Милосердие и доброта облагораживают, украшают человека, делают его счастливым.
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Урок проведен по произведению К.Паустовского "Телеграмма". Затрагиваются многие нравственные проблемы, а также взят отрывок из брошюры В.Казыханова "Уроки нравственности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл К.Паустовский "Телеграмма"26.41 КБ

Предварительный просмотр:

Милосердие и доброта облагораживают, украшают человека, делают его счастливым.

Урок по рассказу К.Паустовского «Телеграмма»

Цель: дать представление о К.Г.Паустовском как о человеке и писателе, познакомить с творчеством  замечательного художника слова; дать характеристику героев; раскрыть основную мысль рассказа; совершенствование логического мышления и умения работы над художественным текстом; воспитание доброты, нравственности, милосердию; привить любовь к близким, помнить о великом долге перед матерью; воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремления быть благородным в жизни;

Оборудование: «Литература в школе» 1996 -6; «Уроки литературы» 2004 -3; «Мегариф» 2005 – 11; Виль Казыханов «Уроки нравственности» -2004; Крамской «Неизвестная»; текст рассказа «Телеграмма»; портреты писателя; иллюстрации; стихи о маме; фрагмент из кинофильма В.Шукшина «Калина красная»;

Записи на доске: слова –антонимы:

Милосердие

Доброта                      бессердечность

Чуткость                    жестокость

Верность                    бездушие

Отзывчивость           черствость

Преданность              неблагодарность

Щедрость души         равнодушие

Душевность

Добросердечность

Бескорыстие

                                                                  Совесть     стыд

                   Высказывания известных людей.

- Никогда не делайте того, за что вам придется казнить себя.                               Кант.

- Кто творит добро, тот и процветает.                                                                    Кант.

- Человек живет на земле не для того, чтобы стать богатым, а для того, чтобы быть счастливым.                                                                                                           Стендаль.

- Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное.                              Платон.

- Есть только один способ положить конец злу – делать добро злым людям.        Л.Толстой.

- Добрых людей на свете, было, есть и будет всегда больше, чем плохих и злых.        В.Астафьев.

- Тот, кто не делает добро, когда имеет возможность делать его, будет страдать.    Саадин.

- Человек, который думает только о себе и ищет во всем выгоды, не может быть счастлив.  

                                                                                                                                                   Сенека.

- Зорко следите за юными всходами зла и добра, восхищения и зависти. Будьте красивыми, сильными, добрыми, зависть и зло вырывайте без жалости.                                    О.Фонеко.

- Когда одна свеча зажигает другую и одной свечой зажигаются тысячи, так и одно сердце зажигает другое,  и зажигаются тысячи.                                                             Л.Н.Толстой.

- Делая добро другим, вы помогаете себе.

- Самое большое счастье в жизни – это уверенность в том, что тебя любят.                  Гюго.

- Счастье – ощущение собственной нужности.                                                    Хемингуэй.

- Добродетель развивается последствием дел, а не болтовни.                          Я.Коменский.  

- За добро плати добром.                                                                                     К.Паустовский.

- Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать.

                                                                                                                                       М.Горький.

Немало встречается злого

В любой человечьей судьбе,

А скажут лишь доброе слово –

И легче на сердце тебе.

Но доброе слово такое

Не каждый умеет найти,

Чтоб справиться другу с тоскою,

Невзгоды осилить в пути.

Нет доброго слова дороже,

Заветного слова того,

Но редко, друзья мои, все же

Мы вслух произносим его.           Шехтер.

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.               В.Берестов.

                                                 

                                                 Ход урока:

Слово учителя.

       Быть всегда нужным людям, чувствовать веление времени – большое счастье для художника. Оно в полной мере выпало на долю известного писателя Константина Георгиевича Паустовского. В этом году весной ему исполнится 115 лет.

      Деятельность его разнообразна: он – автор романов, повестей, рассказов; он – драматург, критик, публицист. Его  книги  - яркие, романтичные – читаются охотно, с увлечением. Они учат нас любить природу, Родину, искусство, человека. Писатель открывает читателю глаза на красоты в повседневной жизни и в шедеврах, помогает найти ответы на вечные вопросы.

Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Он с удовольствием писал очерки и рассказы об известных людях – о Гоголе, о Грине, Чехове, Блоке, Лермонтове.

      Читая его книги, мы не можем ощущать   и  обаяние личности писателя, его бескорыстие, честность, принципиальность. Это неслучайно:  Паустовский – человек, «создавший себя»,  его жизнь может служить примером редкой целеустремленности, благородства и преданности своему делу.

