“Донские рассказы” (1920) как новеллическая предыстория эпопеи “Тихий Дон” (1928 – 1940).
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Игнатьева Тамара Петровна

Урок литературы в 11 классе.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н.А.Некрасов

(1821-1877г.г.)

"Раненое сердце поэта".

Интеллектуально-познавательная игра.

  1. "Бесконечная тянется дорога, и на ней вслед промчавшейся тройке с тоскою глядит красивая девушка; придорожный цветок, который сомнётся  под тяжёлым, грубым колесом… Другая дорога, уходящая в зимний лес, и близ неё замерзающая женщина, для которой смерть – великое благословение… Опять бесконечная тянется дорога, та страшная, которую народ прозвал проторённой цепями, и по ней, под холодной далёкой луной, в мёрзлой кибитке спешит к своему изменнику-мужу русская женщина, от роскоши и неги в холод и проклятие,"- так писал о творчестве Н.А.Некрасова русский поэт начала XX века.

- Как фамилия поэта?

2.- Назовите точную дату рождения поэта.

3.Алексей Сергеевич Некрасов, отец поэта, был человеком крутого нрава, деспотического характера. Хватили с ним горя не только мужики, подвластные ему, но и домочадцы.  "Это…было раненное в самом начале жизни сердце,"- говорил о Некрасове один из русских писателей.

- Кому принадлежат эти слова?

4.Вопреки воле отца, желавшего видеть сына в военном учебном заведении, Некрасов решил поступить в университет. Узнав о намерении сына, Алексей Сергеевич пришёл в ярость, лишив его всякой материальной поддержки и помощи. Произошёл разрыв: Некрасов остался в Петербурге один, избрав для себя путь тернистый – своим трудом пробивающий себе дорогу.

- Как называют обычно этот период в жизни Некрасова?

5.В ходе духовного возмужания судьба свела Некрасова с человеком, которого он до конца своих дней считал  учителем. "Он видел во мне богато одарённую натуру, которой недостаёт развития и образования,"- писал Н.А.Некрасов.

- Кто был учителем, по словам поэта?

6.Новое время требует возрождения утраченного в обществе идеала высокой гражданственности, основанной на любви к Родине:

    Ах! Будет с нас купцов, кадетов,

    Мещан, чиновников, дворян,

    Довольно даже нам поэтов,

    Но нужно, нужно нам граждан!

- Как называется стихотворение - эстетическая декларация,- в котором отразились драматические раздумия поэта?

7.Некрасов- поэт очень чуток к изменениям, которые совершаются в народной среде. Во многих стихотворениях Некрасова мчатся удалые тройки, звенят колокольчики под дугой, звучат песни ямщиков.

- Дополните последним словом начальной строфы стихотворение "В дороге":

   Скучно! Скучно!.. Ямщик удалой,

   Разгони чем-нибудь мою скуку!

   Песню, что ли, приятель, запой

   Про рекрутский набор и …?

8.Некрасов - оригинальный сатирический поэт. Мы проникаем вместе с поэтом во внутренний мир сатирических персонажей, явными оказываются самые потаённые уголки их мелких, подленьких душ. Так поэт обличает знатного вельможу, пренебрегающего счастием народа:

  …Щелкопёров забавою,

      Ты народное счастье зовёшь;

      Без него проживёшь ты со славою

      И со славой умрёшь!

- Как называется стихотворение?

9.- Какая тема объединяет цитаты стихотворений Некрасова:

" Мы с тобой бестолковые люди";

"Я не люблю иронии твоей";

"Да, наша жизнь текла мятежно";

"Гадающая невеста";

"Еду ли ночью по улице тёмной…"?

10.Реформой 1861 года были недовольны многие крестьяне. Друзей поэта интересовало: есть ли надежда на революционный взрыв? Некрасов отвечает на эти вопросы поэмой-путешествием.

Бродят по сельским просторам деревенские торгаши - старый Тихоныч и его помощник Ванька. Сюжет дороги превращает поэму в широкий обзор российской провинциальной действительности. Всё, что происходит в поэме, воспринимается глазами народа, всему даётся крестьянский приговор.

- О какой поэме идёт речь?

11.О ком поэмы Некрасова "Дедушка", "Русские женщины"?

Прослушайте фрагменты из поэм:

  1. Пыль отряхнул у порога,

С шеи торжественно снял

Образ распятого Бога

И, покрестившись,сказал:

- Днесь я со всем примирился,

   Что потерпел на веку!

