Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) по теме

Кочковая Любовь Николаевна

КТП к учебнику «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений, автор Т.Ф. Курдюмова. Прилагаются КИМы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_9_lit-ra.docx112.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Авиловская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено и рекомендовано к применению

протокол № 1 от 29.08.11 г.

Руководитель РМО учителей русского языка и литературы __________________

        Симонова Н.Д.

Согласовано педагогическим советом МОУ Авиловской СОШ протокол № 1 от 30.08.11 г.

Утверждено

Приказ № ____ от 30.08.11 г.

Директор школы _____________________

              Петров С.В.

Календарно-тематическое планирование

по литературе

для  9 класса

на 2011 – 2012 учебный год

Учитель:   Кочковая Л.Н.


VII. Календарно-тематическое планирование                           

№ п/п

Дата

Тема урока

Виды деятельности

Региональ

ный компонент

Теория

литературы

ИКТ

1.

01.09

Роль литературы в духовной жизни России. Шедевры русской литературы.

Конспект основных положений лекции

Древнерусская литература XI-XVII в (4 ч.)

2

02.09

Древнерусская литература XI-XVII в.

Богатство жанров литературы Древней Руси.

Просмотр презентации, запись основных положений Характеристика этапов развития древнерусской литературы. План

3.

7.09

"Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы.

Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия

"Задонщина"

Слово как жанр древнерусской литературы

4.

08.09

Художественные особенности "Слова о полку Игореве"

Комментирование текста, установление ассоциативных связей «Слова…» и гравюр Фаворского, картины В.Васнецова.

Анализ текста произведения по вопросам и заданиям, выявление его жанра.

5.

09.09

Композиция "Слова...". Сюжет. Герои.

Устное сочинение «Каким предстаёт в тексте поэмы князь...».

Анализ образа ав тора. Почему мож но сказать, что ав тор - патриот? До казать это приме рами из текста.

Н. Н. Туроверов "Каял"

Литература XVIII века (11 ч.)

6.

14.09

Русская литература XVIII века как литература эпохи классицизма.

Чтение статьи учебника, составление тезисного плана или выписок (на выбор).

В.А. Жуковский "Певец во стане русских воинов" (отр.)

Классицизм

7.

15.09

М. В. Ломоносов. Теория "трёх штилей. Прославление Родины, науки и просвещения в произведениях поэта. "Ода на день восшествия....".

Пересказ прочитанной статьи о поэте, ученом и реформаторе русского литературного языка. Ответы на основные вопросы: какие приметы классицизма можно отметить в оде?    Какие строки привлекли внимание в оде и почему?

Ода, силлабо-тоническое стихосложение

8.

16.09

Г. Р. Державин. Новаторство поэта. Обличение несправедливости в стих. "Властителям и судиям". Взгляды Державина па поэта и поэзию в стих. "Памятник".

Пересказ статьи учебника о Державине. Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». Анализ оды. Ответ на проблемный вопрос: почему автора волнует позиция власти, ее отношения к народу и положение народа?

9.

21.09

Д. И. Фонвизин. Сатирическая направленность комедии "Недоросль".

Рассказ о писателе, определение черт личности героя

10.

22.09

"Недоросль": герои и события. Проблемы гражданственности.

Анализ с раскрытием художественного своеобразия произведения, его нравственной проблематики.

11.

23.09

Тема воспитания в комедии "Недоросль".

Анализ с раскрытием художественного своеобразия произведения, его нравственной проблематики.

12.

28.09

Проверочная работа по теме "Классицизм"

13.

29.09

А. Н. Радищев. Просветительские идеи в произведении "Путешествие из Петербурга в Москву".

Сжатый пересказ главы «Любани», беседа на восприятие и понимание идеи

П. Шеста ков "Через лабиринт"

(Обзор)

14.

30.09

Жанр путевых заметок. Размышления автора о несправедливости всего строя жизни в пр. "Путешествие из Петербурга в Москву"

Кратко сообщают черты классицизма и сентиментализма в прочитанных главах, особенности жанра путешествия, факты из жизни и биографии А.Н.Радищева. пересказывают, комментируя главы «Путешествия…», определяют тему, идею произведения, авторскую позицию. Отвечают на проблемный вопрос: почему А.С.Пушкин назвал Радищева «врагом рабства»?

15.

05.10

Н. М. Карамзин. Писатель и история.

Сообщение о писателе. Работа со словарем: сентиментализм.

16.

06.10

"Бедная Лиза" как произведение русского сентиментализма.

Коротко пересказывают содержание повести «Бедная Лиза», отвечают на вопросы (монологические ответы)

Сентиментализм

Литература XIX века (51 ч.)

17.

07.10

"Золотой век" русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму.

Читают статью «Шедевры русской литературы, «Романтизм», развернуто отвечают на вопросы: Как вы понимаете слова Салтыкова-щедрина, что литература – «сокращенная вселенная»?

18.

12.10

Романтическая лирика начала века. Очерк жизни и творчества В.А. Жуковского. Русский быт и обычаи в балладе "Светлана".

Читают статью учебника «Жанр баллады у Жуковского» и балладу «Светлана», отвечают на вопросы, в том числе и основной: «Почему поэт утверждает, что «главное – вера в провиденье?»

Баллада, Романтизм

19.

13.10

Романтическая лирика начала начала ХIХвека. Е. Баратынский "Водопад", "Муза", К. Батюшков "Тень друга". Н. Языков "Родина".

Обучение анализу лирического стихотворения.

Анализ стихотворений.

А. С. Пушкин "Калмычке"

Лирический герой

20.

14.10

А.С. Грибоедов: личность и судьба. Комедия Торе от ума". Знакомство с героям . Анализ I действия.

Чтение статьи учебника о Грибоедове, воспоминаний современников о писателе. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя».

. Персонажи пьесы. Внесценические персонажи

21.

19.10

II действие комедии. Обучение анализу монолога.

Ученики повторяют значение терминов «экспозиция», «завязка», «внесценический персонаж», «развитие действия». Составляют словарь толкований слов: фагот, карбонарий, хрипун, пономарь, разумник, слов просторечной лексики. Чтение наизусть монологов Чацкого и Фамусова. Сопоставительный анализ монологов (по плану). Отвечают на вопросы: какие черты «века нынешнего» и «века минувшего» изображаются в споре Чацкого и Фамусова? Какие стороны московской жизни привлекают и отталкивают героев?

22.

20.10

Ill действие комедии.

Анализ сцены бала.

Устные сочинения на основе кратких характеристик персонажей через речь, жесты, авторские ремарки, оценочные эпитеты.  Выразительное чтение монологов и комментирование. Развернутый ответ на вопрос: кто из московских аристократов явился на бал в дом Фамусова, каковы их взгляды на службу. крепостное право, воспитание и образование, подражание иностранному? Анализ диалогов Чацкого и Софьи, Чацкого и Молчалина, сцены бала.

23.

21.10

IV действие комедии. Смысл названия комедии "Горе от ума". Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.

Цитатные рассказы об одном из героев: Чацком, Молчалине, Софье, Фамусове. Выразительное чтение наизусть монолога Чацкого.  Повторяют определение «развязка действия», «открытый финал». Развернутый ответ на вопрос: как понимают ум представители барской Москвы и Чацкий? В чем горе, которое приносит Чацкому ум? В чем драма Софьи, Чацкого? Почему критики называют финал комедии открытым?

24.

26.10

Молодое поколение в комедии. Нравственный идеал Грибоедова.  Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон  терзаний»).

Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», запись основных положений (конспект или план-конспект)

25.

27.10

P.p. Классное сочинение - рассуждение проблемного характера по произведению А.С. Грибоедова "Горе от ума".

