Главные вкладки

    Урок по Виктору Астафьеву по повести "Царь-рыба"
    методическая разработка (литература, 11 класс) на тему

    Левшина Инна Александровна

    Урок с презентацией , буклетом

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Человек и природа в рассказе В.П. астафьева «Царь-рыба» Учитель русского языка и литературы Левшиной И.А.

    Слайд 2

    Виктор Петрович Астафьев(1924-2002) Виктор Астафьев родился 1мая 1924 года в селе Овсянка (ныне Красноярский край) в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». Во время очередной поездки Лидии к мужу лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Потылицина , упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. Её тело нашли лишь через несколько дней. Виктору тогда было семь лет. После смерти матери Виктор жил у её родителей — Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных . О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон».

    Слайд 3

    Тема природы и экологии Важнейшие темы творчества Астафьева — военная и деревенская. Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ « Васюткино озеро». Первые рассказы автора были опубликованы в журнале «Смена». Большинство рассказов, написанных им для детей, вошло в сборник «Конь с розовой гривой». Но важнейшее произведение, связанное с темой природы- «Царь-рыба»

    Слайд 4

    Памятник В. П. Астафьеву в Красноярске. Скульптор Игорь Линевич-Яворский

    Слайд 5

    Краткое содержание Игнатьич — главный герой новеллы. Этого человека уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и сметливость. Это самый зажиточный человек в селе, все делает «ладно» и разумно. Нередко он помогает людям, но в его поступках нет искренности. Не складываются у героя новеллы добрые отношения и со своим братом. В селе Игнатьич известен как самый удачливый и умелый рыбак. Чувствуется, что он в избытке обладает рыбацким чутьем, опытом предков и собственным, обретенным за долгие годы. Свои навыки Игнатьич часто использует во вред природе и людям, так как занимается браконьерством. Истребляя рыбу без счета, нанося природным богатствам реки непоправимый урон, он сознает незаконность и неблаговидность своих поступков, боится «сраму», который может его постигнуть, если браконьера в темноте подкараулит лодка рыбнадзора. Заставляла же Игнатьича ловить рыбы больше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой. Это и сыграло для него роковую роль при встрече с царь-рыбой . Рыба походила на «доисторического ящера», «глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе». Игнатьича поражают размеры осетра, выросшего на одних «козявках» и « вьюнцах », он с удивлением называет его «загадкой природы».С самого начала, с того момента, как увидел Игнатьич царь-рыбу , что-то «зловещее» показалось ему в ней, и позже понял, что «одному не совладать с этаким чудищем». Желание позвать на подмогу брата с механиком вытеснила всепоглощающая жадность: «Делить осетра?.. В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?!» Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств. Но через некоторое время «жадность он почел азартом», а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума. Кроме жажды наживы, была ещё одна причина, заставившая Игнатьича помериться силами с таинственным существом. Это удаль рыбацкая. «А-а, была не была! — подумал главный герой новеллы. — Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не «всякому Якову». Отбросив сомнения, «удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу …». Вскоре незадачливый рыбак оказался в воде, опутанный своими же удами с крючками, впившимися в тела Игнатьича и рыбы. «Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке», — пишет автор. Тогда и понял рыбак, что огромный осетр «не по руке ему». Да он и знал это с самого начала их борьбы, но «из-за этакой гады забылся в человеке человек». Игнатьич и царь-рыба «повязались одной долей». Их обоих ждет смерть. Страстное желание жить заставляет человека рваться с крючков, в отчаянии он даже заговаривает с осетром. «Ну что тебе!.. Я брата жду, а ты кого?» — молит Игнатьич . Жажда жизни толкает героя и да то, чтобы перебороть собственную гордыню. Он кричит: « Бра-ате-ельни-и-и-ик !..» Игнатьич чувствует, что погибает. Рыба «плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом». Герой новеллы испытал суеверный ужас от этой почти женской ласковости холодной рыбы. Он понял: осетр жмется к нему потому, что их обоих ждет смерть. В этот момент человек начинает вспоминать свое детство, юность, зрелость. Кроме приятных воспоминаний, приходят мысли о том, что его неудачи в жизни были связаны с браконьерством. Игнатьич начинает понимать, что зверский лов рыбы всегда будет лежать на его совести тяжелым грузом. Вспомнился герою новеллы и старый дед, наставлявший молодых рыбаков: «А ежли у вас, робяты , за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варначество — не вяжитесь с царью-рыбой , попадется коды — отпушшайте сразу». Слова деда и заставляют астафьевского героя задуматься над своим прошлым. Какой же грех совершил Игнатьич ? Оказалось, что тяжкая вина лежит на совести рыбака. Надругавшись над чувством невесты, он совершил проступок, не имеющий оправдания. Игнатьич понял, что этот случай с царь-рыбой — наказание за его дурные поступки. Обращаясь к Богу, Игнатьич просит: «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!» Он просит прощения у девушки, которую когда-то обидел: « Прос-сти-итееее … её-еээээ … Гла-а-аша-а-а , прости-и-и ». После этого царь-рыба освобождается от крюков и уплывает в родную стихию, унося в теле «десятки смертельных уд». Игнатьичу сразу становится легче: телу — оттого что рыба не висела на нем мертвым грузом, душе — оттого что природа простила его, дала ещё один шанс на искупление всех грехов и начало новой жизни.

