Рабочая программа по литературе в 9 классе
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Кочковая Любовь Николаевна

Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. 102 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_9_lit-ra.doc213 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Авиловская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено и рекомендовано к применению

протокол № 1 от 29.08.11 г.

Руководитель РМО учителей русского языка и литературы __________________

        Симонова Н.Д.

Согласовано педагогическим советом МОУ Авиловской СОШ протокол № 1 от 30.08.11 г.

Утверждено

Приказ № ____ от 30.08.11 г.

Директор школы _____________________

              Петров С.В.

Рабочая программа

по литературе

для  9 класса

на 2011 – 2012 учебный год

Учитель:   Кочковая Л.Н.

I. Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, 7-е издание, М. Просвещение 2009 и  учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (автор Т.Ф. Курдюмова М.: «Просвещение», 2009г.). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

   В рабочую программу по литературе в 9 классе по сравнению с Примерной программой среднего общего образования по литературе внесено ряд изменений:

  1. роман  Пушкина «Евгений Онегин», Лермонтова «Герой нашего времени», поэма Гоголя «Мертвые души» изучаются не обзорно, а полностью;
  2. из двух предлагаемых произведений Достоевского («Белые ночи» и «Бедные люди») я выбрала «Бедные люди», т.к. оно продолжает темы  Петербурга и тему «Маленького человека», начатые Пушкиным и Гоголем, а также дет представление о новом жанре – эпистолярная литература.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

  Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

         

           В задачи курса входит изучение литературы Ростовской области, для чего отводится  10% учебного времени. Цели изучения литературы:

   - приобщение к духовным ценностям земляков;

   - развитие личности ученика как представителя и умелого хранителя социально-культурных ценностей Ростовской области;

  - воспитание гуманного отношения к людям разных национальностей, пробуждение интереса к культуре малой Родины.

 Программа под редакцией Т.Ф.Курдюмовой рассчитана на 1 год и  предусматривает одночасовые занятия 3 раза в неделю (всего 102 часа).

Состав УМК:

  1. Литература. Программа для общеобразовательных учреждений, 5-11 кл., 2010г.
  2. Литература, 9 кл. Учебник-хрестоматия в 2-х частях, 2010г.
  3. Литература, 9 кл. Рабочая тетрадь в 2- частях, 2010г.

II. Формы и методы, применяемые при обучении

   Данный курс предусматривает различные формы учебных занятий:

  1. уроки-лекции,
  2. семинары,
  3. беседы,
  4. киноуроки,
  5. проекты и т.д.

Используются современные технологии обучения:

  1. педагогика сотрудничества,
  2. тестовые технологии,
  3. личностно-ориентированное обучение,
  4. информационно-коммуникативное обучение.

Методы: 

  1. словесные,
  2. наглядные,
  3. практические,
  4. методы контроля и самоконтроля;
  5. поисковые,
  6. индуктивные,
  7. дедуктивные,
  8. проектный метод обучения.

 Приемы:

  1. чтение текста учениками,
  2. беседа,
  3. дискуссия по проблеме,
  4. разработка проекта в рамках освоения нового материала.

Курс литературы предполагает использование различных видов работ по развитию устной и письменной речи:

  1. составление планов,
  2. краткие и подробные пересказы текстов,
  3. изложение с элементами сочинения,
  4. устные и письменные сочинения-характеристики героев,
  5. анализ художественного богатства языка писателя,
  6. развитие художественной фантазии у детей.

Формы контроля:

  1. тест,
  2. сочинение,
  3. контрольные и проверочные работы,
  4. письменный развернутый ответ на вопрос.

III. Нормативные документы

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов:

  1. Федеральный  компонент государственного стандарта основного общего образования. Литература;
  2. Обязательный минимум содержания образования;
  3. Сборник нормативных документов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования под редакцией  Э.Д. Днепрова, А.Г. Аркадьева;
  4. Закон об образовании РФ
  5. « О приоритетных направлениях развития образования: концепция модернизации образовательной политики РФ»
  6. Примерная программа среднего общего образования по литературе 5 – 11 классы под редакцией Т.Ф. («Дрофа» 2005г)

IV. Структура курса

п/п

Тема

Количество часов

1

 Введение. Роль  литературы в духовной жизни России. Щедевры русской литературы

 1

2

 Древнерусская литература

 4

Литература XVIII века

11 ч.

3

Русская литература XVIII века как литература эпохи классицизма.

 1

4

 М.И. Ломоносов

 1

5

Г.Р.Державин

 1

6

 Д.И. Фонвизин

4

7

 А.Н. Радищев

 2

8

 Н.М. Карамзин

 2

Литература XIX века

51ч.

9

 "Золотой век" русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму

 4

10

 А.С. Грибоедов

5+ 2 р.р.

11

 А.С. Пушкин

 13 + 1р.р.

