Классный час "Милосердие-активная доброта"
классный час (6 класс) на тему

6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_.miloserdie-aktivnaya_dobrota.docx47.31 КБ

Предварительный просмотр:

Бурлакова  Наталья Владимировна

МБОУ «Комаровская школа»

учитель русского языка и литературы

Нижегородская область

Тема классного часа: «Милосердие – активная доброта»

 

 Цель: 

 1.Воспитание в детях человечности, милосердия, желания прийти на                                                                                                                                                                                                         помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.

  Задачи:

  1. Помочь  учащимся  раскрыть содержание понятия «милосердие».          

  2. Развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки.          

  3. Воспитывать у учащихся доброту и уважение к окружающим.

Оборудование: на доске иллюстрационный плакат «Подари радость людям», плакат с эпиграфом к классному часу: «Жизнь дана на добрые дела», кроссворд (ключевое слово «МИЛОСЕРДИЕ»), пословицы и поговорки, тестовые карточки.

Ход классного часа

I. Вступительная часть.

Учитель:

Ребята, в жизни каждому человеку приходится встречаться с добром и злом, оценивать поступки и дела знакомых и близких людей, самому совершать разные поступки: добрые или не очень. В окружающей жизни вы часто наблюдаете как положительные, так и отрицательные поступки взрослых и сверстников. В автобусе, вы, например, замечали как одни пассажиры, увидев вошедшего в салон пожилого человека, женщину с очень тяжёлой хозяйственной сумкой, проявляют о них заботу: уступают место, а другие – остаются безучастными, порой делают вид, что не замечают их, продолжая читать книгу или смотреть в окно. Доброе отношение к людям проявляется в разных формах, в разных наших качествах.

 Ребята, как вы думаете, что такое доброта? (дети рассуждают о доброте).

Учитель:  Ребята, сегодня мы поговорим о таких человеческих качествах как доброта, милосердие, вежливость. Ведь они не разделимы.

А эпиграфом к классному часу станут слова: «Жизнь дана на добрые дела».

Помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Может быть, именно поэтому в старой азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами:

З – «Земля», Л – «Люди», М – «Мысль», Д – «Добро».

Азбука как бы призывала: Люди Земли, Мыслите, Думайте и Творите Добро.

Не случайно народ придумал множество пословиц и поговорок о добре.

Ученики: (учащиеся по очереди говорят пословицы и поговорки)

  • Доброе слово лечит, злое калечит
  • Злой не верит, что есть добрый
  • Добрая слава лежит, а худая бежит
  • Добрые вести прибавят чести.
  • Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
  • Делай другим добро – будешь сам без беды.
  • Добрый человек в добре живет век.
  • Худо тому, кто добра не творит никому.
  • Добрые умирают да дела их живут.
  • Красота до вечера, а доброта навеки.
  • Доброе братство лучше богатства.
  • Живи добрее, будешь всем милее.

II. Основная часть.

  Учитель:

Ребята, доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья.

         Значение слова «доброта» вам конечно же понятно, а что такое милосердие мы с вами сегодня разберемся. В словаре Владимира Даля о милосердии написано: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, жалостливость, мягкосердечность».   Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие».

«Милосердие – это активная доброта».

Давайте разгадаем кроссворд, который подскажет, какие качества делают человека милосердным.

  1. Группа живущих вместе родственников, то, чем дорожит человек больше всего. (Семья.)
  2. Сострадание, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека. (Жалость.)
  3. Чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. (Совесть.)
  4. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Доброта.)
  5. Уважительное, культурное обращение к окружающим людям . (Вежливость.)

          Сейчас мы с вами определим, какие нравственные понятия относятся к милосердию, а какие – нет. (Учитель называет различные качества человека, а дети делят их на плохие и хорошие).

Учитель: добро, жалость, равнодушие, сопереживание, терпимость, жестокость, сочувствие, человечность, эгоизм, чуткость, уважение, память…

Учитель: Человек живет среди людей. Вольно или невольно ему приходится ошибаться. В этом общении он и познается окружающими: добрый или злой, чуткий или равнодушный, умеет ли прощать промахи тех, кто рядом с ним.

