Детскость как свойство характера и мировидения писателя
статья по литературе (11 класс) по теме

Каргалова Марина Анатольевна

 

Соавторы:

 Каргалова Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа №35 им.К.Д.Воробьёва» г.Курска,

Рагулина Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа №35 им.К.Д.Воробьёва» г.Курска].

Предлагаемая исследовательская работа – попытка рассмотреть тему детства в художественной прозе К.Д.Воробьёва  через определение  понятия «детскость», в качестве  основы  формирования принципов социально-этического моделирования личности; через отношение к детям раскрыть образ души – мировидения -  писателя.]

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_seminare_po_tv-vu_vorobyova.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Детскость как свойство характера и мировидения писателя

[Соавторы:

 Каргалова Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа №35 им.К.Д.Воробьёва» г.Курска,

Рагулина Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа №35 им.К.Д.Воробьёва» г.Курска].

[Предлагаемая исследовательская работа – попытка рассмотреть тему детства в художественной прозе К.Д.Воробьёва  через определение  понятия «детскость», в качестве  основы  формирования принципов социально-этического моделирования личности; через отношение к детям раскрыть образ души – мировидения -  писателя.]

2012

Курск2012


Общая характеристика работы

Обращаясь к теме детей и детства, К.Д.Воробьёв продолжает традицию русской классической литературы, имеющей богатейший опыт философско-художественного осмысления особого мира ребёнка, являющегося началом всякой «взрослой» жизни. Поставив в основу поэтического постижения мира ДЕТСТВО, автор создаёт поэтику наибольшей выразительности, той образной ёмкости, которая гармонирует с чувствами, переживаниями и коллизиями.

Актуальность данного исследования определяется необходимостью более объективного и целостного подхода к осмыслению творчества К.Воробьёва, вызванного изменившимися социально-политическими условиями в России. Имеющаяся литература несколько однобоко отражает творческую концепцию писателя, недостаточно глубоко проникая в художественный мир писателя.

Цель предлагаемой исследовательской работы в попытке рассмотреть тему детства в художественной прозе К.Д. Воробьёва через определение понятия «детскость», в качестве основы формирования принципов социально-этического моделирования личности; через отношение к детям раскрыть образ души – мировидения - писателя.

Исходя из названных целей, формулируются следующие задачи исследования:

  1. рассмотреть произведения о детстве и о детях в системе нравственно-этических и эстетических представлений К.Д. Воробьёва;
  2. раскрыть истоки детскости в мировидении писателя;
  3. проанализировать, как раскрывается образ автора, свойства характеров героев и писателя в процессе взаимодействия взрослых и детей на страницах произведений К. Воробьёва;
  4. определить многообразие тем, мотивов, образов  в художественном мире писателя, проявляющихся в произведениях о детях;
  5. доказать, что детство, в понимании К.Д.Воробьёва, – источник духовно-нравственного становления литературных героев писателя и личности человека.

Методологическими основами исследования являются принципы сравнительно-исторического и текстологического анализа. В  работе мы опираемся на произведения отечественной классики, критические статьи современных авторов о жизни и творчестве К. Воробьёва: Ю. Томашевского, Л.Гинзбурга, Сурганова В.С., Носова Е.И., Кедровского А.Е. и других.

Практическое назначение исследовательской работы состоит в том, что её отдельные положения могут быть использованы при подготовке материалов к докладам и рефератам по теме «Дети и детство в творчестве русских писателей», для краеведческой работы и уроков внеклассного чтения, в исследовательских и литературно-критических работах.

Апробация работы – исследовательская работа изложена в виде доклада  и презентации на научно-методической конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения К.Д.Воробьёва, для учителей школ города и области.

ДЕТСКОСТЬ КАК СВОЙСТВО ХАРАКТЕРА И МИРОВИДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ

В последние десятилетия XX века имя К. Д. Воробьёва стало всё чаще появляться на страницах критических сборников и журналов. Вышел в свет пятитомник произведений  К.Д.Воробьёва. Факт, безусловно, отрадный, как отрадно всё то, что служит справедливому признанию действительных заслуг К. Воробьёва как человека, гражданина и писателя [Слайд 1].

