Рабочая программа по литературе в 9 классе
рабочая программа (литература, 9 класс) по теме

Стибунова Елена Владимировна

Рабочая программа по литературе в 9 классе  (к учебнику авторов: Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев)  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_lit_9_kl.doc306.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Старская средняя общеобразовательная школа  Дятьковского района Брянской области

РАССМОТРЕНО                                                                                                   УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО

и рекомендовано к утверждению                                                                                     Директор  школы              

«___»___________ 20__ г.                                                                                                                   _________Е.В.Стибунова

Протокол №_____                                                                                                                                                                      «___» _______________20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

по литературе   для  9  класса

на 2011-2012  учебный год

подготовила

учитель русского языка и литературы

Стибунова  Елена Владимировна

Старь – 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев / М.: «Русское слово», 20__года. Программа допущена Министерством образования и науки  Российской Федерации.    

Цели и задачи программы:

1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

2. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

3. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко- литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

4. Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно- исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

В 2011-2012 учебном году литературное образование в  школе на базовом уровне  осуществляется по программам и учебно-методическим комплектам /УМК/: Г.С. Меркина (5-8 классы) и С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева (9-11 классы).

Учебник « Литература. 9 класс. Автор-составитель: Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. Москва ,«Русское слово», 2010 г. соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы, ориентирован на формирование умения анализировать и интерпретировать текст.

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации в  учебных планах для образовательных учреждений Брянской области для обязательного изучения учебного предмета «Литература» отводится следующее количество часов:

385 часов на этапе основного общего образования: в 9 классе выделяется  102 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).

Реализация практической части программы:

классное сочинение – 5

домашнее сочинение – 1

тестирование -  3

ВН.ЧТ.- 7

                                                                         

Формы организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная, групповая                        

                         

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Важнейшими умениями в 9 классе являются следующие:

  1. умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
  2. выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;
  3. осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитан ного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
  4. умение обосновывать свое суждение, давать характери стику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произве дении;
  5. умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного про изведения;
  6. умение составлять простой и сложный планы изучаемо го произведения;
  7. умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
  8. умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
  9. умение письменно отвечать на вопросы, писать сочине ния на литературную и свободную темы;
  10. умение выявлять авторское отношение к героям, сопо ставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
  11. умение высказывать собственное суждение об иллю страциях.

 АЛЕНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕАНИЕ

п.п

Наименование раздела и тем

Часы учебного

времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

1.

Ведение

Своеобразие изучения литературы в 9 кл. История отечественной литературы как отражение культурно-исторического развития нации.

1

2.

Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики. Основные литературные направления ХVІІІ- ХІХ и ХХ веков.

1

3.

Из древнерусской литературы

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы.

1

4.

Историческая и художественная ценность  «Слова о полку Игореве».

1

5.

Патриотическое звучание основной идеи поэмы, её связь с проблематикой эпохи.

1

6.

Человек и природа в художественном мире поэмы, её стилистические особенности.

1

7.

Проблема авторства «Слова о полку Игореве».

1

8.

Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.

1

9-10

РР Сочинение по произведению «Слово о полку Игореве»

2

11

Из литературы 18 века

Основные тенденции развития русской литературы в ХVIII столетии.

1

1ё12

Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К.Тредиаковского в формирование новой поэзии.

1

13.

Значение творчества М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина для последующего развития русского поэтического слова.

1

14

Расцвет отечественной драматургии (А.П.Сумароков, Д.И.Фонвизин, Я.Б.Княжнин)

1

15.

Книга А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни.

1

16.

Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия…»

1

17

Своеобразие художественного метода А.Н.Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).

1

18

Поэтика «сердцеведения » в творчестве Н.М.Карамзина.

1

19

Черты классицизма и предромантизма в произведениях. Роль писателя в совершенствовании русского литературного языка.

1

20

ВН.ЧТ. Моё любимое произведение ХІХ века.

1

21

Литература первой половины 19 века

Становление и развитие русского романтизма в первой четверти ХІХ века. Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности.

1

22

Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова,  В.А.Жуковского, К.Ф.Рылеева , Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.

1

23

ВН. ЧТ. Стихи поэтов - романтиков

1

24

Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова.

1

25

 Творческая история комедии «Горе от ума».  Своеобразие конфликта и тема ума в комедии.

1

26

Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала ХІХ столетия.

1

27

Чацкий и Молчалин

1

28

Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет.

1

29

Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У.Шекспира и Ж.Б. Мольера).

1

30

Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии.

1

31

И.А.Гончаров о «горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).

1

32-33

РР Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

2

34

Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина.

1

35

 Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики.

1

36

Лирика любви и дружбы:  «На холмах Грузии..», «К*», «Я вас любил…», «К Чаадаеву» и др.

1

37

Тема природы в лирике А.С.Пушкина: «К морю», «Осень» и др.

1

38

Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина.

1

39

Романтическая поэма «кавказский пленник», её художественное своеобразие и проблематика.

