Литературная гостиная "Я последний романтик ушедшего века..." Андрей Дементьев
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

В наше жестокое время поэзия А. Дементьева привлекает своей человечностью, романтизмом, гуманизмом. Сопровождение презентацией, рассказывающей о жизни писателя, его творческом пути, музыкальное сопровождение (песни исполняет вокальная группа "Элегия"), чтение стихов делает мероприятие познавательным и воспитывающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pr_dementev_nxpowerlite.ppt636 КБ
Microsoft Office document icon pr_dementev.doc51 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я последний романтик ушедшего века

Слайд 11

С.Наровчатов

Слайд 15

А мне для счастья нужно очень много: Твою улыбку, друга и дорогу… Чтоб мне из детства улыбалась мама, Чтоб люди шли в моё жилище, Чтоб никогда для них я не был лишним. А.Дементьев



Предварительный просмотр:

                                 Литературно-музыкальная  гостиная

                   «А.Дементьев: «Я последний романтик ушедшего  века…»

                       

В.  Жизнь состоит из мгновений. Не думаю, чтобы кто-нибудь сумел прожитые годы восстановить

     в памяти день за днем, не говоря уже о часах. Потому что будни  наши порой похожи друг на

      друга, как похожи рассветы и закаты, как  однообразным бывает обложенное в непогоду  

      пасмурное небо.

В.  Но есть в нашей жизни мгновения, оза ренные светом радости и счастливых потрясений, есть

      мгновения, омытые слезами потерь и разочарований. И поэзия кончиком пера останавливает

      эти мгновения, чтобы они продолжались в памяти и в чьей-то душе. Таким человеком, поэтом

      стал А. Дементьев, запечатлевший в своих стихах русские пейзажи, красоту человеческих

      отношений, горечь и боль народа, гордость за своих соотечественников, выстоявших в

       страшной войне… Многие его стихи  стали песнями.

В. Сегодня у нас  в гостях наш земляк, композитор,  Болобонкин Владимир Фёдорович, которого

     стихи А.Дементьева  привлекли своей выразительностью, музыкальностью, многоплановостью.

     О его песнях удивительно точно  отзываются современники: «Песни с человеческим лицом».

В. Эти  же слова можно отнести  и к  стихам А.Дементьева. Как рождались его стихи? Об этом

     рассказывает сам поэт.  

                                  Слайд 2

В. Родился я в 1928 году на Волге в городе Калинине, носившем тогда свое древнее имя Тверь, в

    семье, которая соединила в себе и город и деревню. Отец Дмитрий Ники тович несколько

    десятилетий проработал агрономом в нашей области. Мать - Мария Григорьевна - коренная

    тверячка, служащая.

    В нашем доме очень любили песню. У деда и матери были красивые голоса, и, сколько себя

    помню, у нас часто пели русские народные песни. Может быть, тогда и роди лась во мне тяга к

    поэзии, к музыке.

                                      Слайд 3

                           Стихотворение «Послушайте симфонию весны»

В.  Помню деревянные домики на родной Пивоварской улице, выходившей одним концом к Волге.

     Теперь эта улица названа в честь великого русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина. Он

     прожил здесь полтора года, когда был вице-губернатором Твери. Дом его сохра нился. В нем

     сейчас мемориальный музей.

В. Всякий раз, бывая в Калинине, я прихожу на свою улицу, где все неузнаваемо изменилось, где

     стоят кра сивые многоэтажные дома и где живут мои воспоминания о детстве, юности,

     воспоминания о довоенных мальчи шеских радостях, о горьких испытаниях войны и первых

     литературных увлечениях.

В. Каждую весну по Пивоварской улице мы, тверские мальчишки, бегали на Волгу смотреть

     ледоход. Это было завораживающее зрелище: огромные льдины, словно бе лые обломки

    разрушенных крепостей, уплывали по реке вместе с нашими воспоминаниями о недавних

    метелях и морозах. Лето я проводил в деревне у ба- бушки. Взрос лые приобщали меня к

    сельскому труду. И там я многому научился: пахать, сажать картошку, убирать сено, полоть

    заросшее поле и водить в ночное лошадей. Но память хранит и другое: неповторимые июньские

    рассветы, шум летнего дождя в саду, наполненный птичьей музыкой лес и белые звезды лилий

    на зеленом пруду. В деревне я на всю жизнь полюбил родную природу, душой почувство вал ее

    удивительную красоту, которая незаметно меняла меня самого.