Биография К.Паустовского.  (сообщение ученика)

      Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве 31 мая 1892 года в семье железнодорожного статистика.

     Отец был из запорожских казаков, а бабка со стороны отца была турчанка.

     Несмотря на профессию статистика, которая требовала трезвого взгляда на жизнь, отец Паустовского был мечтателем. И поэтому не мог долго засиживаться на одном месте. После Москвы они переехали в Вильно, потом в Псков и ,наконец, надолго засели в Киеве.

Мать писателя была женщиной властной и суровой.

    Семья была большая, склонная к занятиям к искусству, много пели, играли на рояле, спорили, любили театр.

    Мальчик начал учиться в 1 классической гимназии, где учился на год старше писатель М.Булгаков, автор романа «Мастер и Маргарита». Но когда он перешел в 6 класс, их семья распалась и ему пришлось самому зарабатывать на жизнь и на учение. Перебивался репетиторством.

     В 1911 году в  последнем классе он написал первый рассказ и напечатал в литературном журнале «Огни». А свои первые стихотворения Паустовский отправлял Бунину. И.

После окончания гимназии он пробыл 2 года в Киевском университете, а затем перевелся в Московский.

    В начале первой мировой войны работал кондуктором в трамвае, затем санитаром на санитарных поездах

     Однажды в отряде ему попался обрывок газеты, где он узнал, что в один и тот же день были  убиты на разных фронтах оба его брата. Он вернулся к матери – она жила в Москве, но долго просидеть на месте не смог и начал скитальческую жизнь.: уехал в Екатеринослав и работал на металлургическом заводе. Затем в Новороссийск, а оттуда в Таганрог. В свободное время начал писать роман «Романтики».

     Во время февральской революции вернулся в Москву и начал работать журналистом, здесь же стал свидетелем и революции 1917 года.

     И снова его завертело. Он уехал с матерью на Украину, в Киев, затем в Одессу. Там он впервые попал в среду писателей – Ильфа, Багрицкого, Бабеля, Юрий Олеша.

     Паустовский очень любил путешествовать, во время них он знакомился с интересными людьми, видел мир, народы – и все это помогало ему в работе над произведениями.  Писатель побывал  в Батуми, Тифлисе, в Армении, в Персии. Изъездил всю Украину и Кавказ, Волгу, Оку, Каму, был в Средней Азии, на Алтае, в Сибири, в Михайловском- на родине Пушкина, В Эстонии, в Литве, в Белоруссии и Чехословакии. В 1956 году плавал вокруг Европы и побывал в Стамбуле, Афинах, Риме, Париже…

     Во время 2 мировой войны был военным корреспондентом.

     В своих воспоминаниях он говорил так: «…моя писательская жизнь началась с желания все знать, все видеть и путешествовать».

      Произведения писателя переведены на многие языки мира.  В музее Паустовского в Москве, над последней его фотографией запись: «Мы жили на этой земле. Не отдавайте ее в руки опустошителям, пошляков и невежд». Эта запись звучит как напоминание, как завет потомкам, точнее, нам.

Слово учителя.

     Паустовский часто писал о людях простых и безвестных, о которых мы читаем с волнением, хотя в произведениях нет острого сюжета, захватывающего происшествия. В чем же дело? Может в любви к людям? Может в умении остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает?

    Сегодня мы с вами обсудим произведение Паустовского «Телеграмма». Дома вы должны были прочитать этот рассказ. Я попрошу вас кратко изложить его.

Краткое содержание рассказа «Телеграмма».

Слово учителя.

Вот видите, никакого захватывающего сюжета, но ИНТЕРЕСНО.

- Как начинается рассказ? Его эмоциональный фон. Природа и Катерина. Описание природы – осень

- Расскажите о жизни Катерины Петровны.

- Как передается  одиночество Катерины Петровны?

- Как чувствовала себя она  в последнее время?

- Прочитайте письмо Катерины Петровны, кому оно адресовано? Что вас удивило в письме?

- Кто же такая Настя? Опишите ее внешность. ( «холодные глаза»)

- Можно назвать Настю черствой, бессердечной, неблагодарной?

                       - по отношению к матери;

                       - а ее участие в судьбе художника Тимофеева?

- Почему, когда говорится о Катерине Петровне,  писатель показывает пейзаж, а когда  о Насте,   никакого пейзажа мы не встречаем?

- Катерина Петровна осуждала свою дочь?

