«Котлован» А. Платонова: творческий подход к анализу произведения
презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме

 

Данная презентация составлена в помощь учителю при изучении темы «Творчество А. Платонова». Цель: помочь ученикам творчески подойти к написанию синквейнас целью интерпретации смысла названия повести «Котлован».

Она поможет детям творчески осмыслить произведение, с новой стороны открыть метафорическое мышление Платонова, провести параллель между «Котлованом» и картинами П. Филонова: взгляд на историю глазами писателя и художника…

Презентация может использоваться как самостоятельная методическая единица и как составная часть какого-либо урока по теме.

В презентации использованы работы художника А. Антонова.

Примеры школьных сочинений взяты из статьи Н. П.  Терентьевой,  доцента Челябинского педагогического университета (см. слайд «Ресурсы»). Признательна автору за интересную статью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon platonov_kotlovan.ppt1.64 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Котлован» А. Платонова: творческий подход к анализу произведения

Слайд 2

Сожержание Синквейн по «Котловану» А. Платонова. Взгляд на историю глазами писателя и художника… (А. Платонов и П. Филонов).

Слайд 3

Примечание Данная презентация составлена в помощь учителю при изучении темы «Творчество А. Платонова». Цель: помочь ученикам творчески подойти к написанию синквейна с целью интерпретации смысла названия повести «Котлован». Она поможет детям творчески осмыслить произведение, с новой стороны открыть метафорическое мышление Платонова, провести параллель между «Котлованом» и картинами П. Филонова: взгляд на историю глазами писателя и художника… Презентация может использоваться как самостоятельная методическая единица и как составная часть какого-либо урока по теме. В презентации использованы работы художника А. Антонова. Примеры школьных сочинений взяты из статьи Н. П. Терентьевой, доцента Челябинского педагогического университета (см. слайд «Ресурсы»). Признательна автору за интересную статью. С уважением Очирова Т. Н.

Слайд 4

Я буду делать хорошие души из рассыпанных потерянных слов. А. Платонов

Слайд 5

«Котлован». Художник А. Антонов. 2002 По страницам повести…

Слайд 6

Иллюстрации А. Антонова помогут вам в работе над синквейном, так как эти картины тот же синквейн, только выраженный красками. Обратите внимание на цвет картин. Символичен ли он? Расположение фигур? Надписи?

Слайд 9

Синквейн Синквейн Синквейн – стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или явления . " Cing " во французском языке значит пять. Синквейн — это пятистрочная строфа.

Слайд 10

Композиция синквейна В первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное). Во второй строке дается описание темы/предмета (два прилагательных или причастия). Третья строка состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы/предмета. Четвертая строк а представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающих отношение автора к теме/предмету. Пятая строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).

Слайд 11

“ Всякая попытка зафиксировать в рациональном слове содержательно-формальное подобие платоновских произведений готова обернуться абстракцией. Метафора же, напротив, позволяет выразить его с завидной лёгкостью: особая плотность текста, символическая глубина и ёмкость косноязычия... Есть множество спасительных фигур, которые, никак не снимая покров с тайны, вновь и вновь к ней возвращают”. Наверное, синквейн - одна из таких фигур. Кандидат филологических наук (1992, ИРЛИ РАН, Санкт-Петербург).

Слайд 12

Интерпретации смысла названия повести «Котлован» Итак, первая строка синквейна — слово котлован ; вторая — два определения к этому существительному; третья строка включает три глагола; четвёртая — умозаключение, вывод к написанному выше; пятая — синоним к слову котлован либо слово, раскрывающее его смысл, образную оценку.

Слайд 13

Подбор синонимов ( работа над 1 и 5 строками) Котлован – Ребенок – Будущее -

Слайд 14

Котлован – это ► начало строительства будущего; ► обещание счастья; ► могила; ► иллюзия смысла существования; ► граница жизни и смерти; ► место, где люди роют, зарывая себя; ► пустота, ничто, бессмыслица;, ► временное пристанище, которое вдруг оказывается постоянным; ► воронка, втягивающая в себя всё; ► попытка проникнуть в тайны бытия… А что же это на самом деле?

