Конспект урока литературы
план-конспект урока литературы (6 класс) по теме

Леднева (Шемшук) Светлана Алексеевна

Урок подготовлен с учетом требований ФГОС ООО по направлению "Человечество" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Ледневой Светланы Алексеевны,

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Щекинская СОШ» Рыльского района Курской области.

Класс: 6

Предмет: литература

Учебник: Коровина В.Я.Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, М.:«Просвещение», 2010 г.

Название раздела, темы: Зарубежная литература.

Тема урока: «Человек на планете людей (по сказке для взрослых «Маленький принц»)»

Цель: создать условия для чтения и анализа сказки «Маленький принц»  А. де Сент-Экзюпери.

Планируемые результаты:

предметные: ввести в творческую лабораторию французского писателя Антуана Сент-Экзюпери, организовать работу по восприятию сказки для взрослых и осмыслению философских и эстетических проблем произведения, создать условия для развития читательского интереса обучающихся, уяснения общности гуманистических тенденций в жизни и литературе;

личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к культуре других народов; использование для решения познавательных задач различных источников информации;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник.

Ресурсы сети Интернет:

  1. Сайт фестиваля педагогических идей (http://festival.1september.ru)
  2. Сообщество взаимопомощи учителей (http://pedsovet.su)

Сценарный план урока.

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация начала занятия

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

Учитель:

-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

Оценивание готовности к уроку.

Мотивация к учебной деятельности

личностные:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к культуре других народов; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

О чем это стихотворение?

Умеете ли вы жить в мире с другими людьми?

Какие надо соблюдать правила?

Именно об этом мы говорим сегодня

  Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение Е.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…»

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Все ли люди в мире  согласятся с вами?

Какие произведения на эту тему вы знаете?

Выявление причин затруднения и постановка цели (целеполагание)

личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к культуре других народов; использование для решения познавательных задач различных источников информации;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Сегодня собеседником нашим будет добрый, мудрый человек, известный нам — французский писатель А. де Сент- Экзюпери и, конечно, главный герой его повести-сказки загадочный Маленький принц

Как мы можем побеседовать с французом? С его книгой?

Как узнать его мнение?

Каковы задачи нашего урока?

Формулируют задачи:

узнать о жизни и творчестве писателя, при помощи анализа найти ответ на вопрос: «Как должен жить человек среди других на планете?»

Основной этап.

личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к культуре других народов; использование для решения познавательных задач различных источников информации;

регулятивные УУД: рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

1.Учитель знакомит учеников с биографией Экзюпери. На фоне фильма. 

 Самое важное записывают в тетрадь.

2. Викторина

(презентация)

Отвечают на вопросы. Накапливают +

3.Работа в группах над произведением Экзюпери «Маленький принц»

 

Ученики делятся на группы, выбирают из каждой главы фразы-символы, делают вывод.

- эпиграф к произведению

        кому посвящена книга?

отвечают, проверяют по слайду

 

- сказка или быль?

 

приводят доводы «за» и «против»

Подведение итогов

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- На все ли вопросы у вас есть ответы теперь, после такого подробного изучения сказки?

- В чем необычность и своеобразие художественного мира, пространства и времени, художественных образов этого произведения?

- Какие уроки Маленького принца вы усвоили? Чему он нас научил? (обсуждение основополагающего и проблемных вопросов)

Обсуждение высказавания автора: «Я писал ,чтобы сказать моему поколению :вы обитатели одной планеты , одного корабля…»

(Автор устами своего маленького героя взывает к голосу сердца каждого человека, но он не навязывает читателю готовых рецептов жизни, его мудрая сказка -- приглашение к размышлению: о любви и дружбе, об ответственности и человеческих пороках, о достижениях цивилизации и экологических проблемах, о необходимости планетарного мышления.)

Рефлексия

личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные УУД: саморегуляция;

- Как вы оцениваете работу группы и свое личное участие?

- Что бы вы пожелали себе и людям планеты Земля?


Ученики записывают свои пожелания на звездочках, заранее вырезанных и розданных им учителем. Затем эти звёздочки с пожеланиями прикрепляют к Карте путешествия Маленького принца

Домашнее задание

Составить синквейн по теме урока

1. Сообщение об авторе.

Антуан Сент-Экзюпери. Необычна была судьба писателя. Это был удивительный человек, который жил в окружении друзей и любимых им людей. Жил он не на Земле, он жил на Планете Людей, ощущая себя частицей огромной Вселенной и неся ответственность за всё, что происходит в мире.

Он был летчиком. 6500 часов провел Антуан Сент-Экзюпери в самолетах - 10 месяцев дневного и ночного полета, жизни в небе.

