Интегрированный урок литературы и английского языка «Волшебный мир Хогвартса» по книге ДЖ. К. Ролинг «Гарри Поттер и философский камень»
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Сказка о Гарри Поттере похожа на все другие и отлична от всех. Мальчик-сирота учится быть сильным с теми, кто считает его "слабаком", и великодушным с теми, кто зависит от его воли. Это сказка о правде и дружбе, о долге оставаться человеком даже в волшебном мире. это мир приключений, где волшебство и магия - обычное дело.

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon potter.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

«Волшебный мир Хогвартса»

по книге ДЖ. К. Ролинг «Гарри Поттер и философский камень»

           Цель урока

средствами компьютерных технологий и интеграции гуманитарных предметов развивать у учащихся интерес к литературному чтению и анализу современных литературных героев

Ход урока

Вступительное слово учителя литературы

Недаром дети любят сказку.

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны смелые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

                                          В. Берестов

На протяжении многих уроков мы говорили о сказках. Знаем, что сказки бывают народные и авторские.

       «Волшебный мир Хогвартса» - так мы назвали наш урок.

(по книге Джоанны Ролинг «Гарри Поттер и философский камень»).

   -К какому же виду сказок отнесем историю о Гарри Поттере?

  - Есть ли в авторской сказке персонажи из английских народных сказок и мифологические существа?

  Сказка о Гарри Поттере похожа на все другие и отлична от всех.

 Мальчик-сирота учится быть сильным с теми, кто считает его «слабаком», и великодушным с теми, кто зависит от его воли.

     Это сказка о правде и дружбе, о долге оставаться человеком даже в волшебном мире.

        Ни одна книга не всколыхнула детскую литературу настолько, насколько это сделал «Гарри Поттер». Эта книга открыла  для детей (да и для многих взрослых!) целый мир приключений, где волшебство и магия –обычное дело.

Коротко биография автора

      Джоанна Ролинг родилась в Англии в 1965 году. В детстве Джоана любила рассказывать истории. А свою первую сказку написала, когда ей было всего 5 или 6 лет.

       Это была сказка о кролике по имени Кролик, который болел корью, и к нему приходили в гости друзья с гигантской пчелой по имени Мисс Пчела.

       В школе Джоанна была тихой, веснусчатой, близорукой и ужасно неспортивной. Её любимые предметы – английский и другие языки.

Она обычно рассказывала истории своим друзьям, где все они совершали смелые и героические поступки, на которые не решились бы в реальной жизни.

      Сразу после школы  Джоанна поступила в университет в Эксетере. Изучала французский.

        По окончании университета  Ролинг работала преподавателем английского языка во Франции, в Португалии, затем в Англии

     В 1997 году была опубликована её книга «Гарри Поттер и Камень Волшебника». Эта книга сразу же стала одной из самых популярных во всём мире.

.    Серия книг о Гарри Поттере – новая звезда в современной  мировой детской литературе. Нельзя сказать, что книги Ролинг не подвергаются  критике – некоторые христианские фундаменталисты  беспокоятся, что книги способствуют продвижению сатанизма, а приверженцы атеизма сетуют на то, что в книгах очень много христианских символов древнего Мальтийского ордена – тайного религиозного общества.

     С другой стороны, поклонники аплодируют книгам за смелость и честность.

    Эта книга заставляет задуматься над тем, что самое главное в жизни – это  любовь близких, дружба и доброта.

    Книга о ваших сверстниках, которые очень любят свою необычную школу, с глубоким уважением относятся к преподавателям.

     По книге Ролинг снят фильм о мальчике-волшебнике. Вероятно, вы видели его и полюбили героев. Но поверьте, книгу читать гораздо интереснее. Мы многое узнаём о стране, в которой происходят события, обычаи и даже язык.

Дети и взрослые во всём мире с упоением читают о мальчике-волшебнике.

Откройте эту книгу – и вы  окунётесь в мир чародейства и волшебства.

- Давайте вспомним начало удивительной истории о мальчике-волшебнике.

Краткий пересказ первых глав книги (подготовленный ученик)

      Звёздное небо этой ночью не предвещало тех таинственных событий, которые вскоре произошли.

   Когда на Тисовой улице все заснули, показался мотоцикл с огромным наездником. Около дома №4 его уже ожидала странная полосатая кошка и какой-то человек в зелёной мантии.

