Главные вкладки

    Повторительно – обобщающий урок «Литературный ринг».
    методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

    Балина Татьяна Ивановна

     

    Повторительно – обобщающий урок  «Литературный ринг».

    Урок литературы в 10 классе.

    Балина Т. И.- преподаватель русского языка и литературы Раменского политехнического техникума.

     

    Цели:

    1. Выявление и контроль знаний учащихся по литературе.
    2. Уметь использовать знания на практике.
    3. Развивать коммуникативные способности.

    Ход урока.

    1. Слово учителя.

    - Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня мы собрались на праздник, да на праздник знаний. Как здорово осознавать, что ты знаешь и умеешь применять эти знания. Попрошу разделиться на 2 команды, ведь наше занятие называется «Литературный ринг», выбрать капитанов, назвать команды и начать «сражение». Попросим 2 гостей в жюри.

          2. Основная часть:

            А). Вопросы для разминки.

              1. Какое произведение посвятил наводнению в  Санкт – Петербурге  А С. Пушкин?

                  (Поэма «Медный всадник»).

    1. Какой эпиграф взял Н. В. Гоголь для комедии «Ревизор»? («На зеркало неча пенять, коли рожа крива».)
    2. Любимая книга Хлестакова.  (Такой не было.)
    3. Назовите произведение  А. С. Пушкина,  в котором он не дал имен своим героям. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
    4. Назовите пьесу А. Н. Островского,  названную по пословице. («Свои люди – сочтемся»,  «Не в свои сани не садись».)
    5. Назовите произведения  А. С. Пушкина,  где главную героиню зовут Мария. («Дубровский», «Капитанская дочка», «Полтава», «Метель», «Выстрел», «Бахчисарайский фонтан».)
    6. И. С. Тургенев любил знаменитую певицу.  (Полина Виардо.)
    7. Как зовут главную героиню главы «Крестьянка» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? (Матрена Тимофеевна.)
    8. Какое изученное произведение названо на основе антитезы?  («Отцы и дети».)
    9.  А. Н. Островский позаимствовал сюжет для « Грозы» в городе Костроме.  (Нет.)

    Б). Задания в конвертах.  (Составьте названия произведений и определи автора).

          1. Гнездо, воды, Муму, Накануне,  Дворянское, Отцы, Вешние, Ася, Дым, дети.

          2. Борис,  дочка, Онегин, Руслан, Годунов, барышня, Капитанская, Евгений, Пиковая, крестьянка, Метель, дама, Людмила.

         3. Шинель,  Бульба, Рождество, мертвые, ночь, души, Тарас, перед, Ревизор.

         4. Русские,  рыцарь, мороз, на, женщины, кому, час, красный, Руси, нос, жить, хорошо.

    В). Портретная галерея.

    1. «Оооо и И. Глечик» - псевдоним известного русского писателя.  Кто он? (Н. В. Гоголь.)

    2. Кто, увидев свой портрет, сказал: «Себя, как в зеркале я вижу, но, это зеркало мне льстит»?      (А. С. Пушкин.)

    3. Звучит романс  «На заре ты ее не буди…».)  Кто автор этих слов?  (А. А. Фет.)

    4. В октябре 1843 года в Екатеринбурге открылась итальянская опера, в которой выступала молодая, незнакомая русской публике Полина Гарсия Виардо. Присутствовал известный писатель. С этого дня и до самой смерти она была избранницей его сердца.  Кто этот писатель?  (И. С. Тургенев.)

    5. Этот драматург сделал героями своих произведений «замоскворецких жителей», за что его и прозвали «Колумбом Замоскворечья». О каком драматурге идет речь?  (А. Н. Островский.)

    6. После публикации поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» этот знаменитый писатель подарил свой портрет со словами на обратной стороне: «Победителю ученику от побежденного учителя». (В. А. Жуковский.)

    7. Этот поэт после критики его первого сборника стихотворений «Мечты и звуки» В. Г. Белинским ездил по книжным магазинам, скупал свои книги и сжигал. (Н. А. Некрасов.)

    8. Автор  «Сказок для детей изрядного возраста». (М. Е. Салтыков – Щедрин.)

    Г). Определите автора и название произведений.

    1. «В ворота гостиницы губернского города № въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в которой ездят холостяки…». («Мертвые души, Н. В. Гоголь.)

    2. «В одной из отдаленных наших губерний находилось имение Ивана Петровича Берестова…». («Барышня – крестьянка», И. С. Пушкин.)

    3. «Заунывный ветер гонит

        Стаю туч на край небес,

       Ель надломленная стонет,

       Глухо шепчет темный лес…»       («Перед  дождем», Н. А. Некрасов.)