    Слайд 6

    Словарная работа Каково значение слов «ЧЕЛОВЕК» «ПРИРОДА» «ДУША» ДУХОВНЫЙ» ДУХОВНОСТЬ» Что общего между ними? Что говорит В. Астафьев о браконьерах?

    Слайд 7

    Вывод: Человек-часть природы Человек и природа- единое целое

    Слайд 8

    Нестандартная книга Публикация глав « Царь-рыбы » в периодике шла с такими потерями в тексте, что автор от огорчений слег в больницу и с тех пор больше никогда не возвращался к повести, не восстанавливал и не делал новых редакций. Лишь много лет спустя, обнаружив в своем архиве пожелтевшие от времени страницы снятой цензурой главы « Норильцы », опубликовал ее в 1990 году под названием «Не хватает сердца». Полностью «Царь-рыба» была опубликована только в 1993 году.

    Слайд 9

    Что говорит В. Астафьев о браконьерах? Почему так много внимания уделял им?

    Слайд 10

    В чем смысл показа судьбы этого героя?

    Слайд 11

    Какова же авторская позиция по отношению к браконьерству?

    Слайд 12

    Что вы заметили в отношении автора к своим героям?

    Слайд 13

    Что можно сказать об идее произведения? Вмешиваясь в жизнь природы, нарушая экологию, человек совершает нравственное преступление Гармония отношений может быть сохранена только благодаря опыту предшествующих поколений

    Слайд 14

    Сообщение учащегося Особенности пейзажа в « Царь-рыбе » Говорят есть места на свете, Где природа с тобой говорит, Где становимся мы словно дети, Разум спит и душа не болит. Я хочу посетить это место, Посидеть в абсолютной тиши, Разобраться в себе. Если честно, От реальности в сказку уйти... В этой сказке нет зла, нет насилья, Нет обмана, не ходит там смерть, Там не надо кричать от бессилья, На страданья и муки смотреть. Я хочу, чтоб у каждого в жизни Был такой потайной уголок! Чтоб он смог "причесать" свои мысли, Чтоб хранил его и берег.

    Слайд 18

    Человек Несмотря на то, что короток твой век, Ты делаешь его короче, человек, Губишь и не думаешь о том, Что тебе и детям жить придется в нем. Задумайтесь, пожалуйста, о том, На что похож стал мир, В котором мы живем. «Мир большой», — ответишь ты.«Что будет, коль не станет красоты?» «Не поубавится людей на свете» А ты уверен ли в своем ответе?



    Предварительный просмотр:

    Проект  «Человек и природа  в рассказе

    В. Астафьева  « Царь – рыба»».

    Левшина Инна Александровна

                                                                                 учитель русского языка и литературы

    МОУ « ЛИЦЕЙ № 1 пос. Львовский»

    Подольского муниципального района М О

    84967606194

                Inna.levshina07@yandex.ru

    Цель проекта: разработка  урока по творчеству В. П.  Астафьева.

    Предмет: Литература

    Программа: В Коровина, Просвещение , 2008г.

    Класс: 11класс

    Учебник: «Литература», В.П. Журавлёв, М. ,Просвещение, 2010г.

    Тема: «Человек и природа в повести В. Астафьева «Царь-рыба»».

    Тип урока: комбинированный, урок- размышление.

    Цель:

     способствовать воспитанию негативной позиции к хищническому, потребительскому отношению к природе; умения связывать экологические проблемы с нравственными; развивать самостоятельность суждений; формировать навыки сравнения анализа; обобщения.     

     Задачи                                                      

    Образовательные: проверка уровня знаний по материалу рассказа, умения анализировать текст и делать выводы.

    Воспитательные: развитие нравственных качеств, обеспечение ситуации эмоционального переживания.

    Развивающие: продолжить формирование развития речи учащихся путём  самостоятельного формирования выводов и обобщений; продолжить формирование дискуссионных навыков.