Он говорил:

- Я из моего детства. Я пришел из детства, как из страны.

Он поверял это лучшим друзьям, словно самую большую тайну. И, прислушиваясь к тому, как он произносил «Я из моего детства», люди понимали, что этим он объясняет — и самому себе, и всем, кого любит, — почему разумным советам он так часто предпочитает решение, на взгляд многих, почти безрассудные.

Он шел по жизни такими трудными путями вовсе не оттого, что любил риск.

«Суть не в том, чтобы жить среди опасностей. Это всего лишь громкая фраза. Тореадоры мне не по душе. Я не люблю опасностей. Я люблю жизнь...,» - писал он.

В Африке Сент-Экзюпери 14 раз спасал друзей, потерпевших аварию над пустыней и захваченных в плен дикими племенами. Он писал тогда домой, во Францию:

«Говорят, будто в кочевых племенах брожение. И пилота, который попадает в аварию, убьют кочевники. «Убьют кочевники». Не хочу, чтобы эту фразу бормотала ночь. Ночью все мне кажется таким хрупким. И то, что связывает меня со всеми, кого я люблю, кто спит. Я тревожнее сиделки, когда я бодрствую в постели по ночам».

Когда его друг Гийоме разбился в Кордильерах, он день за днем кружил над мертвыми горными пиками, ныряя к самому дну ледяных ущелий.

- Лежа в снегу я тебя видел, но ты меня не замечал, - сказал потом чудом спасшийся Гийоме.

- Как же ты мог знать, что это я тебя ищу?

- Кто еще решился бы летать так низко в этих горах? - ответил Гийоме.

Сент-Экзюпери потерпел в жизни 15 аварий. 1-я из них произошла во время народного гуляния в Версале, когда он проделывал головоломные трюки. Машина начала разваливаться в воздухе. «Мне-то крышка, но не падать же на праздничную толпу», успел подумать он и нашел в себе и в самолете силы дотянуть до места, где в случае катастрофы пострадал бы он один.

Как-то ему передали слова полубезумной старухи: «Боги уже слишком стары, и теперь я должна заботиться о мире».

Как близка была ему мудрость этих слов.

Перед концом жизни он вложил их в уста одному из своих любимых героев, вождю берберского племени: «Сердце мое обременено тяжестью всего мира, словно на меня легла забота о нем». 

Сент-Экзюпери сотни раз встречался с опасностью, но когда справедливости можно было достигнуть другими путями, это доставляло ему огромную радость. Много лет без надежды томился в неволе негр Барк, похищенный кочевниками. Сент-Экзюпери выкупил Барка и помог ему уехать на родину – к жене, к детям.

Как-то в Южной Америке он случайно встретил нищего старика француза, пустившегося на поиски счастья в Новый Свет и доживающего свой одинокий век на чужбине. Он купил бедняку билет на корабль в Марсель и отдал последние деньги.

Может быть, единственный способ убедиться в реальности чудес — самому их творить; и пусть это будут даже самые малые чудеса.

- В Орконте фермерша тащила упирающуюся Сесиль, маленькую девочку, с которой Сент-Экзюпери дружил, - рассказывает биограф писателя Марсель Мито.

 - В чем дело? - спросил Антуан, склоняясь над малышкой.

Вместо плачущей девочки ответила мать:

- Дай ей зонтик! Для детей нет зонтиков! Не правда ли?

- Право не знаю, мадам! - с таким сомнением в голосе ответил Антуан, что девочка тотчас же перестала плакать.

На следующий день он пришел на ферму с маленьким зонтиком.

Может быть, ему вспомнилось и встреча с Сесиль, когда в последние годы жизни он писал:

«Маленькая девочка в слезах. Эту девочку нужно утешить. Только тогда в мире порядок».

Он научил маленького мальчика пускать мыльные пузыри. Но, ударяясь о стену, пузыри лопались. Мальчик плакал. Несколько дней Экзюпери ходил сумрачный. Потом прибавил в мыльную пену каплю глицерина. Теперь пузыри отпрыгивали от стен, как мячики; они стали еще ярче и прекраснее.

Ему принадлежало много взрослых изобретений, но прыгающими мыльными пузырями он гордился больше, чем всеми другими открытиями.

В Нью-Йорке, куда Экзюпери приехал после оккупации фашистами Франции, он ночью поднимался от письменного стола, где лежали страницы «Маленького принца» - приходилось работать по ночам, чтобы закончить сказку к рождеству, в тот 1942 г. рождественский подарок был особенно необходим людям, - подходил к окну и отсюда, с 15 этажа, один за другим пускал игрушечные бумажные вертолеты.