1

40

Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика)

1

41

ВН.ЧТ. А.С.Пушкин «Повести Белкина»

1

42

Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров.

1

43

 «Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах.

1

44

Автор и его герой в образной системе романа.

1

45

Тема онегинской хандры и её преломление в «собранье пёстрых глав».

1

46

 Онегин и Ленский.

1

47

Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора.

1

48

Картины жизни русского дворянства в романе.

1

49

Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина».

1

50

В.Г.Белинский о романе.  

1

51

Контрольное тестирование по роману А.С. Пушкина

1

52-53

РР Сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

2

54

Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова.

1

55

Темы и мотивы лермонтовской  лирики: назначение художника.

1

56

Темы и мотивы лирики: свобода и одиночество.

1

57

Темы и мотивы лирики: судьба поэта и его поколения, патриотическая тема.

1

58

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» как  первый русский философский  роман в прозе.

1

59

Своеобразие композиции и образной системы романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

1

60

Автор и его герой в романе «герой нашего времени»

1

61

Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки.

1

62

Печорин в ряду других персонажей романа.

1

63

Черты романтизма и реализма в поэтике романа.

1

64

Мастерство психологической обрисовки характеров.

1

65

«История души человеческой» как главный объект повествования в романе.

1

66

Роман «Герой нашего времени в оценке В.Г.Белинского»

1

67

Контрольное тестирование по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

1

68-69

РР Сочинение по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

2

70

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя.

1

71

Поэма «Мёртвые души» как вершинное произведение художника.

1

72

Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы.

1

73

Сюжетно-композиционное своеобразие «Мёртвых душ» («городские» и «помещичьи»главы, «Повесть о капитане Копейкине»). ТЛ вставная повесть

1

74

Сюжетно-композиционное своеобразие «Мёртвых душ» («городские» и «помещичьи»главы, «Повесть о капитане Копейкине»). ТЛ вставная повесть

1

75

Образ Чичикова и тема «живой» и «мёртвой» души в поэме.

1

76

Образ Чичикова и тема «живой» и «мёртвой» души в поэме.

1

77

Фигура автора и роли лирических отступлений. ТЛ Образ  - символ.

1

78

Художественное мастерство Гоголя – прозаика, особенности его творческого метода.

1

79-80

РР Сочинение по поэме  «Мёртвые души».

2

81

ВН.ЧТ. Н.В.Гоголь «Женитьба»

1

82

Контрольное тестирование по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

1

83.

Литература второй половины 19 века

Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-1890-х годов.

1

84.

Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А.Гончарова и И.С.Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е.Салтыкова – Щедрина.

1

85.

Лирическая ситуация 50-80- годов ХІХ века (поэзия Н.А.Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А.Фета).

1

86.

Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра.

1

87.

Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).

1

88.

Проза и драматургия А.П.Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики ХІХ столетия.

1

89.

ВН.ЧТ. А.П.Чехов. Рассказы.

1

90.

Из литературы 20 века

Своеобразие русской прозы рубежа веков (М.Горький, И. Бунин, А. Куприн). Драма М.Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»).

1

91.

Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи.

1

92.

ВН.ЧТ. Песни и романсы на стихи поэтов  ХХ века.

1

93.

РР Подготовка к домашнему сочинению по лирике поэтов ХХ века.

1

94.

Своеобразие отечественного романа первой половины ХХ века (проза М.Шолохова, А.Толстого, А.Твардовского, М. Булгакова).

1

95.

Литературный процесс 50-80-х годов (проза В.Распутина, В.Астафьева, В.Шукшина, А.Солженицына)

1

96.

Литературный процесс 50-80-х годов (поэзия Е.Евтушенко, Н.Рубцова, Б. Окуджавы, В.Высоцкого).

1

97.

Новейшая русская проза  80-90-х годов (произведения В.Астафьева, В.Распутина, Л.Петрушевской, В.Пелевина).

1

98.

Новейшая русская поэзия  80-90-х годов (лирика И.Бродского, О.Седаковой).

1

99.

Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.

1

100.

Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.

1

101.

ВН.ЧТ. Моё любимое произведение литературы ХХ века.

1

102.

Рекомендации к летнему чтению.

1

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ (2ч.)

Цели и задачи изучения историко- литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно- исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики ( с обобщением изученного в основной школе).Основные литературные направления 18-19 и 20 веков.

Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные» темы и мотивы.

Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательского опыта.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6ч.) + Р.Р.  (2ч)

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, её связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, её стилистические особенности. Проблема авторства «Слова». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.

Опорные понятия: слово как жанр древнерусской литературы, рефрен, психологический параллелизм.

Развитие речи: устное сообщение, сочинение.

Внутрипредметные связи: «Слово» и традиции билинного эпоса.

Межпредметные связи: художественные и музыкальные интерпретации «Слова».

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА(9ч.) + ВН.ЧТ.(1ч.)

Основные тенденции развития русской литературы в 18 веке. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д.Кантемира и В.К.Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина для последующего развития русского поэтического слова. Расцвет отечественной драматургии ( А.П.Сумароков, Д.И.Фонвизин, Я.Б.Княжнин).