    Оборудование: портрет В.П.Астафьева,  иллюстрации к рассказу, компьютер.

    Эпиграф: « Люди повинуются законам природы, даже когда действуют против них».

    И. В.Гёте.

    Ход урока

    Этап урока

    Вре-

    мя

    Метод обучения

    Деятельность педагога

    Деятельность учащихся

    Средства обучения

    Примечания

    Организационный

    1 мин.

    Проверка готовности класса к уроку

    Доклад дежурного об отсутствующих

    Актуализация знаний учащихся

    3 мин.

    Рассказ

    Вступительное слово

    Восприятие рассказа

    Иллюст-

    рация Портрет В.П. Астафьева,

    слайды1-4

    Работа над новым материалом

    4 мин.

    Беседа

    Постановка цели

    Осмысление содержания рассказа «Царь-рыба»

    Демонстрация иллюстраций к книге «Царь-рыба»,

    слайд5

    Использование материалов презентации

    Самостоятельная работа

    5 мин.

    Метод самостоятельной работы  со словарём

    Задание учащимся

    Выяснение значения слов по теме урока с записью в тетради

    Словарь

    В. Даля,

    слайды 6-7

    Проверка домашнего задания

    5 мин.

    Метод проверки знаний

    Постановка вопроса, направленного на выяснение   сформированности  уровня читательского  суждения

    Обмен читательскими впечатлениями

    Слайд 8

    Работа с текстом

    15 мин.

    Беседа

    Постановка вопросов на знание содержания текста рассказа

    Анализ рассказа

    Слайды 9-11

    Закрепление знаний

    5 мин.

    Диспут

    Постановка вопроса, направленного на выявления позиции автора

    Обсуждение идейного содержания

    Слайды 12-13

    Творческая работа

    5 мин.

    Рассказ

    Проверка творческого задания

    Сообщение по теме домашнего задания

    Презентация

    Слайды 14-17

    Рефлексия

    2 мин.

    Заключительное слово

    Подведение итога урока, обобщение

    Слайд 18

    План – конспект урока

                  по литературе в 11 «С-Г» классе.

    Тема урока: Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева  «Царь рыба»

    Цель: способствовать воспитанию негативной позиции к хищническому,     потребительскому отношению к природе; формировать навыки сравнения, анализ, общения. Умения связывать экологические проблемы с нравственными; развивать самостоятельность суждений.

    Задачи:

    Образовательные:

    Проверка уровня  знаний по материалу рассказа, умения анализировать текст и делать выводы

    Воспитательные:

    Развитие нравственных качеств:

    Обеспечить ситуацию эмоционального переживания.

    Развивающие:

    Продолжить формирование развития речи  учащихся путем  самостоятельного формирования выводов и обобщений.

    Продолжить  формирование дискуссионных навыков.

    Тип урока: Урок – размышление

    Оборудование: портрет В.П.Астафьева, иллюстрации к рассказу, презентация.

    Эпиграф:

    Люди повинуются законам природы, даже когда действуют против них

                                                                                                 И.В.Гете.

                                             Ход  урока.

    I. Вступительное слово учителя

    Виктор Петрович Астафьев (1924-2002) ушел из жизни совсем недавно. Таких людей, как он, называют совестью нации. Восприимчивость и чуткость к людям, ярость при встрече  со злом, предельная честность и способность по-новому видеть мир, жесткая требовательность к самому себе и

     сентиментальность – лишь некоторые черты его неординарной личности.

    В «повествовании в цикле рассказов  «Царь-рыба» (1976)  автор говорит о необходимости  безотлагательности  «возвращения к природе» В.П.Астафьева связь человека и природы интересует в нравственно-философском аспекте. Отношение к природе выступает в качестве проверки духовной состоятельности личности.

    II. Работа по содержанию рассказа.

    Вспомните краткое содержание рассказа «Царь-рыба»

    - Браконьер  Игнатьич  поймал на Енисее огромную рыбу-осетра, но  при попытке перевалить ее в лодку сам упал в воду и зацепился за крючки самолова. Так человек оказался в ловушке вместе со своей жертвой. Выбившись из сил, запутавшись в крючках из собственных самоловов, связанный одной гибельной цепью с царь-рыбой, в итоге герой покаялся в своих грехах и отказался от добычи. В конце рыба освобождается и уходит.

    III. Словарная работа.

    Задание: значения слов «человек», «природа», «душа «, «духовный», «духовность»

    Результат: запись в тетради:

    «Человек- часть природы», человек и природа – единое целое»

    IV. Обмен читательскими впечатлениями.

    Книга «Царь-рыба» оказалась возмутителем литературного спокойствия, вокруг нее завязались дискуссии на страницах журналов и газет.

