Главные вкладки

    Интегрированный урок русского языка и литературы в 8 классе
    методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

    Петрушина Марина Валентиновна

       «Лишь слову жизнь дана»

     

     Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку.

    Скажите, из какого стихотворения И.А.Бунина эти слова?

    Прочитайте это стихотворение (читает ученик)

    Скажите, о чём это стихотворение? Какую основную мысль хотел донести до нас автор?

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл bunin_urok_k_seminaru.docx17.35 КБ

    Предварительный просмотр:

                        Интегрированный урок русского языка и литературы в 8 классе

    Тема:   «Односоставные предложения. По  произведениям И.А.Бунина»

    Цель урока:  Развивать у учащихся умение выполнять лингвистический анализ текста

    Задачи урока:

                               . показать мастерство И.А.Бунина; учить анализировать особенности языка и стиля

                                 произведения.

                               . закрепить знания об односоставных предложениях

                               . развивать творческие способности учащихся, память, мышление.

                               . прививать культуру межличностного общения (работа в паре, в группе)

    Оборудование:  художественные тексты И.А.Бунина (раздаточный материал), толковый словарь,

                                  Оценочный лист, мультимедийная установка(презентация)

                                                          Ход  урока.

       «Лишь слову жизнь дана»

     Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку.

    Скажите, из какого стихотворения И.А.Бунина эти слова?

    Прочитайте это стихотворение (читает ученик)

    Скажите, о чём это стихотворение? Какую основную мысль хотел донести до нас автор?

    И.А.Бунин считал поэзию очень трудным ремеслом и всегда волновался, удалось или не удалось  

    Передать словами краски природы, свет, звук. Внешне слова, состоящие из букв, бледнее    

     Живописных и музыкальных средств выражения. Но, как вы заметили, они могут сказать

    Намного больше. Запишите эпиграф  нашего урока к себе в оценочный лист, который сегодня у

    нас будет выполнять роль тетради.

    А.Т.Твардовский, сам большой художник слова,  считал, что каждый молодой писатель» в

    начальной своей поре должен пройти Бунина.  Это научит его постоянному чувству

    великой    ценности родной речи, умению отбирать нужные и незаменимые слова,

    привычке обходиться малым их числом для достижения большой выразительности.

    Действительно, Бунин очень часто в своих произведениях использовал коротенькие предложения.

     некоторые из них состояли всего из одного слова, но  какими ёмкими и выразительными они

    являются, какое глубокое содержание усматриваем мы в них.

    И сегодня на уроке мы закрепить тему «односоставные предложении» на примере произведений

    И.А.Бунина.

    Бунина ценят и любят. Им восхищаются, ему подражают. Давайте прочитаем высказывания других

    Русских писателей о И.А.Бунине (слайд№  )

    Чтение со слайда.

    . Мир Бунина – это мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ним переживаний.

                                                                                     А.Блок

    . Бунин одинаково остро и тонко видел всё, что привелось ему видеть в жизни.

                                                                                     К.Паустовский

    . Из необъятного числа слов он (Бунин) безошибочно  выбирал для каждого рассказа

      слова наиболее живописные, наиболее сильные.              

                                                                                      К.Паустовский

    Запишите одно  предложение и выполните его синтаксический разбор. Каждый ряд выписывает

    Своё. Но прежде, чем вы начнёте работу, давайте выберем на каждом ряду человека, который

    сегодня будет выполнять  роль учителя. Кто хочет побывать в роли учителя? Ваша задача –

    составить  всевозможные вопросы по данному предложению и задать их ребятам своей группы.

    У  вас 3 минуты, чтобы разобрать предложение и быть готовыми отвечать на вопросы своего

    учителя.

     Вопросы  ученикам каждой группы задаёт выбранный учитель.

    Высшей  степенью  проявления любви к Бунину можно считать то, что в его честь слагают стихи.

    Давайте прочитаем один из сонетов Игоря Северянина, который он посвятил Бунину.