Я прочитаю вам случай из жизни:

«Произошло это на играх доброй воли в Сиетле в 1990г. Девять атлетов стояли на старте 100-метровой беговой дорожки. Все они были инвалидами. Прозвучал выстрел, и начался забег. Не все бежали, но все хотели принять участие и победить. Они пробежали треть дистанции, когда один мальчик споткнулся, сделал несколько кувырков и упал. Он начал плакать. Остальные восемь участников услышали его плач. Они замедлили бег, оглянулись, остановились и вернулись обратно. Все!  Девочка с синдромом Дауна присела рядом с упавшим мальчиком, обняла его и спросила: - Теперь тебе лучше? Потом, они все вдевятером пошли плечом к плечу к финишной линии. 
Все зрители на стадионе встали и зааплодировали, и до сих пор рассказывают эту историю.»

 Почему? Какими качествами обладали эти больные люди? Что это было – доброта или милосердие?

Люди проявили милосердие к такому же человеку, как они. А только ли к людям мы должны быть милосердны?

Послушайте еще один рассказ о маленьком мальчике и его большом сердце:

«На дверях сельского магазина висело объявление «Продаются котята». В магазин зашел мальчик лет 11, поздоровался с продавцом и робко поинтересовался о цене котят. «От 30 до 50 рублей», - ответил продавец. Вздохнув, мальчуган полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь.

 - У меня сейчас только два рубля. Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них? – с надеждой попросил он хозяина котят.

Продавец улыбнулся и вынул котят из большой коробки. Оказавшись на воле, котята разбежались в разные стороны, только один остался в коробке.

- А что с этим котенком? – спросил парнишка.

Продавец сказал, что у него врожденный дефект лапки, будет хромать всю жизнь. Мальчик разволновался:

- Вот его-то я и хочу приобрести!

- Да ты что, парень?! Зачем он тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай его так, даром.

К удивлению продавца, лицо мальчика изменилось:

- Я не хочу брать его даром, - напряженным голосом произнес он. – Этот котенок стоит столько же, сколько и другие. Я принесу вам деньги.

Изумленно взглянув на пацана, сердце у продавца дрогнуло.

- Сынок, ты просто не понимаешь. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, прыгать, играть, как другие котята.

При этих словах мальчик нагнулся и начал заворачивать штанины своих брюк. И тогда пораженный продавец увидел, что вместо ног у мальчика были протезы. Он опустил штанины и сказал:

- Я тоже не буду бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы понимал, как ему тяжело, кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес мальчуган.

У продавца появились слезы от увиденного и услышанного. Он заставил себя улыбнуться:

- Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были такие прекрасные и сердечные хозяева, как ты.»

 Учитель: Ребята, скажите, почему мальчик решил забрать котенка- калеку? Что это – милосердие или доброта? А почему он отказался взять его даром?

Жизнь определяет каждому свое место. И дай Бог, чтобы в трудную минуту рядом оказался сильный духом человек, способный понять, поддержать, протянуть руку помощи, как сделал этот мальчик, взяв котенка-калеку. Когда мальчик вырастет, я точно знаю, что он придет в нужную минуту на помощь. В его груди бьется горячее, доброе сердце.

Задумайтесь, как часто мы произносим необдуманные слова, делаем свои выводы, не зная сути. Порой люди делают посмешище из толстого человека, обзывая его обидными словами, не зная о том, что у него серьезные проблемы со здоровьем… Увидев мужчину со шрамами на лице, люди называют его уродом, не подозревая о том, что он стал таким из-за ранения во время войны, защищая мирных жителей. Смеются над немощью стариков, забывая, что когда-то сами станут такими и как будет больно, если их дети будут относиться к ним так же, как они к своим родителям. Как случилось в следующей истории:

«В одном провинциальном городке жила одна старая женщина. Так как ее муж умер, она стала жить вместе со своим сыном, невесткой и внучкой.