Творческая работа

26

28.10

P.p. Классное сочинение - рассуждение проблемного характера по произведению А. С. Грибоедова "Горе от ума".

Творческая работа

2 четверть

27.

9.11

А. С. Пушкин: жизнь и судьба. Основные мотивы творчества.

Пересказывают статью учебника (сжато), презентуют информационный проект с комментариями и обоснованными суждениями. Ответ на вопрос: что вы знаете о трагических обстоятельствах жизни А.С.Пушкина?

28.

10.11

Дружба и друзья в лирике А. С. Пушкина. "19 октября"

Рассказ о друзьях А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений на тему «Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина. Развернутый ответ на вопрос: какие идеалы утверждает дружеская лирика?

29.

11.11

Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина. "К Чаадаеву"

Пересказ статьи учебника «Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина», выразительное чтение стихотворений «К морю», «К Чаадаеву» (наизусть), «Анчар». Развернутый ответ на вопрос: почему тема свободы была так важна для поэта? Что объединяет эти стихотворения, какие мотивы?

30.

16.11

Любовная лирика А. С. Пушкина и её адресаты. "Я помню чудное мгновенье", "Я вас любил", "На холмах Грузии".

Сообщение о любовных адресатах А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений. Ответ на вопрос: почему же лирический герой не отрекается от любви, а воспевает ее?»

31.

17.11

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. "Пророк", "Я памятник себе воздвиг".

Ответы на вопросы, в том числе и проблемные

32.

18.11

Философская лирика. Образы природы в лирике А. С. Пушкина. ("К морю").

Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия

А.Г. Гарнакерьян "Весна идёт", И. Фролов "У Дона-реки"

Реализм

33.

23.11

P.p. Анализ лирического стихотворения.

Анализ стихотворения по предложенному плану

34.

24.11

Семинар по произведениям А. С. Пушкина "Цыганы", "Пиковая дама", "Скупой рыцарь".

Характеристика героев, комментарий текста.

Трагедия как жанр драмы

35.

25.11

Р.к.Урок - концерт "Поэты XX века о Пушкине".

Творческая работа

Поэты Дона о Пушкине.

36.

30.11

"Евгений Онегин". История создания романа. Замысел и композиция романа.

Ответы на вопросы

Роман в стихах

37.

1.12

Система образов романа "Евгений Онегин". Сюжет. "Онегинская" строфа.

Развернутый ответ на вопрос, как характеризует Пушкин столичное дворянство.

Онегинская строфа

38.

2.12

Духовные искания Евгения Онегина.

Развернутый ответ на вопрос, какой предстает в романе жизнь поместного дворянства.

39.

7.12

Онегин и Ленский: сравнительная характеристика.

Ответы на проблемные вопросы

40.

8.12

Татьяна - любимая героиня  Пушкина.

Сравнительная характеристика: монологический ответ с цитированием.

41.

9.12

Р.р. (п) Подготовка к домашнему сочинению по роману А. С. Пушкина "Евгений Онегин".

Ответы-рассуждения по поднятым проблемам

42.

14.12

М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Два поэтических мира (Лермонтов и Пушкин). "Пророк" Лермонтова и Пушкина.

Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы. Анализ стихотворений на тему поэта и поэзии. Ответ на вопрос: «Согласны ли вы, что лермонтовский пророк начинается там, где пушкинский пророк заканчивается?»

43.

15.12

Лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова. Темы лермонтовской лирики. Тема поэта и поэзии. "Смерть поэта", "Поэт".

Выразительное чтение  стихотворного текста. Анализ стихотворений. Ответ на вопрос, можно ли назвать лирику поэта поэтическим дневником.

Н.К.Доризо "Поэт"

Сатира и её виды.

442.

16.12

Тема любви в стих. "Нет, не тебя так пылко я люблю". Человек и природа в лирике М. Ю. Лермонтова. "Три пальмы"

Выразительное чтение  стихотворений. Анализ любовной лирики

45.

21.12

Философские мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова. "И скучно, и грустно", "Дума", "Молитва".

Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы

46.

22.12

"Герой нашего времени" - первый психологический роман в русской литературе. Печорин - "портрет поколения".

Викторина по тексту романа. Ответ на вопрос (на основе первичного восприятии): какова основная проблема романа?

Поэма в прозе. Лирические отступления.

47.

23.12

Век Лермонтова в романе, (анализ гл. "Княжна Мери").

Ответы на проблемные вопросы, монологические высказывания.

3 четверть

48.

28.12

Практикум. Анализ повестей "Бэла", "Максим Максимыч", "Тамань".

Ответы на проблемные вопросы

49.

29.12

Противоречивость характера и одарённость Печорина, (гл. "Фаталист")

Ответ на вопрос: как в портрете Печорина угадывается противоречивость его характера. Устное словесное рисование.

50.

11.01

Печорин в отношении с другими персонажами.

Ответы на проблемные вопросы, монологические высказывания.

51.

12.01

P.p. Сочинение - рассуждение по роману М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Творческая работа

52.

13.01

P.p. Сочинение - рассуждение по роману М, Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Творческая работа

53

18.01

Н. В. Гоголь: страницы жизни. Первые творческие успехи. Тема "маленького человека" в повести "Шинель".

Сообщение о жизни и творчестве писателя на основе прочитанной статьи, презентация.

Мини-исследование «памятники Н.В.Гоголю»

54.

19.01

Поэма "Мёртвые души". История создания, особенности сюжета, система образов.

Объяснение смысла названия на основе прочитанного текста, жанра произведения.

Н.Н. Воробьёв. Пролог поэмы "Кондратий Булавин"

55.

20.01

Изображение поместного дворянства в поэме.

Характеристика города и героев литературного произведения.

56.

25.01

Диспут. Образ Чичикова (по 11 главе).

Характеристика города и героев литературного произведения.

57.

26.01

Образ автора в поэме. Лирические отступления. Русь на страницах поэмы.

Характеристика города и героев литературного произведения.

58.

27.01

P.p. Подготовка к домашнему сочинению по поэме Н. в. Гоголя "Мёртвые души"

сочинение

59.

1.02

А. А. Фет. Лирика любви, природы. "Чудная картина", "Я пришёл к тебе с приветом".

Анализ  поэтических произведений

60.

2.02

Ф. И. Тютчев. Философские миниатюры Тютчева.

Анализ  поэтических произведений

В.К.Жак "Утро  над Доном"

61

03.02

P.p. Обучение сопоставительному анализу лирического произведения.

Творческая работа

62.

8.02

Личность Л. Н. Толстого. Автобиографическая трилогия. "Юность" Психологизм прозы Толстого.

Рассказ о писателе, определение черт личности героя

А.П. Чехов "Моя жизнь"

63.

9.02

Приёмы психологического самоанализа героя повести "Юность".

Анализ рассказов: монологические ответы.

64.

10.02

Р.р.(у) Как писать очерк? Подготовка к домашнему сочинению на тему "Мой современник".

Творческая работа

65.

15.02

Ф. М. Достоевский. Основные этапы жизни и творчества. Повесть "Бедные люди".

Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика внутреннего мира героя.

66.

16.02

Судьбы несчастных людей в повести "Бедные люди".

Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика внутреннего мира героя.

67.

17.02

Итоговый урок по литературе XIX века.

Самостоятельная работа

Русская литература XX века (17 ч.)

68.

22.02

Пути русской литературы XX века.

Сообщение об особенностях русской литературы ХХ века6 жанры, литературные направления..

Г.Ф. Шолохов -Синявский "Казачья бурса" (обзор)

69.

24.02

М. Горький. Краткий обзор жизни и раннего творчества писателя. Автобиографическая трилогия. "Мои университеты".

