Вечер поэзии "Я лиру посвятил народу своему"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

В помощь учителям и учащимся с целью обобщить и систематизировать знания учащихся о поэтическом творчестве Н.А.Некрасова, осмыслить его творчество как «энциклопедию русской жизни»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Вечер поэзии63.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Утянская средняя общеобразовательная школа

«Я лиру посвятил народу своему…»,

Николай Алексеевич Некрасов

 190-летию со дня рождения

                                 

                                 

                                    Подготовила и провела

учителя русского языка и литературы

                                            Ткачёва Валентина Петровна

2011-2012 учебный год

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о поэтическом творчестве Н.А.Некрасова, осмыслить его творчество как «энциклопедию русской жизни»

Задачи:

- развитие навыков выразительного чтения поэтических текстов;

     - развитие навыков осознанного восприятия поэтического текста;

- развитие навыков публичного выступления;

- обогащение эмоциональной сферы учащихся.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, «Стихотворения. Поэмы» Н.А.Некрасова

Ход мероприятия:

Ведущий1:   В год 190 – летия со дня рождения Н.А.Некрасова мы ещё и ещё раз обращаемся к творчеству великого писателя, потому что его нельзя не любить, его нельзя не читать, о нём нельзя не помнить.

Сегодня мы послушаем лучшие стихотворения великого поэта, а жюри оценит выступления учащихся.

В состав жюри входят:

Ведущий2:   Поэзия Некрасова учит нас чувствовать духовную красоту и щедрость русского характера, главной особенностью которого была, есть и будет обостренная чуткость к другому человеку, умение понять его, как самого себя, счастье радоваться его счастьем или страдать его страданием. 

Ведущий1:    В редкой поэтической отзывчивости на чужую радость и чужую боль Некрасов и по сию пору исключительный и неповторимый поэт.

У поэта есть много стихотворений, которые он сам назвал песнями. Да и во многих его поэмах герои поют.

Нам бы очень хотелось, чтобы вам запомнился Некрасов не только как хрестоматийный поэт, которого вы обязаны изучать в школе на уроках, а и как человек, близкий своему народу, которому он посвятил лиру. А значит и нам с вами.

Ведущий2:        Я лиру посвятил народу своему,-

                  скажет он незадолго до смерти.-

                 Быть может, я умру, неведомый ему.

                 Но я ему служил. И сердцем я спокоен

Стихотворения поэта – это история. В них не только получила воплощение тема народных страданий, но и отразились в той или иной степени почти все стороны народного бытия и важнейшие стороны человеческого существования.

Ведущий1:    Основные темы творчества Некрасова:

- Тема Родины и народа 

- Тема поэта и назначения поэзии 

- Тема матери 

Ведущий2:        

- Тема природы 

- Тема города 

- Тема истории 

-  Тема детства 

-  Тема любви 

- Тема идеала общественного деятеля и гражданственного служения 

Ведущий1:    Некрасов стал поистине народным поэтом, сатириком, обличителем «верхов», заступником угнетённой деревни.                                          

Отрывок из стихотворения «Размышление у парадного подъезда»                  читает Надобных Иван       «Родная земля!                                                                                       Назови мне такую обитель…»                                                                                                                

Ведущий2:            Кажется, не было другого поэта, который так часто, с такой благоговейной любовью воскрешал бы в своих стихах образ матери. Этот трагический образ увековечен Некрасовым в стихотворениях «Родина», «Мать», «Баюшки-баю», «Несчастные» и др.                         

Стихотворение «Мать» читает Шестакова Наталья

 Емельянова Татьяна « Внимая ужасам войны…»

Ведущий1:    Он научился сочувствовать всем бесправным, угнетаемым женщинам. Особенно горячее сочувствие вызывали в нем крепостные крестьянки:   Три тяжкие доли имела судьба,                                                                    и первая доля: с рабом повенчаться,                                                           Вторая — быть матерью сына раба,                                                             А третья — до гроба рабу покоряться,                                                             И все эти грозные доли легли                                                                   На женщину русской земли

Ведущий2:            Некрасов же вводит в свои стихи и поэмы новую героиню — крестьянку, которая сочетает в себе нравственную чистоту, свойственную девушкам-дворянкам, и трудолюбие, стойкость, силу характера, которые формирует именно крестьянская среда.

