Вечер поэзии "Я лиру посвятил народу своему"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
В помощь учителям и учащимся с целью обобщить и систематизировать знания учащихся о поэтическом творчестве Н.А.Некрасова, осмыслить его творчество как «энциклопедию русской жизни»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Вечер поэзии | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Утянская средняя общеобразовательная школа
«Я лиру посвятил народу своему…»,
Николай Алексеевич Некрасов
190-летию со дня рождения
Подготовила и провела
учителя русского языка и литературы
Ткачёва Валентина Петровна
2011-2012 учебный год
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о поэтическом творчестве Н.А.Некрасова, осмыслить его творчество как «энциклопедию русской жизни»
Задачи:
- развитие навыков выразительного чтения поэтических текстов;
- развитие навыков осознанного восприятия поэтического текста;
- развитие навыков публичного выступления;
- обогащение эмоциональной сферы учащихся.
Оборудование: презентация, компьютер, проектор, «Стихотворения. Поэмы» Н.А.Некрасова
Ход мероприятия:
Ведущий1: В год 190 – летия со дня рождения Н.А.Некрасова мы ещё и ещё раз обращаемся к творчеству великого писателя, потому что его нельзя не любить, его нельзя не читать, о нём нельзя не помнить.
Сегодня мы послушаем лучшие стихотворения великого поэта, а жюри оценит выступления учащихся.
В состав жюри входят:
Ведущий2: Поэзия Некрасова учит нас чувствовать духовную красоту и щедрость русского характера, главной особенностью которого была, есть и будет обостренная чуткость к другому человеку, умение понять его, как самого себя, счастье радоваться его счастьем или страдать его страданием.
Ведущий1: В редкой поэтической отзывчивости на чужую радость и чужую боль Некрасов и по сию пору исключительный и неповторимый поэт.
У поэта есть много стихотворений, которые он сам назвал песнями. Да и во многих его поэмах герои поют.
Нам бы очень хотелось, чтобы вам запомнился Некрасов не только как хрестоматийный поэт, которого вы обязаны изучать в школе на уроках, а и как человек, близкий своему народу, которому он посвятил лиру. А значит и нам с вами.
Ведущий2: Я лиру посвятил народу своему,-
скажет он незадолго до смерти.-
Быть может, я умру, неведомый ему.
Но я ему служил. И сердцем я спокоен
Стихотворения поэта – это история. В них не только получила воплощение тема народных страданий, но и отразились в той или иной степени почти все стороны народного бытия и важнейшие стороны человеческого существования.
Ведущий1: Основные темы творчества Некрасова:
- Тема Родины и народа
- Тема поэта и назначения поэзии
- Тема матери
Ведущий2:
- Тема природы
- Тема города
- Тема истории
- Тема детства
- Тема любви
- Тема идеала общественного деятеля и гражданственного служения
Ведущий1: Некрасов стал поистине народным поэтом, сатириком, обличителем «верхов», заступником угнетённой деревни.
Отрывок из стихотворения «Размышление у парадного подъезда» читает Надобных Иван «Родная земля! Назови мне такую обитель…»
Ведущий2: Кажется, не было другого поэта, который так часто, с такой благоговейной любовью воскрешал бы в своих стихах образ матери. Этот трагический образ увековечен Некрасовым в стихотворениях «Родина», «Мать», «Баюшки-баю», «Несчастные» и др.
Стихотворение «Мать» читает Шестакова Наталья
Емельянова Татьяна « Внимая ужасам войны…»
Ведущий1: Он научился сочувствовать всем бесправным, угнетаемым женщинам. Особенно горячее сочувствие вызывали в нем крепостные крестьянки: Три тяжкие доли имела судьба, и первая доля: с рабом повенчаться, Вторая — быть матерью сына раба, А третья — до гроба рабу покоряться, И все эти грозные доли легли На женщину русской земли
Ведущий2: Некрасов же вводит в свои стихи и поэмы новую героиню — крестьянку, которая сочетает в себе нравственную чистоту, свойственную девушкам-дворянкам, и трудолюбие, стойкость, силу характера, которые формирует именно крестьянская среда.
Быстро увядает девичья красота от безрадостного, непосильного труда, от горьких слез, незаслуженных обид. На лице некогда прекрасной девушки “появится вдруг выраженье тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг”.
Некрасов с болью в сердце говорит о суровой доле женщины-труженицы, женщины-матери, женщины-страдалицы. Одно из самых маленьких, пожалуй, стихотворений Некрасова «Вчерашний день…», но с каким глубоким смыслом.. Угнетённая, порабощённая крестьянка, но какая сила духа в ней…Это и восхищает поэта, восхищает это и нас.
Стихотворение читает Казаринова Алина
«Вчерашний день часу в шестом..»
Сусоева Ольга «Зрелище бедствий»
Ведущий1: Особенно тяжелым был труд женщины-крестьянки в летнее время: нещадно жжет солнце, но молодая крестьянка-мать жнет рожь, а у соседней полосы заходится от крика грудной ребенок. Таков мотив стихотворения “В полном разгаре страда деревенская...”
Читают: Симоненко Татьяна Куцыкова Юлия Ткачёва Галина
Ведущий2: Тем не менее, нельзя сказать, что русская женщина показана в стихах Некрасова только лишь в образе замученной работой крестьянки. Есть в поэзии Некрасова и другой тип - тип, в котором воплотились народные представления о настоящей красавице, румяной, живой, трудолюбивой, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».
Характер героини закаляется именно в тяжелых испытаниях. Это - женщина большого ума, самоотверженная, волевая, решительная. Не имея других источников радости и способов отдыха, она умеет найти их в работе, умеет выискать кусочек счастья и в своей обделенной судьбе.