Иногда его подхватывал ветер и уносил вверх, к звездам.

Как-то он вышел погулять вместе со своей женой Консуэло. Впереди шел ребенок и бережно нес вертолет. Антуан сразу узнал творение своих рук.

Собственно, вся его жизнь протекала, как один долгий-долгий полет из старого замка Сен-Морис с круглыми башнями, где он жил ребенком, к той маленькой звездочке, астероиду Б-612, где родился созданный его воображением Маленький принц.

2. Викторина

1. Кто автор повести «Маленький принц»?

Антуан де Сент Экзюпери

2. Назовите планету, на которой жил Маленький принц.

астероид Б-612

3. Самая большая угроза для планеты Маленького принца - это...

 баобабы

4. Какой цветок выращивал Маленький принц?

 розу

5. Кто жил на шестой планете?

 географ

6. О чем Маленького принца просил Лис?

 приручить его

7. Какой секрет Лис открыл Маленькому принцу?

 Зорко лишь одно сердце.

8. Каким министром Король предлагал назначить Маленького принца у себя на планете?

 Министром правосудия

9. Что считал деловой человек, живший на четвертой планете?

 звезды

10. Кто помог Маленькому принцу вернуться домой?

змея

3. Работа в группах.

символика.

I группа: Планета Маленького принца.  (

(Астероид Б-612)    

 Символика:

                        баобабы – зло

                           роза–любовь, нежность

«Есть такое правило, - сказал мне после Маленький принц.- Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету».

            Почему принц покидает свою планету?

  1. Ему очень не хватает друга.
  2. «Надо же найти себе занятие и поучиться чему-нибудь»
  3. Сложные отношения с Розой.

                     II группа: Планета Короля

Короли смотрят на мир очень упрощённо: для них все люди подданные.

 -Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинять трагедию, или обернуться чайкой и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват- он или я?

-Вы ваше величество,- ни минуты не колеблясь, ответил

                           Маленький принц.                                                        

ВЫВОД, ОПЫТ: С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть должна быть разумной.

                                   III группа: Планета честолюбца

-Почитать - значит признавать, что на этой планете я всех красивее, всех наряднее, всех богаче и всех умней.

-Да ведь на твоей планете больше и нет никого.

-Доставь удовольствие. Всё равно восхищайся мной.

              Словарная работа со словом тщеславие. 

ВЫВОД: Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвалы. Им никто не нужен.  

                       IV  группа: Планета пьяницы

Бессмысленная жизнь, глух ко всему. Когда пьешь, теряешь ощущение жизни, все ее радости, умираешь нравственно.

-Что ты делаешь? - спросил Маленький принц.

-Пью,- мрачно ответил пьяница.

-Зачем?

-Чтобы забыть, что мне совестно,- признался  пьяница.

-Отчего тебе совестно?

 -Совестно пить

.

V группа. – Планета делового человека.

Бессмысленная деятельность. Заработать, чтобы зарабатывать ещё больше. Рассуждает, как пьяница.

«Мне мечтать некогда, я человек серьезный».

Бессмысленное существование. Нет цели, что-то меняющей. Бездуховное существование это не жизнь.

VI группа. – Планета Фонарщика.

Человек долга, держит слово, вызывает симпатию. Но он сам не понимает, не видит смысла своей работы. Главное слово «надо».

 

VII группа «Принц на планете географии»

Впервые принц пожалел о Розе, узнает о существовании Земли. 

              VIII группа Планета Земля

«Приручить – это значит создать узы».

«Где-то там живёт мой цветок…Но если барашек его съест, это всё равно, как если бы все звёзды разом погасли.»

«Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь

ВЫВОД: На планете Земля Маленький принц находит друга (автора), Лиса. Понимаем смысл слов любовь, дружба, ответственность.

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

Е.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…»

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы — как истории планет.

У каждой все особое, свое,

и нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил

и с этой незаметностью дружил,

он интересен был среди людей

самой неинтересностью своей.

У каждого — свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

но это все неведомо для нас.

И если умирает человек,

с ним умирает первый его снег,

и первый поцелуй, и первый бой...

Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,

машины и художников холсты,

да, многому остаться суждено,

но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры.

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных.

А что мы знали, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,

что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего

мы, зная все, не знаем ничего.

Уходят люди... Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

от этой невозвратности кричать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

Конспект урока литературы в 8 классе. Литература и история.

Разработка вводного урока литературы в 8 классе....

Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"

Конспект  урока  литературы  в   7  классе   "Русская   литература  18  века  и  ее  традиции"...

Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург

Тип  урока  –  урок-соревнованиеЦель  –  систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....