Одиссея последнего романтика. Поэзия А. Григорьева
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Преподавание в классах гуманитарного профиля требует от педагогов умения моделировать содержание образования, ставит перед выбором такой технологии обучения, которая способствовала бы вовлечению учащихся в активную образовательную деятельность.

Имея опыт работы в профильном классе, хочу поделиться своими размышлениями и педагогическими находками.

Развитие современной школы подводит учителя к разработке новых подходов к преподаванию литературы с использованием технологии диалога культур и диалога в культуре. Это позволяет представить литературу во взаимосвязи с разными видами искусств, культурой, общественной мыслью, философскими идеями времени; увидеть, как перекликаются, взаимодействуют сюжеты, мотивы образы одного поэта в творчестве другого, что дает возможность организовать разные виды художественных дискурсов поэта в культуре эпохи.

Среди методов изучения литературы, соответствующих названной технологии и определяющих характер общения ученика с литературным произведением и жизнью, - чтение литературного произведения, анализ художественного текста в контексте культуры, комментирование литературного произведения внетекстовыми материалами (письма, мемуары, дневники, литературно-критические статьи и научные исследования, биографии писателей, теоретико- и историко-литературные категории и т. д.), претворение литературных произведений в других видах искусства (музыка, живопись, театр, кино), наконец, литературное творчество по мотивам литературных произведений и жизненных впечатлений учеников.

В методике преподавания литературы определяющим принципом при изучении поэзии второй половины 19 века является обзорное, для монографического изучения предлагается творчество Н. Некрасова, Ф. Тютчева и А. Фета. Такой подход исключает возможность представить литературный процесс всесторонне, в динамике и контрастах, а также воссоздать целостную картину развития сложного, многообразного периода в русской литературе.

Незаслуженно забытым и невостребованным оказывается  Аполлон Григорьев – яркая и неординарная личность, талантливый поэт и самобытный критик. Его имя встречается на страницах учебников для 10 класса, но очень редко и чаще всего «по случаю»: в связи с цитированием его критических оценок произведений современников или изложением биографического материала об А. Фете.

А ведь это поэт, чьим творчеством интересовались А. Блок и Б. Пастернак, романсы на стихи которого исполняют до сих пор, порой даже не зная имени их автора.

К тому же сама личность этого человека, его сложный жизненный путь могут дать ключ к пониманию психологических особенностей некоторых героев Тургенева, Достоевского, Толстого, современников Григорьева, знавших его и испытавших на себе обаяние этой личности. Сам Григорьев называл себя «последним романтиком», это утверждение можно с полным основанием отнести не только к системе  его художественно-эстетических взглядов, но и всей жизни, полной драматизма и страстей.  

Знакомство И.С. Тургенева с некоторыми обстоятельствами личной жизни Григорьева помогло писателю в создании образа Лаврецкого («Дворянское гнездо»). Федор Протасов, герой драмы Л.Н. Толстого «Живой труп», возможно, не был бы столь правдиво жизненен и обаятелен, несмотря ни на что, если б не вдохнул в него автор «подсмотренное» в Григорьеве…

Жизнь и творчество Григорьева – это интересный учебный материал, который дает возможность изучения литературы данного периода с учетом внутренних диалоговых связей, способствующих углублению восприятия литературного курса старшеклассниками, формированию представления о литературном процессе как о динамичном, поступательно развивающемся и внутренне взаимосвязанном историко-культурном феномене. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odisseya_poslednego_romantika.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Одиссея последнего романтика (2 ч.)

(Поэзия Аполлона Григорьева)

Подготовка к уроку:

  1. Актуализация знаний: романтизм как художественный метод, его своеобразие на жанровом, лексическом и символическом уровнях.
  2. Групповые и индивидуальные задания:
  1. Биографы: сообщения об адресатах григорьевской лирики А.Ф.Корш и Л.Я.Визард, увлечении поэта цыганским пением.
  2. Работа со словарями: раскрыть значение понятия «комета» на разных семантических уровнях.
  3. Текстологи: 1. выявить жанровое своеобразие лирики Григорьева 50-х годов, сопоставить с творчеством поэтов-современников; 2. выяснить, есть ли у Григорьева стихотворения, содержащие в начальных строках отрицание, определить характер этого отрицания.
  4. Музыкальная импровизация одного из стихотворений Григорьева.
  5. Художники-оформители: создать живописные и предметные иллюстрации, отражающие восприятие поэзии Григорьева.