Современные литературоведы видят в нём яркого и своеобразного художника, который прочно занял место именно в «обойме военных писателей». Скажем больше: приведённые обстоятельства стали достаточным основанием для некоторых критиков считать К. Воробьёва писателем одной главной темы – темы войны. Но, ассоциируя имя                 К. Воробьёва прежде всего с литературой о войне, литературная критика тем самым как бы вполне оправданно, заранее сужает границы своих исследований. С этим трудно согласиться, так как К. Воробьёв принадлежит к числу таких писателей, чьи произведения основаны на беспощадной и бескомпромиссной памяти, проверенной не только собственной жизнью, собственными страданиями, но и временем. В них отразились и неизбывная боль сиротства, выпавшего на годы гражданской войны и коллективизации, и связанные со стержневыми историческими событиями такие всеобъемлющие понятия, как «детство» и «любовь» (любовь к Родине, любовь к родной природе, любовь к отчему дому, любовь к матери, любовь к женщине). Эта память генерирует мощное нравственное пространство.

Следуя традициям великого Л. Толстого, К. Воробьёв считает, что война действительно является продолжением мира и на неё люди шли со взглядами, убеждениями и опытом мирного времени. Генезис такого опыта главным образом восходит к предвоенному детству. Отсюда устойчивый, вполне оправданный и прослеживаемый в художественной концепции интерес писателя к истокам характера, высокому человеческому началу.      Л. Н. Толстой писал: «Детство часто держит в своих слабых пальцах истину, которую не могут удержать взрослые люди своими мужественными руками и открытие которой составляет гордость позднейших лет».

Очевидность взаимосвязей, событий военного и довоенного времени, истоками которых была и личная судьба К. Воробьёва, позволяет в качестве самостоятельной темы в его творчестве выделить и тему детей и детства, которая крайне важна для понимания идейного замысла и приёмов художественного решения отдельных воробьёвских произведений. Она становится основой формирования принципов социально-этического моделирования личности» (Л. Гинзбург), под знаком которой существует всё его творчество.

Критики, исследуя творчество Воробьёва, отмечают многогранность трактовки данной темы. В художественном мире писателя тема детства складывается из многообразия тем, мотивов, образов, проявляющихся почти в каждом его произведении. В художественном мире писателя тема детства складывается из многообразия тем, мотивов, образов, проявляющихся почти в каждом его произведении. Как способ мировосприятия, детство проявляется в рассказах «Первое письмо», «У кого поселяются аисты», «Настя», «Трое в челне», «Костяника»; как истоки нравственности и патриотизма – в повестях и рассказах «Убиты под Москвой», «Крик», «Чёртов палец», «Ермак»; психологически достоверно выписаны детские типы в повестях «Сказание о моём ровеснике», «Друг мой Момич», «Синель», как образ-символ - в рассказах «Подснежник», «Хи Вон», как душа и совесть «взрослых» героев писателя – в повестях «Генка, брат мой», «Вот пришёл великан», «Почём в Ракитном радости».

В них писатель обращается не просто к изображению детских характеров, детской психологии, но и показывает, как активно ребёнок влияет на поведение взрослого человека и пробуждает в нём совершенно особое мировидение, восходящее к детству, близости к природе,  постоянной потребности родства с миром, людьми. Своеобразие этого мировидения можно определить понятием «детскость», как синоним душевной чистоты, искренности, непосредственности мировосприятия. Образ души – мировидения -  писателя раскрывается через его отношение к детям.