  1. Ты любишь несчастный, русский народ,

Страдания нас породнили,-

говорит героиня поэмы Некрасова о народном заступнике - почитаемом и любимом русским народом праведнике, святом человеке.

   12. Некрасов расширил возможности поэтического языка, включив в лирику  

   сюжетно-повествовательное начало. Именно он, как никто другой из его  

   современников, творчески освоил русский фольклор: склонность к песенным

   ритмам и интонациям, употребление  в стихах параллелизмов, повторов,

   трёхсложного размера стихосложения ( дактиля и анапеста) с глагольными

   рифмами. Некрасов использовал разговорную речь, народную фразеологию,

   диалектизмы в разных речевых стилях: бытовом и публицистическом,

   просторечном и поэтическом, ораторно-патетическом  и пародийно-

   сатирическом. Основные мотивы сомнения, разочарования сменяются  

   жизнеутверждающими стихами, сохраняющими тему материнства. Всё

    разнообразие тематики объединено одной темой.

- Какой темой объединены все произведения Н.А.Некрасова?

Варианты ответов.

Вопрос №1

1.И.Северянин

2.К.Бальмонт

3.В.Брюсов

Вопрос №2

1.28 сентября

2.28 октября

3.28 ноября

Вопрос №3

1.Л.Н.Толстой

2.Ф.М.Достоевский

3.А.П.Чехов

Вопрос №4

1."Петербургские мучения"

2."Петербургские мытарства"

3. "Петербургские мечтания"

Вопрос №5

1.Н.Добролюбов

2.И.Тургенев

3.В.Белинский

Вопрос №6

1."Поэт и гражданин"

2."Нет, ты не Пушкин…"

3."Краски небес"

Вопрос №7

  1. И муку…
  2. И разлуку…
  3. И тоску…

Вопрос №8

1."Железная дорога"

2."К временщику"

3."Размышления у парадного подъезда"

Вопрос №9

  1. Тема любви
  2. Тема семьи
  3. Тема дружбы

Вопрос №10

1."Крестьянские дети"

2."Коробейники"

3."В дороге"

Вопрос №11

1.О Христе

2.О народе

3.О декабристах

Вопрос №12

1.Темой счастья

2.Народной темой

3.Темой свободы

Ответы.

1.     1.

2.     3.

3.     2.

4.     2.

5.     3.

6.     1.

7.     2.

8.     3.

9.     1.

10.   2.

11.   3.

12.   2.



Предварительный просмотр:

"Имя Шолохова поистине

неотделимо от Дона"

Интеллектуально-познавательная игра с театрализованными сценами

 для учащихся 7-9 классов

 ( по рассказам М.Шолохова)

Слово учителя

Сегодня в нашей школе праздник в честь дня рождения Михаила Александровича Шолохова.

       Тихий Дон…  Как близка нам эта земля по неувядаемым творениям Михаила Шолохова!

      Наверное, от любви народа к своему славному сыну из станицы Вёшенской мы теперь всё чаще именуем степные просторы Дона шолоховскими. И это звучит так естественно потому, что в представлении многих людей имя Шолохова поистине неотделимо от Дона.

Чтец 1.

       За хутором Лебяжий-Грачи, и чуть в стороне - хутор Кружилин, где 24 мая 1905 года родился Михаил Александрович. И теперь здесь покажут небольшой курень Александра Михайловича Шолохова – отца писателя.

     Станица Каргинская. С ней связано много памятного в жизни писателя. Здесь он учился в школе, водил с мальчиками в ночное лошадей, ловил рыбу на реке Чир. Здесь долгие годы жили его родители. Тут он познал первое горе: в декабре двадцать пятого похоронил отца.

Вопрос №1.

Как называлась школа, в которой учился Михаил Шолохов?

 • Каргинская

 • Церковноприходская

 • Хуторская

Чтец 2.

         В автобиографии Михаил Александрович говорит, что  писать начал в 1923 году. Однако рассказывают, что ещё за 2-3 года до этого пятнадцатилетний   Миша Шолохов писал небольшие произведения и приносил их в станице Каргинской в драматический кружок, членом которого состоял.

Вопрос №2.

К какому жанру относились первые произведения М.Шолохова?

• Рассказы

• Стихотворения

• Пьесы

Чтец 3.