    «Царь-рыба» угодила в самое больное место проблемы «Человек и природа»

    Что же вас взволновало, когда вы читали книгу?

    V.Анализ рассказа «Царь-рыба»

    - Что говорит В.Астафьев о браконьерах?

    - Почему так много внимания уделял им?

    ( Браконьерство  -  страшное   зло. Автор показывает браконьера  Игнатьича.  В чем есть своя золотинка человеческой любви, человеческого достоинства, но все это подавляется безграничным хищничеством,  превратившимся в стремление урвать лишний кусок ) .

    - В чем смысл показа судьбы этого героя?

    (смысл в том, что человек, творящий зло и находящий себе оправдание, допускает существование зла везде).

    - В чем состоит самая главная  вина  Игнатьича? ( Это –  надругательство над любившей его девушкой.  Получается, что начав творить зло, остановится почти невозможно. Убийца дочери Командора – духовный двойник  Игнатьича.  Круги  жестокости распространяются  широко и  беспощадно ).

    - Какова же авторская позиция по отношению к  браконьерству?  

    (Астафьев осуждает браконьерство как зло многогранное и страшное по своей разрушающей силе,  причем писатель ведет речь не только об уничтожении живой и неживой природы вне нас, говорит о своеобразном самоубийстве, об уничтожении природы внутри человека, человеческой природы).

    - Что вызывает откровенно неприязненное отношение автора к таким людям, как Гога и браконьеры?

    ( Это бездуховность.  Бездуховность не  в смысле отсутствия культурных интересов, а в смысле отказа признать нравственные законы, объединяющие людей и природу, отсутствие ответственности за все, что не «я» ).

    VI. Обсуждение идейного содержания.

    - Что вы заметили в отношении автора к своим героям?

    ( Астафьеву больно смотреть, как его земляки  преступили старинную  заповедь  и решились на разбойный  зверский  лов рыбы.  Он не судит героев, а заботится об их душевном исцелении, выступает с позиций добра, гуманности, против варварской позиции ) .

    - Что можно сказать об идее произведения?

    ( Вмешиваясь в жизнь природы,  грубо нарушая экологическую среду,  человек совершает  нравственное преступление.  Кто беспощаден к природе, беспощаден ко всему живому, а стало быть , к себе самому. В символической  картине единоборства человека с природой ни на чьей стороне не может быть победы, так как человек и  природа «повязаны одним смертным концом» )

    Гармония отношений может быть сохранена только благодаря духовно - историческому опыту предшествующих поколений. Человек у Астафьева не торжествует, доказывая свое превосходство, а вымаливая у рыбы  спасение. Можно согласиться, что люди действуют против законов  природы, но повинуются законам природы.

    VII. Сообщение учащегося «Особенности пейзажа в рассказе «Царь-рыба»

    VIII.Итог урока. Слово учителя.

    Мир для В.П.Астафьева – это мир людей и природы, пребывающей в вечном. Неразрывном и противоречивом  единстве,  нарушение которого грозит  вырождением и  гибелью.  Велика его вера в торжество добра, в то, что каждый из нас сможет познать себя как человека.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Урок классического танца" в старшей группе образцового ансамбля эстрадного танца «Виктория» (8-й год обучения)

    Конспект занятия разработан, опираясь на требованиях к уроку классического танца в хореографических училищах и адаптирован к учреждениям дополнительного образования детей и требованиям авторской образ...

    план - конспект урока "Виктор Гюго, его жизнь и творчество"

    На уроке учащиеся вспоминают биографию В.Гюго, выполняют тест на знание биографии писателя, знакомятся  со стихами и романами В.Гюго, подробнее останавливаясь на романе "Notre - Dame de Paris", д...

    Разработка урока литературы в 11 классе по повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» «Война глазами Юрия Керженцева».

    Цели урока: познакомить учащихся с внутренним миром героев повести, оценить  её достоинства;совершенствовать умение анализировать художественный текст;способствовать воспитанию искренности во вза...

    Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №1 " Жизнь на миру"

    Система уроков по изучению творчества Виктора  Астафьева в 6 классе. Урок №1...

    Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №3 " Уроки доброты"

    Урок №3 из серии уроков по изучению творчества Виктора Астафьева в 6 классе...

    Конспект урока Васнецов Виктор Михайлович

    Родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии, в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова (1823—1870), принадлежав...

    Видео-урок «Королева Виктория: великая королева великой страны»

    Урок с использованием видео фильма "Молодая Виктория" на английском языке....