                                                  Слайд 4

                                 Стихотворение «Зелёный водопад плакучих ив»

 В.  А потом - все это в одно мгновение было разрушено. Потянулись тяжелые долгие дни войны. Я

     перешел тогда в шестой класс. Мы ходили на горькие воскресники разбирать развалины. А

     весной вскапывали школьные огороды, вытаскивали из реки бревна, чтобы зимой не замерзать

     на уроках. Мы рано мужали, ибо видели смерть, испытали голод, страх, потрясения. Рядом с

     нами не было отцов. Матерям было не до нас - все жили фронтом, ожиданиями и тревогой.

                                    Слайд 5

                          Песня в исп. Е. Мартынова  «Письмо отца»

В. Школу я закончил на год раньше, сдав экстерном за девятый класс и аттестат зрелости получал

     уже в мирное лето. Тогда я не думал, что буду поэтом, хотя занимался в литературном кружке и

    писал стихи. Мне очень повезло с учителями. Сейчас, к сожалению, многих из них уже нет в

    живых, но все они были удиви- тельно чуткими и талантливыми людьми. Они не просто учили

    нас своим предметам, они старались передать нам свой нравственный опыт. Каждый из них  

    хотел видеть нас людьми честными, добрыми и мужественными.

                                    Песня «Не смейте забывать учителей»

В. Но были у меня и другие наставники - литератур ные. Я уже учился в Калининском  педагоги-

     ческом инсти туте (ныне государственный университет), когда в наш город приехал молодой

     С. Наровчатов. Прочитав мои стихи, он посоветовал мне поступить в Литературный институт.

     Его друг поэт Михаил Луконин дал мне реко мендацию. Сдав творческий экзамен, я стал

     студентом третьего курса Литинститута.  Но как это ни странно, в те годы я мало писал стихов.

      Просто они почему-то не писались.

                                               Слайд 6

В. И лишь закончив институт, я понял, что душа ждала жизненных впечатлений, нуж далась в

    собственном гражданском опыте. Мне помог разобраться во всем этом мой знаменитый земляк

     Борис Николаевич Полевой. Я вернулся в Калинин и по его совету стал журналистом. Много

     ездил, исходил пешком чуть ли не пол-области. Работал в редакциях газет и радио, писал

     очерки, статьи, репортажи и даже фельетоны. Про фессия выводила меня на интересных людей,

     сталкивала с удивительными судьбами и событиями, которые неза метно становились моим

     жизненным опытом. И только тогда я почувствовал - во мне рождается поэзия. Там, в

     Калинине, и вышел мой первый сборник - «Лириче ские стихи» (1955).

                                          Песня «Утро»

В. Поэзию объяснить трудно, а может быть, и невозмож но, как невозможно удержать в ладонях

     весенний ветер или свет ночной звезды.  Наверное, что-то я делал не так и поступал не так, как

     хотелось бы или как бы поступил сейчас. Время требовало полной откровенности и мужества. А

     порядочность человека из мерялась не словами, а поступками. Но я ничего не при украшивал и

     не скрывал, когда поэзия озаряла меня, чтобы вместе нам можно было разобраться во всем, что

     происходило в моей душе и вокруг.

                                Стихотворение «Не обижайся, если не права…»

В. Я не пред ставлял своей жизни, тогда еще очень молодой, и своей поэзии без нашей общей

     борьбы за великие идеалы, без участия в великих делах страны. Жизнь научила меня зорче

     вглядываться в чужие судьбы. Я видел горе войны и сам пережил его. И все мои стихи о войне –

     от «Баллады о матери» до «Запад ных туристов» - это состояние души.

                                  Песня «Баллада о матери» исп. Е.Мартынов

В. Но Победа в 1945-м не отменила чьих-то бед, разо чарований, потерь, не заглушила своим

     салютом плача вдов и матерей. Жизнь продолжалась во всем своем мно гообразии - от мужества

     и доброты одних до корысто любия и эгоизма других. Хорошо, что последних всегда было

     меньшинство.

                                                   Слайд 7

                                 Стихотворение «Я ненавижу в людях ложь»

В. Но есть еще обиженные и несчастные, непонятые   и   одинокие   души.

                                                    Песня «Одиночество»

     В  первую очередь именно такие люди нуждаются в добром слове. И мне всегда казалось, что

     поэзия - протянутая им рука. Мне хотелось быть такой рукой - надежной и верной. А доброе

     слово – это тоже  всегда соуча стие. Соучастие людей, чувствующих духовную близость.

                        Стихотворение «Муза моя…»

В. Может быть, сожженная в войну родная деревня и разрушенный фашистами отчий город

     Калинин, тот, что мы вместе со взрослыми подняли из руин,- навсегда оставили в моей душе

      шрам, который, как рана в непого ду, болит во мне, если жизнь сталкивает меня с чьей-то

      порушенной судьбой. Вот почему я почти никогда не сажусь за письменный стол просто писать

      стихи. Они случаются во мне, как случается в человеке сострадание или тревога, надежда или

      боль.