Рассказ о писателе . Анализ рассказа: монологические ответы..

70.

29.02

Элементы публицистики в повести М. Горького "Мои университеты".

Анализ рассказа: монологические ответы.

71.

1.03

М. Горький. Анализ рассказа "Макар Чудра".

Анализ рассказа: монологические ответы..

72.

2.03

М. Горький. "Челкаш". Новое в образе героя.

Анализ рассказа: монологические ответы..

73.

07.03

Личность и творчество А. Блока. Художественное своеобразие поэзии. "Незнакомка", "Россия", "На железной дороге"

Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений.

А. Рогачёв "Любимый Ростов"

74.

09.03

Обзор творчества А. Ахматовой. "Песня последней встречи", "Он любил..",  "Родная земля", "Сероглазый король".

Сообщение о поэтессе с презентацией.

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

75.

76.

14.03

15.03

Поэтическое новаторство В. В. Маяковского.

Ранняя лирика. Стихи о любви и сатирические стихи. "Послушайте", "Прозаседавшиеся".

Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений наизусть.

77.

78

16.03

21.03

P.p. Сочинение - рассуждение по творчеству А. Блока, В. В. Маяковского (классное)

Творческая работа

79.

04.04

Б. Пастернак. Философская насыщенность лирики. "Свеча горела", "Февраль. Достать...".

Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

80

05.04

М. А. Булгаков. История создания и судьба повести "Собачье сердце".

Анализ с раскрытием художественного своеобразия произведения, его нравственной проблематики.

Худож-ная условность, фан тастика, сатира

81.

06.04

Проблемы и художественные особенности повести М. А. Булгакова "Собачье сердце".

Анализ с раскрытием художественного своеобразия произведения, его нравственной проблематики.

82

1104

М. А. Шолохов. "Судьба человека".Образ главного героя. Война и дети в рассказе

Анализ рассказа: монологические ответы.

В. Закруткин "Матерь человеческая"(главы)

Реализм в художественной ли тературе.

83.

12.04

А. Т. Твардовский. Слово о писателе. Военная лирика Твардовского. Поэма "Василий Тёркин", (главы "Дед и баба", "Два солдата", "О себе").

Сообщение о поэте с презентацией «К юбилею поэта». Выразительное чтение стихотворений и их анализ

Твардовский "Бойцу Южного фронта"

84.

13.04

Роль публицистики в творчестве А. Солженицына. Тема трагической судьбы человека в произведении "Матрёнин двор".

Рассказ о писателе с презентацией.

Анализ рассказа с элементами художественного пересказа и акцентом на художественном своеобразии.

Русская лит-ра 60-90 гг. XX века (8ч.)

85.

18.04

Русская литература 60-90 гг. XX века. Рассказ В. М. Шукшина "Ванька Тепляшин".

Рассказ о писателе с презентацией.

Анализ рассказа с элементами художественного пересказа и акцентом на художественном своеобразии.

86.

19.04

Образы "чудиков" в рассказах Шукшина. "Мастер".

Рассказ о писателе с презентацией.

Анализ рассказа с элементами художественного пересказа и акцентом на художественном своеобразии.

87.

88.

20.04

25.04

Нравственные проблемы повествования в рассказах В. П. Астафьева. "Царь-рыба".

Рассказ о писателе с презентацией.

Анализ рассказа с элементами художественного пересказа и акцентом на художественном своеобразии.

89.

26.04

Нравственные проблемы в повести                    В. Г. Распутина "Деньги для Марии".

Рассказ о писателе с презентацией.

Анализ рассказа с элементами художественного пересказа и акцентом на художественном своеобразии.

90.

27.04

Тема семьи в повести "Деньги для Марии". Образы Марии и Кузьмы.

Ответы на вопросы

Д.Долинский "Моя любовь -родная Дон-река"

91.

92.

02.05

03.05

Поэтический семинар. Поэзия И. Бродского, А. Вознесенского, В. Высоцкого, Е. Евтушенко, Б Окуджавы, И. Рубцова.

Анализ стихотворений.

Зарубежная литература (10 ч.)

93.

04.05

Данте "Божественная комедия"

Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их комментарий с отражением особенности взгляда римлян на человека и эпоху.

94.

9.05

У. Шекспир "Гамлет" - трагедия разбуженного сознания.

Ответы на вопросы

Трагедия

95.

10.05

Сонеты Шекспира. "Её глаза на звёзды не похожи.."

Выразительное чтение стихотворений наизусть и их анализ.

Поэты казачьего зарубежья. Н.А. Келин, П. С. Поляков.

96.

11.05

Ж. Б. Мольер. "Мещанин во дворянстве". Смех и слёзы в комедии.

Ответы на вопросы

97.

16.05

И. В. Гёте "Фауст". Философский смысл образа Фауста.

Ответы на вопросы

98.

17.05

Ф. Шиллер. Два брата - два характера, две судьбы в драме "Разбойники".

Ответы на вопросы

99.

18.05

Гофман. "Крошка Цахес"

Ответы на вопросы

Келин "У Дона", "Верба", Поляков "Казачке"

100.

23.05

Повторение изученного материала по литературе в 9 классе.

Ответы на вопросы (по уровням)

101

24.05

Контрольная тестовая работа по литературе за курс 9 класса.

контрольная работа

102

25.05

Итоги года. Рекомендация книг для самостоятельного летнего чтения.


Контрольно-измерительные материалы

№ п/п

Дата

Контрольные работы, тесты

1

Тест "Слово о полку Игореве"

2

Проверочная работа по теме "Классицизм"

        

3

Тест «Бедная Лиза"

4

Проверочная работа по творчеству А.С.Грибоедова Тест "Горе от ума".

5

Проверочная работа (тест) по теме «Творчество А.С.Пушкина»

6

Проверочная работа (тест) по теме «Творчество М.Ю.Лермонтова»

Лирика

7

Тест «Герой нашего времени»

8

Проверочная работа (тест) по теме «Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

9

Итоговый тест по литературе.

Тест по литературе на тему "Слово о полку Игореве"



Тест № 1

1. Определите по портрету героя «Слова о полку Игореве»
«Стоишь ты на борони, прыщешь на воинов стрелами, гремишь о шлемы мечами харалужными! Куда, тур, поскачешь, своим златым шлемом посвечивая, там лежат поганые головы половецкие! Рассечены саблямикалеными шеломы оварские тобою, ярый тур...»
1) Всеволод 2) Святослав 3) Игорь 4) Олег
2. Определите по высказыванию героя «Слова о полку Игореве»
«Братие и дружина! Лучше же убитым быть, чем плененным; сядем же, братья, на своих борзых коней да посмотрим на синий Дон».
1) Ростислав 2) Святослав 3) Владимир 4) Игорь
3. Определите героя «Слова о полку Игореве» по высказыванию:
«Хочу копье преломити о конец поля половецкого; с вами, русичи, хочу либо голову свою сложить, либо испить шеломом Дону»
1) Всеволод 2) Святослав 3) Игорь 4) Всеслав
4. Строки «Слова о полку Игореве», рассказывающие о гибельности княжеских междоусобиц:: «Тогда по Русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы между собой деля», напоминают читателям о прошлых походах
1) Ярослава Владимировича 2) Владимира Игоревича
3) Игоря Святославича 4) Олега Гориславича
5. Автор «Слова о полку Игореве», вспоминая, что «тот ведь... мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял... Тогда ... засевались и прорастали усобицы, погибала жизнь Даждьбожьих внуков; в княжьих крамолах жизни человеческие сокращались» , рассказывает о князе
1) Всеславе Полоцком 2) Ярославе Осмомысле
3) Владимире Мономахе 4) Олеге Гориславиче
6. Автор «Слова о полку Игореве» в монологическом отрывке: «Всю ночь с вечера одевают меня, - речет, - черною паполомою на кровати тисовой, черпают мне синее вино с горем смешанное, сыплют мне... крупный жемчуг на лоно... Уж доски без кнеса в моем тереме златоверхом» воспроизводит речь 1) Святослава Киевского 2) Игоря Новгород-Северского
3) Всеслава Полоцкого 4) Ярослава Галицкого
7. Кто из героев «Слова о полку Игореве» скорбит о князе и павших воинах князя Игоря:
«Светлое и тресветлое солнце! Всем ты тепло и прекрасно: зачем... простерло горячие свои лучи на воинов лады моего? В поле безводном жаждою им луки связало, горем им колчаны затворило?»
1) Мать «уноши князя Ростислава» 2) Жена Игоря Ярославна
3) Вещий певец Боян 4) Жена Всеволода «красная Глебовна»