       Будущий писатель получил весьма  неплохое, хотя и незаконченное, образование в гимназии одного из уездных городов Воронежской губернии. В 1920 году пятнадцатилетний подросток участвовал в ликвидации неграмотности на юге России.

Вопрос №3.

Как называлась гимназия, где до 1918 года учился Шолохов?

• Богучарская гимназия

• Донская гимназия

•  Каргинская гимназия

Чтец 4.

         В автобиографии Шолохов немногословно написал о том, что в гражданскую войну гонялся в донских степях за бандами, а банды гонялись за ним. Однажды он попал в плен и не был расстрелян только по малолетству.

Вопрос №4.

В какой банде был в плену Михаил Шолохов?

В банде Махно

• В банде Фомина

Чтец 5.

          В 1922 году переехал. Об этом периоде в автобиографии сказано скупо: "Успел за шесть лет изучить изрядное количество специальностей. Работал статистиком, учителем в низшей школе, грузчиком, продовольственным инспектором, каменщиком, счетоводом, канцелярским работником, журналистом. Несколько месяцев, будучи безработным, жил на скудные средства, добытые временным трудом чернорабочего. Всё время усиленно занимался самообразованием".

Вопрос №5.

Куда переехал Михаил Шолохов?

В Москву

• В Петроград

• В Ростов

Чтец 6.

         В 1924 году в газете "Юношеская правда" был напечатан первый рассказ молодого М.Шолохова.

Сцена 1.

Чтец 7(1).

 "Николай Кошевой, командир эскадрона, сидит. Карандаш в пальцах его иззябших, недвижимых. Рядом с давнишними плакатами – анкета, наполовину заполненная".

Голос Н.Кошевого:

- Кошевой Николай. Командир эскадрона. Член РКСМ.

Чтец 7(2).

Против графы "возраст" карандаш медленно выводит:

Голос Н.Кошевого:

- 18 лет.

После сцены вопрос №6.

Вопрос №6.

Как называется рассказ?

•  "Чужая кровь"

•  "Нахалёнок"

•  "Родинка"

Чтец 8.

        В 1925 году появился в печати рассказ "Пастух". Мечта о жизни в городе, об образовании, которое обязательно должны получить главные герои рассказа, - вот, что руководило ими.

Сцена 2.

Пастух повернулся к Дуняше:

- Заработаем, Дунь, хлеба к осени, и там в город поедем. Я на рабфак поступлю и тебя куда-нибудь пристрою… Может, тоже на какое ученье… В городе, Дуняша, книжек много и хлеб едят чистый, без травы, не так, как у нас.

- А денег откель возьмём… ехать-то?

- Чудачка ты… Хлебом заплатят нам двадцать пудов, ну вот и деньги… Продадим по целковому за пуд, потом пшено продадим.

После сцены вопрос №7.

Вопрос№7.

Как звали пастушка?

Григорий

• Иван

• Николай

Чтец 9.

       Кажется, что следующий рассказ для детей, но оказывается – нет, для взрослых, потому что именно взрослые должны понять, что детям не нужна война.

Сцена3.

- Кто едет?

- Стой! Кто идёт?.. Стрелять буду!

- Сто-о-ой!

( Выстрелы)

( Мальчишка падает)

- Мать родная, да ведь это парнишка!..

- Неужто ухлопали?!

-Банда в станице…Батяньку убили…Сполком сожгли, а дедуня велел вам скорей туда!

После сцены вопрос №8.

Вопрос№8.

Как называется рассказ?

• "Коловерть"

"Нахалёнок"

• "Семейный человек"

Чтец 10.

           Бесхитростный пулемётчик сотни особого назначения, проще говоря, винтик в машине насилия, неожиданно вносит исправление, "коррективу" в мораль, приписанную насилием, и в пресловутую романтику расстрелов.

Для героя произведения важна отцовская любовь, хрупкая человеческая жизнь.

"Дайте сохранить жизнь ребёнку!" – робко просит он казаков.

            Что без этого вся классовая борьба! Классы победят, людей не останется!

Сцена 4.

- Не дам я тебе дитя к грудям припущать. Коли родился он в горькую годину – пущай не знает материнского молока, а тебя, Дарья, должен я убить за то, что ты есть контра нашей советской власти.

