Анализ рассказа И.А.Бунина "Безумный художник"
статья по литературе (10 класс) по теме

Анализ произведения `Безумный художник`, написанного Буниным в 1921 году.
Автор: Лунина Н.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rasskaz_ivana_bunina.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ рассказа Ивана Бунина «Безумный художник». Автор – Лунина Н.В.

    Рассказ «Безумный художник» написан Буниным в 1921 г., в первый год его пребывания во Франции после отъезда из России, события в которой потрясли его и вызывали резкое и безоговорочное отрицание. В первые годы его жизни вдали от родины Бунин находился в состоянии глубокой депрессии и даже считал себя, судя по его дневникам, «полным банкротом». Состоянию депрессии и разочарований в самом себе способствовали тяжелое материальное положение семьи и события его личной жизни (смерть брата жены, которую он остро переживал).
   Именно эти настроения пессимизма и отчаяния нашли отражение в этом рассказе. В отечественной литературной критике советского периода рассказ практически не рассматривался. В собрании сочинений Бунина в шести томах издания 1988 г. ему уделена только одна фраза: «Глубоким отчаянием вызван рассказ о художнике, который, стремясь воплотить на своем полотне божественную мировую гармонию, независимо от своей воли запечатлевает картину ужасающего разрушения и гибели».
   Действительно, это так. Сюжет рассказа не сложен. Некий, уже не молодой, художник в канун Рождества прибывает петроградским поездом в неназванный древний русский город и останавливается в лучшем номере городской гостиницы. Из отрывочных фраз, которые проскакивают в его разговорах с другими персонажами и с самим собой, следует, что он побывал в Стокгольме, Испании и Италии, пережил «страшную одиссею» и потерял свою любимую жену и вместе с ней только что родившегося ребенка. Его обуревает идея, навязчивая мысль, мечта написать прекрасную картину о Рождении Нового Человека. Именно такое название он намерен дать этой картине. В ее основе сюжет на библейскую тему, отображающий рождение младенца Иисуса Христа. Все на картине должно быть наполнено светом, ликованием ангелов, радостью и торжественностью. В облике Мадонны он намерен воскресить любимую им женщину, «убитую злой силой вместе с новой жизнью, выношенной ею под сердцем». Картина должна стать торжеством всеобщего мира – даже лев и ягненок должны в ней «возлежать рядом – именно рядом!». Чтобы восстановить в памяти черты погибшей женщины, он достает из чемодана альбом с фотографическим снимком, на котором изображена она, лежащая в гробу, и рядом «крохотный гробик с младенцем, похожим на куклу». Трудясь без отдыха всю ночь, художник видит, что картина безнадежно испорчена: она загромождена рисунками, «совершенно противоположными друг другу по смыслу и по значению». Его вдохновение не повиновалось ему. Лежащий рядом альбом оказал на него свое воздействие. Он прячет его и вновь приступает к работе. Его наполняет дерзкая решительность, уверенность в себе, чувство сознания, что он «все может, все смеет, что нет более для него сомнений, нет преград. Он исполнился надежд и радости». И мысленным взором он видит ту прекрасную картину, которую задумал. Со свойственной ему красочностью Бунин описывает эту действительно прекрасную картину. И вот работа закончена. Он хочет поделиться с кем-нибудь своей радостью; его темные глаза горят «нечеловеческим страданием и вместе с тем каким-то свирепым восторгом». Увы, действительность покорила его воображение: на картине была изображена полная противоположность его страстным мечтам – дикое, черно-синее небо, кровавое пламя пожаров, гибель людей, разрушение храмом, дворцов и жилищ, смерть, ненависть, злоба, братоубийства, превращения людей в «скотов, зверей, дьяволов». Заключительные строки рассказа написаны с огромной художественной выразительностью. На этом страшном, преисполненном ужаса описании рассказ заканчивается. События, описанные в рассказе, происходят еще до революции в России (до и в 1916 году), поэтому говорить о взаимосвязи картины гибели и разрушения мира с событиями в России, трудно. Скорее всего, в рассказе отражены общие нравственно-философские взгляды Бунина: идеи катастрофичности мира и его неотвратимой гибели. В этом плане рассказ «Безумный художник» сопоставим с его более ранним рассказом «Господин из Сан-Франциско» (1915 г.). Между этими рассказами есть сходство и в художественной манере. В Обоих рассказах их герой не называется по имени. В «Безумном художнике» - только одно имя – некоего «Ивана Матвеевича из полиции». Все остальные персонажи (коридорный гостиницы, ее хозяин, продавщица магазина, извозчики) – безымянны. Но Иван Матвеевич в рассказе является персонажем пассивным – он только упоминается в разговоре двух безымянных персонажей – коридорного и хозяина гостиницы. Таким показом своих персонажей Бунин подчеркивает мысль, что случившееся с его героем может произойти или даже неизбежно произойдет с любым художником, с любым деятелем искусства, стремящимся к красоте и гармонии. Художник в момент творчества, всей душой отдавшись своей идее, «представляет себя не рабом жизни, а творцом ее».Действительность опровергает это его представление – он бессилен перед ней, его воля бессильна перед действительностью мира. Известно, что Бунин не разделял известной идеи Достоевского о том, что «красота спасет мир». Не исключено, что в этом рассказе он вступает в полемику с Достоевским, доказывая не только несбыточность этой идеи, но и невозможность создания условий, при которых в мире царила бы красота. Прилагательное «безумный» в названии рассказа должно подчеркнуть тщетность попытки художника; его мечта о создании красоты и гармонии – это всего лишь проявление безумия.
   Характеризуя творчество Бунина, один из критиков (Олег Михайлов) писал, что Бунину были близки записанные им слова Чехова, жестокие и горькие: «В природе из мерзкой гусеницы выходит прелестная бабочка, а вот у людей наоборот: из прелестной бабочки выходит мерзкая гусеница». В «Безумном художнике» Бунина из прекрасных мечтаний его героя, вопреки его воле, вышла именно такая «мерзкая гусеница».
   Но и здесь Бунин остается верен себе: его описания даже безымянных персонажей четки, индивидуальны и ярки (рыжий бородач-извозчик, румяная барышня в шубке, неизменно готовый на услуги коридорный, хозяин гостиницы – приземистый человек с бобриком на темени и острыми глазами).  – Узнаю тебя, Русь! – говорит художник, шагая по площади города, и читатель вместе с ним видит «
бодрое утро с легким морозом и инеем», «рисующимся по голубому небу нежно и сизо», подпоясанных, толсто одетых бодрых торговцев и торговок, продающих «мерзлые белые туши голых свиней с глубокими разрезами на толстых загривках, серых рябчиков, ощипанных гусей, индеек, жирных и застывших»; извозчиков, «стегающих лохматых лошадей», - словом, картину древнего русского города, готовящегося к рождественским праздникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ рассказа В.Астафьева "Приветное слово"