Тест № 2

1. Какой художественный прием использует автор «Слова о полку Игореве», называя половцев выводком гепардов ( «,,,По Русской земле прострошася половцы, аки пардужье гнездо...»)?
1) эпитет 2) сравнение 3) олицетворение 4) метафора 

2. Какое средство художественной изобразительности, позволяющее косвенно охарактеризовать героев, использует автор «Слова о полку Игореве», рассказывая о продвижении половцев: «А половцы непроложенными дорогами побежали к Дону великому, скрипят телеги их в полуночи, словно лебеди распущенные...»?
1)перифраз 2) эпитет 3) сравнение 4) метафора

3. Какой стилистический прием, заключающийся в повторении однородных звуков, усиливающий звуковую и интонационную выразительность фразы (стиха), использует автор «Слова о полку Игореве», создавая образную картину половецкого нашествия: «Пороси поля прикрывають, стязи глаголють: половцы идуть отъ Дона, и отъ моря, и отъ всех сторонъ...»?
1) аллитерация 2) инверсия 3) перифраз 4) олицетворение

4. Как называется художественный прием преувеличения, которым автор «Слова о полку Игореве» пользуется для создания образов русских князей: Всеволод Суздальский может «Донъ шеломы выльяти», а «Волгу веслами расплескать», Ярослав Осмомысл «подпер горы Угорскыи» своими железными полками, воины Рюрика и Давыда золочеными шлемами «по крови плавали»?
1) антитеза 2) гипербола 3) литота 4) инверсия

5. Укажите термин, которым литературоведение определяет средство выразительности, представляющее собой устойчивое сочетание слов: «черный ворон», «серый волк», «борзые кони», «синее море», часто встречающиеся в «Слове о полку Игореве» и позволяющее говорить о тесной связи этого памятника литературы с традициями русского фольклора
1) олицетворение 2) сравнение 3) метафора 4) постоянный эпитет

6. Укажите название стилистического приема, заключающегося в повторении однородных звуков, которым автор «Слова о полку Игореве» пользуется, чтобы усилить звуковую выразительность рассказа о битве русской дружины с половцами: «Со зарания во пяток потопташа поганые полки половецкие...»
1) аллитерация 2) инверсия 3) антитеза 4) литота

Проверочная работа по теме "Классицизм"

  1. Назовите основные литературные направления.
  2. Дайте определение классицизма.
  3. Выберите представителей русского классицизма:

А.- Я.Б. Княжнин

Б.- А.С.Пушкин

В.- М.Ю. Лермонтов

Г.- М.В. Ломоносов

Д.- Н.В. Гоголь

Е.- А.П. Сумароков

Ж.- М.М. Херасков

З.- Н.М. Языков

И.- И.И. Пущин

К.- К.В. Дельвиг

Л.- Г.Р.Державин

М.- Д.И.- Фонвизин

4. Назовите представителей западноевропейского классицизма.

А.- Корнель

Б.- Шекспир

В.- Руссо

Г.- Мольер

Д.- Дефо

Е.-Буало

Ж.- Расин

5. Назовите отличительные черты классицизма

1. наследует традиции искусства античности

2. действия и поступки героев определяются с точки зрения разума

3. изображение человеческой психологии

4. художественное произведение представляет собой логически построенное целое

5. строгое деление героев на положительных и отрицательных

6. сюжет и композиция подчиняются правилу трёх единств

7. в центре изображения – чувства, природа

8. повествование должно быть объективным

9. гражданская проблематика содержания

6. Соотнесите «штили» и жанры.

А. высокий

Б. средний

В. низкий

1 трагедия

2 элегия

3 сочинения

4 комедия

5 стихотворения

6 послания

7 героическая поэма

8 ода

9 песни

10 басни

11 эпиграммы

7. Соотнесите «штили» и их назначение.

А. высокий

Б. средний

В. низкий

1 использование старославянской лексики

2 слова и выражения, широко используемые в современном языке

3 простонародные низкие слова

8. Соотнесите авторов и произведения.

1. М.В. Ломоносов

2. Д.И. Фонвизин

3. Г.Р. Державин

А- стих. «Памятник»

Б- «Ода на день восшествия…»

В- ода «Фелица»

Г- «Недоросль»

9. Определите последовательность содержания «Оды на день …»

1 вступление

2 хвала щедротам Елизаветы

3 наука и её роль в российском обществе

4 заслуги Петра перед народами России

5 призыв к российской молодёжи овладевать науками

6 традиционная благодарность монахине за деяния на благо России

7 неисчерпаемые богатства и красота России

8 наука и её роль в российском обществе

10. Жанр произведения «Недоросль».

А комедия

Б трагедия

В драма

Тест Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

        

1. Карамзин - писатель:

а) XVIII века;

б) XIX века;

в) XX века.

2. В «Бедной Лизе» действие происходит:

а) в Москве;

б) в Петербурге;

в) в окрестностях Москвы.

3. Вступительный пейзаж - это:

а) просто экспозиция;

б) пейзаж-созвучие, настрой на определенное состояние;

в) пейзаж-контраст.

4. Отец Лизы —

а) дворянин;

б) поселянин, то есть крестьянин;

в) военный.

5. «Ибо и крестьянки любить умеют» - эти слова произносит:

а) мать Лизы;

б) Лиза;

в) повествователь.

6. Лизе было:

а) 25 лет;

б) 15 лет;

в) 17 лет.

7. Лиза продавала:

а) фиалки;

б) ромашки;

в) ландыши.

8. Эраст:

а) положительный герой;

б) отрицательный герой;

в) имеет в характере определенные противоречия.

9. Эраст:

а) богатый дворянин;

б) разорившийся дворянин;

в) богатый купец.

10. Он:

а) умный и добрый от природы;

б) расчетливый и хитрый;

в) ветреный и слабый.

11. Его привлекла в Лизе:

а) бедность;

б) естественная красота;

в) чистота и аккуратность.

12. Лиза:

а) сразу поделилась с матерью, что влюблена;

б) постеснялась ей сказать;

в) сознательно скрыла, боясь, что мать будет ее ругать.

13. Эраст:

а) сразу предложил Лизе выйти за него замуж;

б) сказал, что по смерти матери возьмет ее к себе и будет
жить с ней неразлучно в деревне, в дремучих лесах;

в) ничего не говорил о будущем.

14. Гроза-это:

а) знак беды;

б) внутренние противоречия Лизы;

в) сетование природы о потерянной Лизиной невинности.

15. Влюбленные расстались, потому что:
а) Эраст ушел в поход;

б) Лиза ему надоела;

в) отец принудил его заняться всерьез хозяйством.

16. Женившись на другой, Эраст:

а) и не вспомнил о Лизе;

б) очень горевал о ней;

в)  посвятил ей искренний вздох и переехал в дом жены.