Время неумолимо шло вперед, и старушка стала хуже слышать и зрение ее ухудшалось. От того, что ее руки сильно дрожали, с тарелки, которую она держала, горох разлетался на пол, а суп проливался.

Однажды это все надоело ее сыну и невестке и для нее поставили небольшой столик в углу рядом с дверью в чулан. Ей приходилось кушать в полном одиночестве. Когда все ели, она смотрела на своих детей глазами, полными слез. Только они практически не разговаривали  с ней, разве что ругали за упавшую ложку или вилку.

Однажды вечером внучка играла на полу со своими кубиками, незадолго до ужина. К ней подошел отец и серьезно спросил – «Что это ты строишь?» На что девочка ответила: «Это я для тебя и для мамы делаю маленькие столики, чтобы, когда я вырасту, вы так же сидели у дверей в чулан и кушали».

Отец и мать еще долго не могли обмолвиться словом. Потом они расплакались… Именно в эту минуту они осознали, сколько зла они принесли родному человеку. В этот вечер за обеденный стол они посадили старушку, и с этого момента она всегда сидела со своим сыном, невесткой и внучкой. Теперь, когда что-то падало из рук старушки, будь то вилка или крошки, никто этого уже не замечал и даже наоборот, помогали поднять…»

Надеюсь, эта история будет вам вспоминаться каждый раз, когда вы захотите обидеть немощного, посмеяться над слабым, и вы остановитесь и начнете делать больше добрых дел, говорить своим близким и окружающим добрые слова, поддерживать друг — друга. И это все принесет не только пользу другим – это сделает вашу же жизнь лучше и интереснее. Жить и поступать надо так, как дедушка в известной притче «Дедушка и смерть»:

 «Жил старый дедушка. Было ему уже сто лет. Вот узнала Смерть, что живёт такой старый человек. Пришла к нему и говорит: «Время уже умирать, дедушка».

— Дай приготовиться к смерти, — говорит старик.

— Хорошо, — согласилась Смерть. — Сколько тебе нужно дней?

— Три дня, — ответил дедушка.

Любопытно стало Смерти: что же будет делать старик, как он к смерти будет готовиться? Наступил первый день. Вышел дедушка в сад, выкопал ямку и посадил дерево. «Что же он на второй день будет делать?» — думает Смерть.

Наступил второй день. Вышел дедушка в сад, выкопал ещё одну ямку, посадил ещё одно дерево. «Что же он на третий день будет делать?» — с нетерпением думает Смерть.

Наступил третий день. Вышел дедушка в сад, выкопал ещё одну ямку и посадил ещё одно дерево.

— Для кого же ты деревья сажаешь? — спрашивает Смерть. — Ведь ты завтра помрёшь.

— Для людей, — ответил дедушка.

И отступила Смерть от старика, убежала от него далеко-далеко.»

Учитель:  Ребята, чему учит нас эта притча?

Замечать тех, кто рядом с тобой, прощать, дарить радость маме с папой, бабушке и дедушке, взрослым и своим друзьям – только и всего, что требуется от вас! Человек, который любит только себя, который живет только для себя, остается один, когда приходят тяжелые испытания.

Какой человек может быть добрым и милосердным?

(Ответы учеников: Добрым и милосердным может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Добрый человек всегда учитывает интересы других людей.)

Учитель: Верно, судить человека надо по его делам.

Физкультминутка

Теперь давайте поиграем в игру «Хорошо или плохо». Я читаю вам советы, если они добрые и хорошие, то вы встаете и 3 раза хлопаете в ладоши, если плохие вы сидя топаете ногами, договорились. Начинаем.

  1. Девчонок надо никогда нигде не пропускать

     И не давать проходу им нигде и никогда.

  1. Если ты сидишь в трамвае, и бабулька вдруг вошла,

Уступи ей смело место, нужно старшим уступать.