- Яша, а дитё? Убьёшь меня, а оно помрёт без молока. Дозволь мне его выкормить, тогда убивай, я согласна…

- Нет, сотня мне строгий наказ дала. Не могу я тебя в живых оставить, а за дитя не сумлевайся. Молоком кобыльим выкормлю, к смерти не допущу.

После сцены вопрос №9.

Вопрос№9.

Как называется рассказ?

• "Алёшкино сердце"

•"Продкомиссар"

•"Шибалково семя"

Чтец 11.

       В 1925 году написан рассказ "Бахчевник". Двух братьев разлучила жестокая гражданская война: старший давно убежал к красноармейцам, а младший ушёл из дома отца, жил на бахчах в шалаше, охранял бахчи бесплатно.

Сцена5.

- Кто тут?

- Человек добрый, выйди, ради бога!..

Не выдай… Не дай пропасть… Я вчера из-под расстрела убёг.. Казаки ищут… у меня нога…прострелена…

_ Федя… Братунюшка! Родненький…

После сцены вопрос №10.

Вопрос №10.

Как звали бахчевника?

• Ванька

• Петька

Митька

Чтец 12.

           Закончилась гражданская война; тема строительства новой жизни, восстановления разрушенного хозяйства звучит в рассказе, сцену из которого вы сейчас увидите.

Сцена 6.

-Тебе, сынок, письмо откель-то.

-Мне?

-Тебе.Иди читай!

Чтец: "Гаврила острым, нащупывающим взглядом следил за обрадованным лицом Петра, читавшего письмо. Не вытерпел-спросил:

- Откель оно пришло?

-С Урала.

-От кого прописано?

-От товарищей с завода.

-Всчёт чего пишут? ( насторожился)

- Зовут на завод… Собираются его пускать. С 17-го года стоял.

-Как же?... Стало быть, поедешь?

-Поеду… Завод свой, когда шёл Колчак, мы защищали полторы недели, девятерых Колчак повесил, как только заняли посёлок, а теперь рабочие, какие пришли из армии, снова поднимают завод на ноги… Смертно голодают сами и семьи ихние, а работают… Как же я могу жить тут? А совесть?

После сцены вопрос №11.

Вопрос №11.

Как называется рассказ, написанный в 1926 году?

• "Один язык"

"Чужая кровь"

• "Обида"

Чтец 13.

        "Как степной цветок, живым пятном встречают рассказы Шолохова. Просто, ярко, и рассказываемое чувствуешь – перед глазами стоит. Образный язык, тот цветной язык, которым говорит казачество…" – писал Александр Серафимович.

Чтец 14.

         Максим Горький сказал о Шолохове: "Писатель новый, настоящий!.. Останется".

         Горький был прав: книги Михаила Шолохова навсегда останутся в русской литературе.

Чтец 15.

        Великая Отечественная война. Вновь Михаил Шолохов надевает шинель и как военный корреспондент "Правды" и "Красной Звезды" отправляется на Западный и другие фронты, чтобы потом рассказать людям, как ковалась "судьба человека", как самоотверженно шли в бой сыны народа, как "они сражались за Родину".

Вопрос №12.

Какое звание было у М.А.Шолохова в годы ВО войны?

• Майор

Полковник

• Генерал

Чтец 16.

          Рассказывают: как-то на фронте, когда Шолохов находился на передовой, один солдат, обрадованный встречей с писателем, застенчиво обратился к нему:

- Дорогой Михаил Александрович, подарите нашему взводу "Тихий Дон". Очень ребятам хочется, чтобы эта книга и в бою была рядом…

- Всей душой подарить бы рад вашему взводу "Тихий Дон", да нет у меня сейчас этой книги.

Потом он раскрыл полевую сумку, достал книгу в твёрдом переплёте и на титульном листе своим красивым, чётким почерком написал:

« Друзья мои! Ни шагу назад! Пусть слава Бородина вдохновит вас на ратные подвиги. До встречи в Берлине! Ваш М.Шолохов».

Вопрос №13.

Какую книгу, по вашему мнению, подарил М.Шолохов солдатам?

•"Война и мир" Л.Н.Толстого

•"Тарас Бульба" Н.Гоголя

•"Капитанская дочка" А.С.Пушкина

Чтец 17.

     Война дошла и до шолоховской станицы Вёшенской. Война сожгла и родной очаг писателя.

Война…Горит Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Триумфальной арки в Париже, в Москве и у днепровской кручи в Киеве.