1 7. Эраст дал откуп Лизе:

а) 10 рублей;

б) одну тысячу;

в) просто велел прогнать ее со двора.

18. Лиза:

а) грешница в христианском понимании;

б) прекрасная душой и телом;

в) раскаялась перед смертью и поэтому прощена Богом.

19. «Когда там, в новой жизни, увидимся, я узнаю тебя,
нежная Лиза» - это:

а) слова Эраста;

б) повествователя;

в) матери.

20. Где это «там»:

а) в Москве;

б) в раю;

в) в аду.

21. «Эраст был до конца жизни несчастлив» - это характеризует его как:

а) безусловно положительного героя;

б) отрицательного;

в) противоречивого.

Проверочная работа по творчеству А.С.Грибоедова (тест)

1. Правильно соотнесите литературные направления и характерные для них черты, проявившиеся в комедии «Горе от

ума»:

А) классицизм              1) главный герой: одинок и на понят окружающими; противостоит обществу; речь насыщена

                                          трагическим пафосом; мотив изгнанничества;

Б) романтизм                 2) социальная и психологическая типизация; индивидуализация героев; отсутствие однозначности

                                         в образах  героев комедии; «порок не наказан, добродетель не торжествует»; в произведении

                                         присутствует более двадцати действующих лиц;

В) реализм                   3) единство места, времени и действия произведения; амплуа; принцип говорящих фамилий

2. Какую разновидность жанра комедии представляет собой «Горе от ума»?

 А) философскую    

Б) социальную  

В) семейно-бытовую  

Г) политическую  

Д) совокупность разновидностей

Е) сатирическую

3. Соотнесите элементы композиции и части текста комедии:

А) экспозиция            1) Молчалин признаётся Лизе, что не любит Софью. Софья и Чацкий всё слышат.

Б) завязка                    2) до приезда Чацкого.

В) кульминация         3) монолог Чацкого «Не образумлюсь, виноват…».

Г) развязка                  4) приезд Чацкого.

4. Отметьте, в чём состоит новаторство системы образов комедии «Горе о ума»:

А) соответствие системе «амплуа»

Б) количество действующих лиц – более двадцати

В) в основу системы образов положен принцип типизации

Г) отсутствие деления персонажей на положительные и отрицательные

Д) введение внесценических персонажей

5. Соотнесите героя комедии и амплуа, которому он соответствует:

А) Чацкий             1) отец, не догадывающийся о любви дочери

Б) Фамусов           2) удачливый герой-любовник

В) Софья               3) субретка

Г) Лиза                  4) героиня любовного треугольника

Д) Молчалин        5) герой-резонёр

6. Соотнесите имя героя и роль, которую он играет в комедии:

А) Хрюмины, Тугоуховские, Хлестова                                  1) главные герои

Б) князь Фёдор, Кузьма Петрович, Максим Петрович          2) второстепенные

В) Чацкий, Софья, Молчалин, Фамусов                                 3) эпизодические

Г) Г.Д.-Г.Н.                                                                                 4) образ-пародия

Д) Скалозуб, Лиза, Загорецкий, Горич, Репетилов               5) внесценические персонажи

Е) Репетилов                                                                              6) герои. Необходимые для связи сценического действия

7. Отметьте основные средства создания сатирических характеров в комедии:

Индивидуализация языка, афористичность, трагический пафос, авторская ремарка, гипербола, фарсовые детали,

катарсис, фразеологизмы, драматизм, просторечия, ирония, сарказм.

8. Назовите героя комедии «Горе от ума», речь которого афористична, заметно влияние манеры говорить других героев ,

литературная и разговорная формы речи переплетаются, присутствуют черты лакейства:

А) Молчалин       Б) Репетилов        В) Загорецкий       Г) Лиза

9. Объедините внесценические персонажи, относящиеся к «веку нынешнему» и «веку минувшему»:

Князь Фёдор, Максим Петрович, трое из бульварных лиц, Татьяна Юрьевна, двоюродный брат Скалозуба, барон фон

Клоц, французик из Бордо, молодые люди – «кто путешествует, в деревне кто живёт», Кузьма Петрович, тётушка Софьи.

10. Назовите полные имена героев:

Чацкий, Фамусов, Молчалин, отец Чацкого,  Загорецкий, Горич, Скалозуб.

11. Где живёт Хлестова:

А) на Тверской     Б) на Кузнецком мосту      В) на Покровке      Г) у Никитских ворот

12. Чей это портрет:

Курчавая! Горбом лопатки!

Сердитая! Всё кошачьи ухватки!

Да как черна! Да как страшна!

А) Хлестовой

Б) княжны Марии Алексеевны

В) Хрюминой

Г) арапки

Проверочная работа (тест) по теме «Творчество А.С.Пушкина»

Вариант 1

1. Что называется лирикой:

А) род литературы, в котором художественный мир литературного произведения отражает внутренние переживания лирического героя

Б) эмоциональное восприятие повествователем или лирическим героем описываемого

В) не связанные с сюжетным повествованием размышления автора, включённые в произведение

Г) род литературы, в произведениях которого формально до предела устраняется личность автора, а повествование идёт о событиях,

предполагаемых в прошлом

2. Как называется трёхсложный размер с ударением на втором слоге:

А) дактиль   Б) амфибрахий   В) анапест    Г) ямб    Д) хорей

3. Выберите из перечисленных современников Пушкина его лицейских друзей:

А) Вяземский   Б) Раевский   В) Пущин   Г) Рылеев   Д) Дельвиг   Е) Малиновский   Ж) Кюхельбекер   З) Данзас    И) Чаадаев

4. Распределите названия стихотворений по тематике:

«Деревня», «Во глубине сибирских руд», «Памятник», «К Чаадаеву», «Пророк», « Я помню чудно мгновенье», « Анчар». «Узник»,  «19

октября», « Поэт», «Зимнее утро», «К морю», «Вновь я посетил»

Тематика

- пейзажная

- философская

- свободолюбивая

-назначения поэта и поэзии

- дружбы

- любовная

5. Соотнесите названия стихотворений Пушкина и поэтические жанры:

А) «На холмах Грузии»        1) элегия

Б) «Вольность»                      2) послание

В) « И.И.Пущину»                3) эпиграмма

Г) « Песнь о вещем Олеге»  4) ода

Д) «На Воронцова»               5) песнь

6. Кто из ссыльных декабристов написал ответна пушкинское послание «Во глубине сибирских руд»:

А) Кюхельбекер   Б) Волконская    В) Муравьев   Г) Одоевский

7. Назовите главный принцип, положенный в основу построения композиций стихотворений «Деревня», «Анчар»:

А) последовательность изложенных событий        Б) антитеза          В) кольцевая композиция       Г) зеркальная композиция

8. Природа, изображённая в романе «Евгений Онегин», связана с душевными переживаниями героев. Определите, кому из героев

соответствуют описания природы:

А. «Деревня, где скучал….была прекрасный уголок»       1. Ленский

Б. «Но вот уж лунного луча Сиянье гаснет…»                   2. Татьяна

В. «Дохнула буря, Цвет прекрасный                                    3. Онегин

Увял на утренней заре,

Потух огонь на алтаре!»