Так в рассказе « Настя» определился психологический аспект темы детства. Сюжет прост, автор знакомится с пятилетней девочкой Настей. Он не просто описывает её, а высвечивает целый внутренний мир. Основное средство создания характера ребенка в прозе К. Д. Воробьева- портрет. Сама тональность портретной характеристики девочки передает отношение к Насте рассказчика, внимательно, с большой симпатией и добротой наблюдающего за ней. « Маленькие черные глаза, будто созревшие зерна смородины», «лицо…круглое и смуглое, как ржаная коврижка; нос удивительно крохотный, с прозрачными крыльями», «прямые тонкие, как свечки, ноги». Глаза-смородинки – это повторяющаяся деталь портретной характеристики Насти. Автор подчеркивает в Насте искренность, непосредственность («Она не осиливала восторга, не справлялась с неистовой и трепетной радостью, настигавшей её сердце). Чувства и переживания, определяющие внутреннее состояние ребенка, показаны Воробьевым тонко и глубоко. Когда рассказчик и Настя видят бессмысленную жестокость браконьера, у Насти «странно косили глаза, и вся она превращалась в пронзительный безгласный крик». Раскрывая состояние человека в момент наивысшего эмоционального напряжения, автор уже отказывается от конкретно-бытовых деталей портретной характеристики. В рассказе появляется образ белой лошади с жеребенком. И это не случайно, белый цвет – это цвет чистоты, обновления. Глядя на девочку, писателю кажется, что он весь наполняется ощущениями счастья и радости. И когда Настя наблюдала за животным, «начинала смеяться тем счастливым и бездумно-ликующим смехом детей, от которого взрослым всегда бывает очень хорошо и почему-то немножко грустно». Вот, наверное, здесь и начинаются истоки детскости в мироощущении писателя. Совместное восприятие окружающего мира ребенком и взрослым приобретает для писателя какой-то сокровенный смысл, умение понимать детей, быть похожими на них [Слайд 2].

Рассказ «Первое письмо» знакомит нас с Василием  Трофимычем, «коренастым мальчуганом в длинном, не своём, видать, пиджаке», крепким и сильным, на щеках которого «лежал здоровый деревенский румянец», имевшем «оттопыренные лопушки ушей». Лишь в самом конце повествования мы узнаём, что мальчик только этой осенью идёт в первый класс, но насколько зрелым он проявляет себя на протяжении всего рассказа! Он держался ровно, значительно, серьёзно;  мог подолгу с «уважительным чувством» наблюдать за процессом писательского труда, но и сам умел трудиться, выполняя подчас такую работу, которая кажется тяжёлой и утомительной даже взрослому человеку: «А я картошку окучивал. Только вчерась управился…» Говорил он так, что его речь «приобретала какой-то особенно вдумчивый смысл». Он умел «красиво и умно есть»: «Он ел, словно тихо беседовал с незримым и большим своим другом, к которому у него много уважения и хорошей любви». Научившись к зиме грамоте, Трофимыч пишет первое в своей жизни письмо – «прямыми, широкими и ясными буквами», такими же, как его характер. В каждом его поступке чувствуется, что это смелый, открытый, честный, заботливый и добрый человек. Таким же предстаёт и автор-повествователь. Не случайно зародилась крепкая дружба у столь разных по возрасту и социальному положению людей. Их роднит нетерпимость ко всякой несправедливости, вместе с тем ранимость и восприятие  беды ближнего, как своей собственной. Сойдясь поначалу на своём интересе к грибной охоте, они к концу рассказа всё больше и крепче привязываются друг к другу. «Дело дошло до того, что без него мне не думалось, не писалось, не жилось», - говорит автор. От первой и до последней страницы рассказа нас не покидает чувство, что мы познакомились с героями абсолютно равными по возрасту, мироосознанию и мировосприятию. Этот по-детски открытый взгляд на мир вместе с детьми и глазами детей является характерным для многих  рассказов Константина Воробьёва [Слайд 3].