  1. Всем надо ножки подставлять, пугать из-за угла,

     Чтоб сразу поняли они, чья опять взяла.

  1. Маме нужно помогать сумки полные таскать.

Чтобы мама отдыхала, нужно пол, посуду мыть.

  1. Если друг твой самый лучший поскользнулся и упал,

     Покажи на друга пальцем и хватайся за живот.

  1. Настоящий друг не любит огорчать своих друзей.

Он всегда во всем поможет, и поддержит, и поймет.

Учитель:Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилым людям, на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора. Пожалеть бомжа на остановке и пройти мимо. А ведь можно и что-то сделать, как парень на остановке:

 «На скамейке, в углу под крышей остановки, сидел бездомный в рукавицах и грязном, рваном пальто. На него никто не обращал внимания. Спустя минут пять на остановку подошли парень с девушкой, им было лет по 14-15. Встали неподалеку от бездомного и начали разговаривать о своем, периодически бросая взгляды в его сторону. Затем парень неожиданно ушел, бросив «скоро приду», девушка осталась стоять на остановке. Вскоре парень вернулся, в руках у него была пластмассовая тарелка с горячей картошкой и салатом. Он подошел к бездомному и протянул ему эту самую тарелку. Если бы вы только видели, как просияло лицо этого человека, он стал что-то объяснять парню, а затем зубами стянул рукавицы, и оказалось, что у него нет кистей рук. Парень, как, наверно, и все, кто наблюдали за происходящим, испытал шок. Тут к парню и бездомному подошла женщина, протянула парню несколько спичек и сказала: «На, держи, их можно использовать как вилку. Просто цепляй на них аккуратно — и все». Парень это с успехом проделал. 

Подошел автобус, спутница парня подошла к нему и начала торопить: «Пошли уже, оставь ему тарелку и пусть ест». А парень ответил: «Янка, следующий автобус буквально минут через 15 придет. А человек ведь не может сам кушать». Девушка: «Ну и что? Макс, какое тебе до него дело? Купил пожрать ему — и все! Ты его еще давай, сам покорми». «Вот и покормлю», — резко заявил парень. И молодые люди все же остались ждать следующего автобуса. Яна снова отошла в сторону, а Максим остался рядом с бездомным, достал из кармана спички и, накалывая на них еду, принялся кормить инвалида.

Наконец, Максим что-то сказал этому человеку, забрал пустую тарелку и выбросил ее. Подошел автобус, Максим с Яной сели в него, а бездомный остался на остановке. Но каким счастливым взглядом смотрел он вслед, наверняка впервые в жизни столкнувшись с такой добротой.» 

      Учитель: Как видите, ребята, для того, чтобы  проявить милосердие, не надо делать что-то особенное. Просто будьте чуть-чуть добрее и, если можете помочь, помогите.  

 III. Заключительная часть.

Учитель: 

Как выработать у себя доброе отношение к людям? Начните с малого.

  • Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку.
  • Уступи место в автобусе пожилым людям.
  • Чаще звони домой, родным и близким, когда уезжаешь.
  • Защищай девочек, маленьких детей, тех, кто слабее тебя.
  • Не допускай грубости.
  • Старайся во всем помочь друзьям.
  • Будь добрым и милосердным человеком!

Поступать по законам доброты – это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках.

Ребята, я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, гуманными людьми. Вечные нравственные понятия человечность, доброта, порядочность, милосердие всегда будут востребованными, т. е. нужными, необходимыми. Не забывайте об этом!

Замечать тех, кто рядом с тобой, прощать, дарить радость маме с папой, бабушке и дедушке, взрослым и своим друзьям – только и всего, что требуется от вас! Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро. А сейчас я предлагаю вам проверить себя: добрый ли вы человек.

                                          ТЕСТ

  Нужно поставить напротив каждого вопроса один ответ: «да» или «нет».