9. Кульминацией романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» является :

А) дуэль Онегина и Ленского

Б) объяснение Татьяны в любви Онегину

В) бал в доме Лариных

Г) объяснение Евгения  и Татьяны на балу в доме князя

10. Лирическое отступление –это :

А) выраженное художественными средствами эмоциональное восприятие описываемого повествователем или лирическим героем

Б) условный образ, где автор стремится передать своё отношение к изображаемому

В) не связанное с сюжетным повествованием размышление автора, включённое им в произведение литературы

11. Какой принцип положен А.С.Пушкиным в основу композиции «Евгения Онегина»:

А) кольцевая    Б) монтаж    В) зеркальность    Г) повтор   Д) антитеза

12. Какова функция пейзажа в романе:

А) изображение картин русской природы    Б) отражение состояния героев произведения    В) связать главы произведения в единое целое  

Г) передача философских размышлений автора

13. Какие этапы биографии автора отражены в романе:

А) детство в Москве         Б) Царскосельский лицей         В) южная ссылка       Г) Болдино      Д) женитьба      Г) Михайловское

14. Назовите отчество Татьяны Лариной:

А) Ивановна    Б) Дмитриевна    В) Владимировна    Г) Николаевна

Проверочная работа (тест) по теме «Творчество А.С.Пушкина»

Вариант 2

1. Определите стихотворный размер приведённого отрывка:

« Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей.

К чему бесплодно спорить с вами?

Обычай деспот меж людей»

А) ямб   Б) хорей   В) дактиль   Г) амфибрахий    Д) анапест

2. В каком издании было опубликовано первое стихотворение А.С.Пушкина:

А) «Московские ведомости»    Б) «Полярная звезда»     В) «Колокол»    Г) «Вестник Европы»

3. Какое стихотворение читал Пушкин перед Державиным на публичном экзамене в Царскосельском лицее:

А) «Лицинию»    Б) «Воспоминания в Царском Селе»    В) «Городок»    Г) «Деревня»

4. Какие средства поэтической выразительности использует А.С.Пушкин в строке из стихотворения «Памятник» «И долго буду тем любезен я

народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал….»:

А) гипербола     Б) сравнение    В) метонимия    Г) эпитет

5. Соотнесите названия стихотворений А.С.Пушкина и адресатов его лирики:

А) «Я помню чудное мгновенье»                              1. Е.Воронцова

Б) «Мадонна»                                                               2. Н.Гончарова

В) «Признание» (Я вас люблю)                                 3. А.Керн

Г) «Сожженное письмо»                                            4. А.Осипова

Д) «Погасло дневное светило»                                  5. М.Раевская

6. В каких стихотворениях А.С.Пушкина пейзаж можно назвать реалистическим, а в каких романтическим:

«К морю», «Брожу ли я вдоль улиц шумных», « Зимнее утро», « Погасло дневное светило», «Вновь я посетил», «Узник»

7. Найдите сравнения и подчеркните:

«Он мыслит:

«Буду ей спаситель,

Не потерплю, чтоб развратитель

Огнём и вздохов и похвал

Младое сердце искушал.

Чтоб червь презренный, ядовитый

Точил Лилеи стебелёк,

Чтоб двухутренний цветок

Увял ещё полураскрытый»

8. Что такое «онегинская строфа»:

А) строфа из 14 стихов 4-стопного ямба, 3 четверостиший и завершающие 2 строки с перекрёстной рифмой

Б) строфа из 8 стихов, где первые 6 рифмуются между собой, а 2 связываются парной рифмовкой

В) гекзаметр

9. Кульминация –это :

А) элемент композиции , в котором возникает художественный конфликт достигает критической точки своего развития и требует обязательного

немедленного разрешения

Б) элемент композиции, в котором возникает художественный конфликт

В) элемент композиции, в котором происходит разрешение или снятие основного конфликта

10. По своей родовой принадлежности жанр «роман в стихах»:

А) лирический    Б) эпический     В) лиро-эпический      Г) драматический

11. Какова композиционная роль сна Татьяны:

А) предсказывает гибель Ленского    Б) предваряет именины Татьяны      В) является осью композиционной симметрии     Г) способствует

углублению психологической характеристики Татьяны

12. Какие фрагменты романа не соответствуют «онегинской» строфе:

А) сон Татьяны    Б) письмо Татьяны Онегину    В) авторские отступления    Г) письмо Онегина Татьяне     Д) сцена дуэли    Е) песня девушек

13. Какова функция автора в романе:

А) повествовательная     Б) герой романа      В) лирический герой     Г) сторонний наблюдатель

14. К кому обращено «посвящение» романа:

А) Жуковскому    Б) Вяземскому     В) Плетнёву    Г) Чаадаеву

Проверочная работа (тест) по теме «Творчество М.Ю.Лермонтова»

Лирика

1. Какие темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова сходны с мотивами и темами творчества А.С.Пушкина:

А) мотив одиночества  Б) тема Родины  В) историческая тема  Г) мотив изгнанничества  Д) тема поэта и поэзии  Е) мотив обманчивости красоты

2. Стихотворение «на смерть поэта» композиционно делится на две части: в первой господствует скорбь по поводу гибели А.С.Пушкина,

а во второй – гнев по адресу убийцы. Как можно определить жанр каждой части:

А) элегия   Б) эпитафия    В) эпиграмма   Г) памфлет

3. Какое стихотворение принесло известность М.Ю.Лермонтову:

А) «Парус»   Б) «Дума»    В) «Бородино»    Г) « Смерть поэта»

4. Прочитайте отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Пророк». Его строки словно продолжают одноимённое стихотворение

А.С.Пушкина. С какой целью М.Ю.Лермонтов использует этот приём:

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка

А) для того, чтобы показать творческую преемственность

Б) подчеркнуть общность своих идей с идеями А.С.Пушкина

В) показать изменения в представлениях о назначении поэта в России в 40-е г.г.19 века

Г) высказать несогласие со взглядами А.С.Пушкина на назначение поэта

5. Какие средства художественной выразительности использованы М.Ю.Лермонтовым в стихотворении «Поэт»:

А) гипербола   Б) аллегория   В) антитеза   Г) символ   Д) развёрнутое сравнение

6. Назовите черты романтической поэтики, проявившиеся в стихотворениях «Парус», «Ангел»:

А) мотив одиночества   Б) достоверность описания природы   В) символика в основе поэтического образа  Г) жанр – элегия  

Д) настроение неудовлетворённости, мятежности

7. Какие из стихотворений М.Ю.Лермонтова можно отнести к теме родины:

«Молитва», « Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива», «Дума», «Родина», «И скучно, и грустно», «Пророк», «Жалобы турка», «

«Прощай, немытая Россия», «Тучи»

8. Какой композиционный приём использует М.Ю.Лермонтов в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружён..»:

А) сопоставление   Б) повтор   В) противопоставление   Г) обрамление

9. Прочитайте строки, открывающие стихотворение «Выхожу один я на дорогу..». Какой  художественный приём использовал автор:

Выхожу один я на дорогу

Сквозь туман кремнистый путь блестит

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит…

А) сравнение   Б) гиперболу   В) метонимию  Г) метафору

10. Кому посвящён цикл любовных стихотворений, написанных М.Ю.Лермонтовым в 1830-1832 г.г.:

А) В.Лопухиной   Б) Е.Сушковой   В) Н.Ивановой   Г) А.Столыпин

«Герой нашего времени»

1. С какой целью М.Ю.Лермонтов нарушает хронологический порядок построения произведения:

А) даёт возможность объективно, через самоанализ, раскрыть «историю души» человека

Б) стремление к оригинальности

В) для того, чтобы пробудить интерес читателя к герою

Г) постепенное –  от «внешнего к внутреннему»,- раскрытие характера главного героя

2. Расположите главы романа в хронологическом порядке:

А) «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина, «Княжна Мери», «Тамань»

Б) «Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина, «Тамань», «Фаталист», «Княжна Мери», «Бэла»

В) «Тамань»,  « Княжна Мэрии», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина

Г) «Бэла», «Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина, «Княжна Мэри», «Фаталист»