Ведущий1: Умеет русская женщина в трудную минуту, сбросив с себя повседневные заботы, и отдохнуть, повеселиться, песню душевную спеть, а во время работы она ловка, сильна и собрана. Такая женщина "и голод, и холод выносит".
Отрывок из поэмы «Мороз Красный нос» «Есть женщины в русских селеньях» читают:
Атанов Евгений
Болотнова Анна Капустина Наталья
Ведущий2: Никто, кроме Некрасова, не создал таких поражающих своей жестокой правдивостью картин деревенской нищеты и горя
Стихотворение «Соловьи» читают:
Бычкова Марина
Куцыкова Инна
Ведущий1: Читая стихотворения Некрасова, мы чувствуем в них не только жалость к страдающим, но и восхищение…Всё, о чём бы ни писал Некрасов, пронизывает мысль о народе, о его судьбе. В «Железной дороге» (1864) сквозь мрачные картины гибельного труда строителей прорывается победный гимн в честь творческих сил народа.
Всё претерпели вы, божие ратники, Мирные дети труда.
Отрывок из поэмы читает: Скорых Владимир Гончаров Артём
Ведущий2: Особое место в своём творчестве поэт отводит детям. Всем известно стихотворение «Крестьянские дети» Однажды в студёную зимнюю пору….
С утра до ночи приходилось работать крестьянским детям: наравне со взрослыми они трудились на полях, фабриках и заводах. С каким искренним сочувствием поэт пишет об этом.
Стихотворение «Плач детей»
читают Бекетова Марина , Нарыкова Людмила.
Ведущий1 Одна из школ для крестьянских детей была открыта Некрасовым в Аббакумцеве (4 км. от Грешнева). Двухэтажное здание школы сохранилось до наших дней. Он стал попечителем школы и в этом качестве отвечал за отопление, освещение, ремонт и паем прислуги. Известно, что он закупал несколько раз книги для библиотеки. Школу разрешалось посещать всем желающим детям окрестных деревень. Ученики освобождались от всякой платы за обучение. Вот такому крестьянскому мальчику-ученику и было посвящено стихотворение «Школьник».
Встреча этим голодным и оборванным школьником на пустынной дороге напомнила Некрасову судьбу Михаила Васильевича Ломоносова, великого «архангельского мужика», который, желая учиться, пришёл пешком в Москву из далёкой северной деревни, долго жил впроголодь, бедствовал и всё же учился. Изучил физику, химию, металлургию, другие науки и стал знаменитым русским учёным, академиком.
Стихотворение «Школьник» читают Юдин Вася и Власова Наташа
Ведущий2: Никто, кроме Некрасова, не создал таких поражающих своей жестокой правдивостью картин деревенской нищеты и горя.
Стихотворение «Гробок» читает Симоненко Виталий
Ведущий1: Никто не увидел столько светлых сторон в жизни крестьянства, столько крупных мужественных характеров (Дарья, Матрёна Тимофеевна, Савелий – Богатырь Светорусский, Ермил Гирин), не убитых веками рабства.
Поэт осуждал долготерпение, пассивность большей части крестьянства
(«Чем хуже был бы твой удел, когда б ты менее терпел»?).
Особое место в поэме «Кому на Руси жить хорошо» занимает образ Гриши Добросклонова, в котором воплощены черты крестьянского революционера, носителя народного идеала свободы. Он слагает песни о народе, а в них вся жизнь.
«Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь!».
Отрывки из поэмы читают: Чубарых Сергей Казаринов Алексей Шестаков Дмитрий
Ведущий2: Стихотворение из любовной лирики Некрасова прочтёт Юдина Галина «Горящие письма»
Стихотворение Некрасова «Перед дождём» прочтёт Попова Ольга
Ведущий1:
И в заключении конкурса шуточное стихотворение «Генерал Топтыгин» прочитают Цуцура Александр, Куценко Николай, Скорых Андрей
Подведение итогов
Награждение
Грамоты
Номинации
«Утверждаю» «Рассмотрено»
Директор МОУ Утянская СОШ Заместитель директора по ВР
Пищулов А.С. ___________ Бычкова О.И.__________
ПОЛОЖЕНИЕ
О проведении конкурса чтецов стихотворений «Я лиру посвятил народу своему…»
Конкурс чтецов проводится в рамках конкурса, посвящённого 190-летию со дня рождения поэта Николая Алексеевича Некрасова
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о поэтическом творчестве Н.А.Некрасова, осмыслить его творчество как «энциклопедию русской жизни»
Задачи:
- развитие навыков выразительного чтения поэтических текстов;
- развитие навыков осознанного восприятия поэтического текста;
- развитие навыков публичного выступления;
- обогащение эмоциональной сферы учащихся.
Оборудование: презентация, компьютер, проектор, «Стихотворения. Поэмы» Н.А.Некрасова
Участники: 5-11 классов, учителя
Содержание конкурса чтецов:
1. Вступительное слово.
2. Выступление ведущих: поэзия Некрасова учит нас чувствовать духовную красоту
и щедрость русского характера, главной особенностью которого была, есть и будет
обостренная чуткость к другому человеку, умение понять его, как самого себя,
счастье радоваться его счастьем или страдать его страданием.
3. Основные темы творчества Некрасова
4. Выступления учащихся: чтение стихотворений
5. Подведение итогов, объявление победителей
6. Награждение
Сроки проведения конкурса чтецов: февраля 2012 года, в 14.00
Ответственные за проведение конкурса чтецов: Куцыкова Светлана Юрьевна
Ткачёва Валентина Петровна