       Великан Хагрид оставил возле двери дома №4 завёрнутый в одеяло свёрток. В свёртке лежал младенец. Гарри Поттер – мальчик, который выжил!

     Следующие 11 лет Гарри жил со своими приёмными родителями до того дня, когда он получил письмо-приглашение в Хогвартс – школу Магии и Колдовства.

       В Лондоне на вокзале Кинг-Кросс на платформе 9 ¾  Гарри сел в поезд до Хогвартса.

Учитель литературы

Вопросы к классу

     - Почему Гарри называли мальчиком, который выжил?

     -Происходили ли с ним какие-либо странные случаи, особенно, когда он чего-либо боялся или злился?

      -Почему Гарри пришлось жить у Дурслей, хотя те его и не любили?

      -Чего очень боялись Дурсли?

    Итак, Гарри оказался волшебником. Он отправился в школу магии и колдовства. Давайте и мы посетим эту необычную школу.

Экскурсия в Хогвартс

Учитель английского языка

Этап 2. Школа Хогвартс.

Ученик 1: Hello, friends! My name is Simus.You’re welcome to Hogwarts, spells and magic school,

directed by Albus Percival Dumbledore , the president of International Federation of Magicians.

There are 4 Faculties in our school. They are: Hufflepuff, Gryffindor, Slytherin and Ravenclaw.

They are named after their founders: Godric Gryffindor, Helga Hufflepuff, Rovena Ravenclaw and Salazar Slytherin. There is a lake and a forest near our school and none of muggles can see it

But you are lucky, you are our guests  today.

Учитель: Итак, уважаемые дети и гости, ученики школы Хогвартс проведут небольшую экскурсию на английском языке, но позвольте и мне поучаствовать сегодня в вашем путешествии и открыть несколько потайных дверей в этой книге. Знаете ли вы, что факультет Гарри, Гриффиндор, в переводе с французского означает «золотой грифон»? Это подходящее название для факультета, студентов которого отличают храбрость и доблесть.

Грифоны – это волшебные существа, наполовину львы, наполовину орлы. Родом они из Индии, где охраняли огромные сокровишницы с золотом. Главные достоинства грифона – бдительность, храбрость и сила. Именно эти качества были присущи и основателю Хогвартса, чьё имя произошло от названия этого животного,- Годрику Гриффиндору, и студентам факультета Гриффиндор.

       Вообще, читать книги Джоан Ролинг  приятно читать ещё и потому, что при чтении обнаруживаешь многочисленные отсылки к истории, мифологии и литературе.

        А ещё внимательный читатель знает, что ключи к характерам героев Ролинг часто бывают скрыты в именах, которые она им выбирает. Так , Драго, заклятый враг Гарри, получил свое имя от латинского слова draco (дракон), что означает «змея».

         Альбус Дамблдор – директор Хогвартса, Кавалер ордена Мерлина, Великий волшебник. Альбус по-латыни означает «белый». Оно очень подходит этому убеленному сединой старику. Кроме этого оно делает его достойным соперником Темного Лорда. Фамилия Дамблдор образована от староанглийского слова, означающего «шмель». Сама Ролинг сказала, что хорошо представляет себе, как этот меломан с отсутствующим видом что-то гудит про себя. Знаете ли вы, что  Равенкло состоит из двух английских слов “raven”+”claw” (ворона+коготь). Вы думаете это случайность?

Дети:………………………………………  

Учитель: Но давайте продолжим наше путешествие с английскими друзьями.                                            Хогвартс

Гриффиндор                     Равенкло                            Хаффлпаф                             Слизерин

(Годрик Гр.)                     (Ровена Р.)                        (  Хельга Х)                             (Салазар С.)

Интересно было узнать, что факультеты носят имена своих основателей,а знаете ли вы,

что классы обозначают первой буквой фамилии учителя. Это значит, что ваш класс был бы 5 «Р» в Британии. Ещё один интересный факт- это фамилии наших основателей. Знаете ли вы, что фамилия Равенкло состоит из двух английских слов “raven”+”claw” (ворона+коготь). Вы думаете это случайность?

 Дети:………………………………………  But let’s continue.

Ученик 2: And this is our magic Hat. It is a very clever Hat. It chooses faculties for our students,

but to tell the truth, this choice depends on student’s wish too.

 - Найдите в книге то место, где описывается первое знакомство со Шляпой

Чтение отрывка

Стр.127 (первый день в школе)

Стр.128 (песня шляпы)

Может быть, я некрасива на вид,

Но строго меня не судите.

