"Смерть чиновника" А. П. Чехов
план-конспект урока литературы (9 класс) по теме
План-конспект открытого урока литературы в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chehov._smert_chinovnika..doc | 43.5 КБ |
chehov._smert_chinovnika..ppt | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Эпоха А. П. Чехова. Художественное мастерство Чехова - рассказчика. «Смерть чиновника».
Эволюция «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему.
Цель: дать краткий обзор биографии писателя; охарактеризовать эпоху «безвременья»; повторить юмористические рассказы писателя; раскрыть художественное мастерство Чехова; обсуждение рассказа «Смерть чиновника».
Оборудование: портрет Чехова, иллюстрации к рассказам, сообщения уч-ся, слайды для мультимедийной системы, словарь, тексты.
Ход урока
I. Оргмомент
II. Подготовка к экзамену
Особенности классицизма как литературного направления (по творчеству Державина или Ломоносова)
III. Работа по теме урока.
- Вступительное слово учителя.
«Чехов – это Пушкин в прозе» - так ещё при жизни своего младшего современника оценил его творчество Л. Толстой, утверждая этим самым и огромное значение чеховских художественных открытий, и право писателя на бессмертие. И действительно, творческое наследие Чехова навсегда вошло в сокровищницу мировой литературы.
- Индивидуальные задания уч-ся по темам:
- Краткая биография писателя. Детство.
- В Москве.
- Эпоха Чехова. «Безвременье».
IV. Повторение.
- Какие рассказы А. П. Чехова вы помните, и о чём они? (Работа с иллюстрациями)
- Что характерно всем рассказам Чехова?
Слово учителя.
Чеховские шутки, юмор, анекдоты, остроумные, увлекательные, вызывают быструю, живую реакцию читателей. Но комизм Чехова не самодовлеющ, не формален. Не сводится только к игре слов. Чехов пользуется смешным для того, чтобы заострить внимание на показательно-бытовом, на жизненно характерном. Он в совершенстве овладел комическим поворотом темы, был сюжетно изобретателен, бесконечно варьируя случаи, любил динамические, быстрые композиции с неожиданным началом, сразу вводящими в суть изложения, с финалами контрастно повёрнутыми к началу рассказа, широко использовал живые диалоги с комическими оборотами разговорной речи, вводил гиперболические приёмы, пародийные фамилии.
V. Работа с опорными тезисами
«Искусство писать – это искусство сокращать». А. П. Чехов
- Заглавие (имеет точное идейное звучание).
- Сюжет (строится на остром, необычном положении)
- Композиция: экспозиция – очень краткое, динамическое действие, неожиданная развязка, где чаще всего сосредоточена суть рассказа.
- Художественная деталь (заменяет многоречевые описания)
- Авторская речь – чёткость синтаксических конструкций, простота и ясность; речь героев – в соответствии с характером.
- Сравнение – подсказаны жизнью; эпитеты немногочисленны,
- Наличие подтекста
VI. Работа со словарём.
Найти значение слова «подтекст».
VI. Знакомство с рассказом «Смерть чиновника» (Выразительное чтение)
- На чём строится сюжет рассказа?
VII. Анализ рассказа по опорным тезисам
- Подтекст: душевное рабство.
VIII. Итог урока
- Что повторили на уроке?
- Что узнали нового?
- В чём же заключается мастерство Чехова?
- Оценка работы уч-ся.
IX. Домашнее задание:
1. Прочитать рассказ Чехова «Тоска».
2. Произвести анализ по опорным тезисам
3. По билетам:
«Искусство писать – это искусство сокращать». А. П. Чехов
- Заглавие (имеет точное идейное звучание).
- Сюжет (строится на остром, необычном положении)
- Композиция: экспозиция – очень краткое, динамическое действие, неожиданная развязка, где чаще всего сосредоточена суть рассказа.
- Художественная деталь (заменяет многоречевые описания)
- Авторская речь – чёткость синтаксических конструкций, простота и ясность; речь героев – в соответствии с характером.
- Сравнение – подсказаны жизнью; эпитеты немногочисленны,
- Наличие подтекста
«Искусство писать – это искусство сокращать». А. П. Чехов
1. Заглавие (имеет точное идейное звучание).
2. Сюжет (строится на остром, необычном положении)
3. Композиция: экспозиция – очень краткое, динамическое действие, неожиданная развязка, где чаще всего сосредоточена суть рассказа.
4. Художественная деталь (заменяет многоречевые описания)
- Авторская речь – чёткость синтаксических конструкций, простота и ясность; речь героев – в соответствии с характером.
6.Сравнение – подсказаны жизнью; эпитеты немногочисленны,
7.Наличие подтекста
«Искусство писать – это искусство сокращать». А. П. Чехов
1. Заглавие (имеет точное идейное звучание).
2. Сюжет (строится на остром, необычном положении)
3. Композиция: экспозиция – очень краткое, динамическое действие, неожиданная развязка, где чаще всего сосредоточена суть рассказа.
4. Художественная деталь (заменяет многоречевые описания)
- Авторская речь – чёткость синтаксических конструкций, простота и ясность; речь героев – в соответствии с характером.
6.Сравнение – подсказаны жизнью; эпитеты немногочисленны,
7.Наличие подтекста
«Искусство писать – это искусство сокращать». А. П. Чехов
1. Заглавие (имеет точное идейное звучание).
2. Сюжет (строится на остром, необычном положении)
3. Композиция: экспозиция – очень краткое, динамическое действие, неожиданная развязка, где чаще всего сосредоточена суть рассказа.
4. Художественная деталь (заменяет многоречевые описания)
- Авторская речь – чёткость синтаксических конструкций, простота и ясность; речь героев – в соответствии с характером.
6.Сравнение – подсказаны жизнью; эпитеты немногочисленны,
7.Наличие подтекста
Эпоха «безвременья»
В истории русского освободительного движения эпохой «безвременья» называют периоды правительственной реакции. В 80-е годы «безвременье» ударило по разночинной интеллигенции. Именно её идеи – идеи шестидесятников и народников 70-х годов потерпели поражение: перед новым поколением встал вопрос: как жить дальше.
Безвременье ещё и потому так называется, что давит на личность, заставляя её всё больше дорожить материальным благополучием. В эти годы Чехов-художник средствами художественного слова сказал, что человек в любую эпоху определяетсам, каким он станет, что в любых условиях человек может и должен остаться человеком.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Крепка, как смерть, любовь,…любовь прекрасна» (по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)
Методическая разработка урока по повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет"...
Разработка урока литературы в 9 классе по теме "Чехов. Смерть чиновника"
Примерный план урока по творчеству А.П.Чехова...
Конспект урока - Антон Павлович Чехов "Смерть чиновника"
Может использоваться учителями литературы при изучении творчества Чехова в 9 классах....
Урок литературы в 9 классе по теме "А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому человеку».."
Тема. А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому челове...
«ПУСТЬ НА СЦЕНЕ ВСЕ БУДЕТ... КАК В ЖИЗНИ» (А. П. ЧЕХОВ) (ЧЕХОВ – ДРАМАТУРГ)
Цели: рассказать о Чехове-драматурге, дать представление о некоторых особенностях чеховской драматургии; выявить первоначальное впечатление о пьесе «Вишневый сад».Ход урокаI. Вступительное...
Технологическая карта урока литературы на тему "А.П.Чехов "Смерть чиновника".
Коллеги! Очень продуктивно проходят курсы на Красноярском краевом сайте КИПК. Работают замечательные высококвалифицированные преподаватели. Данный урок - продукт работы на краевых курсах. Может кому-т...