Быстро увядает девичья красота от безрадостного, непосильного труда, от горьких слез, незаслуженных обид. На лице некогда прекрасной девушки “появится вдруг выраженье тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг”.

Некрасов с болью в сердце говорит о суровой доле женщины-труженицы, женщины-матери, женщины-страдалицы. Одно из самых маленьких, пожалуй, стихотворений Некрасова «Вчерашний день…», но с каким глубоким смыслом.. Угнетённая, порабощённая крестьянка, но какая сила духа в ней…Это и восхищает поэта, восхищает это и нас.                                                                 

Стихотворение читает Казаринова Алина

 «Вчерашний день часу в шестом..»

Сусоева Ольга  «Зрелище бедствий»

Ведущий1:    Особенно  тяжелым был труд женщины-крестьянки в летнее время: нещадно жжет солнце, но молодая крестьянка-мать жнет рожь, а у соседней полосы заходится от крика грудной ребенок. Таков мотив стихотворения “В полном разгаре страда деревенская...”

Читают:      Симоненко Татьяна                                                                                Куцыкова Юлия                                                                                Ткачёва Галина

Ведущий2:            Тем не менее, нельзя сказать, что русская женщина показана в стихах Некрасова только лишь в образе замученной работой крестьянки. Есть в поэзии Некрасова и другой тип - тип, в котором воплотились народные представления о настоящей красавице, румяной, живой, трудолюбивой, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».

Характер героини закаляется именно в тяжелых испытаниях. Это - женщина большого ума, самоотверженная, волевая, решительная. Не имея других источников радости и способов отдыха, она умеет найти их в работе, умеет выискать кусочек счастья и в своей обделенной судьбе.

Ведущий1:    Умеет русская женщина в трудную минуту, сбросив с себя повседневные заботы, и отдохнуть, повеселиться, песню душевную спеть, а во время работы она ловка, сильна и собрана. Такая женщина "и голод, и холод выносит".

Отрывок из поэмы «Мороз Красный нос»  «Есть женщины в русских селеньях» читают:                                                

Атанов Евгений                                                                

Болотнова Анна                                                                                       Капустина Наталья 

Ведущий2:            Никто, кроме Некрасова, не создал таких поражающих своей жестокой правдивостью картин деревенской нищеты и горя

Стихотворение «Соловьи» читают:

 Бычкова Марина

Куцыкова Инна

Ведущий1:    Читая стихотворения Некрасова, мы чувствуем в них не только жалость к страдающим, но и восхищение…Всё, о чём бы ни писал Некрасов, пронизывает мысль о народе, о его судьбе. В «Железной дороге» (1864) сквозь мрачные картины гибельного труда строителей прорывается победный гимн в честь творческих сил народа.

Всё претерпели вы, божие ратники,                                                                Мирные дети труда.

Отрывок из поэмы читает:    Скорых Владимир                                                                                Гончаров Артём

Ведущий2:           Особое место в своём творчестве поэт отводит детям. Всем известно стихотворение «Крестьянские дети» Однажды в студёную зимнюю пору….

С утра до ночи приходилось работать крестьянским детям: наравне со взрослыми они трудились на полях,  фабриках и заводах. С каким искренним сочувствием поэт пишет об этом.

Стихотворение «Плач детей»

читают Бекетова Марина , Нарыкова Людмила.

Ведущий1   Одна из  школ для крестьянских детей была открыта Некрасовым в Аббакумцеве (4 км. от Грешнева). Двухэтажное здание школы сохранилось до наших дней. Он стал попечителем школы и в этом качестве отвечал за отопление, освещение, ремонт и паем прислуги. Известно, что он закупал несколько раз книги для библиотеки. Школу разрешалось посещать всем желающим детям окрестных деревень. Ученики освобождались от всякой платы за обучение. Вот такому крестьянскому мальчику-ученику и было посвящено стихотворение «Школьник».