12

 М.Ю. Лермонтов

9 + 2 р.р.

13

 Н.В. Гоголь

 5 + 1 р.р.

14

 А.А. Фет

 1

15

 Ф.И. Тютчев

 1+1 р.р.

16

 Л.Н.Толстой

 2 + 1 р.р.

17

 Ф.М. Достоевский

 3

Русская литература XX века

15 + 2 р.р.

18

 Пути русской литературы XX века

 1

19

 М. Горький

4

20

 А. Блок

1

21

 Женская поэзия (А. Ахматова,)

1

22

В. Маяковский

2+ 2 р.р.

23

Б. Пастернак

1

24

М.А. Булгаков

2

25

М.А. Шолохов

1

26

А.Т. Твардовский

1

27

А.И. Солженицин

1

Русская литература 60 – 90 годов XX века

8

28

В.М. Шукшин

2

29

В.П. Астафьев

2

30

В.Г. Распутин

2

31

Поэзия 60-х

2

Зарубежная литература

10

32

Данте

1

33

У. Шекспир

2

34

И.Б. Мольер

1

35

И.В. Гёте

1

36

Ф. Шиллер

1

37

Гофман

1

38

Итоги года

3

39

Итого

90 + 12р.р.

Содержание тем учебного курса 

Введение (1ч.)

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребно сти общения с искусством,   возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

           -е

Из древнерусской литературы (4ч.)

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». Высокопоэтическое патриотическое произведение. Художественные особенности произве дения. Значение «Слова...» для русской литературы после дующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы, стихотворный перевод.

Из литературы XVIII века (11 ч.)

Характеристика русской литературы XVIII века как эпохи классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

 «Вечернее размышление о Божием величестве при слу чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославле ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической по эзии.

Гавриил Романович Державин. Крупнейший поэт XVIII века.

Ода «Фелица» (общая характеристика). Новое в жанре оды: сочетание возвышенного с обыденным.

«Властителям и судиям». Тема несправедливости силь ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци онные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Денис Иванович Фонвизин. Основоположник сатирического направления в русской драматургии.

Комедия «Недоросль». Сатирическая направленность комедии, проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Классицизм в драматическом произведении.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе. Сенти ментализм.

Стихотворение «К соловью».

Повесть «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус ской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

Из литературы XIX века (51ч..)

Расцвет русской поэзии. Совершенство поэтического мастерства поэтов золотого века. Проза и драматургия. Основные течения в русском романтизме.

Теория литературы. Классицизм, классика, романтизм (начальные представления). Силлабо-тоническое стихосложение.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

 «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского. Баллада «Светлана». Нравственный мир героини как средо точие народного духа и христианской веры. Русский быт и обычаи в балладе.

Теория литературы. Баллада (развитие представ лений). Романтизм (развитие представ лений).  

Константин Николаевич Батюшков. Слово о поэте.

«Пробуждение», «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...». (Обзор.) Поэзия чувственных радостей и удовольствий. Романтическая мечта о счастье, о домашнем уюте, о наслаждении искусством, природой, любовью. Элегическая грусть о скоротечности жизни человека. Вос поминание как преодоление мыслей о смерти и разлуке. Лирический герой.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

Евгений Абрамович Баратынский. Слово о поэте. (Обзор.)

«Разуверение», «Муза», «Мой дар убог...». Разочарова ние в жизни, в любви — отличительная черта лирики Баратынского как элегического поэта. Зависимость элеги ческих настроений от высших роковых законов бытия. Своеобразие любовных и психологических элегий. Баратын ский как представитель «поэзии мысли».

(Произведения Батюшкова и Баратынского предлагают ся для самостоятельного прочтения учащимися по индиви дуальным заданиям учителя).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства. Своеобразие конфликта. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний».

Теория литературы. Персонажи пьесы. Внесценические персонажи пьесы.

Александр Сергеевич Пушкин. Творческий путь поэта. Стихотворения Пушкина разных лет. Богатство тематики и совершенство формы. Основные мотивы лирики (свобода, любовь, дружба, творчество)

Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «К***» («Я помню чудное мгновенье»), «Вновь я посетил…», «19 октября»,   «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный..»

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин» -  роман в стихах. Творческая история романа. Своеобразие жанра: роман в стихах. Пушкинская эпоха в романе. Онегин. Недюжинная натура героя, его искания, «русская хандра». Онегин и Автор. Онегин и Татьяна. Татьяна – любимая героиня Пушкина. Лирические отступления. Роман как «энциклопедия русской жизни». Особенности романа в стихах. Богатство и своеобразие языка. Онегинская строфа.Картины родной природы.