Ведь шляпы умнее меня не найти,

Что вы там ни говорите.

Все помыслы ваши я вижу насквозь,

Не скрыть от меня ничего.

Наденьте меня, и я вам сообщу,

С кем учиться вам суждено.

Быть может, вас ждёт Гриффиндор, славный тем,

Что учатся там храбрецы.

Сердца их отваги и силы полны,

К тому ж благородны они.

А может быть, Пуффендуй ваша судьба,

Там, где никто не боится труда,

Где преданны все, и верны,

И терпенья с упорством полны.

А если с мозгами в порядке у вас,

Вас к знаниям тянет давно,

Есть юмор и силы гранит грызть наук,

То путь ваш – за стол Когтевран.

Быть может в Слизерине вам суждено

Найти своих лучших друзей.

Там хитрецы к своей цели идут, никаких не стесняясь путей.

Не бойтесь меня, надевайте смелей.

И вашу судьбу предскажу я верней.

Учитель литературы.  А теперь представьте, что вас принимают в школу Хогвартс, и у вас появилась возможность выбрать факультет. Что предпочтёте вы? Почему?

Ученики:………..

( Учитель подходит к ученикам, надевает шляпу)

Учитель: Ваш выбор понятен, но шляпа не со всеми из вас согласна, хотя она и вынуждена согласиться с вашим желанием. А мы продолжаем путешествие.

Ученик 3: Our school is similar to your school: we also have classes but they are quite different:

We have classes of protection against dark forces, we learn how to prepare magic drinks, to take care of magic creatures, to gather herbs, to fly with the help of a broom. It’s so exiting!      

Учитель английского языка  А вот так выглядит день Гарри Поттера.

 Ученик 4: 

  “One Day from Harry Potter’s life”

Every day Harry Potter gets up at 5 o’clock, he has a lot of work to do. At 5.30 he goes to the magic forest to gather magic grass. He wants to invent magic drink. Then he has his breakfast and goes to feed his owl. Harry studies magic at Hogwarts every day. After dinner he thinks over the plan how to kill Wallan-de-Mort. In the evening he has some time to chat with Ron and Hermione and pactice flying on his new broomstick

Учитель английского языка

          Однажды поклонник творчества Ролинг спросил её о происхождении какой-то фразы в её книге. И знаете, что она ответила? «Иди и поищи. Маленькое исследование любому пойдёт на пользу.» Давайте и мы совершим такое маленькое исследование. Мы  отправимся на урок волшебных заклинаний.

В отличие от многих школ, в Хогвартсе, по-видимому, не придают особого значения изучению иностранных языков. Но есть один язык, с которым встречаются даже ученики-первокурсники,- это латынь. А знаете ли вы, что многие английские слова (по разным оценкам от 30 до 60% ) имеют латинские корни? Девиз Хогвартса тоже латинский: “Draco dormiens nunquam titillandus” ( «Никогда не щекочи спящего дракона»).

 Многие заговоры и заклинания происходят от латинских слов, обозначающих желаемый результат колдовства. Так, например, «люмос» - заклинание, благодаря которому на конце волшебной палочки вспыхивает свет,- созвучно с латинским словом lux, означающим «свет». «Нокс» - заклинание, гасящее свет,- это латинское слово, означающее «ночь».

«Апарекиум» - заставляет невидимые чернила проявляться. От «» - становлюсь видимым.

«Репаро» - восстанавливает, чинит вещи.                              

Расписание уроков школы Хогвартс:

  1. Урок защиты.
  2. Урок травологии.
  3. Урок зельеварения.
  4. Урок полетов на метле.
  5. Урок ухода за мифическими животными.
  6. Урок волшебных заклинаний.

Итак, назовите заклинание , заставляющее волшебную палочку светиться; ослабляющее противника; позволяющее перемещать людей; заклятие подвластия; щитовые чары.

Учитель литературы

 - Как и в любой другой школе в Хогвартсе есть свой гимн

Найдите это место в книге стр.140

Хогвардс, Хогвартс, наш любимый Хогвартс,

Научи нас хоть чему-нибудь.

Молодых и старых,лысых и косматых,

Возраст ведь не важен, а важна лишь суть.

Если что забудем, ты уж нам напомни,

А если не знаем, ты нам объясни.

Сделай всё, что сможешь, наш любимый Хогвартс,

А мы уж постараемся тебя не подвести.

