Конспект урока "Казачьи песни"
методическая разработка (литература, 7 класс) по теме

Цель урока – повторить жанры устного народного творчества, показать особенности жанра народной казачьей песни, вызвать интерес учащихся к этому жанру, развивать навыки выразительного чтения, навыки анализа текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kazachi__pesni.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Казачьи песни»

Цель урока – повторить жанры устного народного творчества, показать особенности жанра народной казачьей песни, вызвать интерес учащихся к этому жанру, развивать навыки выразительного чтения, навыки анализа текста.

Методические приемы: сообщения учащихся, работа в группах, беседа, рассказ учителя, работа с учебником, выразительное чтение, элементы анализа текста.

Ход урока

  1. Организация начала урока.
  2. Слово учителя.

Вы знакомы уже со многими жанрами устного народного творчества. В основном это эпические жанры. Особый пласт в фольклоре составляют народные песни. В них отражен и внешний мир, и внутренний мир человека. Одни песни  посвящались историческим событиям, героям, выдающимся историческим личностям, другие – переживаниям, связанным с любовными отношениями, семейной жизнью, с солдатской долей и т.д. Известны бурлацкие, рекрутские, разбойничьи, ямщицкие песни.

Исторические песни часто не только изображают события или отдельные их эпизоды, но и отражают чувства, переживания героев так, как это понимает народ. Частые герои исторических песен цари – Иван Грозный, Петр Первый, герои – воины – Суворов, Кутузов, Платов, народные вожди – Ермак, Разин, Пугачев.

Народные песни в отличие от былин создавались самыми разными людьми в минуты, когда душевные переживания, потрясения требовали выражения в словах и мелодии. Песни передавались из уст в уста, от одного исполнителя к другому, от одного поколения к другим, при этом шлифуясь и изменяясь.

Лирические песни изображают переживания, связанные с теми или иными жизненными обстоятельствами лирического героя. Этот герой безвестен, но каждый находил отклик чувствам, выраженным в песне. Вся жизнь народа от рождения и до смерти сопровождалась песней.

И, конечно же, казачьи народные песни не являются исключением.

      3.  Сообщения учащихся о казачьем быте, Ермаке, атамане Платове.

      4.  Устный анализ песни по предложенному плану (работа в группах).

1 группа – « Ай, на вольных степях»

2 группа – « Ермак у Ивана Грозного»

3 группа – « Кутузов у Платова»

План анализа (записан на доске).

  1. Выразительное чтение песни.
  2.  Смысл названия песни.
  3. Кто и когда мог ее исполнять?
  4. Каким чувством проникнута песня?
  5. Какие художественные приемы использованы в этой песне?
  6. Из каких частей она состоит?
  7. Какие средства художественной выразительности использованы в ней?
  1. Беседа по вопросам.

- В чем, на ваш взгляд, особенность казачьих песен?

- Какие жизненные обстоятельства вызвали появление казачьих песен?

- Что является предметом изображения в песнях?

- Какие художественные особенности казачьих песен вы заметили?

6. Домашнее задание: выразительное чтение казачьей песни  наизусть; найти казачьи загадки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по музыке.Тема полугодия: «Музыка и литература», тема урока : «Знакомимся с песней, историей, людьми. Революционные песни.»

Урок к учебнику «Музыка» образовательной системы «Школа 2100»  авторы В.О. Усачёва, Л.В. ШколярЦель урока: познакомить обучающихся с жанром революционной песни как результата взаимодействия...

конспект урока "Песни рожденные войной" 7 класс

рассказ об истории создания некоторых песен времен Великой отечественной войны и их исплнение....

Конспект урока "Песни народов мира"

Практичский опыт проведения интегрированных уроков на примере предметных областей музыка - английский язык....

Конспект открытого занятия "Музыка и песни для детей" объединения «Клуб любителей песни»

Открытое занятие для ребят любого возраста.Это занятие очень удобно использовать в качестве первого, ознакомительного.  Песня очень удобна тем, что детям не надо знать ее слова, надо просто повто...

Конспект урока "Песни Гражданской войны"

Конспект урока "Песни Гражданской войны"...

Конспект урока "Старинной песни мир. Песни Франца Шуберта" 6 класс

Конспект урока "Старинной песни мир. Песни Франца Шуберта" 6 класс...

План-конспект занятия на тему: Разновидности авторской песни. Юмористическая песня.

Данное занятие проводится в дополнительном образовании, в творческом объединении "Бардовская песня". Занятие проходит в группе 1-го года обучения, учащимся от12 до 17 лет. Разработка может б...