«Маленькие трагедии» (обзор)

Теория литературы. Роман в стихах. «Онегинская строфа». Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Трагичность судьбы поэта.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

«Герой нашего времени» — первый психологический роман в рус ской литературе. Особенности композиции. Печорин: одаренность натуры, противоречивость характера. Трагедия Печорина. Максим Максимыч. «Двойники Печорина». Женские образы романа. Повесть «Фаталист». Роль повести в композиции романа, в раскрытии авторской позиции и образа главного героя. Тема рока, судьбы и человеческой воли. Реалистическое  и романтическое начала в романе. Психологизм в первом психологическом романе.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман. Роман в пяти повестях.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души». История  создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи ков — «приобретатель», новый герой эпохи. Тема  родины в поэме. Сатирический взгляд на события и героев.

Теория литературы. Поэма в прозе. Лирические отступления. Сатира и её виды.

Федор Иванович Тютчев. Глубокие философские раздумья о взаимосвязи человека и природы. Эмоциональная напряженность и музыкальность лирики поэта.

Стихотворения «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Умом Россию не понять…», «Еще земли печален вид…», «Эти бедные селенья», «Она сидела на полу …»

Афанасий Афанасьевич Фет. Загадочность судьбы поэта. Лирика любви, природы, патриотическая тематика. Роль метафор и сравнений в поэтических текстах Фета.

Стихотворения. «Учись у них – у дуба, у березы…», «Какая ночь! Как воздух чист…», «Это утро, радость эта…»»Какая грусть! Конец аллеи…», «На заре ты её не буди…», «Я пришел к тебе с приветом…».

Николай Алексеевич Некрасов. Своеобразие лирики поэта: лиризм, искренность чувств, сатирическая направленность. Гражданские мотивы лирики. Народность.

Стихотворения. «В дороге», «В полном разгаре страда деревенская…», «Внимая ужасам войны…»

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Мастерство поэта в изображении народной жизни. Многообразие  крестьянских типов; сатирические образы помещиков; проблемы счастья, долга, смысла жизни.

Теория литературы. Лирика. Тематика и жанры лирических произведений. Пафос произведения.

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе (обзор).

«Бедные люди». Тема «униженных и оскорбленных». Традиции Пушкина и Гоголя в изображении «маленького человека». Особенности жанра и языка.

Теория   литературы. Повесть (развитие понятия). Эпистолярный роман.

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Автобиографическая трилогия. Герои, их поступки. «Диалектика души» героев в повести.

Теория литературы. Автобиографические произведения; циклы автобиографических произведений.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. Ранние юмористические рассказы. Многообразие тем и сюжетов чеховской прозы.

«Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») – цикл произведений о ложных представлениях, определяющих судьбу людей. Сюжет и герои «Человека в футляре».

Теория литературы. Цикл произведений. Юмор и сатира в их соотношении.

 

Из русской литературы XX века (17ч. р.р.)

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус ской литературы XX века.

Из  русской  прозы   XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Теория литературы. Стилистическое мастерство.

Максим Горький. Судьба писателя. Раннее творчество.

«Макар Чудра», «Челкаш». Романтические традиции в рвссказах: новое в образе героев, конфликте, стиле.

Михаил Афанасьевич Булгаков.  Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фан тастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов.  Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной ли тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын.  Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория   литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской  поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи  к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Девушка пела в церковном хоре...», «Незнакомка», «О, я хочу безумно жить...», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «Россия». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Гой ты, Русь, моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учи теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь,   на  меня  похожий...»,   «Бабушке»,   «Мне  нра вится,  что вы больны не мной...»,  «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Анна Андреевна Ахматова.  Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Трост ник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Василий Теркин». Военная тема в лирике Твардовского. Эволюция  образа героя, философские раздумья автора.

Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоничес кая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмов ки (углубление представлений).

Из литературы 60-х годов (8 ч.)

Василий Макарович Шукшин. Личность Шукшина, его рассказы; образы «чудиков» в рассказах.

«Ванька Тепляшин» конфликт героя с бездушным вахтером. Обобщающий смысл рассказа.

Виктор Петрович Астафьев. Писатель и его творчество.

Повесть «Царь-рыба» (главы). Нравственные  проблемы произведения: ответственность человека перед природой за свое отношение к ней.

Валентин Григорьевич Распутин – писатель, публицист, патриот.

Повесть «Деньги для Марии». Различные психологические типы персонажей повести. Тема семьи. Смысл открытого финала произведения.

Из зарубежной литературы (10ч.)

Повторение.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы. Универсально-философский харак тер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творче стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож дения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбо ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя той  (1-й акт), сцены первой (3-й акт),  сцены четвертой

Общечеловеческое значение героев Шекспира. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой ли тературы. Шекспир и русская литература.

Мольер «Мещанин во дворянстве». Пьеса эпохи классицизма. Роль интриги в развитии сюжета. Герои пьесы.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

   

V. Перечень контрольных работ по модулям

п/п

Тема

Виды проверки

1

 Введение. Роль  литературы в духовной жизни России. Щедевры русской литературы

 

2

 Древнерусская литература

Развернутый ответ на вопрос

Литература XVIII века

3

Русская литература XVIII века как литература эпохи классицизма.