- почему писатель использует именно картину Крамского «Неизвестная»?

 Эта картина напоминает о жизни Катерины Петровны,  когда она была молодой, веселой. Таких неизвестных, одиноких матерей очень много.

Автор предупреждает нас, что мамы не должны оставаться одинокими при живых детях! Согласны вы со мной?

- Так о ком же должна была подумать, прежде всего, Настя?

- Какие причины  она придумывала, чтобы не поехать к матери?

- Почему дважды в рассказе появляется  скульптура Гоголя?

- Осознала ли Настя ошибку?

- Какую библейскую заповедь нарушила Настя?

«Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле». (5 заповедь Божия).

- Что означают имена Катерина и Настя?

Катерина ( греч.) – чистая, Настя (греч.) – воскресающая.

- Писатель знакомит нас в конце рассказа с молоденькой учительницей. Почему?

- А еще, каких людей мы встретили в рассказе?

- Скажите, ложь во имя спасения допустима?

- Какой урок нравственности преподал девочке Тихон?

- Ребята, а все-таки, что дороже: карьера или семья, мама?

-  В вашем сердце,  какие зарубки оставил этот рассказ?

- Как вы думаете: больше добрых или жестоких людей?

Вывод:

Надеюсь, талант Паустовского задел ваши сердца, и вы посмотрите на себя со стороны и подумайте:  а я не пустельга?

- Какой же вывод вы сделали из этого урока? Что поняли? Что нового вы для себя узнали?

    Надо быть добрым, и за добро платить добром. Мы поняли, что настоящая доброта – это забота о близких, это чуткое отношение к матери. Доброта, преданность, верность необходимы в нашей жизни.

Я хочу пожелать, чтоб на вашем пути никогда не встречались неблагодарные, жестокие, бездушные люди.

(Чтение стихотворений о маме).

Я хочу быть ласковым с тобою.

Ласковым и нежным до конца,

Чтобы ни единою слезою

Ты не опечалила лица.

Я хочу, чтоб ты спала спокойно,

Слушая осенние дожди,

Чтобы все печали и невзгоды

Навсегда остались позади.                    В.Ломанов.

Мать… Мы землю так называем,

Когда растим хлеба и цветы,

Когда в ракете над ней взмываем

И видим, какая она с высоты.

Читая, чистая, вся голубая –

Это, наверное, потому,

Что мамы ходят по ней, улыбаясь

Детям, будущему своему.

Взял бы цветы – миллиард букетов

И разбросал бы их над планетой.

Мамы получат их, улыбнутся

И сразу повсюду наступит лето.    

Мать, я землю изъездил. Я многие знал города.

И добро повидал, и война по мне смертью строчила.

Но друзей своих, мать, не бросал я в беде никогда.

И не лгал никогда. Это ты меня так научила.

Ты меня научила не прятать у сердца обид.

(Сердцу трудно и так, для чего ему тяжесть такая?)

Если слово ты дал – это значит навеки. Гранит.

Если в гору идешь – поднимайся, других не толкая.

Ах, завет материнский, и что тебя в мире мудрей!

Ты нас к звездам ведешь даже в темные ночи глухие.

Я берусь утверждать: в мире мало плохих матерей!

Отчего же тогда появляются люди плохие?

Отчего же тогда по земле еще ползает зло?

И смердит себялюбство? И сушит сердца скопидомство?

А ведь как на планете бы сделалось людям светло,

Если б всех матерей своих слушаться стало потомство!..

Это вы нас учили, куда бы мы в жизни ни шли, -

Мы судьбу свою метили самой высокой метой!

Если бьемся с врагом – так уж бьемся за счастье Земли!

Если счастье несем – так уж делимся с целой планетой!

Мама, как ты добра!.. Как была  ты огромна добра!

Целый город, бывало, к тебе приходил за советом.

Если мерз человек, ты ему отдавала тепло.

И всегда незаметно, всегда от души. Сокровенно.

Вот за это за все – я твой сын! И пока я живу,

Мама, имя твое я несу через жизнь, как святыню.

Будут годы идти. Будут яблоки падать в траву.

Будет солнце всходить. Будут реки врываться в пустыню.

Будут плыть корабли в белизну марсианских морей.

Будет жизнь бушевать. Каждым атомом. Жилкою каждой.

Люди! Братья мои! Берегите своих матерей!

Настоящая Мать – человеку дается однажды.                 С. Островой.    

Слово учителя.