Книга А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия». Своеобразие художественного метода А.Н.Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).

Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М.Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка.

Опорные понятия:  теория «трёх штилей», классицизм и сентиментализм как литературное направление.

Развитие речи: чтение наизусть, доклады, рефераты.

Внутрипредметные связи: традиции западноевропейского классицизма в русской литературе 18 века.

Межпредметные связи: классицизм в живописи и архитектуре.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА (2ч.) + ВН.ЧТ. (1ч.)

Становление и развитие русского романтизма в первой четверти 19 века.

Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н.Батюшкова, В.А.Жуковского, К.Ф.Рылеева, Е.А.Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.

Опорные понятия: романтизм как литературное направление, романтическая элегия, баллада.

Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный комментарий к поэтическому тексту.

Внутрипредметные связи: романтизм в русском и западноевропейской поэзии.

Межпредметные связи: романтизм в живописи и музыке.

А.С.ГРИБОЕДОВ (8ч.) + Р.Р. (2ч.)

Жизненный путь и литературная судьба А.С.Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала 19 столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У.Шекспира и Ж.Б.Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А.Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»)

Опорные понятия: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спектакль.

Внутрипредметные связи: черты классицизма и романтизма в «Горе от ума».

Межпредметные связи: музыкальные произведения А.С.Грибоедова , сценическая история комедии «Горе от ума».

А.С.ПУШКИН (16ч.)+ ВН.ЧТ.(1ч.) + тестирование (1ч.)+ Р.Р.(2ч.)

Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики ( тема поэта и поэзии, лирика любви

и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.) : « К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Арион»,

«Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд», «Осень», «Стансы», «К…», «Я вас любил», «Бесы», «Я памятник воздвиг себе

нерукотворный». Романтическая поэма «Кавказский пленник», её художественное своеобразие и проблематика. Реализм «Повести

Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии,

мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина – художника; христианские мотивы в творчестве

писателя. «Чувства добрые» как центральные лейтмотивы пушкинской поэтики, критерии оценки литературных и жизненных

явлений. «Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской

хандры и её преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Картины

жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г.Белинский о романе.

Опорные понятия: романтическая поэма, реализм, пародия, роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступление.

Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментирования, цитатный план, письменный анализ стихотворения,

сочинения различных жанров.

Внутрипредметные связи: творчество А.С.Пушкина и поэта Дж.Г.Байрона; образы В.А.Жуковского в пушкинской лирике; литературные

реминисценции в «Евгении Онегине»

Межпредметные связи: графические и музыкальные интерпретации произведений А.С.Пушкина.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (13ч.) + тестирование (1ч.) + Р.Р.(2ч.)

Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики ( назначение художника, свобода и одиночество,

судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон», «Я жить хочу..»,  «Смерть поэта», «Поэт», «И скучно, и

грустно», «Молитва», «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Три пальмы», «Когда волнуется

желтеющая нива», «Родина».

«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и

его  герой. Индивидуализм Печорина его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма

и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой» как главный объект

повествования в романе .В.Г.Белинский о романе.

Опорные понятия: байронический герой, философский роман, психологический портрет, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный сопоставительный анализ стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно

критической статьи.

Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два

представителя «лишних» людей.

Межпредметные связи: живописные, графические и музыкальные интерпретации произведений М.Ю.Лермонтова. «Герой нашего

времени» в театре и кино.

Н.В.ГОГОЛЬ (9ч.) + Р.Р.(2ч.) + тестирование (1ч.) + ВН.ЧТ. (1ч.)

Жизнь и творчество Н.В.Гоголя. Поэма «Мёртвы души» как вершина произведения художника. Влияние «Божественной комедии» Данте

на замысел гоголевской поэмы. Сюжетно-композиционное своеобразие «Мёртвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о

капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мёртвой» души в поэме. Фигура автора и роль

лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.

Опорные понятия: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть.

Развитие речи: пересказ с элементами цитирования, сочинение сопоставительного характера.

Внутрипредметные связи: Н.В.Гоголь и А.С.Пушкин: история сюжета «Мёртвых душ»; образ скупца в поэме Н.В.Гоголя и мировой

литератере.

Межпредметные связи: поэма «Мёртвые души» в иллюстрациях художников (А.Агнин, П.Боклевский, Кукрыниксы).

ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА (Обзор с обобщением изученного)  (6ч.) + ВН.ЧТ. (1ч.)

Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-1890 –х годов. Расцвет социально-психологической

прозы(произведения И.А.Гончарова и И.С.Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е.Салтыкова-Щедрина («История одного

города»)

Лирическая ситуация 50-80-х годов 19 века (поэзия Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета).

Творчество А.Н.Островского как новый этап развития русского национального театра.

Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).

Проза и драматургия А.П.Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики 19 столетия.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА (Обзор с обобщением изученного) (10ч.) + Р.Р.(1ч.)+ ВН.ЧТ.(2ч.)

