Урок – суд на материале стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок».
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Урок-суд на материале стихотворения М.Ю.Лермонтова "Листок" - нетрадиционная форма проведения урока, которая стимулирует учащихся на рассуждения, высказывание своей точки зрения. Урок проходит в форме диспута.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-sud_listok.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – суд на материале стихотворения

М.Ю.Лермонтова

«Листок».

Цель:

 

раскрыть сущность понятия одиночество с помощью осмысления текста и примеров из собственного наблюдения и на этой основе написать эссе; содействовать развитию самостоятельного мышления учащихся, учить анализировать художественное произведение, оценивать героев; совершенствовать умение самостоятельной работы с художественным  текстом; способствовать развитию устной и письменной речи; учить высказывать свою точку зрения и ее доказывать.

Оборудование:

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Листок».

Толковый словарь С.И.Ожегова.

Иллюстрация к стихотворению «Листок», выполненная педагогом дополнительного образования.

Закрепление понятия контраст.

- Приведите примеры контраста, пользуясь данной картиной.

-Выделите изобразительно-выразительные средства языка и приведите примеры, которые вы увидели на картине.

Беседа с классом.

-Что испытал листок в своих странствиях?

-Как называют тех, кто много странствует?

-Найдите в стихотворении строчку с этим словом.

И странник прижался у корня чинары высокой,

Приюта на время он молит с тоскою глубокой.

-Почему чинара отказывается приютить странника? (Учащиеся высказывают свою точку зрения).

-Зачем чинаре сухой старый лист, ведь она молода и красива?

-Что может случиться с листком?

Обобщение.

-В стихотворении звучит мотив одиночества, неприкаянности лирического героя. Потеряв все, листок ищет приюта у чинары, но гордая, самозабвенная чинара отказывает несчастному в крове. Мы увидели превосходство сильного, обеспеченного, достигшего всего мира над слабым, ничего не имеющим. Чинара! Ее дальнейшая благополучная судьба не вызывает у нас никаких сомнений. Какова судьба листка? Море. Гибель. Или нет?

Домашнее задание.

Сочинение-рассуждение о том, какова же дальнейшая судьба листка?

Итоговое голосование и подсчет результатов. Вывод на основе результатов.

Родители.

   

   Родители… Какое ласковое слово, а сколько за ним скрывается?! Читаю в толковом словаре: « Родители – отец и мать по отношению к своим родителям». А что значит, быть отцом и матерью по отношению к своим детям? Дать жизнь, и все?

   В современном стремительно развивающемся мире нередко родители не уделяют серьезного внимания своим детям, и ошибки в воспитании еще в самом раннем возрасте, кажущиеся большинству родителей незначительными, приводят позже к неожиданным последствиям. Папа и мама впоследствии не могут руководить действиями своего чада, не могут наладить с ним контакт.

    Ребенок проводит вне дома целые дни. Он как будто бы намеренно избегает общества родителей, чаще ходит к соседям, даже на воскресенье он составляет себе отдельную программу. Ребенок стесняется своих чувств, избегает родительской ласки, становится грубым и агрессивным.

   Многие родители, отдав ребенка в школу, рассуждают так: «Пусть теперь учителя в школе воспитывают, они же за это деньги получают».

   Даже на родительское собрание их не дозовешься. В начальных классах приходят через раз, в среднем звене изредка, а  потом вообще не приходят. Думаю, может, дневник поможет. Открываю – подписей родителей нет несколько недель, а то и месяцев.

   В жизни бывает так, что отец и мать находятся рядом с ребенком и в то же время как будто отсутствуют. Причин, создающих такое положение, может быть, к сожалению, немало. Ребенок появился на свет нежеланным, хотели мальчика, а появилась девочка, или наоборот. Можно приводить множество причин, только ребенку-то от этого не легче. Ему остается либо «плыть по течению», либо слишком рано становиться самостоятельным. Нет, я отнюдь не возражаю против самостоятельности, ведь это одно из важнейших качеств ребенка. Только как бы эта самостоятельность не переросла в одиночество без ласки, без внимания, без нежных родительских объятий. Выходит, что родители свои функции переложили на руки учителей.

   Недавно мне пришлось наблюдать одну сцену. Мама с папой и шестилетним сыном стояли в очереди на улице перед кафе. Стоять пришлось очень долго, около получаса. Мальчик сначала изнывал, потом начал крутиться, бегать с другими таким же ребенком, залезать на тумбы. Мама, то и дело прерывая оживленный разговор, делала ребенку замечания  и ставила рядом с собой. А чтобы лучше его «обездвижить», повесила на него довольно большую сумку. Но все было напрасно. После очередного «непослушания» очень рассерженный папа прочел сыну длинную нотацию.

   Я решила вмешаться и заговорила с мальчиком. Ему стало так интересно, что родители бросили свой разговор, с улыбкой наблюдая за нами.

   Вот и получается, как в толковом словаре С.И.Ожегова, что родители – отец и мать по отношению к своему ребенку, только без самого главного – без любви, заботы и внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку и литературе «Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Листок"

Принципиальным отличием современного подхода к обучению в школе является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметны...

Разработка урока по русскому языку и литературе «Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Листок"

Принципиальным отличием современного подхода к обучению в школе является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметны...

Урок литературы в 6 классе. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Листок"

технологическая карта к уроку в соответствии с требванием ФГОС ООО...

Урок литературы с использованием ИКТ Тема: Поэтический мир стихотворения М.Ю.Лермонтова « Листок»

Использование информационно – компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности  в преподавании своего предмета. Изучение особенно литературы, языка  с использован...

Урок литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок»".

Технологическая карта урока литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Листок""...

Урок литературы . «Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок».

Урок литературы . «Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок»....