Ход урока:

Вступительное слово учителя: Аполлон Александрович Григорьев – один из ярких деятелей русской культуры середины 19 века, поэт, прозаик, переводчик, литературный критик, создатель оригинальной критической системы, которую называл «органической критикой». Личность самобытная, талантливая, сложная и противоречивая. Яков Полонский, бывший другом Григорьева долгие годы, уже после его смерти писал: «Я знал Григорьева как идеально благонравного и послушного мальчика, в студенческой форме, боящегося вернуться домой позднее 9 часов вечера, и знал его как забулдыгу. Помню Григорьева, проповедующего поклонение русскому кнуту – и поющего со студентами песню «Долго нас помещики душили, становые били». Помню его не верующим ни в бога, ни в черта – и в церкви на коленях молящегося до кровавого пота. Помню его как скептика и как мистика…»

Бурные и, как правило, без начала и конца критические статьи… Цитаты на всех языках и из различных областей знаний… Легенды и сплетни, окружавшие его имя… Стихи и разбросанная по журналам проза, напоминающая дневник… Сочиненные им цыганские романсы, которые поют до сих пор, не зная имени их автора… Письма, которые невозможно читать без слез… Со всеми этими фактами я столкнулась много лет назад, когда была студенткой и на третьем курсе начала заниматься  творчеством Григорьева. И вот уже больше двадцати лет я нахожусь под обаянием его личности, пытаясь разгадать секрет ее притягательности.

Знакомство с жизнью и творчеством Григорьева мы начнем с видеофрагмента.

(Использован фрагмент урока «Творчество А.А. Григорьева» из пособия «Телешкола. Литература 10 класс», содержащий сведения о детстве, юности и первых публикациях Григорьева.)

Задание исследовательского характера: внимательно перечитаем стихотворение «Прости» и попытаемся выяснить, как на лексическом уровне проявляются черты романтизма. Наша задача – составить словарь романтической лексики стихотворения (это могут быть отдельные слова и словосочетания).

        Возможный вариант: воля рока, упрек, гордое страданье, память прошлого, вера роковая, несбыточные сны, осуждены, душа, небо, любовь, блаженства и мученья, без возврата, мучит и тревожит, сердце гложет, нет спасенья, моленья, мечты несбыточного сна.

Предлагаю сопоставить составленный словарь с предложенным мной: сердце, любовь, губительные страсти, огонь в груди, буря чувств, судьба, желанный сон, любви печальный сон, осужден, пределы отдаленные, душа, час разлуки, гордая душа, мука, тайное упоение, невозможно излечить, твоя улыбка.

Ученики должны отметить черты сходства лексики и  мотива несчастливой любви, принадлежность авторов к романтическому направлению.

После этого называю автора стихотворения, по которому был составлен словарь, - М.Ю.Лермонтов.

На основе наблюдений делаем вывод о творческом освоении Григорьевым традиций литературы предшествующей эпохи, о близости не только лексического состава, но и мотивов стихотворений Лермонтова и Григорьева.

Уже прозвучала фраза о том, что Григорьев называл себя последним романтиком. Это утверждение связано не только с романтической направленностью его поэзии, оно распространяется и на всю жизнь поэта, является особенностью его мировосприятия и мышления.

«Одиссея последнего романтика» -  так я сформулировала тему сегодняшнего урока. И теперь вы понимаете, почему Григорьев назван так.

А почему одиссея? Что знаете о происхождении и значении этого слова?

Скитания последнего романтика не столько географические: Москва – Петербург – Москва – Италия – снова Петербург – потом Оренбург – и опять Петербург, уже навсегда. Его скитания и искания прежде всего нравственные, духовные. Главной темой лирики Григорьева являлась душа, психология личности в ее сложных взаимоотношениях с миром, с людьми, с возлюбленной, часто в минуты предельного напряжения и страдания.