Своеобразие русской прозы рубежа веков ( М.Горький, И.Бунин, А Куприн). Драма М.Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»).

Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А.Блока, С.Есенина,

В.Маяковского, А.Ахматовой, М.Цветаевой, Б.Пастернака).

Своеобразие отечественного романа первой половины 20 века (проза М.Шолохова, А.Толстого, М.Булгакова).

Литературный процесс 50-80 –х годов (проза В.Распутина, В.Астафьева, В.Шукшина, А.Солженицына, поэзия Е.Евтушенко, Н.Рубцова,

Б.Окуджавы, В.Высоцкого). Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов 9произведения В.Астафьева, В.Распутина, Л.Петрушевский,

В.Пелевина и др., лирики И.Бродского, О.Седаковой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.

Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение, традиции и новаторство.

Межпредметные связи: музыка, живопись, кино в контексте литературной эпохи.

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Виды и формы контроля

 Формы контроля:                       Виды контроля:

  1. индивидуальная                      предварительный
  2. групповая                                 текущий
  3. фронтальная                             тематический

                                                   итоговый

1.Проверочная работа по творчеству А.С.Грибоедова (тест)

1. Правильно соотнесите литературные направления и характерные для них черты, проявившиеся в комедии «Горе от

ума»:

А) классицизм              1) главный герой: одинок и на понят окружающими; противостоит обществу; речь насыщена

                                          трагическим пафосом; мотив изгнанничества;

Б) романтизм                 2) социальная и психологическая типизация; индивидуализация героев; отсутствие однозначности

                                         в образах  героев комедии; «порок не наказан, добродетель не торжествует»; в произведении

                                         присутствует более двадцати действующих лиц;

В) реализм                   3) единство места, времени и действия произведения; амплуа; принцип говорящих фамилий

2. Какую разновидность жанра комедии представляет собой «Горе от ума»?

 А) философскую    

Б) социальную  

В) семейно-бытовую  

Г) политическую  

Д) совокупность разновидностей

Е) сатирическую

3. Соотнесите элементы композиции и части текста комедии:

А) экспозиция            1) Молчалин признаётся Лизе, что не любит Софью. Софья и Чацкий всё слышат.

Б) завязка                    2) до приезда Чацкого.

В) кульминация         3) монолог Чацкого «Не образумлюсь, виноват…».

Г) развязка                  4) приезд Чацкого.

4. Отметьте, в чём состоит новаторство системы образов комедии «Горе о ума»:

А) соответствие системе «амплуа»

Б) количество действующих лиц – более двадцати

В) в основу системы образов положен принцип типизации

Г) отсутствие деления персонажей на положительные и отрицательные

Д) введение внесценических персонажей

5. Соотнесите героя комедии и амплуа, которому он соответствует:

А) Чацкий             1) отец, не догадывающийся о любви дочери

Б) Фамусов           2) удачливый герой-любовник

В) Софья               3) субретка

Г) Лиза                  4) героиня любовного треугольника

Д) Молчалин        5) герой-резонёр

6. Соотнесите имя героя и роль, которую он играет в комедии:

А) Хрюмины, Тугоуховские, Хлестова                                  1) главные герои

Б) князь Фёдор, Кузьма Петрович, Максим Петрович          2) второстепенные

В) Чацкий, Софья, Молчалин, Фамусов                                 3) эпизодические

Г) Г.Д.-Г.Н.                                                                                 4) образ-пародия

Д) Скалозуб, Лиза, Загорецкий, Горич, Репетилов               5) внесценические персонажи

Е) Репетилов                                                                              6) герои. Необходимые для связи сценического действия

7. Отметьте основные средства создания сатирических характеров в комедии:

Индивидуализация языка, афористичность, трагический пафос, авторская ремарка, гипербола, фарсовые детали,

катарсис, фразеологизмы, драматизм, просторечия, ирония, сарказм.

8. Назовите героя комедии «Горе от ума», речь которого афористична, заметно влияние манеры говорить других героев ,

литературная и разговорная формы речи переплетаются, присутствуют черты лакейства:

А) Молчалин       Б) Репетилов        В) Загорецкий       Г) Лиза

9. Объедините внесценические персонажи, относящиеся к «веку нынешнему» и «веку минувшему»:

Князь Фёдор, Максим Петрович, трое из бульварных лиц, Татьяна Юрьевна, двоюродный брат Скалозуба, барон фон

Клоц, французик из Бордо, молодые люди – «кто путешествует, в деревне кто живёт», Кузьма Петрович, тётушка Софьи.

10. Назовите полные имена героев:

Чацкий, Фамусов, Молчалин, отец Чацкого,  Загорецкий, Горич, Скалозуб.

11. Где живёт Хлестова:

А) на Тверской     Б) на Кузнецком мосту      В) на Покровке      Г) у Никитских ворот

12. Чей это портрет:

Курчавая! Горбом лопатки!

Сердитая! Всё кошачьи ухватки!

Да как черна! Да как страшна!