Встреча этим голодным и оборванным школьником на пустынной дороге напомнила Некрасову судьбу Михаила Васильевича Ломоносова, великого «архангельского мужика», который, желая учиться, пришёл пешком в Москву из далёкой северной деревни, долго жил впроголодь, бедствовал и всё же учился. Изучил физику, химию, металлургию, другие науки и стал знаменитым русским учёным, академиком.

Стихотворение «Школьник» читают Юдин Вася и Власова Наташа

Ведущий2:         Никто, кроме Некрасова, не создал таких поражающих своей жестокой правдивостью картин деревенской нищеты и горя.

Стихотворение «Гробок» читает Симоненко Виталий

Ведущий1: Никто не увидел столько светлых сторон в жизни крестьянства, столько крупных мужественных характеров (Дарья, Матрёна Тимофеевна, Савелий – Богатырь Светорусский, Ермил Гирин), не убитых веками рабства.

Поэт осуждал долготерпение, пассивность большей части крестьянства

(«Чем хуже был бы твой удел, когда б ты менее терпел»?).

Особое место в поэме «Кому на Руси жить хорошо» занимает образ Гриши Добросклонова, в котором воплощены черты крестьянского революционера, носителя народного идеала свободы. Он слагает песни о народе, а в них вся жизнь.

«Ты и убогая,                                                                                         Ты и обильная,                                                                                         Ты и могучая,                                                                                 Ты и бессильная,                                                                         Матушка-Русь!».

Отрывки из поэмы читают: Чубарых Сергей                                                                                        Казаринов Алексей                                                                                Шестаков Дмитрий

Ведущий2:        Стихотворение из любовной лирики Некрасова прочтёт Юдина Галина «Горящие письма»

Стихотворение Некрасова «Перед дождём» прочтёт Попова Ольга

Ведущий1:

И в заключении конкурса шуточное стихотворение «Генерал Топтыгин» прочитают Цуцура Александр, Куценко Николай, Скорых Андрей

Подведение итогов

Награждение

Грамоты

Номинации

«Утверждаю»                                                                                                   «Рассмотрено»

Директор МОУ Утянская СОШ                                                       Заместитель директора по ВР

Пищулов А.С. ___________                                                               Бычкова О.И.__________

                                         ПОЛОЖЕНИЕ

О проведении конкурса чтецов стихотворений «Я лиру посвятил народу своему…»

Конкурс чтецов проводится в рамках конкурса, посвящённого 190-летию со дня рождения поэта Николая Алексеевича Некрасова

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о поэтическом творчестве Н.А.Некрасова, осмыслить его творчество как «энциклопедию русской жизни»

Задачи:

- развитие навыков выразительного чтения поэтических текстов;

     - развитие навыков осознанного восприятия поэтического текста;

- развитие навыков публичного выступления;

- обогащение эмоциональной сферы учащихся.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, «Стихотворения. Поэмы» Н.А.Некрасова

Участники: 5-11  классов, учителя

Содержание конкурса чтецов:

          1. Вступительное слово.

          2. Выступление ведущих: поэзия Некрасова учит нас чувствовать духовную красоту          

             и щедрость русского характера, главной особенностью которого была, есть и будет

             обостренная чуткость к другому человеку, умение понять его, как самого себя,

             счастье радоваться его счастьем или страдать его страданием.

        3. Основные темы творчества Некрасова

          4. Выступления учащихся: чтение стихотворений

          5. Подведение итогов, объявление победителей

          6. Награждение

Сроки проведения конкурса чтецов:    февраля 2012 года, в 14.00

Ответственные  за проведение конкурса чтецов: Куцыкова Светлана Юрьевна

                                                                                   Ткачёва Валентина Петровна