Подтверждением этих слов может служить уже прочитанное нами стихотворение «Прости». Именно любовная лирика Григорьева наиболее автобиографична, предельно искренна, исповедальна. Она и поможет нам познакомиться с некоторыми страницами биографии поэта и проникнуть в его душевный и художественный мир.

Стихотворение «Прости», как и ряд других поэтических произведений 40-х годов, имеет своего адресата – это Антонина Федоровна Корш.

Сообщение биографа.

В жизнь Григорьева входит высокая и чистая любовь, оставшаяся безответной  и внесшая в его судьбу первые черты подлинного трагизма.

История этой любви достаточно проста. Еще в конце своей студенческой жизни Аполлон Александрович сблизился с литературной семьей Коршей. Наиболее известны два брата Коршей, Евгений и Валентин, - журналисты и участники либеральных кружков Москвы и Петербурга..

         Антонина Федоровна Корш была весьма красивая и образованная девушка, воспитанная в культурной среде. В доме, бывшем тогда одним из наиболее уважаемых в интеллигентских кругах. Григорьев увлекся Антониной Корш страстно, до безумия. Но никакой или почти никакой взаимности он не встретил. Девушка не была самозабвенно-страстной натурой, Григорьев отнюдь не привлекал ее буйством чувств, экзальтированностью. К тому же ее руки искал и достойный соперник, будущий знаменитый историк- юрист К.Д.Кавелин. Уравновешенный,, европейски сдержанный, наделенный замечательным умом и здравым смыслом, Кавелин, конечно, мог составить лучшую партию в браке. Его талант и трезвый взгляд на жизнь гарантировали обеспеченное будущее. На него и пал выбор Антонины Федоровны.

Неразделенная любовь при всей своей горечи – чувство поэтическое. И Григорьев сумел воплотить свои страдания в прекрасное и высокое. Неудача в любви, как это ни парадоксально звучит, пожалуй, была ему творчески более полезна, чем счастье. Отверженность питала его романтизм, романтизм неприкаянного скитальчества, определяла основные мотивы его поэзии, да и саму жизнь. Григорьев слишком хотел жить, слишком спешил чувствовать и роковым образом не умел совладать со своими душевными порывами и страстями. Высокое смешивалось с низким, страсти оказывались мучительны и жестоки, безудержный разгул приносил не забвение, а душевное опустошение. И та же тоска, то же мучительное беспокойство влекли его к самовыражению в  творчестве. И вера в то, что пережитые душевные страдания не напрасны, не бесполезны, не покидала его. И рождались стихи…

Чтение учеником стихотворения «Над тобою мне тайная сила дана…» (Возможна музыкальная импровизация)

Беседа с элементами анализа стихотворения:

Какой образ является центральным в этом стихотворении?

«Звезда роковая», «падучая звезда». Иными словами это комета.

Образ кометы – один из сквозных образов всей лирики Григорьева, начиная с 40-х годов, где он наиболее частотен.

Проникнуть в значение слова и смысл художественного образа, стоящего за ним, почувствовать его глубину и перспективу нам поможет работа со словарями, раскрывающими значение слова комета на разных семантических уровнях.

Работа с толковыми словарями (современным и 1903 г., имеющимися в кабинете) и словарем символов.

Опираясь на полученные знания, рассмотрим образ кометы, созданный Григорьевым в одноименном стихотворении.

Чтение учеником стихотворения «Комета».

Беседа с элементами анализа стихотворения:

Какие свойства и качества присущи комете? (Неправильность, недосозданность, стремление, стихийность.)

Для чего она создана? (Для борьбы, для испытанья.)

В чем ее предназначение? (Очищение и самосозданье.)

Чему она противопоставлена? (Размеренному и стройному сонму звезд совершающих определенный путь.)

Какие же понятия и состояния в конечном счете противопоставляются Григорьевым? (Покой – движение; гармония – разрушение.)

Почему героем стихотворения становится именно комета с ее недосозданностью, неправильностью, разрушением гармонии?