А) Хлестовой

Б) княжны Марии Алексеевны

В) Хрюминой

Г) арапки

2. Проверочная работа (тест) по теме «Творчество А.С.Пушкина»

Вариант 1

1. Что называется лирикой:

А) род литературы, в котором художественный мир литературного произведения отражает внутренние переживания лирического героя

Б) эмоциональное восприятие повествователем или лирическим героем описываемого

В) не связанные с сюжетным повествованием размышления автора, включённые в произведение

Г) род литературы, в произведениях которого формально до предела устраняется личность автора, а повествование идёт о событиях,

предполагаемых в прошлом

2. Как называется трёхсложный размер с ударением на втором слоге:

А) дактиль   Б) амфибрахий   В) анапест    Г) ямб    Д) хорей

3. Выберите из перечисленных современников Пушкина его лицейских друзей:

А) Вяземский   Б) Раевский   В) Пущин   Г) Рылеев   Д) Дельвиг   Е) Малиновский   Ж) Кюхельбекер   З) Данзас    И) Чаадаев

4. Распределите названия стихотворений по тематике:

«Деревня», «Во глубине сибирских руд», «Памятник», «К Чаадаеву», «Пророк», « Я помню чудно мгновенье», « Анчар». «Узник»,  «19

октября», « Поэт», «Зимнее утро», «К морю», «Вновь я посетил»

Тематика

- пейзажная

- философская

- свободолюбивая

-назначения поэта и поэзии

- дружбы

- любовная

5. Соотнесите названия стихотворений Пушкина и поэтические жанры:

А) «На холмах Грузии»        1) элегия

Б) «Вольность»                      2) послание

В) « И.И.Пущину»                3) эпиграмма

Г) « Песнь о вещем Олеге»  4) ода

Д) «На Воронцова»               5) песнь

6. Кто из ссыльных декабристов написал ответна пушкинское послание «Во глубине сибирских руд»:

А) Кюхельбекер   Б) Волконская    В) Муравьев   Г) Одоевский

7. Назовите главный принцип, положенный в основу построения композиций стихотворений «Деревня», «Анчар»:

А) последовательность изложенных событий        Б) антитеза          В) кольцевая композиция       Г) зеркальная композиция

8. Природа, изображённая в романе «Евгений Онегин», связана с душевными переживаниями героев. Определите, кому из героев

соответствуют описания природы:

А. «Деревня, где скучал….была прекрасный уголок»       1. Ленский

Б. «Но вот уж лунного луча Сиянье гаснет…»                   2. Татьяна

В. «Дохнула буря, Цвет прекрасный                                    3. Онегин

Увял на утренней заре,

Потух огонь на алтаре!»

9. Кульминацией романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» является :

А) дуэль Онегина и Ленского

Б) объяснение Татьяны в любви Онегину

В) бал в доме Лариных

Г) объяснение Евгения  и Татьяны на балу в доме князя

10. Лирическое отступление –это :

А) выраженное художественными средствами эмоциональное восприятие описываемого повествователем или лирическим героем

Б) условный образ, где автор стремится передать своё отношение к изображаемому

В) не связанное с сюжетным повествованием размышление автора, включённое им в произведение литературы

11. Какой принцип положен А.С.Пушкиным в основу композиции «Евгения Онегина»:

А) кольцевая    Б) монтаж    В) зеркальность    Г) повтор   Д) антитеза

12. Какова функция пейзажа в романе:

А) изображение картин русской природы    Б) отражение состояния героев произведения    В) связать главы произведения в единое целое  

Г) передача философских размышлений автора

13. Какие этапы биографии автора отражены в романе:

А) детство в Москве         Б) Царскосельский лицей         В) южная ссылка       Г) Болдино      Д) женитьба      Г) Михайловское

14. Назовите отчество Татьяны Лариной:

А) Ивановна    Б) Дмитриевна    В) Владимировна    Г) Николаевна

Вариант 2

1. Определите стихотворный размер приведённого отрывка:

« Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей.

К чему бесплодно спорить с вами?

Обычай деспот меж людей»

А) ямб   Б) хорей   В) дактиль   Г) амфибрахий    Д) анапест

2. В каком издании было опубликовано первое стихотворение А.С.Пушкина:

А) «Московские ведомости»    Б) «Полярная звезда»     В) «Колокол»    Г) «Вестник Европы»

3. Какое стихотворение читал Пушкин перед Державиным на публичном экзамене в Царскосельском лицее:

А) «Лицинию»    Б) «Воспоминания в Царском Селе»    В) «Городок»    Г) «Деревня»

4. Какие средства поэтической выразительности использует А.С.Пушкин в строке из стихотворения «Памятник» «И долго буду тем любезен я

народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал….»:

А) гипербола     Б) сравнение    В) метонимия    Г) эпитет

5. Соотнесите названия стихотворений А.С.Пушкина и адресатов его лирики:

А) «Я помню чудное мгновенье»                              1. Е.Воронцова

Б) «Мадонна»                                                               2. Н.Гончарова

В) «Признание» (Я вас люблю)                                 3. А.Керн

Г) «Сожженное письмо»                                            4. А.Осипова

Д) «Погасло дневное светило»                                  5. М.Раевская

6. В каких стихотворениях А.С.Пушкина пейзаж можно назвать реалистическим, а в каких романтическим:

«К морю», «Брожу ли я вдоль улиц шумных», « Зимнее утро», « Погасло дневное светило», «Вновь я посетил», «Узник»

7. Найдите сравнения и подчеркните:

«Он мыслит:

«Буду ей спаситель,

Не потерплю, чтоб развратитель

Огнём и вздохов и похвал

Младое сердце искушал.