     Великие гуманисты всегда ненавидели войну. Среди голосов, ратующих за мир, громко звучит и голос Михаила Шолохова.

Чтец18.

      Ещё до войны Анатолий Софронов написал стихи о станице Вёшенской, посвященные Михаилу Шолохову. Там есть такие строки:

Светлеет небо к полдню, и ясней

Станица вся приподнята на взгорье,

А голубое в зелени подворье

Как бы взлетело голубем над ней.

Шумит листва под ветерком степным

И прячет в тень щербатые пороги…

За тридевять земель ведут дороги

Из дома с мезонином голубым.

       За тридевять земель ведут дороги из шолоховского дома, а из-за всех морей и океанов ведут дороги в станицу Вёшенскую, которую уже давно считают литературной столицей.

Чтец 19.

        "Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой. Пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества," - писал Шолохов.

Чтец 20.

       У Михаила Шолохова свой, удивительный по меткости словарь, свой стиль, свой ритм чудесного русского языка. Специфические «областные» слова и обороты у него не производят впечатления нарочитости, настолько органически связаны они со всей тканью повествования, хотя читатель и встретился с ними впервые.

       Впечатление от образов, создаваемых Шолоховым, неоспоримо и глубоко. Шолохов ничего не упускает из виду, ни о чём не забывает упомянуть и показывает нам живых людей.

Чтец21.

Вопрос№14.

Из какого рассказа, написанного в 1956г., фрагмент?

" И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я поспешно отвернулся. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное – уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное – не ранить сердце ребёнка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза…"

•"Червоточина"

•"Судьба человека"

•"Кривая стёжка"

Чтец 22.

          За выдающуюся деятельность Михаил Шолохов не раз награждён.

Комитет по Ленинским премиям в области литературы и искусства постановил присудить Ленинскую премию 1960 года за наиболее выдающиеся достижения в области литературы…

Шолохову Михаилу Александровичу.

Вопрос №15

За какое произведение Шолохов получил  Ленинскую премию 1960 года?

•за "Донские рассказы"

за роман "Поднятая целина"

•за роман "Тихий Дон"

Чтец23.

                                                                   

                                                                      Ростовская область,

                                                                      станица Вёшенская

                                                                      товарищу  Шолохову Михаилу  

                                                                      Александровичу

Дорогой Михаил Александрович!

Сердечно поздравляем Вас с присуждением Нобелевской премии 1965 года. Расцениваем это как ещё одно свидетельство мирового признания Вашего выдающегося таланта, неоспоримых достижений литературы.

От души желаем Вам крепкого здоровья, новых творческих успехов.

Совет Министров СССР.

Вопрос №16.

            Итак, Шолохов награждён Ленинской, Нобелевской премиями.

 Какой ещё премией награждён М.Шолохов?

Государственной

•Пушкинской

•Сталинской

Чтец24.

         За выдающиеся заслуги в развитии культуры, создания художественных произведений социалистического реализма, получивших общенародное признание, за плодотворную общественную деятельность присвоить писателю Шолохову Михаилу Александровичу звание Героя Социалистического Труда с вручением ему Ордена Ленина и Золотой медали.

Вопрос№17.

Как называлась Золотая медаль, врученная М.Шолохову в Кремле в 1967г.?

• "За отвагу"

• "За доблестный труд"

"Серп и Молот"

Слово учителя.

         В книгах Шолохова непреклонная верность правде, отсутствие фальши и ложной романтики.

         Так пусть же ещё много лет огонь творческой правды светит из маленькой станицы Вёшенской всему большому миру, всему человечеству.



Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе.

Тема. “Донские рассказы” (1920) как  новеллическая

предыстория эпопеи “Тихий Дон” (1928 – 1940).

  Цели:

1)определить место “Донских рассказов” в творчестве М.Шолохова;

2)выяснить, как тематика и проблематика данных произведений отражает действительные события, связанные с жизнью М.Шолохова;

3)определить, какое воспитательное значение имеют рассказы М.Шолохова, как влияют на мировоззрение читателей.

 Оборудование к уроку. Компьютер, проектор, экран; выставка книг

М.Шолохова.

 Методы.

1.Работа с книгой.

2.Беседа с учащимися.

Технологии.

1.Новая информационная технология с использованием мультимедийного

   кабинета.

2.Работа с группами учащихся.

Формы работы:

1) вопросно-ответная;

2) самостоятельная;

3) творческая;

4) тестовая (как контрольная).