Детскость как свойство характера и мировидения писателя раскрывается и во взаимоотношениях с окружающими в рассказе « Ермак». В образной системе рассказа варьируется мотив сложности человеческой судьбы. Автор использует прием изображения персонажа через восприятие героя-повествователя Петра Выходова, вспоминающего свое детство. Отметим умение писателя сохранить в деталях психологическую и художественную достоверность образа: детские впечатления и переживания рассказчика не заслоняются и не «исправляются» его взрослым опытом. («Тогда я понял, что рядом с крутой и тёмной обидой к Ермаку во мне живет ревнивое желание походить на него, подражать его непокойной и непричесанной душе, его приметному самочинному облику. И была такая минута, что, стоило ему обойтись со мной ласково, поманить - покликать нас с матерью, принес бы я ему в ладонях свое сердце, переполненное пестрой смесью горячих чувств, названия которым, пожалуй, и не придумать!..) Жизнь ребенка, по Воробьеву, необычайно наполнена и динамична. Юный Петя видит сложные взаимоотношения Ермака с матерью, несправедливое раскулачивание Ермака, его уход из села. Все происходящее с мальчиком открывает новые для него истины, обогащает новым опытом. Воробьев, описывая встречу Петра с Хомутовым  в партизанском отряде, подчеркивает искренность   чувств ребенка (что, впрочем, свойственно и самому автору) «Растрогался я - близок и дорог был мне этот человек, большой и нужной ношей лежала в моем сердце мужская бессловесная любовь к нему...», показывает его взросление, но через призму детских впечатлений («Что же я мог поделать с собой, когда сердце было с детства ранено человеком, которого оно хотело любить и считать своим!») [Слайд 4].

 Тема единения, тема родства человеческих душ – взрослой и детской – прослеживается в рассказе «Сказание о моём ровеснике». Психологически достоверно выписан образ Алексея Ястребова. Тема судьбы Алексея Ястребова сразу обретает силу эпического звучания; он с самого рождения в пулеметной тачанке оказывается причастным к сложным событиям времени, к радостям и трагедиям взрослых.        В сцене расстрела с предельной остротой передан трагизм свершающихся событий. «Он (Матвей Егорович) так и не понял, что было первым: обвальный грохот леса или рывок матроса в сторону. Но пробежал матрос всего лишь несколько шагов и, роняя сына, сам упал, косо с плеча... Почти рядом с матросом упал и Матвей Егорович…» Борьба жизни и смерти определяет судьбу обоих героев. Судьба маленького Алексея начинается с уничтожения кровных, родственных связей. Матвей Егорович, прожив в эти мгновения все свое прошлое, постигает смысл самого главного в жизни. « Не открывая глаз, он торкнулся на голос ребенка, схватил его и приподнял навстречу конвоирам, как икону

– Люди! Люди!..

Ему хотелось сказать конвоирам о какой-то великой и единственной правде на земле, которую сам он только что постиг в эти секунды и смысл которой выразить словами было нельзя.

– Люди!- шептал одно это слово Матвей Егорович, крест- накрест подводя перед собой ребенка…»

И начинается процесс с обретения ими друг друга, каждый из них осознанно, как Матвей Егорович или пока нет, как Алешка, чувствуют свою нужность для другого. Мальчик возвращает ему « пугающе-внезапное и мучительно-радостное чувство – чувство обретённого родства». Желание сохранить жизнь беспомощного младенца, идущее откуда-то из глубины души, стало точкой нравственного возвышения героя. Оно было сильнее страха и смерти. («Освобожденный от страха и уже дивясь ему, он был наполнен теперь глубокой и какой-то светлой печалью, перед которой отступили и померкли все те радости, что довелись ему за всю его жизнь»). С приходом в жизнь Матвея Егоровича ребенка происходит обновление и очищение его души. Он по-детски удивляется и восторгается всему» И чего только нетути на белом свете! И хорошего и плохого, А все же хорошего куда-а больше, ежели нутром видеть его....» ( К. Воробьев)

Вот и К. Д. Воробьев главным содержанием всякой человеческой жизни считает способность «нутром видеть» хорошее. Такая способность, по его мнению, закладывается в детстве. И в этом смысле детство является ориентиром человечества. (Не случайно многие герои произведений Воробьева возвращаются к детству и сверяют по нему верность жизненного курса). Именно деду Матвею отведена определяющая роль в становлении характера ребенка. Писатель не просто создает характер,  но глубоко и всесторонне исследует развивающуюся личность. Воробьев внимательно прослеживает, как бережно и по-народному мудро закладывает Матвей Егорович нравственные основы личности мальчика [Слайд 5].