Экскурсовод (ученик)

                 В школе Хогвартс есть и свои знаменитости. Они учатся на факультете Гриффиндор.

 Рон Уизли, Гермиона Грэйнджер, Гарри Поттер

Благодаря Гарри Поттеру страшный волшебник Волланд –де- Морт не смог завладеть философским камнем Николаса Фламеля. Гарри прошёл  много испытаний и одержал победу. Он великий волшебник!

Гарри Поттер

    -Нет, я Гарри, просто Гарри!

   Без своих друзей я вряд ли смог бы разгадать тайну философского камня, было столько загадок по пути к нему.

   Рон выиграл партию в волшебные шахматы и пожертвовал собой.

Рон

  - Я не мог поступить иначе. Не обижайтесь, но в шахматы я играю лучше вас. А в шахматах приходится иногда идти на жертвы, если бы я не сделал этого, философский камень мог оказаться в чужих руках.

Гарри

 - А Гермиона помогла разобраться с дьявольскими силками и решить

логическую задачу, благодаря ей мы выбрались из подземелья. Она такая умная!

Гермиона

  - Ум и книги. Вот и всё. Но, оказывается, есть куда более важные вещи. Например, дружба и храбрость. Ты хороший волшебник, Гарри, и мы верим в тебя.

Учитель литературы

   Действительно, ребята смогли доказать, что дружба и взаимовыручка – огромная сила!

  Но противостоять могущественному злому волшебнику первокурснику

всё- таки не под силу.

    -Что же помогло Гарри Поттеру противостоять Волланд де – Морту?

     Гарри был защищён сильными колдовскими чарами, с которыми не мог справиться даже столь сильный волшебник. Это любовь! Любовь, защитившая Гарри от смерти, когда он был ещё совсем маленьким. Эти же защитные чары оберегали его всю жизнь. Мама Гарри пожертвовала собой, но смогла оградить своё дитя от злых сил.

Характеристика героев (на слайде слова-помощники)

Дамблдор                                мудрый

                                                 самый могущественный волшебник                                                                    

Гарри Поттер                          мальчик, который выжил

                                                 смелый

                                                 отважный                                              

Рон                                           надёжный друг

Гермиона                                 умная, любознательная

Мама Гарри Поттера              любящая, самоотверженная

Игра с волшебной шляпой (викторина, вручение призов)

Чтение писем детей из разных уголков планеты

Д.з.  написать письмо понравившемуся литературному герою

Заключение

   Мы познакомились с книгой английской писательницы    Джоан Ролинг о Гарри Поттере . В сказке мы увидели любовь к родным местам, к английскому фольклору,  умение ценить доброту, честность, любовь ближних, а не только грубую силу и изворотливость.

 В книге описан иной быт, иные обычаи.Но несмотря на различия, люди едины в своих мечтах и стремлениях, в том, как все мы понимаем, что такое правда и ложь, добро и зло, что такое справедливость, дружба, взаимопомощь.

Вы прочитали самое начало сказочной истории о мальчике, который выжил. Впереди друзей ждут новые приключения и испытания. Берите книгу и участвуйте в приключениях её героев!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и английского языка " А. Пушкин и Дж. Байрон"

Данная разработка представляет собой внеклассное мероприятие по литературе и английскому языку....

Интегрированный урок ( литература и английский язык). Природа в стихотворениях русских и английских поэтов 19 в.

Этот урок разработали учитель русского языка и литературы Кунаева Е. В. и учитель английского языка Евдокимова С. В....

Интегрированный урок литературы и английского языка в 5 классе. Книга М. Твена «Приключения Тома Сойера».

Интегрированный урок литературы и английского языка в 5 классе. Книга М. Твена «Приключения Тома Сойера»....

Интегрированный урок литературы и английского языка

Let’s hear time’s voiceИнтегрированный урок литературы и английского языка по художественной культуре эпохи Просвещения, 7 классЦель урока: доказать, что произведения литературы и искусства эпох...

Интегрированный урок (литература и английский язык) по книге Ч.Диккенса «Рождественская песнь в прозе»

Конспект интегрированного урока с применением методов и приемов ТРКМЧП....

Интегрированные уроки литературы и английского языка в условиях ФГОС

Современные условия   развития России требуют развития  научного  потенциала. В меняющихся  условиях возрастает роль профессиональных  качеств учителя, обеспечивающ...

Методические рекомендация по проведению интегрированных уроков литература и английский язык

Методические рекомендация по проведению интегрированных уроков литература и английский язык...