Предложенный урок соответствует программным требованиям. Данный подход позволяет учащимся не только продемонстрировать теоретические знания по русскому языку, но и через анализ предложенного художеств...

Анализ рассказа М.М.Пришвина "У ручья" на уроке в 6 классе

1. "Золотой луг" 2. Работа с текстом "У ручья" 3. Приложение: о Пришвине, таблица "Изобразительно-выразительные средства", расшифровка метафор. Источник: Т. С. Петрова "Анализ художественного текст...

урок по современной литературе "Сравнительный анализ рассказов И.Полянской "Мама" и Л.Петрушевской "Страна"

Урок рассчитан для учащихся 10-11 класса, может быть использован на уроках внеклассного чтения, элективных курсах....

Анализ рассказа И.А.Бунина "Антоновские яблоки"

Анализ эпического произведения. Знание и умение применять основные литературоведческие понятия....

Конспект урока литературы в 10 классе Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум». Опыт анализа рассказа.

Конспект урока литературы в 10 классе по рассказу  Н.С. Лескова «Однодум»учителя русского языка и литератураМБОУ СОШ №1 округа МуромМазепы Татьяны Сергеевны ТЕМА:  Тема праведничес...

Урок по чтению "Анализ рассказа по Г. Скребицкому "Художник-Весна""

Тема:Анализ рассказа по Г.Скребицкому "Художник-весна"Тип урока: урок усвоения новых знаний.Методы: словесные, наглядные, практические.Вид урока: урок с использованием средств мультимедиа.Фо...