Обратим внимание на многозначность, многослойность образа, созданного поэтом:

комета как предзнаменование, определение судьбы героя;

комета как образ, с которым отожествляет себя автор;

комета как символическое обозначение человеческой жизни вообще, ее сути.

Образ кометы мы встретим в поэзии А.Блока, тяготевшего к символике стихий.

Перекличка: Н.С.Лесков

Л.Н.Толстой: «Чтобы жить честно, надо рваться, ошибаться, биться, путаться…»

Мотив кометы, как мы видим, тесно связан с еще одним не менее важным для понимания человеческой сути Григорьева и своеобразия его романтизма – это мотив борьбы. Такое название поэт даст своему лучшему циклу стихотворений 50-х годов.

Но прежде несколько слов о том периоде жизни Аполлона Александровича, который разделяет время создания «Кометы» и цикла «Борьба».

Вернувшись из Петербурга в Москву в начале 1847 г. уже двадцатипятилетний Григорьев пытается начать жизнь заново и делает ряд конкретных шагов: он вновь поступает на казенную службу и женится. Причем женится на сестре Антонины Федоровны Лидии, вероятно, надеясь найти в ней подобие той, которую любил. Он входит в состав редакции журнала «Москвитянин», становится идейным вдохновителем кружка молодых литераторов, среди которых  А.Н.Островский, Эдельсон, Филиппов, много печатается как критик. Но в конечном счете жизнь складывается много сложнее, показывая непригодность банальных рецептов благополучия для мятежной, бунтарской натуры Григорьева.

Брак не приносит счастья. Фактически он распался уже в первые годы совместной жизни, и даже рождение детей не смогло этого изменить. Причины и в характере самого Григорьева, и в легкомысленном поведении его жены. Аполлон Александрович очень тяжело переживал ее измену, что нашло впоследствии превосходное художественное изображение в романе «Дворянское гнездо», создававшемся Тургеневым во время тесного дружеского общения с Григорьевым.

И если творческую жизнь Григорьева этого периода легко описать в ярких и светлых красках, то его частная жизнь более чем мрачна, от нее веет отчаянием и безысходностью. Травма неудавшейся семейной жизни для человека эпохи Григорьева – эпохе очень строгих, в сравнении с современными, взглядов на семью – не могла не быть неглубокой. С конца 40-х годов Аполлон Александрович считался женатым человеком, и это накладывало отпечаток на его отношения с женщинами, подрывая любые надежды на новый, открытый союз с девушкой из порядочного общества. И большая любовь, фактически любовь всей его жизни, пришедшая к Григорьеву, уже изначально была трагична и безысходна. Но именно она станет источником вдохновения, вызовет к жизни прекрасные поэтические произведения.

Чем отмечена лирика Григорьева 50-х годов в жанровом отношении?

Текстологи: В этот период у поэта появляются большие циклы стихов: «Борьба», «Титании», «Импровизиции странствующего романтика». Для лирики Григорьева 40-х годов это не характерно.

Циклизацию стихов в единое целое можно отметить и у современников поэта: А. Фета, Ап. Майкова, Я. Полонского. Но, например, у Фета циклы тематические, мы обращали на это внимание на уроках, - «Ночь», «Осень», «Мелодии». В циклах Григорьева  же намечена фабула, они основаны на романтической интенсивности чувства. Поэт тяготеет к широкому охвату чувств и событий, рамки отдельных стихотворений ему оказываются тесны.

Неслучайно в черновиках Григорьева цикл «Борьба» имеет подзаголовок «Лирический роман».

Рассмотрим наиболее характерные для Григорьева стихотворения этого цикла, чтобы яснее понять эстетические принципы автора и связи его поэзии с действительностью.

Чтение учеником стихотворения «Я ее не люблю, не люблю…»

Беседа с элементами анализа стихотворения:

Это первое стихотворение цикла, своеобразная завязка романа.

В чем необычность его первой строки? (Начинается с негативного оборота, двойного отрицания.)