Писатель ярко рисует картины детства Алексея с привычными их атрибутами - сказками Пелагеи, детскими играми и заботами, первым сенокосом и первым школьным днем. И уже в этих сценах намечен конфликт героя с окружающими людьми. Смерть деда углубит этот конфликт. Деревня не приняла чужака: дети обидно дразнили, взрослые говорили, что старик от страха тронулся головой тогда в Бешеной лощине, потому и прижил во дворе приблуда. Дед старался оберегать внука от злобы людей, готовя Алешку к предстоящим трудностям. Матвей Егорович учит его не ожесточаться, а активно противостоять им. Трагическая гибель деда воспринимается Алексеем как крушение привычного мира и как необходимость выхода в незнакомый мир, в котором «все вокруг было молчаливо безответным, непостижимо большим и враждебным». Исследователи  творчества Воробьёва подчёркивают, что « поставив в основу поэтического постижения мира детство, автор создал поэтику наибольшей выразительности, той образной емкости, которая гармонирует с чувствами, переживаниями и коллизиями. Детство давало ему ощущение истоков своей родины. А незатухающая память о детстве - это обязательное условие внутренней красоты человека».

Решающим фактором в формировании характера человека в этот период являются люди, которые его окружают. Среди тех, кто идёт по жизни рядом с детьми, безусловно, это и тётка Егориха, и Момич из повести «Друг мой Момич».  Бережное отношение к корням, роду с особым драматизмом проявляется в рассказе «Тётка Егориха» [Слайд 6].

Передавая право вести повествование ребёнку, К.Д.Воробьёв тем самым утверждает право на то, что детское чувство, детский взгляд на вещи так же полновесен, как и авторский взгляд. «То лето было для меня самым большим и длинным во всём детстве, - я многое тогда подглядел и подслушал».  Писатель умело показывает внутренний душевный мир ребёнка под двойным углом зрения. С одной стороны, жизнь ребёнка раскрывается перед нами непосредственно, с другой – эта жизнь изображена в восприятии взрослого, автора. При этом иллюзия детского восприятия не разрушается,  и не нарушается художественная целостность произведения. В сложном переплетении судеб мальчика, тётки Егорихи и Момича автор подчеркивает, что главное во взаимоотношениях людей – это уважение, доброта, сострадание, участие. «Смешная она у меня, тетка Егориха!.. Нам с нею нравится все одинаковое – звезды, гармошка, карагоды, наступающие праздники, запах кадила в церкви, богородицина трава на полу хаты и чтобы на дворе всегда было лето. Тетка, наверное, уже старая, но лучше и красивее её других людей на селе нету! Я крепко люблю её, и она меня тоже»… Есть в ней что-то детское – особенно в той радости, с которой она воспринимает чудеса окружающего мира. В Момиче преобладает хозяйское, «взрослое» начало. Он сдержан в проявлении своих чувств и даже суров, но за этой суровостью нет-нет да и пробьется нечто роднящее его с Егорихой: та же доброта, готовность прийти на помощь в беде, та же поэтическая любовь к природе и даже  где-то в самых глубинах! - та же « детскость», душевная родниковая порядочность...» Все в нем (Момиче) покоряло и приманивало моё ребячье сердце.

