Конкурс чтецов "Я лиру посвятил народу своему..."
методическая разработка по литературе на тему
Сценарий общешкольного мероприятия по литературе для 5-9 классов, посвящённого 190-летнему юбилею великого русского поэта Н. А. Некрасова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ООШ п. свх. Песковатский Грязинского района Липецкой области
Конкурс чтецов
«Я лиру посвятил народу своему…»
Подготовила и провела:
Губанова О.Ю.,
учитель русского языка
и литературы
2012
Цели:
Развивающие:
Способствовать развитию навыков устной и письменной речи, навыков выразительного чтения поэтического текста; развитие и совершенствование эмоционального исполнения музыкальных произведений; формирование нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний у учащихся.
Обучающие:
Ознакомить учащихся с биографическими сведениями Некрасова, ознакомить с особенностями творчества поэта, обратить внимание учащихся на тематическую классификацию поэзии Н.Некрасова; расширить знания ребят о жанре романса, о композиторах, обращающихся к творчеству Н.Некрасова.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию любви к русской классической литературы 19 века, способствовать воспитанию патриотических чувств через творчество поэта Н.Некрасова; воспитанию всесторонне развитой личности, интереса к музыке, искусству, литературе.
Оборудование:
ТСО, ИКТ, Интерактивная доска.
Материал к уроку:
• компьютерная презентация (слайды),
• видеофильм «Биография Н.Некрасова»,
• аудиозаписи «Что ты жадно глядишь на дорогу…», «Элегия», «Коробейники».
• записи на доске,
• портретная галерея
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся.
2. Вступительное слово учителя.
Николай Алексеевич Некрасов – великий русский поэт второй половины 19 века.
Весь окружающий мир в его произведениях озвучен, наполнен жизнью. Сама жизнь – песня, и весь мир жив и наполнен смыслом, пока он подчиняется ее законам. С песней человек рождается, живет.
Не одно сердце заставили биться сильнее лирические и задушевные строки Николая Алексеевича Некрасова о природе.
Русскому лесу, полям, лугам посвящал поэт свои стихи.
***
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и быстрой,
Набегает холодок.
Простые слова, ничего необычного, но читаешь и удивляешься: как же надо любить свою родину, землю, чтобы так зримо показать её! Любовь эта огромна. Отношение Некрасова к родине многогранно. Связь Некрасова с родиной чувствуется во всех произведениях.
3. Чтение стихотворений, выступление учащихся.
Вед. 1. «Не ветер бушует над бором…» - читает Ненахова Мария, 5 класс.
Вед. 2. «Славная осень…» - читает Губанов Александр, 5 класс.
Вед. 1. «Перед дождём» - читает Шальнев Евгений, 5 класс.
Вед. 2. Некрасова главным героем стал простой русский крестьянин, кормилец. По собственному выражению поэта, его Муза – родная сестра крестьянки.
Вед. 1. Сочувствием и состраданием по отношению к обездоленным, несправедливо обиженным людям, к терпящему нужду и унижение «бедному народу» пронизаны стихотворения Некрасова. Современники и критики называли Николая Некрасова «Поэтом народной боли».
«Размышления у парадного подъезда» - читает Вереникина Татьяна, 7 класс.
Вед. 2. Рисуя страшные картины страданий и бедствий народа, Некрасов создает новый период литературного творчества, который призывал крестьян к переменам.
Таким образом, мы видим, что Некрасов широко раздвинул границы лирики. Прежде всего необычайно раздвинул круг тем, не только личные переживания поэта стали достоянием его поэзии, но и все многообразие окружающего мира.
Вед. 1. Многие стихотворения Некрасова посвящены описанию народной, деревенской жизни. Некрасов рос на Волге. Образ великой русской реки постоянно встречается в его произведениях. Связь Некрасова с родным краем на протяжении всей жизни постоянно оказывала влияние на его творчество.
Вед. 2. «Зине» - читает Мельникова Татьяна, 6 класс.
Вед. 1. «Внимая ужасам войны» - читает Павленко Маргарита, 6 класс.
«Несжатая полоса» - читает Саблин Данил, 6 класс.
Вед. 2. Лирика Н.А. Некрасова - это лирика жизни. Центральное место в ней занимает народ, который стремится к счастью, красоте, справедливости.
«Тройка» - читает Царенко Вероника, 7 класс.
Вед. 1. Решающим для литературного и творческого самоопределения писателя явилось его знакомство и сближение с Белинским. Великий критик не только поддерживал его в трудную пору, но и оказал большое влияние на формирование мировоззрения Некрасова, помог ему найти себя как поэта.