Комментарии текстологов: Это характерный для Григорьева прием. Многие его стихотворения начинаются с отрицания:

«Нет, за тебя молиться я не мог…»

«Нет, никогда печальной тайны…»

«Нет, нет – наш путь иной…»

«Нет, не тебе идти со мной…»

«Нет, не рожден я биться лбом…»

В основном это противопоставление себя (лирическое «я») или узкого круга близких (лирическое «мы») чужому, враждебному миру.

Но стихотворение «Я тебя не люблю, не люблю…» несет совсем другое отрицание. О чем идет речь?

О борьбе в душе самого героя.

С чем же он борется?

Он пытается бороться с зарождающимся в его душе чувством. Все стихотворение напоминает заклинание, герой завораживает себя отказом от любви. Поэт прекрасно показывает диалектику чувства, узнавая его в мельчайших его проявлениях.

В чем своеобразие синтаксического построения стихотворения?

Обилие вопросительных предложений.

Кому адресованы эти вопросы и есть ли на них ответ?

Эти вопросы лирический герой задает самому себе, пытаясь разобраться в собственных переживаниях и ощущениях. В самом тексте стихотворения ответов на них нет. Но они легко угадываются, «прочитываются» в его смысловом поле. Герой просто не хочет признаться в этом даже самому себе.

Зная обстоятельства жизни Григорьева, мы вполне понимаем, почему он не решается признаться в зародившемся в его душе чувстве.

Каждое последующее стихотворение цикла дает временное развертывание чувств и событий, создает напряженность развития «романа».

Чтение учеником стихотворения «Я вас люблю… что делать – виноват…»

Это третье стихотворение цикла. Отрицание самой возможности любви сменяется ее утверждением. Основа содержания стихотворения – объяснение в любви, признание «безумной страсти». Но мотив борьбы сохраняется, это подчеркивается неоднократным использованием антитезы.

Приведите примеры.

Жар и холод; мучась и пылая; люблю и таю; бояться встреч и жадно ждать их.

Что же вызывает страдания героя и борьбу в его душе?

Невозможность открыться, противозаконность чувства, страх за возлюбленную.

Какой она предстает перед нами?

«Тихая девочка с женской улыбкой», «тень воздушная и гибкая», «воздушная гостья», «ребенок, чистый и прекрасный», «дитя».

Что подчеркивает Григорьев в образе возлюбленной?

Ее молодость, непорочность, чистоту, ее отстраненность от всего земного и плотского.

В последующих стихотворениях цикла это прозвучит еще определенней – «ангел», «чистый серафим». Это и делает героиню притягательной и в то же время недоступной для лирического героя, как «недоступен рай для сатаны».

Григорьев в какой-то мере предвосхищает в цикле «Борьба» культ вечной женственности Вл. Соловьева, блоковский культ Прекрасной Дамы, т.е. мотивы поэзии серебряного века.

Какова же реальная история любви Аполлона Григорьева?

Сообщение биографа:

В начале 50-ых годов поэт встретил Леониду Яковлевну Визард, красивую москвичку французского происхождения, дочь учителя, коллеги Григорьева по Воспитательному дому (оба преподавали там, Григорьев – законоведение, Визард – французский). Семья Визардов была в гуще ученых, литературных, музыкальных интересов. Во время первоначального знакомства, в 1850-1851 годах, Леониде Яковлевне исполнилось только 16 лет, первые стихотворения Григорьева, посвященные ей, датируются 1852-1853 годами. Влюбленность  поэта вскоре перерастает в подлинную страсть, «роковую страсть» всей его жизни.

        Реальная история любви Григорьева к Леониде Визард не богата событиями. Основной источник сведений о ней – автобиографические записки И.М.Сеченова, в то же примерно время, что и сам Григорьев, сблизившегося с семьей Визард, и свидетельство младшей сестры Леониды Яковлевны. Судя по воспоминаниям Сеченова, Леонида  была девушкой исключительно привлекательной, обаятельной, способной очаровывать. «Вся молодежь, ходившая в этот дом, чувствовала некоторую слабость к этой молодой особе». «Старшая сестра Леонида была замечательно изящна, хорошенькая, очень умна, талантлива, превосходная музыкантша. Почти все знакомые были ее горячими поклонниками… Ум у нее был очень живой, но характер очень сдержанный и осторожный. Григорьев называл ее «пуританкой». Противоположностей в ней была масса, даже в наружности. Прекрасные, густейшие, даже с синеватым отливом, как у цыганки, волосы и голубые большие прекрасные глаза», - свидетельствует ее сестра. Ничего удивительного не было в том, что Григорьев увлекся ею, превратив, со всей страстностью своего темперамента, это увлечение в душевную драму. С ее стороны взаимности не было никакой.

