Главные вкладки

    План-конспект урока литературы в 5 классе
    план-конспект урока литературы (5 класс) на тему

    Мухаметшина Гузелия Самадовна

     Урок по литературе в 5 классе.

    Тема: "М.Ю.Лермонтов. Стихотворение "Бородино". Историческая основа произведения.Региональный компонент в исторической основе произведения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_literature_v_5_klasse.doc401.5 КБ

    Предварительный просмотр:

        БМОУ «СОШ № 11».Открытый урок по литературе   в 5 классе

    Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов .Стихотворение "Бородино". Историческая  основа произведения.  Региональный компонент в исторической основе произведения.

    Цель урока: осмысление содержания ; художественный анализ текста,  наблюдение за развитием сюжета и поведением героев.

    Оборудование к уроку: портрет М. Ю. Лермонтова, иллюстрации , посвященные Бородинской битве.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    Эпиграф:

    В каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным ,в то же время благороден, силен и полон поэзии.

     В. Г. Белинский.

    Какому событию посвящено стихотворение? ( Это отклик на 25-летнюю годовщину   Бородинского сражения.)

    Сегодня мы поговорим о том. как оно литературно запечатлено в стихотворении  М .Ю. Лермонтова  «Бородино»

    2.В чем особенность построения стихотворения? ( Диалог и монолог )

    3. Кто участвует в разговоре?

    4 Cколько строф в стихотворении?(14).

    Какое количество из них отведено монологу старого солдата? (13 строф.)

    2.Анализ поэтического текста:

    Ребята, сегодня в центре нашего внимания будут те 13строф, которые передают рассказ старого солдата. Именно в них - сюжет произведения.

     Проследим за логикой развития сюжета.

    Найдите экспозицию

    « Мы долго молча отступали…»  ..Война 1812 года  вошла в нашу историю как Отечественная, потому что на нашу землю вторглись огромные иноземные полчища под предводительством Наполеона .(справка историка: 12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию Основной удар французской армии угрожал Москве. Наполеон говорил :  " Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги; если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову; если я займу Москву, я поражу Россию в самое сердце!"

    Русская армия отходила от Смоленска к Москве. Среди солдат все чаще слышались недовольные голоса : " До каких же пор мы будем отступать? И вот командующий русской армии М. И. Кутузов решает дать генеральное сражение! Продолжаем следить за развитием сюжета Найдите завязку и прочитайте. "И вот нашли большое поле...

    Построили редут."

    Завязка. Историческая справка.

    26 августа 1812 года под Бородино, в деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны.

    Найдите кульминацию. Прочитайте эти три строфы.(10, 11, 12.)

    10 строфа:

    1) Какой темп выберете для чтения этой строфы? ( Быстрый ).

    2)Какие слова помогают передать движение?( Обратим внимание на глаголы "двинулись" и "промелькнули", предлог "сквозь", прилагательное - эпитет "лет11 строфа:

    1) Какая часть речи помогает передать картину сражения? (глагол).

    2) Выбор каких глаголов вам показался неожиданным? (носились знамена. звучал булат. картечь визжала.)

    3)Почему нет эпитетов и сделано исключение лишь для одного ("кровавых")?

    12 строфа:

    1) Какие слова усиливают картину ужаса от происходящего? (кони... люди ... груди... вой...)

    2) В каких словах звучат гордость  и торжество ? ( Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой!...)

    Историческая справка.

    Вот как вспоминает это сражение один из очевидцев: "Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали свое оружие, сцеплялись друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мертвыми. Кавалерия скакала по трупам , как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскаленные пушки не могли выдержать действие пороха лопались с треском..."

    Найдите развязку: " Тогда считать мы стали раны... Товарищей считать."

    Вопрос: кого стали считать бойцы? Уцелевших? Погибших?

    Историческая справка .Взвесив все за и против ,желая сохранить армию, Кутузов приказал  отступить к Москве.

    В то же время Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии , пошатнуло в ней уверенность в победе , так как русские впервые остались непобежденными , ослабило ее наступательную активность , предопределило поражение Наполеона в этой войне . Не сбылось его пророчество : "Через три года я буду господином всего света . Остается Россия , но я ее раздавлю...""

     Потери русских составили 45,6 тысяч человек, французы потеряли.. по русским данным ,  от 50 до 58 тысяч человек; у французов вся  гвардия (19 тысяч человек)

    Сломать русское войско не удалось , но оно было обескровлено.

    Обратите внимание на 2 и 14 строфы.

    Вопрос: Почему в повторяющихся в тексте стихотворения строфах Лермонтов делает небольшие изменения? Что хочет подчеркнуть поэт вместе со своим героем?

    Закрепление.

    Каким  предстоит перед нами защитник Родины в изображении Лермонтова?

    2.Кто он? Где находится в момент сражения?

    3.Как он выглядит?

    4.Как он говорит и от какого лица ведет повествование?5.Назовите качества русского солдата.