    (чтение сонета учеником)

    . О чём этот сонет?

    . С чем сравнивает И.Северянин стихи Бунина?

    . Запишите отрывок из сонета к себе  в лист.

    (Слайд №  )

    Уют усадеб в пору листопада.

    Благая одиночества отрада.

    Ружьё. Собака. Серая Ока.

    . Проанализируйте эти предложения с точки зрения их структуры.

    . Что о них можно сказать? Что в них общего?

    . Вспомните, какие предложения называются односоставными?

    . Какие вам известны группы односоставных предложений?

    Анализ текстов.

    В вашем раздаточном материале есть отрывок из рассказа Бунина «Последняя весна».

    Прочитаем его.

    . О каком времени года идёт речь?

    . Как вы понимаете слова «сладкий вздох свежестью»?

    . Почему вздох, а не вздохнул? На что обращает внимание автор?

       ( неважно  действие, важен предмет)

    . Определите  лексическое значение слова свежесть по словарю.  ( слайд №  )

    . Какое средство художественной выразительности использует Бунин в этом предложении?

     (метафора)

    . Как вы понимаете  слово  чудится? Подберите к нему синонимы.(кажется, мерещится)

    .  Как понимаете значение слова оцепенение? Синонимы к этому слову.

    . Какие ещё средства художественной выразительности использует автор в этом отрывке?

    . Петухи поют как неживые – сравнение. Почему они так поют, как выдумаете?

    . Новый снег – эпитет.

    . Выпишите из этого отрывка только односоставные предложения, определите их вид.

     5 минут.

    ( слайд №  )

    . Читаем выписанные предложения и определяем их вид.

    . Поверьте себя. Сравните с правильным ответом, запишите те предложения, которые вы

     пропустили.

    Исследовательская работа.

    Перед вами стихотворения и  отрывки из разных произведений Бунина. Ваша задача – найти в

    них только односоставные предложения и подчеркнуть. Чья группа найдёт больше предложений.

    5 минут. (проверка)

    Очень часто умело  и точно подобранное слово может заменить по смыслу целое предложение.

    В этом мы сегодня ещё раз убедились на примере творчества Бунина, который умел достичь

    наибольшей выразительности благодаря умению подбирать нужные слова.

    Сочинение миниатюра.

    И в заключение нашего урока я предлагаю вам написать небольшое сочинение миниатюру,

    включая в свой текст односоставные предложения, как это дела Бунин.

    Тема вашего сочинения перед вами на слайде.

    5 мину.

    Зачитаем ваши работы.

    Итог.

    Каждый из вас будет оценен мною по итогам вашей письменной работы, а вам я

    предлагаю самим  оценить свою работу на этом уроке первой оценкой, второй оценкой

    вы оцените пользу и значимость этого урока для вас.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок русского языка и литературы "Письмо с фронта" 7 класс

    Данный урок проведен в дни, посвященные 70-летию освобождения г.Калинина (Твери) от немецко-фашистских захватчиков. Направлен на углубление и расширение представлений уч-ся об эпистлярном жанре. Спосо...

    Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе «Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Фонетические аспекты организации стиха в практике поэтов серебряного века».

    Урок построен по технологии развивающего обучения и интеграции  учебных предметов области "Филология". Обобщение и систематизация материала, изученного в разделе «Фонетика и графика», ведется на ...

    « Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!» Интегрированный урок русского языка и литературы. 6 класс. Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.

       Интегрированный урок русского языка и литературы с целью расширить представления уч-ся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в устн...

    Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.

    Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...

    Интегрированный урок ( русский язык и литература, 9 класс)

    Интегрированный урок на тему: "Использование сложносочиненных предложений в творчестве М. Ю. Лермонтова"....

    Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе по теме «Входите! Входите, дети!» Роль литературы в будущем самоопределении молодежи (по рассказу М. Гелприна «Свеча горела»)

    Тип урока: урок открытия нового знанияФормы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.Используемые технологии:Тренинговые технологии: технология «Дебаты»Технологии на основе эффективн...