Чтоб червь презренный, ядовитый

Точил Лилеи стебелёк,

Чтоб двухутренний цветок

Увял ещё полураскрытый»

8. Что такое «онегинская строфа»:

А) строфа из 14 стихов 4-стопного ямба, 3 четверостиший и завершающие 2 строки с перекрёстной рифмой

Б) строфа из 8 стихов, где первые 6 рифмуются между собой, а 2 связываются парной рифмовкой

В) гекзаметр

9. Кульминация –это :

А) элемент композиции , в котором возникает художественный конфликт достигает критической точки своего развития и требует обязательного

немедленного разрешения

Б) элемент композиции, в котором возникает художественный конфликт

В) элемент композиции, в котором происходит разрешение или снятие основного конфликта

10. По своей родовой принадлежности жанр «роман в стихах»:

А) лирический    Б) эпический     В) лиро-эпический      Г) драматический

11. Какова композиционная роль сна Татьяны:

А) предсказывает гибель Ленского    Б) предваряет именины Татьяны      В) является осью композиционной симметрии     Г) способствует

углублению психологической характеристики Татьяны

12. Какие фрагменты романа не соответствуют «онегинской» строфе:

А) сон Татьяны    Б) письмо Татьяны Онегину    В) авторские отступления    Г) письмо Онегина Татьяне     Д) сцена дуэли    Е) песня девушек

13. Какова функция автора в романе:

А) повествовательная     Б) герой романа      В) лирический герой     Г) сторонний наблюдатель

14. К кому обращено «посвящение» романа:

А) Жуковскому    Б) Вяземскому     В) Плетнёву    Г) Чаадаеву

3. Проверочная работа (тест) по теме «Творчество М.Ю.Лермонтова»

Лирика

1. Какие темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова сходны с мотивами и темами творчества А.С.Пушкина:

А) мотив одиночества  Б) тема Родины  В) историческая тема  Г) мотив изгнанничества  Д) тема поэта и поэзии  Е) мотив обманчивости красоты

2. Стихотворение «на смерть поэта» композиционно делится на две части: в первой господствует скорбь по поводу гибели А.С.Пушкина,

а во второй – гнев по адресу убийцы. Как можно определить жанр каждой части:

А) элегия   Б) эпитафия    В) эпиграмма   Г) памфлет

3. Какое стихотворение принесло известность М.Ю.Лермонтову:

А) «Парус»   Б) «Дума»    В) «Бородино»    Г) « Смерть поэта»

4. Прочитайте отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Пророк». Его строки словно продолжают одноимённое стихотворение

А.С.Пушкина. С какой целью М.Ю.Лермонтов использует этот приём:

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка

А) для того, чтобы показать творческую преемственность

Б) подчеркнуть общность своих идей с идеями А.С.Пушкина

В) показать изменения в представлениях о назначении поэта в России в 40-е г.г.19 века

Г) высказать несогласие со взглядами А.С.Пушкина на назначение поэта

5. Какие средства художественной выразительности использованы М.Ю.Лермонтовым в стихотворении «Поэт»:

А) гипербола   Б) аллегория   В) антитеза   Г) символ   Д) развёрнутое сравнение

6. Назовите черты романтической поэтики, проявившиеся в стихотворениях «Парус», «Ангел»:

А) мотив одиночества   Б) достоверность описания природы   В) символика в основе поэтического образа  Г) жанр – элегия  

Д) настроение неудовлетворённости, мятежности

7. Какие из стихотворений М.Ю.Лермонтова можно отнести к теме родины:

«Молитва», « Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива», «Дума», «Родина», «И скучно, и грустно», «Пророк», «Жалобы турка», «

«Прощай, немытая Россия», «Тучи»

8. Какой композиционный приём использует М.Ю.Лермонтов в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружён..»:

А) сопоставление   Б) повтор   В) противопоставление   Г) обрамление

9. Прочитайте строки, открывающие стихотворение «Выхожу один я на дорогу..». Какой  художественный приём использовал автор:

Выхожу один я на дорогу

Сквозь туман кремнистый путь блестит

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит…

А) сравнение   Б) гиперболу   В) метонимию  Г) метафору

10. Кому посвящён цикл любовных стихотворений, написанных М.Ю.Лермонтовым в 1830-1832 г.г.:

А) В.Лопухиной   Б) Е.Сушковой   В) Н.Ивановой   Г) А.Столыпиной

Ответы:

1. в, д

2. а, г

3.д

4.в

5.б

6.а, в, д

7. «Когда волнуется желтеющая нива», «Родина», «Жалобы турка», «Прощай, немытая Россия», «Туча»

8. г

9.г

10.а-2, б-1,в-4,г-5, д-3,

11.в

«Герой нашего времени»

1. С какой целью М.Ю.Лермонтов нарушает хронологический порядок построения произведения:

А) даёт возможность объективно, через самоанализ, раскрыть «историю души» человека

Б) стремление к оригинальности

В) для того, чтобы пробудить интерес читателя к герою

Г) постепенное –  от «внешнего к внутреннему»,- раскрытие характера главного героя

2. Расположите главы романа в хронологическом порядке:

А) «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина, «Княжна Мери», «Тамань»

Б) «Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина, «Тамань», «Фаталист», «Княжна Мери», «Бэла»

В) «Тамань»,  « Княжна Мэрии», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина

Г) «Бэла», «Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина, «Княжна Мэри», «Фаталист»

3. Почему описание внешности, портрет Печорина дан «проезжим офицером», а не Максимом Максимовичем. Он:

А) не наблюдателен   Б) не способен к обобщениям   В) не мог быть объективен в описании внешности Печорина

Г) слишком прост, не может понять Печорина , так  как тот – человек другого круга

4. Почему роман заканчивается повестью «Фаталист»:

А) она наиболее напряжённая по содержанию  

Б) в ней меньше всего раскрывается характер главного героя

В) композиционный приём, выражающий веру автора в человека  

Г) в повести поставлены такие философские проблемы, как жизнь, смерть, судьба

5. По жанру «Герой нашего времени» является социально-психологическим и философским романом. Но каждая часть имеет свою жанровую

специфику. Соотнесите название частей романа и жанр:

А) «Бэла»                                  1. Романтическая повесть

Б) «Максим Максимович»      2. Психологическая повесть

В) «Тамань»                              3. Путевые заметки

Г) «Княжна Мэри»                   4. Философская повесть

Д) «Фаталист»                          5. Рассказ

6. Чей это портрет: « наружность… отвечала вполне его характеру. Высокий рост и смуглый цвет лица, чёрные волосы. Чёрные проницательные

глаза..»:

А) Грушницкого   Б) Вулича   В) Вернера   Г) драгунского капитана

7. Что читал Печорин в ночь перед дуэлью:

А) Ф.Шиллер «Коварство и любовь»

Б) А.Смит « исследования о природе и причинах богатства народов»

В) В.Скотт «Шотландские пуритане»

Г) Дж.Байрон « Паломничество Чайльд-Гарольда»

Д) Мюссе « Исповедь сына века»

8. Кому из героев «исповедуется» Печорин:

А) Максиму Максимовичу    Б) Вернеру   В) княжне Мэри   Г) Грушницкому   Д) Вере

9. С какой целью введены в роман пейзажные зарисовки: «Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели…», «Солнце едва выказалось из

за зелёных вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладной ночи наводило на всё чувства какое-то сладкое томление…»:

А) изображение красоты Кавказа

Б) углубление характеристики героя

В) изменение душевного состояния героя

Г) плавное развитие сюжета

10. «Герой нашего времени» был назван критиками «реалистическим произведением». Однако в романе присутствуют и элементы

романтизма. Выделите эти элементы среди следующих тем и мотивов:

А) герой – типичный представитель русской дворянской молодёжи 30-х г.г.19 века

Б) мотивы человеческой свободы, рока, судьбы

В) социально- историческая проблематика

Г) сатирическое изображение жизни представителей «водяного общества»

Д) романтические герои – Ундина, Янко

Е) место действия – Кавказ

Ж) мотив непонятности, одиночества, скитаний

З) тема «маленького человека»

Ответы:

1. г      2.в    3.г   4.в    5.а-3, б-5, в-1, г-2, д-4,      6.б    7.в    8.а,б    9.в   10.б,д,е,ж

4. Проверочная работа (тест) по теме «Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

1. Среди художественных средств, используемых Н.В.Гоголем для индивидуализации характеров героев, выделяются детали

«лейтмотивы». Соотнесите такие детали с характерами помещиков:

А) мешочки, коробочки  1.Манилов

Б) сахар                             2. Коробочка

В) куча, прореха              3. Ноздрёв

Г) здоровье                       4. Плюшкин

2. Н.В.Гоголь также использует зоологизацию персонажей. Соотнесите животное и помещика, которого оно характеризует:

А) медведь                   1.Манилов

Б) кот                            2. Коробочка

В) птица                       3. Собакевич

Г) мышь                        4. Ноздрёв

Д) собака                      5. Плюшкин

3. Только один из тех помещиков, которых посетил Чичиков, задумался о законности предлагаемой сделки. Кто это был:

А) Собакевич    Б) Манилов    В) Коробочка   Г) Плюшкин   Д) Ноздрёв

4. В главах, посвящённых помещикам, Н.В.Гоголь использует одну и ту же последовательность описаний. Восстановите эту последовательность:

