.

                Там девушку к неведомому тянет.

                О детстве загрустив, она цветет…

                Но тело вздрогнет и мечты не станет,-

                должно закрыться тело в свой черед.

                И материнство прячется в каморках,

                где по ночам не затихает плач;

                слабея, жизнь проходит на задворках

                холодными годами неудач.

                И женщины своей достигнут цели;

                живут они, чтоб слечь потом во тьме

                и умирать подогу на постели,

                как в богадельне или как в тюрьме.

   Тема города представлена ярко в поэзии  В. Брюсова, но у него совсем иной город: Брюсов восхищен его мощью, силой,  голос города  он слышит чутко и ощущает внутреннее единство с ним

                                                                       

                                                                                                              В.Брюсов  

                                        Голос города

                            Когда я ночью утомлен иду

                            Пустынной улицей, и стены сонны,

                            И фонари не говорят в бреду,

                           

                            И призраки ко мне не благосклонны,-

                            В тиши холодной слышится порой

                            Мне голос города, зов непреклонный:

                            «Ты озабочен, здесь спешишь. Другой –

                            На ложе ласк в смешном порыве выгнут,

                            В притоне третий скорчен за игрой.

                            Но жив – лишь я и, вами не постигнут

                            Смотрю, как царь, в безмолвие ночей.

                            Ты думаешь, что вами я воздвигнут?

                            Нет! Люди – атомы в крови моей,

                            И, тела моего живые клетки,

                            Дома -  тяну я в глубину полей.

                           Как птицам лес дарит весною ветки,

                           Свое богатство отдаю вам я,

                           Но раньше им владели наши предки,

                           Не равны мы на скале бытия;

                           Вам жить – года, а мне – ряды столетий!

                           Шумя, теснится городов семья.

                           Когда ж и я свершу свой подвиг, дети,

                           Не вам я завещаю пышный прах,

                           Все, что хранят ревниво зданья эти.

 

                           Есть братья у меня в иных краях,

                           Мои богатства, как из недр могильных,

                           Пусть вырвут и замкнут в своих стенах,

                           И над людьми смеются смехом сильных!

 

 Город не страшит поэта, он поет городу дифирамб.

В. Брюсов  Городу

Дифирамб

                       Царя властительно над долом,

                       Огни вонзая в небосклон,

                       Ты труб фабричных частоколом

                       Неумолимо окружен.

                       Стальной, фабричный и стеклянный,

                       Сетями проволок обвит,

                       Ты – чарователь неустанный,

                       Ты – неслабеющий магнит.

                       Драконом хищным и бескрылым,

                       Засев, ты стережешь года.

                       А по твоим железным жилам

                       Струится газ, бежит вода.

                       Твоя безмерная утроба

                       Веков добычей не сыта,-

                       В ней неумолчно ропщет Злоба,

                       В ней грозно стонет Нищета.

                       Ты, хитроумный, ты, упрямый,

                       Дворцы из золота воздвиг,

                       Поставил праздничные храмы

                       Для статуй, для картин, для книг.

                       Но сам скликаешь, непокорный,

                           На штурм своих дворцов – орду

                           И шлешь вождей на митинг черный:

                           Безумье, Гордость и Нужду!

                          И в ночь, когда в хрустальных залах

                          Хохочет огненный Разврат

                          И нежно пенится в бокалах

                          Мгновений сладострастных яд, -

                   

                          Ты гнешь рабов угрюмых спины,

                          Чтоб иступленны и легки,

                          Ротационные машины

                          Ковали острые клинки.

                      Коварный змей, с волшебным взглядом!

                          В порыве ярости слепой

                         Ты нож, с своим смертельным ядом,

                         Сам подымаешь над собой.

       Общие идеи., подходы  и образы можно увидеть при сопоставлении стихов, посвященных творчеству.  Поэт – это предназначенье,  стихов достойно всё в окружающей нас жизни, творчество – это тайна. Об этом пишет Рильке, называю простые слова сестрами замарашками, об этом же говорит Ахматова: «Когда б  вы знали,  из какого сора…»

                                                                              Р.М.Рильке

                  Слова простые, сестры замарашки,

                  Я так люблю их будничный наряд.

                  Я дам им яркость красок, и бедняжки

                  Меня улыбкой робкой одарят.

                  Их суть, которую они не смели

                  Явить нам, расцветает без оков,-

                  И те, что никогда ещё не пели,

                  Дрожа вступают в строй моих стихов.

                                                                    А.А.Ахматова

                                  Из цикла «Тайны ремесла»

                   Мне ни к чему одические рати

                   И прелесть элегических затей.

                   По мне, в стихах все быть должно некстати,

                   Не так, как у людей.