    1. «Среди долины ровныя, на гладкой высоте…». («Гроза», А. Н. Островский.)
    2. «Показался тарантас, запряженный тройкой ямских лошадей; в тарантасе мелькнул околыш студенческой фуражки, знакомый очерк дорогого лица». («Отцы и дети», И. С. Тургенев.)
    3. « В каком году – рассчитывай,

    В какой земле – угадывай,

    На столбовой дороженьке

    Сошлись семь мужиков…»    («Кому на Руси жить хорошо», Н. А. Некрасов.)

      Д). Проверка домашнего задания.  (Показать по 3 эпизода из изученных произведений без слов, чтобы команда – соперник не сразу догадалась, какое это произведение.)

    Е). Предметы из изученных произведений. (Из каких произведений?)

    1. Памятник. 2. Ключ. 3. Роза. 4. Птица. 5. Рука. 6. Лев. 7. Пистолет. 8. Земля. 9. Мельница. 10. Омут.

    3. Рефлексия. ( Подводим итог, выставляем отметки.

    Список литературы:

    1. Н. В. Гоголь: «Ревизор»,  «Мертвые души».
    2. А. С. Пушкин: «Медный всадник»,  «Сказка о рыбаке и рыбке»,  «Дубровский», «Капитанская дочка», «Метель» и др.
    3. А. Н. Островский: «Гроза», «»Свои люди – сочтемся», «Не в  свои сани не садись» и др.
    4. И. С. Тургенев: «Отцы и дети», «Муму», «Ася».
    5. И.А. Н. Некрасов. Сборник стихотворений.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Повторительно – обобщающий урок  «Литературный ринг». 

    Урок литературы в 10 классе.

    Балина Т. И.- преподаватель русского языка и литературы Раменского политехнического техникума.

    Цели:

    1. Выявление и контроль знаний учащихся по литературе.
    2. Уметь использовать знания на практике.
    3. Развивать коммуникативные способности.

    Ход урока.

    1. Слово учителя.

    - Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня мы собрались на праздник, да на праздник знаний. Как здорово осознавать, что ты знаешь и умеешь применять эти знания. Попрошу разделиться на 2 команды, ведь наше занятие называется «Литературный ринг», выбрать капитанов, назвать команды и начать «сражение». Попросим 2 гостей в жюри.

          2. Основная часть:

            А). Вопросы для разминки.

              1. Какое произведение посвятил наводнению в  Санкт – Петербурге  А С. Пушкин?

                  (Поэма «Медный всадник»).

    1. Какой эпиграф взял Н. В. Гоголь для комедии «Ревизор»? («На зеркало неча пенять, коли рожа крива».)
    2. Любимая книга Хлестакова.  (Такой не было.)
    3. Назовите произведение  А. С. Пушкина,  в котором он не дал имен своим героям. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
    4. Назовите пьесу А. Н. Островского,  названную по пословице. («Свои люди – сочтемся»,  «Не в свои сани не садись».)
    5. Назовите произведения  А. С. Пушкина,  где главную героиню зовут Мария. («Дубровский», «Капитанская дочка», «Полтава», «Метель», «Выстрел», «Бахчисарайский фонтан».)
    6. И. С. Тургенев любил знаменитую певицу.  (Полина Виардо.)
    7. Как зовут главную героиню главы «Крестьянка» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? (Матрена Тимофеевна.)
    8. Какое изученное произведение названо на основе антитезы?  («Отцы и дети».)
    9.  А. Н. Островский позаимствовал сюжет для « Грозы» в городе Костроме.  (Нет.)

    Б). Задания в конвертах.  (Составьте названия произведений и определи автора).

          1. Гнездо, воды, Муму, Накануне,  Дворянское, Отцы, Вешние, Ася, Дым, дети.

          2. Борис,  дочка, Онегин, Руслан, Годунов, барышня, Капитанская, Евгений, Пиковая, крестьянка, Метель, дама, Людмила.

         3. Шинель,  Бульба, Рождество, мертвые, ночь, души, Тарас, перед, Ревизор.

         4. Русские,  рыцарь, мороз, на, женщины, кому, час, красный, Руси, нос, жить, хорошо.

    В). Портретная галерея.

    1. «Оооо и И. Глечик» - псевдоним известного русского писателя.  Кто он? (Н. В. Гоголь.)

    2. Кто, увидев свой портрет, сказал: «Себя, как в зеркале я вижу, но, это зеркало мне льстит»?      (А. С. Пушкин.)

    3. Звучит романс  «На заре ты ее не буди…».)  Кто автор этих слов?  (А. А. Фет.)