                                         Стихотворение «Даже если ты уйдёшь…»

В. Самое страшное в поэзии, по-моему, иммунитет. При вивок от жизни быть не может - ни от ее

    горестей, ни от ее разочарований.

                             Песня «Нет женщин нелюбимых»

В.  Говоря о песнях А.Дементьева, нельзя не сказать о Валентине Толкуновой. Творческая дружба

     связывала этих людей долгие годы, именно ей поэт доверял первое исполнение своих песен,

      потому что знал и ценил в певице душевную щедрость, открытость, необычайную мягкость,

      любовь, которую она вкладывала в каждую песню. В память об этой удивительной женщине в

      нашем городе установлен  памятник, на его открытии присутствовал и А.Дементьев

                                            Слайд 8

В. Прошли годы. Но и стихи, и песни, написанные на стихи А.Дементьева, по-прежнему звучат. В

     чём их привлекательность? Скорее всего в том, что в них  душевное слово, запоминающаяся

     волнующая мелодия, внутренняя энергия, которая передаётся слушателю, потому что их

     написал человек, живущий  «по законам любви.                          Слайд 9

                   А.Дементьев «Никогда ни о чём не жалейте»

Песни на стихи А.Дементьева  исполняет вокальная группа «Элегия» под руководством

Св. А. Джемилёвой

                                         

                                             

                                            Отзыв

                           на открытое мероприятие,

               проведённое учителями МАОУ гимназия

                    Бондаревой Н.В. и Джемилёвой С.А.

      Литературно- музыкальная гостиная «Я последний романтик ушедшего века», посвященная творчеству А.Дементьева, прошла ярко, эмоционально, познавательно.

    Её цель – познакомить с поэзией поэта-песенника, его жизнью, создать образ поэта, творчество которого привлекает своим гуманизмом, - была достигнута.

      В наше время, когда школьников больше привлекают информационные технологии, чем раздумья над книгой, сохранить интерес к русской классике может только совместная внеурочная деятельность учителей и учащихся, создание условий для самовыражения личности. Именно это мы и увидели: сценарий, в который логично вошли кадры Презентации, рассказывающие о жизни поэта, его творческом пути, видеоролики с выступлением самого поэта,  великолепное чтение стихотворений, исполнение песен на стихи поэта вокальной  группой «Элегия» (руководитель Джемилёва С.А.),  размышления учащихся, их искренний интерес к поэту и его творчеству.

    Атмосфера сотрудничества, соучастия объединила и артистов, и слушателей. Воспитательное значение  несомненно: стихи и песни на стихи А.Дементьева – это стихи с «человеческим лицом», несущие в жизнь доброту,  участие, сострадание. Именно к такому выводу пришли участники гостиной и гости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одиссея последнего романтика. Поэзия А. Григорьева

Преподавание в классах гуманитарного профиля требует от педагогов умения моделировать содержание образования, ставит перед выбором такой технологии обучения, которая способствовала бы вовлечению учащи...

Литературно-музыкальная композиция. Вам, ушедшим в бессмертие, - вечная слава и память потомков.

Предназначена для выступления учащихся 9-11 классов. Посвящена Дню Победы....

Литературно-музыкальная гостиная «А.Дементьев: «Я последний романтик ушедшего века…», разработанная учителем русского языка МАОУ гимназия г. Белореченска Бондаревой Н.В. и учителем музыки МАОУ гимназия Джемилевой С.А.

Презентация посвящена поэту Андрею Дементьеву. В этом мероприятии участвуют и учащиеся старших классов и народный ансамбль академического пения "Элегия". В литературно-музыкальной гостиной звучат лучш...

Анализ стихотворения Андрея Дементьева «Я последний романтик ушедшего века».

Поэзия 21 века. Анализ стихотворения Андрея Дементьева «Я последний романтик ушедшего века»....

Литературно - музыкальная композиция "Помните ушедших в битву за Москву".

Данная разработка может помочь в организации и проведении классного часа, общешкольного внеклассного мероприятия. В нашем учебном заведении  композиция  "Помните ушедших в битву за Москву"...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Романтика романса"

Романс – это песни, которые затрагивают что-то в нашей душе, это чувства, которые положены на музыку, это поэзия, которая заставляет плакать и смеяться. В данной разработке представлена история возник...

Презентация к уроку "Архитектура России первой половины 19 века. Андрей Воронихин"

Презентация урок по архитектуре в 8 классе с углубленным изучением изобразительного искусства "Архитектура России первой половины 19 века. Андрей Воронихин"...