Разработка урока литературы в 9 классе по теме "Чехов. Смерть чиновника"
план-конспект урока по литературе на тему

Горякина Ольга Михайловна

Примерный план урока по творчеству А.П.Чехова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chehov_9_klass.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по рассказу А.П. Чехова "Смерть чиновника"

ЦЕЛЬ:

продолжить знакомство с самобытным творчеством А.П.Чехова;

воспитывать в детях справедливое отношение к людям;

оценить степень актуальности творчества А.П. Чехова в современной жизни;

продолжить создание на уроке ситуаций успеха, ситуаций активного проявления творческих возможностей.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Слово учителя.

Итак, ребята, сегодня на уроке мы продолжаем работу по творчеству А.П.Чехова. Мы знаем, что Чехов писатель необычный, так как материал для своих рассказов он брал из жизни, наблюдая за различными ситуациями. С одной такой ситуацией мы сегодня столкнёмся на уроке...

II. Эпиграф урока:

Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть.

А.П.Чехов

...Он всюду и всегда видел материал для наблюдений.

М. Горький

Ничтожество свое сознавай, знаешь где?

Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой,

но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать свое достоинство.

А.П. Чехов. Из письма брату Михаилу

В конце урока вы должны сделать вывод, как эпиграф соотносится с нашим уроком.

III. Выход на тему урока.

Прежде, чем мы начнём анализ рассказа А.П.Чехова “Смерть чиновника”, нам необходимо определить пути, по которым мы пойдём, т.е. определить тему урока. Вы внимательные, квалифицированные читатели, поэтому знаете, что без знания теории литературы невозможно понять произведение в достаточной мере.

ключевые слова – юмор, ирония.

ЮМОР – вид смеха, может быть дружеским, ласковым.

ИРОНИЯ – в переводе с греческого “насмешка”, “осмеяние”.

Исходя из ваших знаний текста и теории литературы, попробуйте сформулировать и предложить свой вариант темы.

Примерные темы урока:

“Грустный смех А.П.Чехова в рассказе “Смерть чиновника”.

“Юмор и ирония в рассказе...”.

“Никогда нельзя жить счастливо, когда всё время дрожишь от страха” (по рассказу А.П.Чехова

“ Смерть чиновника”.

“Страх порождает лесть”

(по рассказу А.П.Чехова “Смерть...”)

IV. Целеполагание.

Какие цели вы ставите для себя на сегодняшний урок?

(зачитываю учащимся свои цели, сопоставляем их).

V. Сегодня на уроке мы ведем разговор о мелком чиновнике, всегда зависящем от начальства. В сердце этого человека постоянно живёт страх. Но ваши представления об образе человека-личности несколько отличаются от представлений А.П. Чехова.

Давайте посмотрим на модель человека, которую создала творческая группа. Ребята этой группы считают, что в человеке должны преобладать положительные качества. (У доски работают ребята творческой группы, которые готовили дома модель положительного человека).

Качества положительного человека:

я личность;

самоуважение;

смелость;

достоинство;

гордость;

доброта;

отзывчивость.

VI. А теперь обратимся к рассказу А.П. Чехова “Смерть чиновника”. Представьте, что вы встретились с Червяковым, вам удалось пообщаться. Какие впечатления, чувства вызвал у вас этот человек?

(Зачитывают творческие письменные работы типа “Каким я увидел Червякова...”)

VII. Работа по тексту:

Какая неприятность приключилась с Червяковым?

Докажите, что он переживал.

Почему он переживал?

Чего он панически боялся? (подтвердите свои ответы цитатами из текста).

VIII. Инсценировка эпизода.

(посещение генерала на службе, реакция генерала на извинения чинуши).

Итак, ребята, почему с генералом произошла такая метаморфоза?

Почему у него резко поменялось настроение и отношение к просителю, ведь Червяков хотел только извиниться?

IX. Работа по модели человека с отрицательными чертами.

 Выявляем отрицательные качества (можно синквейн):  жалкий, ничтожный, не чувствует себя человеком, глупый, забыл о достоинстве, ему страшно, не уважает себя).