Слайд 15

Пробуем… Синквейн обнаруживает понимание метафорического смысла названия повести. Котлован. Глубокий, чёрный. Зияет, пугает, поглощает. Строить общий дом — рыть могилу. Бездна.

Слайд 16

Работы учащихся… Котлован. Огромный, глубокий. Копать, надеяться, умирать. Надежда на светлое будущее. Могила. В чем смысл этого синквейна? В работе акцентируется трагический диссонанс между утопической мечтой и реальными результатами строительства.

Слайд 17

Значимым оказался мотив бездумного фанатизма, присущего сознанию тоталитарной эпохи. Котлован. Сырой, бездонный. Разрушает, толкает в бездну, несёт гибель. Земля растерзана фанатиками идеи. Могила. Котлован. Страшный, бездуховный. Отучает думать, радоваться жизни. Самое страшное — бездумная вера. Крах.

Слайд 18

Павел Николаевич Филонов — основоположник особого направления в живописи XX в., названного им «аналитическое искусство». Картины Филонова были результатом не просто смысловых изображений. Его живопись - это утверждение интеллектуальных принципов, некоторые их которых взяты с теории и идеологии художника. В живописи Филонова виден "проектный интеллект" в образе. П. Филонов. Автопортрет.

Слайд 19

Взгляд на историю глазами писателя и художника… Проведите художественную параллель, найдите точки соприкосновения слова и краски.

Слайд 20

Проиллюстрируйте картины цитатами из «Котлована». Результат потрясающий!

Слайд 21

Человек во вселенной. 1925 Масло на бумаге. Русский музей

Слайд 22

Возрождение человека. 1914-1915 Масло на холсте. Русский музей

Слайд 23

Голова . 1918-1923 Русский музей

Слайд 24

Голова. 1924 Музей Людвига. Германия

Слайд 25

Колхозник, 1931 Масло на холсте. Русский музей

Слайд 26

Рабочие, 1915-1916 Русский музей

Слайд 27

Ресурсы http :// artenclave.ru / subj /1259 http :// www.kakumirali.ru / tag / pavel-filonov / http ://lit.1september.ru/article.php?ID=200600413 Л. Карасёв. Движение по склону: пустота и вещество в мире Платонова // Вопросы философии. 1995, №8. http :// theory.pushkinskijdom.ru /Default.aspx?tabid=7677


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Композиция художественного произведения. Компазиционный анализ произведения.

Композиция – своеобразная программа процесса восприятия произведения читателем. Композиция делает целое из отдельных частей, самим расположением и соотношением художественных образов выражает художест...

Творческая лаборатория: обучение анализу поэтического произведения

Статья представляет собой подробную запись "Мастер-класса", целью которого является демонстрация приёмов организации творческой лаборатории по комплексному анализу текста на уроках литературы. Автор и...

Современные подходы к анализу текста на уроках литературы: цвет как составляющая эмоционального тона литературного произведения

Чтобы понять глубинный смысл произведения или разгадать необычное историческое явление, недостаточно хорошо знать текст художественного произведения, определить круг проблем, систему образов и ...

Авторская программа "Татар hәм рус әдәбияты үрнәкләрен чагыштырма анализ ярдәмендә өйрәнү ( Сопоставительный анализ произведений татарской и русской литературы)"

Авторская программа "Татар  hәм рус  әдәбияты үрнәкләрен чагыштырма  анализ ярдәмендә  өйрәнү ( Сопоставительный анализ произведений татарской и русской литературы)"...

Восхождение к мифу: «Котлован» А.Платонова

Данная работа направлена на выявление жанровой структуры и определение особенностей поэтики повести А.Платонова «Котлован».Тема  работы достаточно  актуальна в настоящее вре...

Презентация "Комиксы как новый инструмент для творческого подхода к анализу прочитанного"

Комиксы – это не забава, а новый инструмент для творческого подхода к анализу прочитанного. Передавая содержание прочитанной книги и изображая персонажей произведения, можно смоделировать событи...