Портрет помещика и членов его семьи, дом, еда, интерьер, пейзаж, отношение к предложению Чичикова

5. Кто так угощал Чичикова: « …блюда не играли большой роли: кое-что пригорело, кое-что и вовсе не сварилось. Видно, что повар

руководствовался более каким – то вдохновением и клал первое, что попадалось под руку: стоял ли возле него перец- он сыпал перец, капуста ли

попалась – совал капусту, пичкал молоко, ветчину, горох – словом, катай – валяй. Было бы горячо. А вкус какой –нибудь, верно, выйдет…»:

А) Манилов   Б) Ноздрёв   В) Коробочка   Г) Собакевич   Д) губернатор

6. Кого из описанных помещиков Н.В.Гоголь собирался «взять с собой» во второй том «Мёртвых душ»:

А) Ноздрёва   Б) Коробочку   В) Плюшкина    Г) Манилова

7. Как можно объяснить смысл заглавия поэмы:

А) определение бюрократического жаргона, обозначающее умершего крестьянина

Б) бездуховный, погрязший в заботах о суетном герой; обозначение «омертвения» помещиков и чиновников

В) противопоставление в художественном мире произведения понятий «мёртвого» и «живого»

8. Афёра Чичикова с «мёртвыми душами» основан на :

А) застойности бюрократического аппарата России

Б) предприимчивость и ловкость Чичикова

В) крепостнической системе России

9. Н.В.Гоголь определил жанр «Мёртвых душ» как поэму, подчеркнув этим равноправие эпического и лирического начала. Лирический элемент

в «Мёртвых душах» проявляется в :

А) любовной интриге  Б) лирических отступлений   В) пейзажных зарисовках    Г) авторских комментариях и оценках   Д) вставных элементах

10. С какой целью Н.В.Гоголь вводит в повествование «Повесть о капитане Копейкине»:

А) изобразить жизнь столичного чиновничества    

Б) показать бездуховность бюрократических законов

В) опровергнуть идею безнаказанности властей    

Г) приостановить развитие сюжета

11. В чём состоит смысл образа дороги в поэме:

А) символ будущего России

Б) источник вдохновения для автора

В) единственный способ передвижения по России

Г) универсальная форма организации произведения

Д) символ жизненного пути человека

Е) «карнавальное пространство, где неизбежны неожиданные встречи и происшествия»

12. Автор «Мёртвых душ» выступает в поэме как :

А) действующее лицо   Б) знакомый главного героя   В) повествователь   Г) лирический герой   Д) сторонний наблюдатель

13. По замыслу Н.В.Гоголя во втором. Сожженном, и третьем, ненаписанном томе «Мёртвых душ»  должно было произойти:

А) перерождение Чичикова в апостола Павла

Б) окончательное падение главного героя

В) возрождение России

Г) социальные изменения в обществе

14. Почему Н.В.Гоголь расположил посещение Чичиковым помещиков именно в такой (Манилов- Коробочка- Ноздрёв- Собакевич-

Плюшкин) последовательности:

А) герои располагаются по степени деградации, омертвления

Б) герои располагаются по принципу «оживления»

В) каждый последующий помещик противопоставлен предыдущему

Г) посещение Чичиковым помещиков не построено по какой-либо схеме

15. Соотнесите имя помещика и средства комического, которое Н.В.Гоголь использовал для его описания:

А) Манилов                   1. Комическая гиперболизация

Б) Коробочка                2. Алогизм

В) Собакевич                3. Сатира

Г) Плюшкин                 4. Гротеск

Д) Ноздрёв                     5. Фарс, ирония

Ответы:

1. А-2, б-4, в-3, г-1         2. а-3, б-1, в-2, г-5, д-4         3. Б        4. пейзаж, дом, интерьер, портрет, еда, отношение к предложению Чичикова

5. а         6. в         7. В          8.а          9. б, г          10. Б         11. а, г        12. в, г           13. а, в             14. А           15. а-5, б-1,в-3,г-4, д-2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Основная литература

1. «Программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательной школы», автор- составитель Г.С.Меркин / Москва, «Русское слово», 20__ г.

      2.Учебник «Литература 9 класс» ( автор - Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. ,в двух частях/ Издательство          «Русское   слово», Москва, 200 __ г.

  1. Дополнительная литература

    1. Витинова И.Е. «Поурочные разработки по литературе. 9 класс»/ Издательство «Вако», Москва, 2010г.

    2. Волжина Е.Д. «Школьные олимпиады. Литература. 5-11 классы»/ Издательство « Айрис-пресс»,2008 г.

    3. Золотарёва И.В., Егорова Н.В..«Поурочные разработки по литературе. 9 класс»/ Издательство «Вако»,                           Москва. 2009 г.

    4. Крутецкая В.А. « Литература в таблицах и схемах. 9 класс»/ Издательство «Литера», Санкт-Петербург, 2008                    г.

    5. Оглоблина Н.Н. «Тесты по литературе. 5-11 класс»/ Издательство «Астрель», Москва, 2004г.