 

4

 М.И. Ломоносов

 

5

Г.Р.Державин

 

6

 Д.И. Фонвизин

 Проверочная работа по теме «Классицизм»

7

 А.Н. Радищев

 

8

 Н.М. Карамзин

 Развернутый ответ на вопрос

Литература XIX века

9

 "Золотой век" русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму

 Анализ лирического стихотворения

10

 А.С. Грибоедов

Классное сочинение

11

 А.С. Пушкин

 Анализ лирического стихотворения

Домашнее сочинение по роману «Евгений Онегин»

12

 М.Ю. Лермонтов

 Классное сочинение

13

 Н.В. Гоголь

 Домашнее сочинение

14

 А.А. Фет

 Сопоставительный анализ лирического стихотворения

 

 

15

 Ф.И. Тютчев

16

Н.А. Некрасов

17

 Л.Н.Толстой

 Очерк «Мой современник»

18

 Ф.М. Достоевский

 Сочинение-отзыв в форме дневника

19

А. П. Чехов

 Тестовая работа по теме «Литература XIX века»

Русская литература XX века

20

 Пути русской литературы XX века

 

21

И.А. Бунин

 

22

 М. Горький

 

23

 А. Блок

 

 Сочинение-рассуждение по творчеству поэтов начала XX века

 

 

 

24

С. Есенин

25

 Женская поэзия (А. Ахматова, М. Цветаева)

26

В. Маяковский

27

Б. Пастернак

28

М.А. Булгаков

 

29

М.А. Шолохов

 

30

А.Т. Твардовский

 

31

А.И. Солженицин

 Тестовая работа по теме «Литература XX века»

Русская литература 60 – 90 годов XX века

 

32

В.М. Шукшин

 

33

В.П. Астафьев

 

34

В.Г. Распутин

 Развернутый ответ на вопрос

35

Поэзия 60-х

 

Зарубежная литература

 

36

Данте

 

37

У. Шекспир

 

38

Мольер

 

39

Итоги года

 Контрольная тестовая работа

VI. Методическое обеспечение

В работе применяю следующую методическую литературу:

  1. И.В. Золотарева, Т.И. Михайлова «Поурочные разработки по русской литературе», 9 класс.
  2. Э.Л. Безносов. Раздаточные материалы по литературе. 8 – 11 классы.
  3. Н.Н. Оглоблина. Тесты по литературе. 5 – 11 классы.
  4. В.А. Скрипкина. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5 – 8 классы
  5. В.Я. Рыбникова. Литература Дона и о Доне.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3.  http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4.  http://www.openclass.ru/

Список произведений для заучивания наизусть.

Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).

А.С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).

А.С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. «Я вас любил…»

«Евгений Онегин» (отрывок)

М.Ю. Лермонтов. Смерть поэта. «И скучно и грустно…». Родина.

А.А. Блок. «Ветер принес издалека…», «Ушла. Но гиацинты ждали», «О доблестях, о подвигах, о славе…» (по выбору)

С.А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…», «Гой, ты, Русь моя родная…», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая» (по выбору)

В.В. Маяковский. Люблю (отрывок).

М.И. Цветаева. «Идешь на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору).

А.А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю…»»Что ты бродишь, неприкаянный…», Муза, «И упало каменное слово…» (по выбору).

А.Т. Твардовский. Весенние строчки. «Земля! От влаги снеговой…» (Страна Муравия). «Я убит подо Ржевом…» (отрывок)

VIII. Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по литературе за курс IХ класса.

                             Учащиеся должны знать:

  1. Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.
  2. Тексты художественных произведений.
  3.  Сюжет, особенности композиции.
  4. Типическое значение характеров главных героев произведений.
  5. Основные понятия: литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм.
  6. Изобразительно-выразительные средства языка.
  7. Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).

                               Учащиеся должны уметь:

  1. Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.
  2. Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.
  3. Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
  4. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.
  5. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
  6. Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
  7. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
  8. Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.
  9. Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному источнику).
  10. Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.
  11. Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.
  12. Пользоваться словарями различных типов и справочниками.  

Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.

  1. Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  1. знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
  2. умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
  3. понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
  4. знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
  5. умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
  6. уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

  1. Оценка сочинений.

          Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

 Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  1. соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  2. полнота раскрытия темы;
  3. правильность фактического материала;
  4. последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  1. разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  2. стилевое единство и выразительность речи;
  3. число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.
  2. Фактические ошибки отсутствуют.
  3.  Содержание излагается последовательно.
  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.
  2. Допущено много фактических неточностей.
  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения  распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 75 – 89 %;

«3» - 51 – 74 %;

«2»- менее 50 %. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...