X. Работа с оглавлением рассказа.

Почему рассказ называется “Смерть чиновника”, а не “Смерть человека” или “Смерть Червякова”?

XI. Рефлексия.

1. Беседа с классом:

Над чем смеётся автор?

Могут ли такие люди встретиться нам в сегодняшней жизни?

В чём, по-вашему, заключается ирония, а в чём юмор в рассказе?

Вернёмся к эпиграфу урока. Как он соотносится с нашим уроком?

Над чем заставил вас задуматься урок?

2. Заполнение листов самоконтроля.

XII. Домашнее задание: написать свой юмористический рассказ.

УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ В РАССКАЗАХ А. П. ЧЕХОВА «ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ» И «СМЕРТЬ ЧИНОВНИКА»

«Маленький человек», экзекутор Червяков является героем другого рассказа Чехова — «Смерть чиновника». В театре он нечаянно чихнул на лысину впереди сидевшего статского генерала. Счастье от наслаждения спектаклем сразу сменяется испугом от содеянного. И начинается череда попыток извиниться, которая раздражает генерала, а чиновника повергает во все большее расстройство, которое заканчивается смертью Червякова от собственной трусости. Генерал давно «простил» невольное «апчхи!!!», намекал, что преследовать по службе не собирается, просил освободить от извинений, пока наконец не гаркнул: «Пошел вон!» Человеческого языка Червяков не мог понять, а «пошел вон» понял сразу. Добровольное холопство приобретает в этом рассказе еще более гротескную и жалкую форму.

 «Маленькие люди» из этих рассказов Чехова не понимают, не осознают всю глубину своего ничтожества. А причины этого не в том, что они не слишком преуспели в своей карьере. Их проблемой является духовная бедность, отсутствие чувства собственного достоинства, готовность к самоуничижению. Они «униженные и оскорблейные», но обычно сами этого не знают, не осознают, потому что принимают жизнь, как спектакль, в котором им отведена роль лакеев, выходящих на сцену ради слов: «Кушать подано». Общественное неравенство кажется им закономерным и существующим навсегда.

 Чехов своими произведениями попытался призвать людей «выдавливать из себя раба», чтобы, «проснувшись в одно прекрасное утро», почувствовать, «что в жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая»...

Анализ рассказа "Смерть чиновника" содержит следующие разделы:

У Чехова обычно в центре рассказа не характер и не идея, а ситуация — необычный случай, анекдот. Причем случай далеко не случаен — он высвечивает определенные закономерности жизни, суть характера. Чехов обладал гениальным даром замечать в действительности такие ситуации, в которых персонажи раскрывались бы не просто с максимальной, но с исчерпывающей полнотой и как социально-этические типы, и как люди со свойственной только им психологией, манерой поведения.

Оксюморонный характер названия. Название "Смерть чиновника" может расцениваться как своего рода оксюморон (то есть сочетание несочетающихся, противоположных понятий). Чиновник — это должностное лицо, в мундире, застегнутом на все пуговицы (то же относится и к его чувствам); он как бы лишен живых движений души, и вдруг — смерть, хотя и печальное, но все-таки чисто человеческое свойство, что чиновнику, такое уж сложилось о нем представление, противопоказано. Произведение Чехова, заранее можно предположить, — это рассказ не об исчезновении человеческой индивидуальности (не о ней речь!), а о прекращении функционирования чиновника, некоего бездушного механизма. Совсем иначе звучит название повести Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» — произведения о событии абсолютно личностном, персонифицированном (только таким оно и может быть), что выражено в имени и отчестве героя. Чехов же, в соответствии со своей художественной задачей, травестирует сакральное событие, пишет пародию.

Анекдотичность сюжета. Сюжет этого произведения, как и большинства ранних рассказов Чехова, откровенно анекдотичен. По словам писателя, литературное произведение «должно давать не только мысль, но и звук, известное звуковое впечатление». В рассказе это в прямом смысле звуковое впечатление («Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось... он отвел от глаз бинокль, нагнулся и... апчхи!!! Чихнул, как видите») продолжает звучать в наших ушах на протяжении всего рассказа, прочно удерживая на нашем лице улыбку, вызывая комический эффект. Это — от анекдота. Ситуационное мышление — это тоже свойство анекдота. Тем неожиданнее окажется серьезное содержание этой анекдотической истории, которое явственно проступит в финале рассказа-анекдота.