Вед. 2. Сближение с Белинским и его кругом заставило Некрасова пересмотреть свое отношение к литературе, обратиться к созданию произведений, показывающих неприглядную картину действительности. Под непосредственным влиянием демократических идей Белинского поэтом созданы замечательные стихи: “Родина”, “Тройка”, “Перед дождем”, “Еду ли ночью по улице темной...”, “Вчерашний день, часу в шестом...” Много стихотворений поэт посвятил конкретным людям, истинным борцам за счастье России:
Вед. 1. “Памяти Белинского” – читает Улезьков Денис, 9 класс.
Вед. 2. Стихотворение “Родина” во многом автобиографично. Автор, изображая подлинные события жизни, которым он был свидетель, творчески их переосмысливает. Стихотворение это навеяно детскими воспоминаниями о жизни в Грешневе. Оно обличает крепостничество, деспотизм, полную забитость крестьян. Поэт описывает усадьбу:
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов.
И только тот один, кто всех собой давил.
Свободно и дышал, и действовал, и жил...
Вед. 1. «Родина» - читает Суховерхов Сергей, 9 класс.
Вед. 2.
Поэтом можешь ты не быть.
Но гражданином быть обязан, - говорил Некрасов.
Вед. 1. Что же такое — гражданин? Это человек, который ответствен за все происходящее на Родине, переживает неудачи и радуется достижениям страны. Он носит ее язвы, как свои.
Вед. 2. Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант, которым щедро наградила его природа, и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многоголосую и напевную лирику.
Вед. 1. Стихотворение “Элегия” достойно завершает лирику Некрасова. В нем поэт говорит, что народная тема не может устареть, пока есть несчастные и обездоленные, поэзия не может отвернуться от этой темы, не видеть ее.
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему.
Но я ему служил — и сердцем я спокоен.
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба...
Вед. 2. Стихотворение “Элегия” – читает Гейнц Алёна, 6 класс.
Вед. 1. Объять необъятное невозможно. А лирика Некрасова многоводна, как река. Мы коснулись лишь малой ее части. Некрасов же отразил в своем творчестве все многообразие и сложность жизни. Его поэзия неисчерпаема, как народная мудрость, и прекрасна, как Россия, которой он служил, на алтарь которой положил свой талант и жизнь.
Сейте разумное, доброе, вечное.
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ...—
призывает поэт идущих за ним. Это своеобразное завещание потомкам великого русского поэта.
Вед. 2. «Сеятелям» - читает Иванилова Анастасия, 5 класс.
Вед. 1. О том, что Некрасов был действительно народным поэтом, свидетельствует то, что многие его стихи стали песнями и романсами.
Звучит песня на слова Н.Некрасова «Коробейники»; музыка – русская народная.
4. Заключительное слово учителя.
Многогранно творчество Николая Алексеевича Некрасова, наделенного огромным талантом, чувством ответственности за судьбу родины, благородным сердцем. Это был певец «любви, свободы, мира и доблести».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Я лиру посвятил народу своему Литературная гостиная к 190-летию Н.А.некрасова
Сценарий Литературной гостиной, посвященной 190-летию со дня рождения Н.А.некрасова с презентацией....
Открытый классный час на тему: «Я лиру посвятил народу своему…» (к 185 – летию со дня рождения Н.А.Некрасова)
Разработка открытого мероприятия (классного часа), посвященного 185-летию со Дня рождения Н.А.Некрасова ...
Вечер поэзии "Я лиру посвятил народу своему"
В помощь учителям и учащимся с целью обобщить и систематизировать знания учащихся о поэтическом творчестве Н.А.Некрасова, осмыслить его творчество как «энциклопедию русской жизни»...
"Я лиру посвятил народу своему" Некрасов Н.А.
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Я лиру посвятил народу своему". Некрасов Н.А....
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/23/picture-80160.jpg)
Конкурс "Я лиру посвятил народу своему"
Сценарий общешкольного конкурса чтецов, посвящённого творчеству Н. А. Некрасова...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/12/picture-549281-1418331921.jpg)
Материалы для конкурса чтецов "Я лиру посвятил народу своему"
В папке содержится материалы для проведения конкурса чтецов, посвященного 190-летию со дня рождения Н.А.Некрасова "Я лиру посвятил народу своему": сценарий, протокол, форма грамоты....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/12/picture-903698-1489311332.jpg)
Школьный конкурс чтецов «Я лиру посвятил народу своему…»,посвященный 195-летию со дня рождения Н. А. Некрасова
Сценарий для проведения школьного конкурса чтецов, посвященный 195-летию со дня рождения Н.А.Некрасова. В данной разработке имеются слова для ведущих с кратким рассказом о жизни поэта. Примерная ...