                   Когда б вы знали, из какого сора

                   Растут стихи, не ведая стыда,

                   Как желтый одуванчик у забора,

                   Как лопухи и лебеда

                   Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

                   Таинственная плесень на стене…

                    И стих уже звучит, задарен, нежен.

                    На радость вам и мне.

                                                                    Марина Цветаева

                  Стихи растут, как звезды и как розы,

                  Как красота, ненужная в семье.

                  А на венцы и на апофеозы –

                  Один ответ: - Откуда мне сиё?

                  Мы спим – и вот сквозь каменные плиты

                 Небесный гость в четыре лепестка.

                 О мир, пойми! Певцом – во сне – открыты

                  Закон звезды и формула цветка.

                                                                                    1913 год

                                                                   Райнер Рильке

За книгой.

                                      Я зачитался. Я читал давно,

                                     С тех пор, как дождь пошел хлестать в окно.

                                      Весь с головою в чтение уйдя,

                                      Не слышал я дождя.

                                      Я вглядывался в строки, как в морщины

                                      Задумчивости, и часы подряд

                                      Стояло время или шло назад.

                                      Как вдруг я вижу – краскою карминной

                                      В них набрано: закат, закат, закат.

                                      Как нитки ожерелья, строки рвутся,

                                      И буквы катятся, куда хотят.

                                      Я знаю, солнце, покидая сад,

                                      Должно ещё раз было оглянуться

                                      Из-за охваченных зарей оград.

                                      И вот как будто ночь по всем приметам,

                                      Деревья жмутся по краям дорог,

                                      И люди собираются в кружок

                                      И тихо рассуждают, каждый слог

                                      Дороже золота ценя при этом.

                                       И если я от книги подыму

                                       Глаза и за окно уставлюсь рядом,

                                       Как будет близко все, как станет рядом,

                                       Сродни и впору сердцу моему!

                                       Но надо глубже вжиться в полутьму,

                                       И глаз приноровить к ночным громадам,

                                       И я увижу, что земле мала

                                       Околице, она переросла

                                       Себя и стала больше небосвода,

                                       А крайняя звезда в конце села –

                                       Как свет в последнем домике прихода

                                                                   Б Пастернак

Памяти Марины Цветаевой.

                                                  Мне так же трудно до сих пор

                                                  Вообразить тебя умершей,

                                                  Как скопидомкой мильонершей

                                                  Средь голодающих сестер.

                         

                                                  Что сделать мне тебе в угоду?

                                                  Дай как-нибудь об этом весть

                                                  В молчаньи твоего ухода

                                                  Упрек невысказанный есть.

                                                  Всегда загадочны утраты,

                                                  В бесплодных розысках в ответ

                                                  Я мучаюсь без результатов:

                                                  У смерти очертаний нет.

                                                  Тут все полуслова и тени,

                                                  Обмолвка и самообман,

                                                  И только верой в воскресенье

                                                  Какой-то указатель дан.

                                                  Лицом повернутая к Богу

                                                  Ты тянешься к нему с земли,

                                                  Как в дни, когда тебе итога

                                                  Ещё на ней не подвели.

                                                                               1943г.

М. Цветаева

                                                              Б.Пастернаку

                                            Рас-стояние: версты, мили…

                                           Нас рас- ставили, рас – садили,

                                            Чтобы тихо себя вели

                                            По двум разным концам земли.

                                            Рас- стояние: версты, дали…

                                            Нас расклеили, распаяли,

                                            В две руки развели, распаяв,

                                            И не знали, что это – сплав

                                           Вдохновений и сухожилий…

                                           Нас рассорили – рассорили,

                                           Расслоили…

                                                           Стена да ров.

                                           Расселили нас, как орлов-

                                           Заговорщиков: версты, дали…

                                           Не расстроили – растеряли

                                           По трущобам земных широт

                                           Рассовали нас, как сирот.

                                           Который уж – ну который – март?!

                                           Разбили нас – как колоду карт!

                                                                               1925 год

                                                    Райнер Мария Рильке

Созерцание

                                  Деревья складками коры

                                  Мне говорят об ураганах,

                                  И я их сообщений странных

                                  Не в силах слышать средь нежданных

                                  Невзгод, в скитаньях постоянных

                                  Один без друга и сестры.

                                  Сквозь рощу рвется непогода,

                                  Сквозь изгороди и дома.

                                   И вновь без возраста природа,

                                  И дни, и вещи обихода,

                                  И даль пространств, как стих псалма.

                                  Как мелки с жизнью наши споры,

                                  Как крупно то, что против нас!

                                  Когда б  мы поддались напору

                                  Стихии, ищущей простора,

                                  Мы выросли бы во сто раз.