    1).патриотизм ,готовность пожертвовать жизнью за Отечество,

    2).решительность,

    3).мужество,

    4).воинское братство.

    6.Какие чувства рождает у нас рассказ старого солдата?

    7.Ребята, какой след оставила Отечественная война 1812 года в истории нашего края?

    Историческая  справка.

    В отражении нашествия Наполеона  на Россию особое место приобрел Ижевский  оружейный завод. Благодаря наличию искусных мастеровых, завод наращивал

     темпы производства ружей: 1812 год- 5,877 ружей и 860 тесаков для артиллерии.

    Сформированное в 1812 году, а, в 1813году соединенное с казанским, вятское ополчение участвовало в заграничных  походах Российской армии.

     Оно состояло из 25 батальонов пехоты численностью 3250 человек и 2 конных сотен и 760 человек. Осенью того же года  вятские воины участвовали в сражениях С частями Наполеона под Дрезденом, Магдебургом и Гамбургом Для нужд обороны

    `Население Вятской губернии собрало 138 тысяч рублей деньгами , 24 тысячи пудов муки, около 2,5 тысяч аршин холста, много обуви и одежды. На деньги, собранные среди населения губернии специально для приобретения оружия, купили 11 пушек,106 шпаг палашей,186 ружей ,20 пудов чугунной дроби,75 пистолетов, 2520 пик .Отечественная война оставила еще один след в истории нашего края .Вятская губерния  стала местом ссылки  французских военнопленных. Французы начали появляться в городах губернии уже во второй половине 1812 года.  

    7.Ребята ,что вы можете рассказать о Надежде Дуровой?

    Историческая справка.

    На военную службу Надежда Дурова поступила в 1806 году. Переодевшись в мужское платье и выдав себя за помещичьего сына Александра Васильевича Дурова, бежала из  дома  с конно-казачьим полком, проходящим через Сарапул в Гродно. Ей пришлось уменьшить свой возраст на пять лет, чтобы выглядеть юношей. В ее формулярном списке записано « От роду 17 лет. Мерою 2 аршина. 5 вершков, лицом смугл, рябоват, волосы русые, глаза карие, из российских дворян».

    Никто из  военноначальников  не подозревал в ней женщину. Свое инкогнито она раскрыла сама . Накануне похода в Пруссию, в сражениях, она пишет письмо отцу: «…где я и что я теперь…  если меня убьют, что будет со старым моим отцом… умоляю простить побег мой… дать мне благословение, позволить идти путем. Необходимым для моего счастья…»  Получив «адрес», отец пишет просьбу царю о возвращении дочери Надежды домой, по мужу Черновой. Исключительность происшедшего не прошла мимо царя .Во время короткой встречи  с Александром 1 Надежда Андреевна убедила его , что женщина может служить в армии. И царь оставил ее в армии. Под новым именем- Александра Андреевича Александрова -в начале 1808 года она едет  в гусарский Мариупольский  полк корнетом , уже имея награду –орден Георгия «За храбрость в бою» .В 1811 году она переводится в уланский – литовский полк.Под командованием П.И.Багратиона Надежда Андреевна участвует в войне 1812 года  и получает контузию в Бородинском сражении ,под деревней Шевардино. После оставления Москвы русскими войсками она  недолго состоит ординарцем у М.И.Кутузова .Кутузов отправляет ее на лечение домой .В 1813-1814 годах Н.А.Дурова служит в русской армии , освобождающей Европу от войск Наполеона. Конец войны застает ее в Европе.9 марта 1816 года Дурова подает в отставку в чине штаб-ротмистра и уезжает в Сарапул.

    В стихотворении «Бородино» воплотился дух народной войны.

     М. Ю. Лермонтов, минуя вопрос о заслугах того или иного полководца, дает картину Бородинского боя  глазами солдата- одного из тех представителей русского народа ,чьими руками был повержен Наполеон.

    Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение стихотворения « Бородино», ответить на вопросы на стр.149-150


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект открытого урока литературы по теме "К.Г.Паустовский. Рассказ"Телеграмма" "

    Главная задача урока-воспитывать в учениках чувство благодарности и заботы к родителям, умение ценить красоту и силу материнской любви. Данный урок можно провести и как воспитательное мероприятие - кл...

    План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС

    В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...

    План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС

    В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...

    План-конспект интегрированного урока литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

    Урок знакомит учеников с лирикой и песнями о войне, с авторами и исполнителями шире школьной программы. Предусмотрена связь литературы с историей, музыкой, живописью, кино....

    План- конспект по татарской литературе 6 класс

    План- конспект по татарской литературе 6 класс...

    План – конспект интегрированного урока/ Литература и музыка 7класс «Стихи и песни, звавшие на подвиг».

    Искусство – это красота и   богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благ...

    Презентация к плану - конспекту интегрированного урока. Литература и музыка 7класс Тема урока: «Стихи и песни, звавшие на подвиг».

    Искусство – это красота и   богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благородна...