3. Почему описание внешности, портрет Печорина дан «проезжим офицером», а не Максимом Максимовичем. Он:

А) не наблюдателен   Б) не способен к обобщениям   В) не мог быть объективен в описании внешности Печорина

Г) слишком прост, не может понять Печорина , так  как тот – человек другого круга

4. Почему роман заканчивается повестью «Фаталист»:

А) она наиболее напряжённая по содержанию  

Б) в ней меньше всего раскрывается характер главного героя

В) композиционный приём, выражающий веру автора в человека  

Г) в повести поставлены такие философские проблемы, как жизнь, смерть, судьба

5. По жанру «Герой нашего времени» является социально-психологическим и философским романом. Но каждая часть имеет свою жанровую

специфику. Соотнесите название частей романа и жанр:

А) «Бэла»                                  1. Романтическая повесть

Б) «Максим Максимович»      2. Психологическая повесть

В) «Тамань»                              3. Путевые заметки

Г) «Княжна Мэри»                   4. Философская повесть

Д) «Фаталист»                          5. Рассказ

6. Чей это портрет: « наружность… отвечала вполне его характеру. Высокий рост и смуглый цвет лица, чёрные волосы. Чёрные проницательные

глаза..»:

А) Грушницкого   Б) Вулича   В) Вернера   Г) драгунского капитана

7. Что читал Печорин в ночь перед дуэлью:

А) Ф.Шиллер «Коварство и любовь»

Б) А.Смит « исследования о природе и причинах богатства народов»

В) В.Скотт «Шотландские пуритане»

Г) Дж.Байрон « Паломничество Чайльд-Гарольда»

Д) Мюссе « Исповедь сына века»

8. Кому из героев «исповедуется» Печорин:

А) Максиму Максимовичу    Б) Вернеру   В) княжне Мэри   Г) Грушницкому   Д) Вере

9. С какой целью введены в роман пейзажные зарисовки: «Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели…», «Солнце едва выказалось из

за зелёных вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладной ночи наводило на всё чувства какое-то сладкое томление…»:

А) изображение красоты Кавказа

Б) углубление характеристики героя

В) изменение душевного состояния героя

Г) плавное развитие сюжета

10. «Герой нашего времени» был назван критиками «реалистическим произведением». Однако в романе присутствуют и элементы

романтизма. Выделите эти элементы среди следующих тем и мотивов:

А) герой – типичный представитель русской дворянской молодёжи 30-х г.г.19 века

Б) мотивы человеческой свободы, рока, судьбы

В) социально- историческая проблематика

Г) сатирическое изображение жизни представителей «водяного общества»

Д) романтические герои – Ундина, Янко

Е) место действия – Кавказ

Ж) мотив непонятности, одиночества, скитаний

З) тема «маленького человека»

Проверочная работа (тест) по теме «Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

1. Среди художественных средств, используемых Н.В.Гоголем для индивидуализации характеров героев, выделяются детали

«лейтмотивы». Соотнесите такие детали с характерами помещиков:

А) мешочки, коробочки  1.Манилов

Б) сахар                             2. Коробочка

В) куча, прореха              3. Ноздрёв

Г) здоровье                       4. Плюшкин

2. Н.В.Гоголь также использует зоологизацию персонажей. Соотнесите животное и помещика, которого оно характеризует:

А) медведь                   1.Манилов

Б) кот                            2. Коробочка

В) птица                       3. Собакевич

Г) мышь                        4. Ноздрёв

Д) собака                      5. Плюшкин

3. Только один из тех помещиков, которых посетил Чичиков, задумался о законности предлагаемой сделки. Кто это был:

А) Собакевич    Б) Манилов    В) Коробочка   Г) Плюшкин   Д) Ноздрёв

4. В главах, посвящённых помещикам, Н.В.Гоголь использует одну и ту же последовательность описаний. Восстановите эту последовательность:

Портрет помещика и членов его семьи, дом, еда, интерьер, пейзаж, отношение к предложению Чичикова

5. Кто так угощал Чичикова: « …блюда не играли большой роли: кое-что пригорело, кое-что и вовсе не сварилось. Видно, что повар

руководствовался более каким – то вдохновением и клал первое, что попадалось под руку: стоял ли возле него перец- он сыпал перец, капуста ли

попалась – совал капусту, пичкал молоко, ветчину, горох – словом, катай – валяй. Было бы горячо. А вкус какой –нибудь, верно, выйдет…»:

А) Манилов   Б) Ноздрёв   В) Коробочка   Г) Собакевич   Д) губернатор

6. Кого из описанных помещиков Н.В.Гоголь собирался «взять с собой» во второй том «Мёртвых душ»:

А) Ноздрёва   Б) Коробочку   В) Плюшкина    Г) Манилова

7. Как можно объяснить смысл заглавия поэмы:

А) определение бюрократического жаргона, обозначающее умершего крестьянина

Б) бездуховный, погрязший в заботах о суетном герой; обозначение «омертвения» помещиков и чиновников

В) противопоставление в художественном мире произведения понятий «мёртвого» и «живого»

8. Афёра Чичикова с «мёртвыми душами» основан на :

А) застойности бюрократического аппарата России

Б) предприимчивость и ловкость Чичикова

В) крепостнической системе России

9. Н.В.Гоголь определил жанр «Мёртвых душ» как поэму, подчеркнув этим равноправие эпического и лирического начала. Лирический элемент

в «Мёртвых душах» проявляется в :

А) любовной интриге  Б) лирических отступлений   В) пейзажных зарисовках    Г) авторских комментариях и оценках   Д) вставных элементах

10. С какой целью Н.В.Гоголь вводит в повествование «Повесть о капитане Копейкине»:

А) изобразить жизнь столичного чиновничества    

Б) показать бездуховность бюрократических законов

В) опровергнуть идею безнаказанности властей    

Г) приостановить развитие сюжета

11. В чём состоит смысл образа дороги в поэме:

А) символ будущего России

Б) источник вдохновения для автора

В) единственный способ передвижения по России

Г) универсальная форма организации произведения

Д) символ жизненного пути человека

Е) «карнавальное пространство, где неизбежны неожиданные встречи и происшествия»

12. Автор «Мёртвых душ» выступает в поэме как :

А) действующее лицо   Б) знакомый главного героя   В) повествователь   Г) лирический герой   Д) сторонний наблюдатель

13. По замыслу Н.В.Гоголя во втором. Сожженном, и третьем, ненаписанном томе «Мёртвых душ»  должно было произойти:

А) перерождение Чичикова в апостола Павла

Б) окончательное падение главного героя

В) возрождение России

Г) социальные изменения в обществе

14. Почему Н.В.Гоголь расположил посещение Чичиковым помещиков именно в такой (Манилов- Коробочка- Ноздрёв- Собакевич-

Плюшкин) последовательности:

А) герои располагаются по степени деградации, омертвления

Б) герои располагаются по принципу «оживления»

В) каждый последующий помещик противопоставлен предыдущему

Г) посещение Чичиковым помещиков не построено по какой-либо схеме

15. Соотнесите имя помещика и средства комического, которое Н.В.Гоголь использовал для его описания:

А) Манилов                   1. Комическая гиперболизация

Б) Коробочка                2. Алогизм

В) Собакевич                3. Сатира

Г) Плюшкин                 4. Гротеск

Д) Ноздрёв                     5. Фарс, ирония

Итоговый тест по литературе.

  1. Древнерусская литература относится к

(отметь верный ответ):

А. -  12 веку;

Б. – 11-13 векам;

В. – 11-17 векам.

  1. Произведения древнерусской литературы – это

(отметь лишнее):

А. –  «Повесть временных лет».

Б. – «Горе от ума».