Параллели с Гоголем и Державиным. Унижение маленького человека.: Преодоление и развитие традиции, или Диалог с Державиным, Гоголем, Пушкиным. Фамилия Червякова здесь включается в контекст «большой» литературы — русской классики и перекликается с хрестоматийными строками Г.Р. Державина, который рассуждает о ничтожестве и вместе с тем величии человека:

        Я телом в прахе истлеваю,

        Умом громам повелеваю;

        Я царь — я раб; я червь — я Бог!

Как видим, слово «червь» у Державина стоит в середине строки, и потому акцентируется не оно, а слово Бог (с мужским, твердым ударением), завершающее перечень свойств человека решительно и «окончательно» не только по смыслу, но и по интонационной невозможности опровержения заключительного слова.

Державин утверждает в итоге богоподобие человека, возможность и нравственную неизбежность преодоления пресмыкательства. Чехов акцентирует другое слово, вызывая у читателя неприятие героя рассказа "Смерть чиновника", и тем самым — по принципу от обратного — так же, как и Державин, утверждает высокое начало в человеке. И после этого некоторые современные Чехову критики говорили об «отсутствии» у писателя нравственных идеалов?

"Смерть чиновника" Чехова и "Анчар" Пушкина.: По силе философского обобщения рассказ Чехова "Смерть чиновника" перекликается со стихотворением А.С. Пушкина «Анчар». Система помыкательства, рабства, чиновничьей зависимости оказывается пагубной и для «тирана», и для «раба». Пушкинского «раба» отличает абсолютное повиновение: ему было достаточно даже не приказа, а всего лишь «властного взгляда», чтобы безропотно отправиться к ужасному древу. Он отдал все силы и посмел умереть не прежде, чем исполнил приказ — принес яд анчара (древа яда):

        Принес — и ослабел и лег

        Под сводом шалаша на лыки,

        И умер бедный раб у ног

        Непобедимого владыки.

И чеховский Червяков тоже в момент смерти (момент психологического откровения для персонажа) не преодолел в себе «раба»: «не снимая вицмундира..., помер». Представляется, что мотивы выбора Пушкиным названия древа яда («анчар») и Чеховым должности Червякова («экзекутор») могут быть поняты как сходные: имеется в виду чисто формальная сторона — фонетическая, точнее фоносемантическая, то есть внешняя звуковая выраженность, обладающая в то же время внутренним содержанием). Известно, что литература как искусство слова обращена и к чувствам, и к разуму. В наше время, чтобы уточнить значение устаревшего слова экзекутор, многие читатели, особенно начинающие, должны будут обратиться к словарю. Но прежде, чем будет уяснен смысл слова, оно уже вызывает определенные (конечно, нужные автору произведения) эмоции благодаря своей звуковой «одежде» — своему звучанию. В данном случае экзекутор (в дореволюционной России — «чиновник, ведавший хозяйственными делами учреждения, наблюдавший за внешним порядком в канцелярии») выбран Чеховым, очевидно, не только потому, что обозначает младшее должностное лицо в канцелярии и подчеркивает незначительность Червякова вообще и в его собственных глазах прежде всего, но и по фонетическому принципу как перекликающийся с фамилией Червяков. Слово экзекутор чуждо русскому слуху, как и анчар, и уже само по себе вызывает мрачные ассоциации, но вместе с тем и некоторую улыбку из-за своей фонетической «несуразности», именно улыбку (хотя и далеко не благодушную), потому что, при всей своей мрачности, оно в большей степени дисгармонично, в отличие от «анчара» с его своеобразной гармонией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"

Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка

Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....

Методическая разработка урок литературы. М.Ю. Лермонтов "Смерть поэта". Мечты о вольности

Творчество М. Ю. Лермонтова – одна из самых ярких и волнующих страниц в истории отечественной литературы....