Особенно трагично показана автором-повествователем сцена гибели тетки Егорихи («он\ Момич\ захлебно зарыдал в голос и пошел по выгону, неся тетку на протянутых руках... Я брел и выл без слез и усилий на одной какой-то зверушечье-призывной ноте»). Как все это пережить маленькому Саньке, оставшемуся впоследствии совсем одному. Санька-сирота, и мотив сиротства раскрыт писателем во всем своем драматизме как мотив одиночества. Уход из села - не стремление героя отказаться от своего прошлого, а преодоление последствий зла, стремление определить свою судьбу, сохранив память обо всем: «Солнце било мне в спину. Оно сияло с той стороны, где оставалась Камышинка - черное горе мое, светлая радость моя!..» Страдания укрепляют и возвышают сильных: понятней мука, переживаемая другим, по-особенному ценны участие, дружба, любовь, семейные узы. И не отсюда ли та неизменная и глубокая сердечность, которой дышат рассказы К. Д.Воробьева, обращенные к детям. Ещё раз хочется подчеркнуть, что детство давало писателю ощущение своего начала, своих истоков, своей родины [Слайд 7].

«Подснежник» – так называется рассказ, представивший нам образ-символ сироты, так обнажённо и по-разному раскрывающий суть души взрослого человека. Из содержания произведения мы знаем, что ребёнок, родившийся в партизанском отряде, был не просто нежданным или непредвиденным осложнением военных будней бойцов. Он явился своего рода «лакмусовой бумажкой», мерилом всего светлого, тёплого и чистого, что сохранила ещё  или утратила уже  душа человека, прошедшего горнило военных лихолетий. И тем светлей и зримей становится образ автора-рассказчика, когда он делится с читателями своими переживаниями: «Я пошёл …, почти физически ощущая в себе рождение какого-то нового чувства. Я не знал причины этой душевной лёгкости и боялся её потерять». Мы же понимаем, что это новое чувство вело в бой, оно вселяло уверенность и решимость довести борьбу до победного конца: «Это надо вернуть! Вернуть это всё и всем! И ему… родившемуся нынче в шалаше, - тоже!» Образы-символы из военного прошлого К.Воробьёва как всегда являются наиболее весомым мерилом того «объёма гуманности», который мог быть заложен в  душу человека в период его опалённой юности.

 Возвращаясь памятью в детство, писатель анализирует и свое настоящее. Так,  в рассказе «Синель» мы отмечаем, что, обладая большой эмоциональной культурой, Синель и Санька Письменов, как главные герои произведений о детстве, открыты всему современному миру, доброму и злому. Судьбы Синели и Сергея оказываются включёнными в поток социально-исторических событий сложных тридцатых годов. Синель стремится сохранить человеческое достоинство, отстоять право на веру в себя со стороны других людей. Поэтому ответственность человека за всё в своей жизни раскрывается писателем как чёткость и постоянство нравственных ориентиров, которые на протяжении всей жизни были присущи самому автору [Слайд 8].