        Аполлон Александрович с самого начала не мог не понимать обреченность этого чувства: он был все еще женат, жизнь его не устроена. Тем  не менее он очень тяжело воспринял замужество Леониды Яковлевны, происшедшее в 1856 году. К тому времени она, сдав экзамены на звание учительницы, должна была отправиться гувернанткой в Казань. Спасти ее могло только замужество. И Сеченов дал совет своему другу Владыкину предложить ей руку и сердце, что тот и почел за счастье немедленно сделать.

        Человек семейный, «гулящий», без средств, Григорьев должен был в этой ситуации оказаться лишним.

Леонида Визард для Григорьева-поэта была лишь отражением прекрасного и высокого в земном. И это конкретное отражение, которое могло быть и несовершенным (Григорьев мог трезво оценивать жизнь и окружающих его людей) являлось единственным дарованным ему судьбой, а потому незаменимым. Но он не только не страшился мук неразделенной любви, но и стремился страдать и ощущал сладость высокого страдания. «Безумное счастье страданья» – так охарактеризует свое состояние сам поэт. Страдание для Григорьева чрезвычайно емкое и сложное понятие: это и боль, и болезнь, и интенсивность, и этическая высота, и признак настоящего человеческого чувства в противовес бездушию, тупому безразличию, серенькому, бескрылому существованию. Отсюда и возникает григорьевское понятие «счастья муки», «счастья страдания».

Своей кульминации «лирический роман» достигает в 14-ом стихотворении – «Цыганской венгерке». Блок назвал это и предшествующее стихотворение «единственными в своем роде перлами русской лирики» по их приближению к стихии народной поэзии.

Выразить всепоглощающую тоску, гнетущее душевное одиночество Григорьеву помогают цыганские ритмы, передающие накал чувства, его неистовство.

Обращение к цыганской музыке, ее ритмике и образам у Григорьева не случайно и не поверхностно.

Сообщение биографа:

Григорьев – самозабвенный увлеченный гитарист и «цыганист» (как называли тогда страстных поклонников и ценителей цыганской песни и цыганской пляски). В юности он обучался игре на фортепиано у известного музыканта и педагога и хорошо играл на этом инструменте, но все забыл, все бросил ради «подруги семиструнной», с которой почти не расставался и на которой играл с истинным мастерством. «Певал он целыми вечерами, - писал Фет. – Он доставлял искренностью и мастерством своего пения действительное наслаждение. Он собственно не пел, а как бы пунктиром обозначал музыкальный контур пьесы… Репертуар его был разнообразен, но любимой песней была «венгерка», в которой прорывался тоскливый разгул погибшего счастья».

Аполлон Александрович дружил с Иваном Васильевичем Васильевым – дирижером знаменитого цыганского хора, музыкантом и композитором. «В 50-ых годах явился Иван Васильев, - сообщает историк-бытописатель Пыляев, автор книг «Старая Москва» и «Старый Петербург», - это был большой знаток своего дела, хороший музыкант и прекрасный человек, пользовавшийся дружбой многих московских литераторов, как, например, А.Н.Островского, А.А.Григорьева и др. У него за беседой последний написал свое стихотворение, впоследствии положенное на музыку Васильевым. Цыганские хоры Москвы и Петербурга подхватили эту песню, и пошла она гулять по белу свету без имени поэта, без имени музыканта-композитора, теряя слова и строфы поэтического подлинника, обрастая новыми словами, и стала народной цыганской и народной русской песней».