    В конце урока я хочу прочитать маленький текст. Обсуждать мы его не будем. Думать и размышлять, анализировать и ставить на место героев себя вы будете сами. Один на один.

        Этот дом расположен на окраине города. Живут там старые люди, приехавшие из разных уголков нашей страны. И причины их приезда сюда тоже, конечно же, совершенно  разные: у одних никогда не было детей и поэтому, состарившись, они нашли прибежище здесь; другим не нашлось места в семьях их родных детей; третьи не могли найти общего языка с невестками или внуками; четвертые… Впрочем, стоит ли перебирать все причины? Предельно ясно, как солнечный день, что никто сюда от доброй жизни не сбегал.

        Найти этот дом не так уж трудно. К нему ведет узенькая тропинка от автобусной остановки. Окна его тусклы, отчего кажется, что от дома веет каким-то холодом. Вокруг не растет ни деревца, ни единого кустика.

       Самое любимое место во дворе – та самая площадка, где дорожка соединяется с тропинкой от остановки. Сядут на скамейки и подолгу сидят, задумчиво устремив свои взоры на дорогу, по которой проходят автобусы, машины. Они кого-то отчаянно ожидают, но здесь мало кто бывает. Некогда их родственникам хотя бы изредка проведать своих родителей, бабушек…

       Вот на тропинке показалась молодая женщина, ведущая под руку старушку с большим узлом в руках. Эта женщина 25-30 лет вся пышет здоровьем и неуемной энергией, так что старушка еле поспевает за ней.

       Она заикнулась было: «Доченька, нельзя ли потише, мне дышать трудно…» - Но в ответ услышала не терпящий возражения окрик:

- Мне к 6 часам вечера надо быть уже дома! У одного из друзей сегодня день рождения.

      Ступив на крыльцо дома, женщина произнесла: «Слава Богу, наконец-то, дошли!»

      Их встретил       седоватый, небольшого роста, коренастый, приветливый мужчина около пятидесяти лет.

- Проходите, пожалуйста, садитесь.

     Женщина вынула из сумочки какой –то сверток, небрежно завернутый в газету и положила перед директором. Он взял и не спеша начал читать. Затем спросил:

- Ханум,  а вы кем приходитесь Марфуге эби?

- Как кем? Дочерью, конечно.

- Дочерью? Извините, так она – ваша родная мать?

- Да, мне в соцобесе заверили, что все в порядке с документами.

- Конечно, конечно, - полуиронически сказал директор, - только одно непонятно: на какое время, на сколько оставляете вы свою маму у нас?

- Она сама сюда захотела.

- Да, да, - поддержала ее мать, - я сама напросилась.

Обрадованная поддержкой матери, женщина как бы воспрянула духом и добавила:

- Сколько раз мы с Алешей ее уговаривали остаться. Ни в какую.

- Все понятно, - сказал директор, - вы можете идти.

Когда женщина, даже не попрощавшись, вышла из комнаты, директор спросил у старушки напрямую:

- Скажите мне честно, по своему ли желанию вы, все-таки, пришли сюда?

- Да откуда такому желанию –то взяться, сынок! – ответила она дрожащим голосом. – После смерти моего мужа, дочь со своим мужем переехали ко мне. С того самого дня я и не знала покоя. Вот уж более не смогла вынести обид и попросила к вам отвезти под старость…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Доброта украшает человека"

Как уберечь наших детей от дурных поступков?Как посеять в их сердцах семена добра,чтобы получить благодатные всходы7 Эти вопросы волнуют каждого педагога, воспитателя, родителя.представленная методиче...

Родительское собрание "Спешите делать добро", посвященное воспитанию милосердия и доброты

Родительское собрание «Спешите делать добро» проводится совместно с детьми. Целью собрания является воспитание заботы, милосердия, доброты, терпимости, доброжелательности, чуткости и сострадания...

Занятие "Имя украшает человека"

Занятие для воспитанников 8-12 лет. Цель: помочь детям осознать свою индивидуальность, неповторимость,  ценность как личности; побудить детей обращаться  друг к другу по имени...

Беседа Труд украшает человека.

В данном мероприятии раскрывается ценностная мотивация человеческого труда....

Уроки милосердия и доброты

Формирование у детей представление о доброте и милосердии как важнейших духовно-нравственных ценностях....

Конспект классного часа в рамках недели профориентации «Труд украшает человека»

Обстановка на современном рынке труда сегодня очень специфическая. В связи с особенностями современной экономики, а также политической ситуации, сам труд несколько изменил, как свой характер, так и св...