Повесть «Почем в Ракитном радости» некоторые исследователи считают повествованием Воробьева о собственной жизни. Казалось бы, фабульная основа повести проста: писатель Константин Останков едет в родное село, которое он покинул 25 лет назад, оказавшись невольным виновником трагической судьбы своего дяди Мирона Останкова («В Ракитное еду как на суд»). Герой изображен в один из решающих, этапных моментов его жизни - наступило время итогов. Напряженно думая о жизни, он понял, что « ничто не исчезает из мира» Проблема памяти трактуется К. Д. Воробьевым как способность и стремление героя к осознанному восприятию жизни. Основные черты личности Останкова - совестливость, честность, в нём постоянно живёт готовность к счастью. В герое тонко показан особый душевный склад человека, легко уязвимого, открытого красоте, обладающего высоким чувством личного достоинства. Он яростно нетерпим ко всякой несправедливости, обостренно чувствует беду другого, как свою собственную. Поэтому чувство вины не забывается и не сглаживается с годами. Автор, тщательно анализируя, чувства, мысли, переживания Останкова, не упрощает их сложности. С годами тот осознал и свою вину перед Ракитным, и вину перед самим собой, потому что она перечеркнула мир детства, сохранив в памяти « темное и нелюбимое» прошлое. Встреча с родными местами, с детством расширяет диапазон воспоминаний героя, чувство вины уже не заслоняет всего в памяти: « ни за что доброе не цеплялась тут моя память. Но я должен был оставить машину, опустить боковое стекло и немного посидеть так, пока сердцу не стало легче от неожиданно радостной встречи со своим детством». « Возвращение в детство» снимает непереносимость душевной боли, накопившиеся стрессы, смягчает потрясения. Возвращение к родным истокам обогащает Останкова как личность и как писателя. После встречи с девочками на Кобыльем логу Останков, вернувшись на время к радостным забавам детства, глядя « в раскрасневшиеся лукавые рожицы и блестевшие глаза девочек», хочет писать « повесть, но не ту,  дракой начатую, а другую. Совсем другую... Герой преодолел духовный и творческий кризис; он сохранил в качестве главных нравственных ориентиров своей жизни такие понятия, как совесть, долг, честь. « Я сидел и как начало радостного стиха мысленно твердил: «Жизнь благо, и бремя её легко».  Легко и свободно на душе у героя. «Мне хотелось рассыпать тут на черной пахучей дороге скорлупу,- ничего не будет радостнее этой находки для завтрашнего пешехода, ничего! Увидит и обязательно подумает, что это дети насорили. И куда это они шли? В гости, что ли? Или из гостей?..» [Слайд 9].

К. Воробьев "воистину выделяется среди многих пишущих современников особым, лично отработанным методом проникновения в глубины человеческой души". Обостренный психологизм его прозы рождает в читателе высокое чувство сопереживания. Произведения Константина Дмитриевича Воробьева несут заряд высокой нравственности, возвышают душу,  вселяя в  нее мужество и  благородные порывы.

В его рассказе «Картины души» рисуется образ автора, дающего оценку всему происходящему и произошедшему с ним в жизни.  Бескорыстие, любовь, внимание, взаимопонимание, сочувствие, умение прощать, стойкость, тепло души, нежное, трепетное отношение к детям, открытость, сила характера – вот что характеризует писателя, его мировосприятие. Вопреки всему, а может, благодаря, трудное детство сформировало душу художника слова, явившуюся прочной преградой, через которую не могут пробиться в память «чёрные пятна» воспоминаний о прожитых годах. Он сумел сохранить эту чистоту души. Детство - одна из самых любимых «картин души» писателя, которую, как он считал, «надо рисовать розовым, синим и золотым» в противовес взрослому, - наносному, искусственному.

 «Детство - посох, с которым человек входит в жизнь» - повторенная многократно и выраженная в многообразных формах, тема детей и детства убеждает в том, что оно (детство) становится для К. Воробьёва «одной из ключевых опор, придающих прочность существованию, мировосприятию, сутью и основанием жизни» (К. Воробьёв). Детство для него, безусловно, не только поэтический образ прошлого и предмет изображения, но и особая нравственно-зрячая духовная память, средство проникновения в самую суть человеческих взаимоотношений, тот фундамент, на котором строятся образы и сюжеты. Детство для героя Воробьёва — время святое и светлое. Оно осталось в его памяти как вечное, тёплое и ласковое лето... И потому так стремится он в тяжёлые минуты жизни вернуться в своё детство, прикоснуться к нему хоть на миг мыслью и памятью припасть уставшей и настрадавшейся душой к его чистому, светлому, живительному роднику, обрести духовное равновесие. Всё его творчество есть убедительное доказательство того, что детство – один из глубинных законов, на основе которых составляется сложная картина мира. У этой темы свойство острого и сосредоточенного взгляда, что неспешно и основательно, но с детской непосредственностью и правдивостью, открывает сложный и многообразный мир, вместивший в себя добро и зло, которые не перестали быть полярностями и по-прежнему чётко очерчены писателем.