                                  Все, что мы побеждаем, - малость,

                                  Нас унижает наш успех,

                                  Необычайность, небывалость,

                                  Зовет бойцов сосем не тех.

                                  Так ангел Ветхого завета

                                   Нашел соперника под стать,

                                   Как арфу он сжимал атлета,

                                   Которого любая жила

                                   Струною ангелу служила,

                                   Чтоб схваткой шим на нем сыграть.

                                    Кого тот ангел победил,

                                    Кто правым, не гордясь собою,

                                    Выходит из такого боя

                                    В сознанье и в расцвете сил.

                                    Не станет он искать побед.

                                    Он ждет, чтоб высшее начало

                                    Его все чаще побеждало,

                                    Чтобы расти ему в ответ.

                                                    Х!Х

                Wandelt sich rasch auch die Welt

                wie  Wolkengestalten.

                alles Vollendete fallt

                heim zum Uralten.

               Uber dem Wandel und Gang,

               weiter und freier,

               wahrt noch deim Vor – Gesang,

               Golt mit der Leier.

               Nicht sind die Leiden erkannt,

               nict ist die Liebe gelert,

               und was im Tod uns entfernt,

               ist nicht entschleinert.

               Einzig das Lied uberm Land

               heiling und feiert/

                     

 

«Часослов»

Человек внутренне гибнет, если он не воспринимает всей душой окружающей жизни:

   Уж рдеет барбарис, и ароматом

   Увядших астр так тяжко дышит сад.

   Тот, кто на склоне лета не богат,

   Тому уж никогда не быть богатым.

   И кто под тяжестью прикрытых век

   Не ощутит игры вечерних бликов

   И ропота ночных глубинных рек,

   И в нем само рождающихся ликов –

   Тот конченный, тот старый человек.

   И день его – зиянье пустоты,

   И ложью все к нему обращено,

   И ты Господь. И будто камень ты,

   Его влекущий медленно на дно

   

 

К Марине

    Огромно безбрежное море!

    Поэт – его волны , Марина!

    Бездонно в небесном просторе,

    Поэт – его воздух, Марина!

    И в недра наш взор проникает.

    Себя ощущаем их частью.

    Все это постигнув, как птицы,

    Поем мы огромному миру

    О том, как прекрасна земля!

    « Я тебе скажу, что Рильке перегружен, что ему никого и ничего не нужно, Рильке – отшельник. Рильке между богом и ним не нужен посредник… Мне нечего ему дать. Я ему не нужна, и ты не нужен. Он старше друзей. Я сама такая».

   Цветаева – Пастернаку

Отрешенность от мира, самодостаточность – вот, что роднило всех троих.

Подведение итогов проекта. Рефлексия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Райнер Мария Рильке и Россия межпредметный проект 11 класс

Слайд 2

Райнер Мария Рильке

Слайд 3

Ницше, Лу Саломе , Рильке

Слайд 4

Москва начала ХХ века

Слайд 5

Москва начала ХХ века

Слайд 6

Празднование Пасхи

Слайд 7

Л.Н.Толстой в Ясной Поляне

Слайд 8

И.Репин, Л. Пастернак, Рильке и Спиридон Дрожжин

Слайд 9

Диалог поэтов Рильке – Цветаева – Пастернак


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учебный проект по географии "Северный шелк России - синий лен Твери"

Проект "Северный шелк России - синий лен Твери"дает возможность освоитьосновные группы знаний и соответствующие с ними приемы проектной деятельности. система знаний включает в себя экономико-географич...

Сценарий учебного межпредметного метапредметного занятия - размышления (на основе анализа стихотворений А.А.Ахматовой «Родная земля» и М.И. Цветаевой «Тоска по Родине…»)

Метапредметное занятие - размышление создаёт условия для осознания нравственной ответственнности личности за то,  какой образ Родины создаёт каждое поколение на основе аналитического размышления ...

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия при Александре II.

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ  веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия  при Александре II....

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия при Александре III.

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ  веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия  при Александре III....

Учебный педагогический проект «Города воинской славы России» на уроках географии и во внеклассной работе

В условиях модернизации российского образования большое внимание необходимо уделять процессу воспитания. Имея большой стаж педагогической работы, считаю, что учителю любого предмета необходимо это дел...

Любовь всей его жизни. Райнер Мария Рильке.

Данный материал может быть использован как на уроке, так и во внеклассной работу со студентами или учениками старших классов....

Проблема поэтического творчества как форма человеческого существования в "Сонетах к Орфею" Райнера Марии Рильке

Одиночество - черта человеческого существования. Одиночество может быть ужасным. Снова и снова мы осознаем это при расставаниях, смерти дорогих нам людей. Такое одиночество наполнено  страданиями...