  Вопросы:

  1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
  2. Товарищ делится в разговоре с тобой по секрету своими проблемами или неприятностями. Пойдешь ли ты рассказывать об этом другим?
  3. Твой партнер плохо играет в какую-нибудь игру. Будешь ли ты над ним подсмеиваться?
  4. Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение?
  5. Часто ли ты используешь злые шутки?
  6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
  7. Поможешь ли ты однокласснику выполнить домашнее задание?
  8. Бросаешь ли ты игру, когда уже проигрываешь?
  9. Если тебя кто-то нечаянно толкнул, станешь ли ты драться?
  10. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе старших, если не хочешь этого делать?
  11. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

Результаты:

  Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.

  От 4 до 8 очков. Твоя доброта – вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.

  Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.

Учитель:  Закончим же сегодня наш классный час стихами о доброте, которые выучили для всех нас ваши друзья, одноклассники:

1 ученик.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту,  всегда.

И если когда-то кому-то

Поможет твоя доброта,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!  

2 ученик.

Как бы жизнь не летела –

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Что бы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело –

Тем живем на земле.

3 ученик

Ах, как нам добрые дела нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Учитель:

Давайте поклоняться доброте!
         Давайте с думой жить о доброте:
         Вся в голубой и звездной красоте,
         Земля добра. Она дарит нас хлебом,
         Живой водой и деревом в цвету.
         Под этим вечно неспокойным небом
         Давайте воевать за доброту!

                                                 ТЕСТ

    Вопросы:

  1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
  2. Товарищ делится в разговоре с тобой по секрету своими проблемами или неприятностями. Пойдешь ли ты рассказывать об этом другим?
  3. Твой партнер плохо играет в какую-нибудь игру. Будешь ли ты над ним подсмеиваться?
  4. Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение?
  5. Часто ли ты используешь злые шутки?
  6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
  7. Поможешь ли ты однокласснику выполнить домашнее задание?
  8. Бросаешь ли ты игру, когда уже проигрываешь?
  9. Если тебя кто-то нечаянно толкнул, станешь ли ты драться?
  10. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе старших, если не хочешь этого делать?
  11. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

                                          ТЕСТ

    Вопросы:

  1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
  2. Товарищ делится в разговоре с тобой по секрету своими проблемами или неприятностями. Пойдешь ли ты рассказывать об этом другим?
  3. Твой партнер плохо играет в какую-нибудь игру. Будешь ли ты над ним подсмеиваться?
  4. Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение?
  5. Часто ли ты используешь злые шутки?
  6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
  7. Поможешь ли ты однокласснику выполнить домашнее задание?
  8. Бросаешь ли ты игру, когда уже проигрываешь?
  9. Если тебя кто-то нечаянно толкнул, станешь ли ты драться?
  10. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе старших, если не хочешь этого делать?
  11. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

    В любую минуту,  всегда.

   И если когда-то кому-то

   Поможет твоя доброта,

    Ты счастлив, что день

   Не напрасно был прожит,

    Что годы живешь ты не зря!  

Как бы жизнь не летела –

Дней своих не жалей,

    Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело –

Тем живем на земле.

Ах, как нам добрые дела нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

    А может не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час " О доброте и отзывчивости"

Классный час для учащихся 8 класса о миолосердии...

Классные часы о доброте

2 разработки.Цели. формировать нравственные знания;развивать у детей чувство товари щества, взаимопомощи; воспитывать вежливость, внимательность, уважение к людям;воспитание стремления совершать...

Классный час "О доброте"

       "От добрых слов - к добрым делам"...

Классный час "о доброте и человеколюбии"

Классный час проводился в 9 классе. Цель: пробудить у детей желание делать добро, уважительно относиться ко всему, что окружает....

Классный час "Ожерелье Доброты"

Данный классный час провдился в коррекционной школе 8 вида с учащимися 7 класса. К нему имеется презетнация , если вам она понадобится пишите valya99@mail.ru/...

Классный час «Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети»

Классный час посвящен нравственному воспитанию учащихся 5-6 классов. Но для проведения его потребуется большая подготовка, которая осуществляется на уроках русского языка (в разделе "Лексика" и "Этимо...