Это пора, которая «заронила в душу что-то необходимое и прочное, что прорастёт потом в зрелом человеке, не даст ему сломиться, потерять себя в бурях грозного века», явилась истоком формирования личности не только  воробьёвских героев, но, как видим, и самого автора. И как важно, что писатель, показывает, что те семена добра и человечности, которые успели запасть в мальчишеские души, не исчезли... Писатель своим личным опытом и памятью - прямо или косвенно - как бы удостоверяет правду рассказанного. Именно в детстве далось ему чувство рода и родины, как и тем мальчишкам –сиротам, безотцовщине, - которые вырастали в книгах К. Воробьёва в людей совершенно определённого стиля или образа жизни, в людей действия.

Читая произведения писателя, мы понимаем, что жестокость и недобро сами собой не рождаются в человеческом сердце. Поэтому так важно прислушаться к словам писателя, призывавшего жить и «никогда, ни на один день, ни на час и ни на миг не становится довольным» [Слайд 10].


Список использованной  литературы

  1. Воробьёв К.Д. Жизнь на тему… // Курские тетради: Курск и куряне глазами учёных: тетрадь четвёртая. – Курск: КГПУ, 2002. – С.123-133.
  2. Воробьёв К.Д. И всему роду твоему. //Вильнюс, изд.Вага, 1978.
  3. Воробьёв К.Д. Сказание о моём ровеснике. //М., Советская Россия, 1973. / Вступительная статья Сурганова Вс. – С.3-15/.
  4. Детство и природа в творчестве К.Д.Воробьёва // Писатель, творчество: современное прочтение. – Курск. КГПУ, 2000. – С.79-94.
  5. Детство как социокультурный ориентир (по творчеству К.Д.Воробьёва // История и культура: прошлое и современность. – Курск, 1999. – С.27-33.
  6. Кедровский А.Е. Земляки: творчество К.Д.Воробьёва и Е.Носова. //Курск: Изд-во КГПУ, 1999. – С.2-74
  7. Носов Е. Он любил эту землю //в кн. К.Д.Воробьёва «И всему роду твоему». – Вильнюс, изд.  Вага, 1978. – С.5-8.
  8. Нравственные истоки прозы К.Д.Воробьёва // Труды СГУ. Выпуск 15. – Москва: СГУ, 1999. – С.124-131.
  9. Томашевский Ю. Вчера и сегодня.//Критико - публицистические сюжеты. Москва, Советский писатель, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние английских и немецких писателей на русских писателей и читателей.

Данный интегрированный урок (литература, английский и немецкий языки) разработан для учащихся девятого класса, изучающих два иностранных языка, как завершающий урок по литературе по теме «Русски...

Брошюра "Писатель и время" (уроки внеклассного чтения по произведениям зарубежных писателей)

Брошюра "Писатель и время" (уроки внеклассного чтения по произведениям зарубежных писателей)...

"Проявление русского характера как черты национальной принадлежности в ходе Великой Отечественной войны (Курская битва) и в рассказе А.Н. Толстого "Русский характер".

Тема урока поможет  учащимся почувствовать себя русскими, осознать себя частицей русской нации, проникнуться уважением и гордостью за великий ратный подвиг, совершенный отцами и дедами в годы Вел...

Конспект урока "Красота русского характера" (по рассказу А.Н. Толстого "Русский характер")

Конспект урока "Красота русского характера" (по рассказу А.Н. Толстого "Русский характер")...

Взаимосвязь языка и культуры на уроке иностранного языка как путь к формированию интеркультурного мировидения

В статье актуализируется соотношение языка и культуры как интегрированных компонентов, способствующих выходу на новый уровень межкультурной коммуникации, который автор номинирует как интеркультурный. ...

Классный час для обучающихся 8 класса "Традиции русского чаепития в творчестве художников, писателей и целебные свойства чая".

В презентации представлены картины художников, отражающих традиции чаепития в России, предложены рецепты лечебного чая....

М. Горький. Слово о писателе. Автобиографический характер повести «Детство».

Конспект урока по литературе в 7 классе.М. Горький . Слово о писателе. Автобиографический характер повести "Детство"...