    4. В октябре 1843 года в Екатеринбурге открылась итальянская опера, в которой выступала молодая, незнакомая русской публике Полина Гарсия Виардо. Присутствовал известный писатель. С этого дня и до самой смерти она была избранницей его сердца.  Кто этот писатель?  (И. С. Тургенев.)

    5. Этот драматург сделал героями своих произведений «замоскворецких жителей», за что его и прозвали «Колумбом Замоскворечья». О каком драматурге идет речь?  (А. Н. Островский.)

    6. После публикации поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» этот знаменитый писатель подарил свой портрет со словами на обратной стороне: «Победителю ученику от побежденного учителя». (В. А. Жуковский.)

    7. Этот поэт после критики его первого сборника стихотворений «Мечты и звуки» В. Г. Белинским ездил по книжным магазинам, скупал свои книги и сжигал. (Н. А. Некрасов.)

    8. Автор  «Сказок для детей изрядного возраста». (М. Е. Салтыков – Щедрин.)

    Г). Определите автора и название произведений.

    1. «В ворота гостиницы губернского города № въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в которой ездят холостяки…». («Мертвые души, Н. В. Гоголь.)

    2. «В одной из отдаленных наших губерний находилось имение Ивана Петровича Берестова…». («Барышня – крестьянка», И. С. Пушкин.)

    3. «Заунывный ветер гонит

        Стаю туч на край небес,

       Ель надломленная стонет,

       Глухо шепчет темный лес…»       («Перед  дождем», Н. А. Некрасов.)

    1. «Среди долины ровныя, на гладкой высоте…». («Гроза», А. Н. Островский.)
    2. «Показался тарантас, запряженный тройкой ямских лошадей; в тарантасе мелькнул околыш студенческой фуражки, знакомый очерк дорогого лица». («Отцы и дети», И. С. Тургенев.)
    3. « В каком году – рассчитывай,

    В какой земле – угадывай,

    На столбовой дороженьке

    Сошлись семь мужиков…»    («Кому на Руси жить хорошо», Н. А. Некрасов.)

      Д). Проверка домашнего задания.  (Показать по 3 эпизода из изученных произведений без слов, чтобы команда – соперник не сразу догадалась, какое это произведение.)

    Е). Предметы из изученных произведений. (Из каких произведений?)

    1. Памятник. 2. Ключ. 3. Роза. 4. Птица. 5. Рука. 6. Лев. 7. Пистолет. 8. Земля. 9. Мельница. 10. Омут.

    3. Рефлексия. ( Подводим итог, выставляем отметки.

    Список литературы:

    1. Н. В. Гоголь: «Ревизор»,  «Мертвые души».
    2. А. С. Пушкин: «Медный всадник»,  «Сказка о рыбаке и рыбке»,  «Дубровский», «Капитанская дочка», «Метель» и др.
    3. А. Н. Островский: «Гроза», «»Свои люди – сочтемся», «Не в  свои сани не садись» и др.
    4. И. С. Тургенев: «Отцы и дети», «Муму», «Ася».
    5. И.А. Н. Некрасов. Сборник стихотворений.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Повторительно – обобщающий урок : Великая Отечественная война. 1941- м1945 гг.

    Цель : повторить и закрепить учебный материал по истории...

    Повторительно-обобщающий урок "Путешествие в древний Рим"

    Урок в игровой форме по истории древнего мира в 5 классе....

    Сценарий повторительно-обобщающего урока по истории "Своя игра по истории Древнего мира"

    Сценарий повторительно-обобщающего урока по истории Древнего мира в форме игры....

    повторительно-обобщающий урок в 6 классе по теме"Феодальная раздробленность на Руси"

    Повторительно-обобщающий урок в 6 классе по истории России  - тема "Феодальная раздробленность на Руси", урок-путешествие, н6асущенный разнообразными заданиями...

    Повторительно - обобщающий урок в 7 класе по теме: "Давление твердых тел жидкостей и газов"

    Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков  в 7 классе по теме:«Давление твердых тел, жидкостей и газов»Этот урок направлен на повторение, закрепление, углубление и систематизацию з...

    Конспект обобщающего урока литературного чтения в 3 классе по теме «Великие русские писатели»

    Цели урока:  обобщить  сведения  учащихся  о  писателях, изученных  в  разделе;совершенствовать  навыки  выразительного  чтения  стихотворений,...

    Разработка повторительно-обобщающего урока - брейн ринга "Путешествие в Древнюю Грецию"

    Повторительно-обобщающий   урок брейн - ринг  по теме«Путешествие по Древней Греции»  завершает изучение раздела «Древняя Греция».Главной особенностью являе...