Методика работы над теоретико-литературными понятиями на уроках литературы в 5-11 классах
методическая разработка по литературе по теме

Изучение  теории  литературы  необходимо не  только  на  уроках  литературы,  но  и  на  уроках  русского языка. ЕГЭ,  любой  мониторинг  содержат  задания, проверяющие  знания  теоретико-литературных  понятий.

Овладение  основами теории  литературы,  во-первых,  способствует  не  только  формальному  изучению произведений,  но  и  осознанию  их  как  произведений  искусства, умению  интерпретировать, понимать  глубину  содержания.

Во-вторых, способствует  развитию  и  обогащению устной  и  письменной  речи  обучающихся.

В-третьих, - воспитанию  эстетического  вкуса.

 

В  своей  работе  над  терминологией  я  выстраиваю  следующий  порядок  действий:

1) определение  для  каждого класса  центральных  понятий или  блока понятий (в  календарно-тематическом плане есть  отдельная  строка «теория  литературы»)

2)  отработка начального  понимания термина

3)  развитие понятий на  конкретных  примерах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика  работы над  теоретико-литературными  понятиями

на  уроках  литературы  и  русского  языка.

  1. часть

 5 класс

Фольклор,  сказка,  постоянные  эпитеты, гипербола, сравнение, летопись, роды  литературы,  жанры  литературы, басня,  аллегория, баллада, литературная  сказка, ритм, рифма, способы  рифмовки, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация, фантастика, юмор,  рассказ,  портрет, пейзаж, сюжет, идея,  повесть, антитеза, композиция, сказ, пьеса.

  1. класс.

Обрядовый  фольклор,  пословица, поговорка, загадка, летопись, басня, аллегория, эпитет, метафора, композиция, стихотворное  послание, антитеза, ямб,  хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, пейзажная  лирика, диалог, сказ, юмор, рассказ, сюжет,  юмор, лирика, миф, легенда, новелла, притча.

  1. класс.

Романтизм,  реализм, типичное явление, литературная  критика, драма, комедия, трагедия, конфликт, лирика, ода, элегия, композиция, фантастика, гротеск, эзопов  язык, сатира, роман, роман-эпопея, внутренний  монолог, психологизм, сказ, рассказ, ремарки.

  1. класс.

Психологизм  пейзажа, рассказ, сюжет, фабула, социально-философская драма, символизм, акмеизм, футуризм, тропы, фигуры  речи, аллитерация, ассонанс, имажинизм, тоническое стихосложение, рифма, способы  рифмовки,  авторские  неологизмы, строфа, лирический  герой, роман-эпопея, элегия, прототип, новелла, бардовская  песня, парадокс,  внутренний  монолог.

  1. часть.

Начальное  понимание  терминов  осуществляется  через  разные  виды  и  формы  работы. Основные  методы: репродуктивный,  частично-поисковый, наглядный, связь  с  жизнью.

  1. ведение словарей  в  тетради
  2. фронтальный  опрос
  3. индивидуальный  опрос (словарные терминологические  диктанты)
  4. заполнение  кроссвордов, составленных  учителем  и  составление  кроссвордов  учащимися  (содержание  меняется  и  усложняется)

  1. лексические  диктанты (по  толкованию  определить  термин)

образные  определения,  используемые  в  сказках….

стихотворение  исторического  содержания  с  острым напряжённым  сюжетом….

события, описанные  в  произведении…

употребление слова  в  переносном  значении….

добрый  смех…

лирика

чувства

Драма

действия

Эпос

события

опорные  рисунки, схемы:

Рассказ

Повесть

Роман

басня

Пьесы

Стихотворение

баллада

     

  1. запоминание  по  фонетической  ассоциации  (дактиль – Дания,

амфибрахий – Афины, анапест – Ангара)

     

  1. развитие  творческого воображения:

- рисунки

- цитирование   стихотворений :

     Скажи,  скажи, художник,  какого цвета  дождик?

Какого  цвета  ветер? Какого цвета  вечер?

Скажи,  какого  цвета зима,  весна  и  лето?

( А. Майков «Уходи, зима  седая…»;   «Золото,  золото  падает  с  неба…»;

Дождик лил  сквозь  солнце, и  под  елью мшистой

Мы  стояли, точно  в  клетке  золотистой;

По земле  вокруг  нас  словно жемчуг прыгал…

К. Симонов «Жди, когда наводят  грусть  жёлтые  дожди…»)

  1. продолжение  предложения (при  изучении «сравнения») :

 

батарея  похожа  на…. (снег,  горы,  небо, облака,  солнце и т. д).

  1. проведение  физминутки  на  закрепление  «эпитета»:  один  учащийся  выходит  к  доске,  становится  лицом к  классу; другой  рисует  на  доске  предмет или  записывает  существительное,  ребята  называют  признаки  предмета (эпитеты),  учащийся  должен отгадать.

  1. развитие  творчества:

задаём  разные  способы  рифмовки, составить четверостишия

(можно  взять  рифмы  из  стихотворений, которые  будут  изучаться  на  уроке:

……..сияет                                               ……..пушистый

……..селом                                               ……..кружится

……..сверкает                                         ………тихо

…… огоньком                                         ………ложится

  1. карточки  на  соответствие: прилагательное  или  метафора:

  1. часть. Развитие понятий на конкретных примерах.

К  выше  перечисленным  методам  добавляется  исследовательский  метод,  так  как  анализ  произведения  предполагает  овладение нормами  и  приёмами  анализа,  рассчитан  на  самостоятельность  решения  задач, поставленных перед учащимися.

  1. из  предложенных  текстов (предложений)  выписать  изобразительные  средства
  2. установить  соответствие:  произведения  и  его  жанр
  3. использование  клише для  обучения  анализу  
  4. в  календарно-тематический  план  включены  уроки-практикумы : обучение  анализу  (анализ  стихотворения,  анализ  отрывка  из  произведения)
  5. использование  опорной схемы  для анализа  текста
  6. домашние  задания  по  интерпретации  текстов
  7. тестовые  задания
  8. во  внеурочной деятельности работали  над  жанрами:

стихотворение, заметка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по методике преподавания математике по теме: Методика ознакомления с составной задачей.

Цели урока:1.      Познакомить студентов с методикой работы над составной задачей.2.      Учить использовать схемы при работе над задачей.3....

Соотношение методики Н. Аха и методики Л. Выготского-Н. Аха в исследовании генезиса понятий

Эссе об исследовательских методиках классиков психологии по исследованию понятийного мышления...

Методики на развитие воображения. Методики на владение своим голосом.

Ребенок выбирает определенную роль. Описывает как он выглядит, говорит, одевается, передвигается и т.д. Большое внимание уделяется тому, как он будет себя вести, чем заниматься, исполняя эту роль...

Методика изучения уровня воспитанности учащихся по методике Капустина

Данная методика позволяет классному руководителю выявить у учащихся уровень воспитанности - сформированности таких качеств, как бережное отношение к природе, школе, любознательность, прилежание, эстет...

Методика для изучения социализированности личности учащегося (методика М.И.Рожкова)

Методика для изучения социализированности личности учащегося (по методике М.И.Рожкова)...

Компьютерная обработка теста "Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» (Личностные УУД)"

Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»(Личностные УУД)Цель:...

Методика определения уровня воспитанности обучающихся (методика Н.П.Капустина)

Под уровнем воспитанности мы понимаем степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности...