Урок по Виктору Астафьеву по повести "Царь-рыба"
методическая разработка (литература, 11 класс) на тему

Левшина Инна Александровна

Урок с презентацией , буклетом

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Человек и природа в рассказе В.П. астафьева «Царь-рыба» Учитель русского языка и литературы Левшиной И.А.

Слайд 2

Виктор Петрович Астафьев(1924-2002) Виктор Астафьев родился 1мая 1924 года в селе Овсянка (ныне Красноярский край) в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». Во время очередной поездки Лидии к мужу лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Потылицина , упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. Её тело нашли лишь через несколько дней. Виктору тогда было семь лет. После смерти матери Виктор жил у её родителей — Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных . О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон».

Слайд 3

Тема природы и экологии Важнейшие темы творчества Астафьева — военная и деревенская. Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ « Васюткино озеро». Первые рассказы автора были опубликованы в журнале «Смена». Большинство рассказов, написанных им для детей, вошло в сборник «Конь с розовой гривой». Но важнейшее произведение, связанное с темой природы- «Царь-рыба»

Слайд 4

Памятник В. П. Астафьеву в Красноярске. Скульптор Игорь Линевич-Яворский

Слайд 5

Краткое содержание Игнатьич — главный герой новеллы. Этого человека уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и сметливость. Это самый зажиточный человек в селе, все делает «ладно» и разумно. Нередко он помогает людям, но в его поступках нет искренности. Не складываются у героя новеллы добрые отношения и со своим братом. В селе Игнатьич известен как самый удачливый и умелый рыбак. Чувствуется, что он в избытке обладает рыбацким чутьем, опытом предков и собственным, обретенным за долгие годы. Свои навыки Игнатьич часто использует во вред природе и людям, так как занимается браконьерством. Истребляя рыбу без счета, нанося природным богатствам реки непоправимый урон, он сознает незаконность и неблаговидность своих поступков, боится «сраму», который может его постигнуть, если браконьера в темноте подкараулит лодка рыбнадзора. Заставляла же Игнатьича ловить рыбы больше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой. Это и сыграло для него роковую роль при встрече с царь-рыбой . Рыба походила на «доисторического ящера», «глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе». Игнатьича поражают размеры осетра, выросшего на одних «козявках» и « вьюнцах », он с удивлением называет его «загадкой природы».С самого начала, с того момента, как увидел Игнатьич царь-рыбу , что-то «зловещее» показалось ему в ней, и позже понял, что «одному не совладать с этаким чудищем». Желание позвать на подмогу брата с механиком вытеснила всепоглощающая жадность: «Делить осетра?.. В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?!» Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств. Но через некоторое время «жадность он почел азартом», а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума. Кроме жажды наживы, была ещё одна причина, заставившая Игнатьича помериться силами с таинственным существом. Это удаль рыбацкая. «А-а, была не была! — подумал главный герой новеллы. — Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не «всякому Якову». Отбросив сомнения, «удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу …». Вскоре незадачливый рыбак оказался в воде, опутанный своими же удами с крючками, впившимися в тела Игнатьича и рыбы. «Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке», — пишет автор. Тогда и понял рыбак, что огромный осетр «не по руке ему». Да он и знал это с самого начала их борьбы, но «из-за этакой гады забылся в человеке человек». Игнатьич и царь-рыба «повязались одной долей». Их обоих ждет смерть. Страстное желание жить заставляет человека рваться с крючков, в отчаянии он даже заговаривает с осетром. «Ну что тебе!.. Я брата жду, а ты кого?» — молит Игнатьич . Жажда жизни толкает героя и да то, чтобы перебороть собственную гордыню. Он кричит: « Бра-ате-ельни-и-и-ик !..» Игнатьич чувствует, что погибает. Рыба «плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом». Герой новеллы испытал суеверный ужас от этой почти женской ласковости холодной рыбы. Он понял: осетр жмется к нему потому, что их обоих ждет смерть. В этот момент человек начинает вспоминать свое детство, юность, зрелость. Кроме приятных воспоминаний, приходят мысли о том, что его неудачи в жизни были связаны с браконьерством. Игнатьич начинает понимать, что зверский лов рыбы всегда будет лежать на его совести тяжелым грузом. Вспомнился герою новеллы и старый дед, наставлявший молодых рыбаков: «А ежли у вас, робяты , за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варначество — не вяжитесь с царью-рыбой , попадется коды — отпушшайте сразу». Слова деда и заставляют астафьевского героя задуматься над своим прошлым. Какой же грех совершил Игнатьич ? Оказалось, что тяжкая вина лежит на совести рыбака. Надругавшись над чувством невесты, он совершил проступок, не имеющий оправдания. Игнатьич понял, что этот случай с царь-рыбой — наказание за его дурные поступки. Обращаясь к Богу, Игнатьич просит: «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!» Он просит прощения у девушки, которую когда-то обидел: « Прос-сти-итееее … её-еээээ … Гла-а-аша-а-а , прости-и-и ». После этого царь-рыба освобождается от крюков и уплывает в родную стихию, унося в теле «десятки смертельных уд». Игнатьичу сразу становится легче: телу — оттого что рыба не висела на нем мертвым грузом, душе — оттого что природа простила его, дала ещё один шанс на искупление всех грехов и начало новой жизни.

Слайд 6

Словарная работа Каково значение слов «ЧЕЛОВЕК» «ПРИРОДА» «ДУША» ДУХОВНЫЙ» ДУХОВНОСТЬ» Что общего между ними? Что говорит В. Астафьев о браконьерах?

Слайд 7

Вывод: Человек-часть природы Человек и природа- единое целое

Слайд 8

Нестандартная книга Публикация глав « Царь-рыбы » в периодике шла с такими потерями в тексте, что автор от огорчений слег в больницу и с тех пор больше никогда не возвращался к повести, не восстанавливал и не делал новых редакций. Лишь много лет спустя, обнаружив в своем архиве пожелтевшие от времени страницы снятой цензурой главы « Норильцы », опубликовал ее в 1990 году под названием «Не хватает сердца». Полностью «Царь-рыба» была опубликована только в 1993 году.

Слайд 9

Что говорит В. Астафьев о браконьерах? Почему так много внимания уделял им?

Слайд 10

В чем смысл показа судьбы этого героя?

Слайд 11

Какова же авторская позиция по отношению к браконьерству?

Слайд 12

Что вы заметили в отношении автора к своим героям?

Слайд 13

Что можно сказать об идее произведения? Вмешиваясь в жизнь природы, нарушая экологию, человек совершает нравственное преступление Гармония отношений может быть сохранена только благодаря опыту предшествующих поколений

Слайд 14

Сообщение учащегося Особенности пейзажа в « Царь-рыбе » Говорят есть места на свете, Где природа с тобой говорит, Где становимся мы словно дети, Разум спит и душа не болит. Я хочу посетить это место, Посидеть в абсолютной тиши, Разобраться в себе. Если честно, От реальности в сказку уйти... В этой сказке нет зла, нет насилья, Нет обмана, не ходит там смерть, Там не надо кричать от бессилья, На страданья и муки смотреть. Я хочу, чтоб у каждого в жизни Был такой потайной уголок! Чтоб он смог "причесать" свои мысли, Чтоб хранил его и берег.

Слайд 18

Человек Несмотря на то, что короток твой век, Ты делаешь его короче, человек, Губишь и не думаешь о том, Что тебе и детям жить придется в нем. Задумайтесь, пожалуйста, о том, На что похож стал мир, В котором мы живем. «Мир большой», — ответишь ты.«Что будет, коль не станет красоты?» «Не поубавится людей на свете» А ты уверен ли в своем ответе?



Предварительный просмотр:

Проект  «Человек и природа  в рассказе

В. Астафьева  « Царь – рыба»».

Левшина Инна Александровна

                                                                             учитель русского языка и литературы

МОУ « ЛИЦЕЙ № 1 пос. Львовский»

Подольского муниципального района М О

84967606194

            Inna.levshina07@yandex.ru

Цель проекта: разработка  урока по творчеству В. П.  Астафьева.

Предмет: Литература

Программа: В Коровина, Просвещение , 2008г.

Класс: 11класс

Учебник: «Литература», В.П. Журавлёв, М. ,Просвещение, 2010г.

Тема: «Человек и природа в повести В. Астафьева «Царь-рыба»».

Тип урока: комбинированный, урок- размышление.

Цель:

 способствовать воспитанию негативной позиции к хищническому, потребительскому отношению к природе; умения связывать экологические проблемы с нравственными; развивать самостоятельность суждений; формировать навыки сравнения анализа; обобщения.     

 Задачи                                                      

Образовательные: проверка уровня знаний по материалу рассказа, умения анализировать текст и делать выводы.

Воспитательные: развитие нравственных качеств, обеспечение ситуации эмоционального переживания.

Развивающие: продолжить формирование развития речи учащихся путём  самостоятельного формирования выводов и обобщений; продолжить формирование дискуссионных навыков.

Оборудование: портрет В.П.Астафьева,  иллюстрации к рассказу, компьютер.

Эпиграф: « Люди повинуются законам природы, даже когда действуют против них».

И. В.Гёте.

Ход урока

Этап урока

Вре-

мя

Метод обучения

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Средства обучения

Примечания

Организационный

1 мин.

Проверка готовности класса к уроку

Доклад дежурного об отсутствующих

Актуализация знаний учащихся

3 мин.

Рассказ

Вступительное слово

Восприятие рассказа

Иллюст-

рация Портрет В.П. Астафьева,

слайды1-4

Работа над новым материалом

4 мин.

Беседа

Постановка цели

Осмысление содержания рассказа «Царь-рыба»

Демонстрация иллюстраций к книге «Царь-рыба»,

слайд5

Использование материалов презентации

Самостоятельная работа

5 мин.

Метод самостоятельной работы  со словарём

Задание учащимся

Выяснение значения слов по теме урока с записью в тетради

Словарь

В. Даля,

слайды 6-7

Проверка домашнего задания

5 мин.

Метод проверки знаний

Постановка вопроса, направленного на выяснение   сформированности  уровня читательского  суждения

Обмен читательскими впечатлениями

Слайд 8

Работа с текстом

15 мин.

Беседа

Постановка вопросов на знание содержания текста рассказа

Анализ рассказа

Слайды 9-11

Закрепление знаний

5 мин.

Диспут

Постановка вопроса, направленного на выявления позиции автора

Обсуждение идейного содержания

Слайды 12-13

Творческая работа

5 мин.

Рассказ

Проверка творческого задания

Сообщение по теме домашнего задания

Презентация

Слайды 14-17

Рефлексия

2 мин.

Заключительное слово

Подведение итога урока, обобщение

Слайд 18

План – конспект урока

              по литературе в 11 «С-Г» классе.

Тема урока: Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева  «Царь рыба»

Цель: способствовать воспитанию негативной позиции к хищническому,     потребительскому отношению к природе; формировать навыки сравнения, анализ, общения. Умения связывать экологические проблемы с нравственными; развивать самостоятельность суждений.

Задачи:

Образовательные:

Проверка уровня  знаний по материалу рассказа, умения анализировать текст и делать выводы

Воспитательные:

Развитие нравственных качеств:

Обеспечить ситуацию эмоционального переживания.

Развивающие:

Продолжить формирование развития речи  учащихся путем  самостоятельного формирования выводов и обобщений.

Продолжить  формирование дискуссионных навыков.

Тип урока: Урок – размышление

Оборудование: портрет В.П.Астафьева, иллюстрации к рассказу, презентация.

Эпиграф:

Люди повинуются законам природы, даже когда действуют против них

                                                                                             И.В.Гете.

                                         Ход  урока.

I. Вступительное слово учителя

Виктор Петрович Астафьев (1924-2002) ушел из жизни совсем недавно. Таких людей, как он, называют совестью нации. Восприимчивость и чуткость к людям, ярость при встрече  со злом, предельная честность и способность по-новому видеть мир, жесткая требовательность к самому себе и

 сентиментальность – лишь некоторые черты его неординарной личности.

В «повествовании в цикле рассказов  «Царь-рыба» (1976)  автор говорит о необходимости  безотлагательности  «возвращения к природе» В.П.Астафьева связь человека и природы интересует в нравственно-философском аспекте. Отношение к природе выступает в качестве проверки духовной состоятельности личности.

II. Работа по содержанию рассказа.

Вспомните краткое содержание рассказа «Царь-рыба»

- Браконьер  Игнатьич  поймал на Енисее огромную рыбу-осетра, но  при попытке перевалить ее в лодку сам упал в воду и зацепился за крючки самолова. Так человек оказался в ловушке вместе со своей жертвой. Выбившись из сил, запутавшись в крючках из собственных самоловов, связанный одной гибельной цепью с царь-рыбой, в итоге герой покаялся в своих грехах и отказался от добычи. В конце рыба освобождается и уходит.

III. Словарная работа.

Задание: значения слов «человек», «природа», «душа «, «духовный», «духовность»

Результат: запись в тетради:

«Человек- часть природы», человек и природа – единое целое»

IV. Обмен читательскими впечатлениями.

Книга «Царь-рыба» оказалась возмутителем литературного спокойствия, вокруг нее завязались дискуссии на страницах журналов и газет.

«Царь-рыба» угодила в самое больное место проблемы «Человек и природа»

Что же вас взволновало, когда вы читали книгу?

V.Анализ рассказа «Царь-рыба»

- Что говорит В.Астафьев о браконьерах?

- Почему так много внимания уделял им?

( Браконьерство  -  страшное   зло. Автор показывает браконьера  Игнатьича.  В чем есть своя золотинка человеческой любви, человеческого достоинства, но все это подавляется безграничным хищничеством,  превратившимся в стремление урвать лишний кусок ) .

- В чем смысл показа судьбы этого героя?

(смысл в том, что человек, творящий зло и находящий себе оправдание, допускает существование зла везде).

- В чем состоит самая главная  вина  Игнатьича? ( Это –  надругательство над любившей его девушкой.  Получается, что начав творить зло, остановится почти невозможно. Убийца дочери Командора – духовный двойник  Игнатьича.  Круги  жестокости распространяются  широко и  беспощадно ).

- Какова же авторская позиция по отношению к  браконьерству?  

(Астафьев осуждает браконьерство как зло многогранное и страшное по своей разрушающей силе,  причем писатель ведет речь не только об уничтожении живой и неживой природы вне нас, говорит о своеобразном самоубийстве, об уничтожении природы внутри человека, человеческой природы).

- Что вызывает откровенно неприязненное отношение автора к таким людям, как Гога и браконьеры?

( Это бездуховность.  Бездуховность не  в смысле отсутствия культурных интересов, а в смысле отказа признать нравственные законы, объединяющие людей и природу, отсутствие ответственности за все, что не «я» ).

VI. Обсуждение идейного содержания.

- Что вы заметили в отношении автора к своим героям?

( Астафьеву больно смотреть, как его земляки  преступили старинную  заповедь  и решились на разбойный  зверский  лов рыбы.  Он не судит героев, а заботится об их душевном исцелении, выступает с позиций добра, гуманности, против варварской позиции ) .

- Что можно сказать об идее произведения?

( Вмешиваясь в жизнь природы,  грубо нарушая экологическую среду,  человек совершает  нравственное преступление.  Кто беспощаден к природе, беспощаден ко всему живому, а стало быть , к себе самому. В символической  картине единоборства человека с природой ни на чьей стороне не может быть победы, так как человек и  природа «повязаны одним смертным концом» )

Гармония отношений может быть сохранена только благодаря духовно - историческому опыту предшествующих поколений. Человек у Астафьева не торжествует, доказывая свое превосходство, а вымаливая у рыбы  спасение. Можно согласиться, что люди действуют против законов  природы, но повинуются законам природы.

VII. Сообщение учащегося «Особенности пейзажа в рассказе «Царь-рыба»

VIII.Итог урока. Слово учителя.

Мир для В.П.Астафьева – это мир людей и природы, пребывающей в вечном. Неразрывном и противоречивом  единстве,  нарушение которого грозит  вырождением и  гибелью.  Велика его вера в торжество добра, в то, что каждый из нас сможет познать себя как человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план - конспект урока "Виктор Гюго, его жизнь и творчество"

На уроке учащиеся вспоминают биографию В.Гюго, выполняют тест на знание биографии писателя, знакомятся  со стихами и романами В.Гюго, подробнее останавливаясь на романе "Notre - Dame de Paris", д...

Разработка урока литературы в 11 классе по повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» «Война глазами Юрия Керженцева».

Цели урока: познакомить учащихся с внутренним миром героев повести, оценить  её достоинства;совершенствовать умение анализировать художественный текст;способствовать воспитанию искренности во вза...

Презентация к уроку внеклассного чтения по роману Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери"

Данная презентация иллюстрирует вступительное слово учителя о писателе, его романе, Париже и Соборе Парижской Богоматери....

Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №1 " Жизнь на миру"

Система уроков по изучению творчества Виктора  Астафьева в 6 классе. Урок №1...

Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №3 " Уроки доброты"

Урок №3 из серии уроков по изучению творчества Виктора Астафьева в 6 классе...

Конспект урока Васнецов Виктор Михайлович

Родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии, в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова (1823—1870), принадлежав...

Видео-урок «Королева Виктория: великая королева великой страны»

Урок с использованием видео фильма "Молодая Виктория" на английском языке....