В. – «Слово о полку Игореве».

Г. – «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Д. - «Евгений Онегин».

  1. Литературные направления в русской литературе возникли:

(подчеркни верную дату) :

классицизм -            17 век, 18 век;

сентиментализм - 18 век, 19 век;

романтизм –           19 век,  20 век.

  1. Авторы и произведения русской литературы 18 века - это

(отметь лишнее):

А. -  М.В.Ломоносов.  «Ода на день восшествия…1747 года».

Б. -  Г. Р. Державин. «Фелица».

В.-   М. А. Шолохов. «Судьба человека».

Г -   Д.И.Фонвизин. «Недоросль».

Д. - Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза».

  1. Русские романтики – это

(отметь лишнее) :

А -  К.Ф. Рылеев,

Б. -  В.А.Жуковский,

В. -  А.С.Пушкин,

Г. -  М.Ю. Лермонтов,

Д. – А.Н. . Островский.

  1. А.С. Грибоедов.  Комедия «Горе от ума».

А. - Кому из героев принадлежат следующие слова

(подчеркни верный ответ):

«И дым Отечества нам сладок и приятен»-      (Фамусов, Чацкий)

«Герой не моего романа»  -                                      (Лиза, София)

«Злые языки страшнее пистолета» -                (Лиза, София)

«Не надобно другого образца,

Когда в глазах пример отца» -                            (Молчалин, Фамусов)

  1. А. С. Пушкин.  Даты, события  (Отметь верный ответ)

1. А.С.Пушкин родился

а -  в Москве;

б -  в Санкт-Петербурге;

в-   в Михайловском.

2. В лицее Пушкин написал:

а.-«Воспоминания в Царском Селе»

б- «Деревня»        

в – «Лицинию».

3. Кто из великих поэтов 18 века  «в гроб сходя, благословил» поэта?

а– Ломоносов

б- Державин

4.19 октября в жизни А.С. Пушкина:

а- день открытия Царскосельского лицея и встречи с лицейскими друзьями:

б – день окончания Лицея.

5. Дуэль Пушкина с Дантесом состоялась

а  - 27 января 1837 года:

б -  6 июня 1837 года.

  1. Лирика А.С.Пушкина

Фрагмент какого стихотворения приведен ниже

(выбери правильный ответ):

1.Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

а-  «К Чаадаеву»

б – « К морю»

2 . Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

а – «Осень»

б – «В Сибирь»

3. Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

а – «Я вас любил»

б-  «К ***»

  1. Роман «Евгений Онегин»

О каких героях романа идет речь в приведенных отрывках

(выбери правильный ответ):

1.Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно….

Проснется за полдень, и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра,

И завтра то же, что вчера.

а – Евгений Онегин

б -  Владимир Ленский

2. С душою прямо геттингенской,

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник канта и поэт.

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч.

а – Евгений Онегин

б -  Владимир Ленский

3. Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна

Как поцелуй любви мила,

Глаза как небо голубые;

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, легкий стан…

а- Ольга Ларина

б – Татьяна Ларина

4. Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная, боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

а- Ольга Ларина

б – Татьяна Ларина

  1. Выберите правильный вариант ответа из текста, отвечая на вопрос

1. Почему Татьяна влюбилась в Онегина:

а -  Как он, она была одета

Всегда по моде и к лицу

б- И в сердце дума заронилась;

Пора пришла, она влюбилась.

2. Почему Онегин не ответил на чувства Татьяны:

а- Но обмануть он не хотел

Доверчивость души невинной.

б- Он уезжает со двора,

Спокойно дома засыпает

3. Почему Онегин соглашается на дуэль с Ленским:

а- В разборе строгом

Он обвинял себя во многом…

б -          …в это дело

Вмешался старый дуэлист;

Он зол, он сплетник, он речист….

И вот общественное мненье!

4. Почему Татьяна, выйдя замуж, не отвечает на чувства Онегина:

а- Из «боязни тайной,

Чтоб муж иль свет не угадал

Проказы, слабости случайной»

б- Я вас люблю (к чему лукавить)

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

  1. Изображение дворянства в романе

(выберите верный ответ)

1.  Но в них не видно перемены;

Все в них на старый образец:

У тетушки княжны Елены

Все тот же тюлевый чепец;

Все белится Лукерья Львовна,

Все то же лжет Любовь Петровна

Иван Петрович так же глуп…

а- поместное дворянство

б- светское общество

2. Их разговор благоразумный

О сенокосе, о вине,

О псарне, о своей родне

Конечно, не блистал ни чувством,

Ни поэтическим огнем,

Ни остротою, ни умом,

Ни общежития искусством…

а- поместное дворянство

б- светское общество

  1. М.Ю.Лермонтов.

1. Фрагмент какого стихотворения приведен ниже

(выберите правильный ответ):

Погиб Поэт! – невольник чести-

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести.

Поникнув гордой головой!...

а- «Поэт»                      б- «Смерть Поэта»

2. Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой…

а- «Родина»

б- «Молитва».

  1. Роман «Герой нашего времени», (выберите правильный ответ):

1. Герой какого исторического времени представлен в романе

а- 10-20 годов 19 века

б- 30-х годов 19 века

2. Главный герой романа –

а -  Григорий Александрович Печорин

б- Бэла

в- Максим Максимыч

3. В первой части романа повествование ведется от лица:

а- Максима Максимыча

б – Печорина

в- автора

4. Во второй части романа повествование ведется от лица:

а- Максима Максимыча

б – Печорина

в- автора.

5. Завершите цитату: «Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками – верный признак некоторой …»

а- «скрытности характера»

б- «скованности характера».

6. Завершите цитату: «О глазах я должен сказать еще несколько слов. Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! …Это признак – или …»

а – « злого нрава, или глубокой постоянной грусти»;

б-  «внутренней болезни, или холодного ума».

7. Почему Печорин, как представитель молодого поколения дворянской молодежи 30-х годов 19 века, оказался «лишним человеком»?

Завершите цитату, отвечая на вопрос

«…спрашиваю себя печально! Зачем я жил? Для какой цели я родился?...А, верно, она существовала, и, верно,было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…Но я…»

а- «не угадал цели в своей жизни…»

б- «не угадал этого назначения…».

  1. Н.В. Гоголь.

1. Повесть «Шинель» входит в цикл повестей

(выберите правильный ответ):

а-«Миргород»

б –«Петербургские повести»

2. Мертвые души» - это

а – роман,

б-  поэма.

3. Основа сюжета

а- афера Чичикова;

б- глупость помещиков;

в- жадность чиновников.

4. Главный герой поэмы Гоголя –

а – собирательный образ помещиков и чиновников николаевской России;

б- собирательный образ Родины;

в – забитый, но трудолюбивый русский народ;

г – Чичиков.

5. Завершите цитату: «Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату. Пошли его хоть в Камчатку, да дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и …»:

а- «пошел себе добывать пропитание»;

б- «пошел себе по дрова»»

в – «пошел рубить себе новую избу».

6. Завершите цитату: «Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою…»:

а – «все свои сбережения…»;

б- « все свое человеческое достоинство…»;

в- «все человеческие движения…».

7.Завершите цитату: «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ…»:

а- «нет ответа»;

б- «Не дает ответа»;

в- «Молчит Русь, только чудным звоном заливается колокольчик».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс  (надомное обучение)Класс 8, КТП по литературе 8 класс (программа Коровиной)Количество часов: всего 34 , в неделю 1ч...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс (по ФГОС)

Календарно-тематическое планирование разработано на основе новых стандартов....

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы по программе "Школа 2100", количество часов - 70, количество часов в неделю - 2....

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по программе "Школа 2100". Количество часов-70, количество часов в неделю - 2....

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...