И никто, наверное, при этом понятия не имел о том, какая личная драма застыла вечным отзвуком в этих напевных строчках, какая тоска искала выхода в них… «Глубокая, непроходившая, неотвязная тоска по единственной чистой женщине, - признавался поэт, - которую поздно, к сожалению, встретил я в жизни… страсть семилетняя, загоречившаяся, с которой слилась память о лучшей, о самой светлой и самой благородной поре жизни и деятельности».

Попытка бегства от одиночества и тоски – исток темы загула в цикле «Борьба», исток григорьевского увлечения цыганщиной. В этом, может быть, вообще заключалась специфика «цыганщины» в русской литературе: в душном мире, где человек опутан цепями «среды», где он жестоко расщеплен на разные сферы существования, цыганский хор на какой-то романтический миг создавал иллюзию яркого, единого бытия с высокими и сильными страстями. Это было замечательно обрисовано Островским в «Бесприданнице», Лесковым в «Очарованном страннике», Достоевским, Л.Толстым. Это мастерски передал в своих стихотворениях и Григорьев.

Прослушивание романса «Две гитары».

Лирический герой как бы приобщается к всеобщей тоске, шумной оргии, отпевающей погибшее счастье. И его собственная боль оказывается не одинока, она – лишь часть общей боли, общей тоски, разлитой в мире. Наверное, в этом и заключается секрет долголетия и всеобщего признания григорьевских романсов: мало кто еще сумел так пронзительно и горестно выразить память и сожаление о несбывшейся любви.

В последнем своем стихотворении, написанном за два месяца до смерти, Аполлон Григорьев вновь мысленно обратится к  Леониде Визард, «далекому призраку», «девственной святыне».

Минует век, и французский поэт Луи Арагон напишет:

Нужны страдания, чтоб песня родилась,

И сожаления, когда пожар угас,

Нужны рыдания напевам под гитару…

Нет на земле любви, не знающей страданий,

Нет на земле любви, чтоб мук не принесла,

Нет на земле любви, чтоб скорбью не жила…

Домашнее задание:

На выбор: 1. сочинение-миниатюра «Мое открытие А. Григорьева»

                  2. анализ понравившегося стихотворения А. Григорьева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная гостиная «А.Дементьев: «Я последний романтик ушедшего века…», разработанная учителем русского языка МАОУ гимназия г. Белореченска Бондаревой Н.В. и учителем музыки МАОУ гимназия Джемилевой С.А.

Презентация посвящена поэту Андрею Дементьеву. В этом мероприятии участвуют и учащиеся старших классов и народный ансамбль академического пения "Элегия". В литературно-музыкальной гостиной звучат лучш...

Литературная гостиная "Я последний романтик ушедшего века..." Андрей Дементьев

В наше жестокое время поэзия А. Дементьева привлекает своей человечностью, романтизмом, гуманизмом. Сопровождение презентацией, рассказывающей о жизни писателя, его творческом пути, музыкальное сопров...

Анализ стихотворения Андрея Дементьева «Я последний романтик ушедшего века».

Поэзия 21 века. Анализ стихотворения Андрея Дементьева «Я последний романтик ушедшего века»....

Учебное пособие по литературе "Поэзия последних десятилетий ХХ века"

Учебное пособие по литературе предназначено для студентов всех специальностей, обучающихся на базе основного общего образования и предполагает возможность са...

Сценарий "Последнего звонка" в начальной школе "Космическая Одиссея"

Сценарий "Последнего звонка" в начальной школе "Космическая Одиссея"...

"Жизнь и поэзия - одно" урок-мастерская по творчеству поэтов-романтиков. 9класс

Мастерская построения целостного знания, построенная на анализе стихотворений В.Жуковского и К.Батюшкова, посвящена сравнению творческого метода поэтов...

« От романтики до... прозрения (Урок внеклассного чтения в форме литературно-музыкальной композиции) Посвящен поэзии XX столетья:„серебряный век” русской литературы/

Школьная программа не даёт возможности подробно говорить о всех представителях литературы Серебряного века, поэтому в этом сценарии некоторые имена, которые должны быть узнаваемы современным образов...