Разработка урока по русскому языку и литературе «Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Листок"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Принципиальным отличием современного подхода к обучению в школе является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью;
  • быть способными к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание.

Современный урок – это хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока:

  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • время-сбережение и здоровье-сбережение;
  • в центре внимания урока – дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.

Основные принципы педагогической техники на уроках:

  • свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
  • открытость (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
  • деятельность (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
  • идеальность (высокий КПД): максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся;
  • обратная связь (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Урок «Лингвистический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок» отвечает всем требованиям к современному уроку. Он является уроком комплексного применения знаний и имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Методы обучения, используемые на уроке, формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся в учении; развивают в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; формируют не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности. На уроке применяются технологии здоровье-сбережения и время-сбережения.

Этот урок входит в систему уроков по теме самообразования учителя «Лингвистический анализ художественного текста в условиях интеграции образовательного процесса на уроках русского языка и литературы». Целью этой темы является изучение влияния технологии лингвистического анализа художественного текста на формирование языковой компетентности обучающихся.

Исходя из этой цели, я выбрала предметом деятельности за курс 5 класса три урока:

1.Интегрированный урок «Путешествие в царство сказки».

2.Дидактическая миниатюра А.А.Фета.

3.Лингвистический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова « Листок».

Но прежде чем перейти к анализу целого стихотворения, мы учились культуре общения с текстом на примере отрывков из художественных произведений. Каждый текст проходил через 5 основных этапов в работе:

  1. восприятие текста,
  2. лингвистический анализ текста,
  3. выразительное чтение,
  4. письмо по памяти,
  5. творческая работа (составление синквейна или своего текста на основе проанализированного литературного образца).

Основные методы работы на уроке:

  • проблемный (решение проблемы « Можно ли жизнь листка ассоциировать с жизнью человека?»;
  • частично-поисковый (при осмыслении лингвистических средств создания образности художественного текста);
  • информационный (индивидуальные сообщения о времени написания стихотворения, о событиях в жизни поэта в этот период, о дубе и чинаре как деревьях, создание иллюстраций к стихотворению «Листок» учениками-художниками).

Кроме этих методов, на уроке также были использованы технологии, рекомендованные при работе по ФГОС второго поколения:

  • Кластер (выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке). Использую этот метод в начале урока, на стадии «вызова», когда до знакомства с текстом систематизируем информацию в виде заголовков смысловых блоков. Этот прием позволяет охватывать большое количество информации, индивидуализировать работу обучающихся. Этот же прием использую и на стадии рефлексии, включая новую информацию.
  • Прием «таблица-синтез» дает возможность исследовать текст и делает наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при изучении стихотворения «Листок».
  • Прием «мозговая атака» (решение ребуса) применяю в начале урока для определения обучающимися темы урока.

Используемые на уроке современные технологии направлены на развитие универсальных учебных действий обучающихся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по русскому языку на тему: "Лингвистический анализ названий улиц города Ржева Тверской области"

Анализ языкового материала (названий улиц города Ржева) с лингвистической точки зрения: - фонетические, словообразовательные, морфологические, грамматические особенности онимов, названий улиц.Выя...

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста.

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста....

Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)

Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и  литература), связан с изучением творчеств...

Разработка урока по русскому языку и литературе «Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Листок"

Принципиальным отличием современного подхода к обучению в школе является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметны...

Конспект урока русского языка по теме:"Лингвистический анализ текста"

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: "Лингвистический анализ текста"...

Разработка урока по русскому языку в 10 классе на тему: «Фразеология. Словари русского языка и лингвистические справочники; их применение»

Тема  урока: Фразеология. Словари русского языка и лингвистические справочники; их  применение.Цели урока:совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синон...

Интегрированный урок русского языка и литературы "Лингвистическое меню"

Урок-игра с использованием игровых технологий. Урок включает в себя различные темы русского языка: орфоэпию и морфемику, историю слова и стилистику. Для просмотра всего урока-игры необходимо смотреть ...