Мир А.С. Пушкина. Какой он?
план-конспект урока (литература, 9 класс) по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_yulaeva.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 580 Приморского района Санкт-Петербурга

2012

Мир А.С. Пушкина- какой он?

Литература, 9 класс.

Юлаева И.А.

Санкт- Петербург, пр. Авиаконструкторов, дом 29, корпус 3.


Оглавление

Конспект урока литературы в 9 классе        

Ход урока        

Памятка «Как работать в паре».        


Конспект урока литературы в 9 классе

Тема: «Мир  А.С.Пушкина - какой он?»

Цель: создание условий, способствующих духовно-нравственному самоопределению обучающихся, раскрытию их внутреннего мира.

Задачи:

1) формирование навыков анализа лирического произведения;

2) развитие критического и креативного  мышления, речевых умений обучающихся;

3) воспитание чувства слова, нравственных и духовных качеств растущей личности.

Ведущая технология: исследовательская деятельность с элементами творческой мастерской.

Тип урока: обобщение изученного по теме «Лирика  А.С.Пушкина»

Форма урока: урок-исследование лирического произведения с элементами мастерской.

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, раздаточный материал (памятка «Как работать в паре», распечатки с текстом стихотворения), музыкальное сопровождение, тематическая выставка рисунков обучающихся «Мир А.С.Пушкина».


Ход урока

  1. Начало урока. Создание эмоционального настроя, атмосферы доверия, сотрудничества и творчества. Ознакомление с тематической выставкой «Мир А.С.Пушкина». Прослушивание музыкального фрагмента  («Романс» Г.Свиридова к фильму «Метель»).

Задание для обучающихся:  прослушайте музыкальный фрагмент, запишите слова, определяющие возникшие в результате прослушивания чувства, впечатления, настроение. ( Обмен впечатлениями в паре).

Работа с портретом А.С.Пушкина кисти  О.Кипренского: каким мы видим великого художника слова? Записать своё видение внутреннего мира поэта. (Заслушать ответы  обучающихся).

  1. Основная часть.  Работа с текстом, эпиграфом к стихотворению.

Выразительное чтение стихотворения, подготовленное  одним из обучающихся.

« Я воздвиг памятник…» Это эпиграф, выбранный поэтом к стихотворению, у которого нет названия. Обычно о нём говорят, называя в качестве заглавия первую строку. Строкой эпиграфа и мы назовём наш урок. Обратите внимание, ч то в конце фразы - многоточие, хотя может быть и другой знак. Какой?  Поставим знак в конце урока, так как у каждого, наверно, будет свой знак.

Работа с ключевым словом эпиграфа - «памятник».

Что такое памятник? Кто, кому и почему  их создаёт? (Заслушать ответы)

Вдумаемся в смысл этого слова. Запишите его полностью, затем по слогам, по  буквам. Подберите к этому слову слова - синонимы, однокоренные слова, слова-ассоциации, включающие в себя отдельные слоги, буквы этого слова (не менее 10 слов). Зачитайте свой словарный ряд, дополните словами друг друга. Подчеркните в вашем ряду слово-доминанту (у каждого своё слово). С точки зрения слова-доминанты напишите, что такое памятник, используя другие слова вашего словоряда. Примерное начало - «Памятник-это…» (4-5 предложений). Учащиеся выполняют работу, затем - «диалог мнений»: зачитывают ответы, слушают друг друга.

Работа с текстом стихотворения (памятка « Как работать в паре»). Самоопределение, выбор и предъявление своей позиции.

Выпишите из стихотворения ключевую строку, фразу-цитату-основную, на ваш взгляд. Напишите (4-5 предложений), о чём это стихотворение с точки зрения ключевой строки. Подчеркните в вашем тексте слова-доминанты. Запишите в столбик выделенные вами слова. О каком  памятнике идёт речь?

  1. Рефлексия.

Создайте небольшое эссе «Мир Пушкина - какой он для меня», исходя из услышанного, найденного и прочувствованного на уроке, используя ваш словоряд и лексический ряд поэта.

Прочтение работ, созданных обучающимися. Обращение к эпиграфу, выбор и обоснование выбора знака в конце эпиграфа.

  1. Подведение итогов: мои ощущения в конце урока, степень удовлетворённости  своей работой.


Памятка «Как работать в паре».

I.                1.Внимательно перечитайте стихотворение.

        2.Прочитайте ( не мешая остальным) стихотворение друг другу.

3. Поделитесь друг с другом первыми впечатлениями от  прочитанного, запишите в виде словоряда:

  1. тема (о чём);
  2. тональность;
  3. настроение;
  4. впечатление.

4.Запишите (коротко) ваше первичное впечатление.

II. Выпишите из произведения

  1. непонятные слова;
  2. ключевые слова.

Что представляет собой «словарь» поэта?

III. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения:

  1. отметьте слова, которые необходимо логически и интонационно выделить;
  2. расставьте паузы (длинные и  короткие); продумайте «характер» прочтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 1 класс. Тема: "Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?".

"Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?"."Начальная школа XXI века"...

ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (ДЛЯ ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ).Тема урока : Какой? Какая? Какое? Какие?

Неделя открытых дверей в ГБОУ СОШ 623 г. Москва.Конспект урокаТема урока : Какой? Какая? Какое? Какие?Цель урока: научить детей правильно подбирать признаки к предметам, правильно согласовать слова в ...

Какой я? Какая я? Какое я? - название части речи замечательное - это имя прилагательное.

Урок изучения нового материала в 5 классе в разделе "Морфология". Презентация из 12 слайдов....

Урок логопедии в 4 классе “Слова-признаки, отвечающие на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?”

Урок логопедии в 4 классе“Слова-признаки, отвечающие на вопросы:КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?&rdquo...