 Домашнее задание к уроку.

 1.Прочитать “Донские рассказы”.

 2.Выявить образы, темы, проблемы, изобразительно – выразительные средства.

 3.Вспомнить произведения о казаках, сравнить жизнь и нравы казаков.

Ход урока.

 I. На экране портрет М.Шолохова, годы жизни (1905  – 1984).

Эпиграф к творчеству М.Шолохова:

“Ваше грандиозное повествование о  старом режиме,  отчаянно отстаивавшем свои пошатнувшиеся  позиции, и о  новом режиме, так же сражающемся за каждую пропитанную кровью пядь земли, все время   ставит вопрос: кто правит миром? Оно и дает ответ: сердце. Сердце человека с его любовью и жестокостью, горем, надеждами, отчаянием, унижением и гордостью. Сердце человека, являющееся  истинным полем битвы, всех побед и поражений, которые выпадают на долю нашего мира…”

                                     Из обращения к М.Шолохову при вручении писателю  

                                      Нобелевской премии.1965 г.

Эпиграф к данному уроку:

“Мой родной народ на своих исторических путях шел вперед не по торной  дороге. Это были пути первооткрывателей, пионеров  жизни. Я видел и вижу свою задачу, как писателя, в том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу – труженику, народу – строителю, народу – герою… Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса  человечества".  

                                                                                  М.Шолохов                                                    

 II.Слово учителя.

      “Донские рассказы” М.Шолохов написал в 1920 г. (в 15 лет). Молодой

Шолохов не мог принять позиции московского “комсомольско –

проллетерского” окружения, которое писало о России и ее прошлом в

духе таких заклинаний:

                             Цыц! Пропадай, старая!

                            Не мешай, старуха, достраивать!

                                                                         (А.Ясный)

                            Полумертвое Прошлое прёт,

                            Лезет из брешей  и скважин.

                                                                              (С.Родов)

       Молодой Шолохов не мог только осуждать и проклинать прошлое. Он не мог изгнать из памяти ни бескрайних донских просторов с жарким солнцем над

Доном, ни самих казаков – этот веселый добродушно – насмешливый,

песенный народ. Он не мог быть отделен, оторван от этой земли, ее чудесного

языка, песни о “батюшке тихом Доне”.

 Вопрос 1.(Для групп учащихся.) Что такое само  казачество для ребенка и

 юноши Шолохова?

 Вопрос 2. Может быть, он не понимал, почему казаки, часто неотделимые в

 скачке от коня и седла, суровые люди, верящие, однако, как дети, в колдовство,

 заговоры, приметы, так аристократически презирали   мужиков?

 Ответ. Дело в том, что казаки не были крепостными, они – потомки свободных

 людей, они выстрадали свою  вольность. Казачество (и станица) для Шолохова

 не сословие, не каста, не военный лагерь, а наиболее яркое, живописное

 воплощение всех сложных и разных нравственных качеств России, ее

 природной свободы.

 Вопрос 3. Как же нужно понимать слово “казачество”?

 Ответ ученика. Казачество – это состояние целого края, сообщества людей,

 когда рядом, почти неразделимо существовали и “война” и “мир”, пашня,

 изба (“курень”), тихие, могучие волы и боевой конь, копье, всегдашняя  

 готовность мужчин к походу, сражению.

 Вопрос 4. С какими произведениями и героями русской  литературы ассоциируется понимание “казачество”?

Ответ ученика. “Казачество” – это “Запорожская сечь”, подобная той, что

изображена в “Тарасе Бульбе” Гоголя. И даже подобна тому состоянию Руси,

когда воины были с “конца копья вскормлены” (“Слово о  полку Игореве”). Но

рядом с “войной” и “миром” как возвышенным состоянием духа жил еще и

анархический “бунт”: с Дона вышли и Разин, и Пугачев  – воплощение

“русского бунта, бессмысленного и беспощадного”.

Учитель. “Донские рассказы” – это встреча с оружием, это стихия

ожесточения, а не примирения. Говоря о   “Донских рассказах”, один из

старейших шолоховедов  Ф.Бирюков искренне признается:  “Страницы

рассказов густо окрашены кровью. Это печально, но действительно так:

молодой писатель, хотя и воссоздает притихшую Донщину (после решающих

сражений гражданской войны, ухода Деникина и даже  Врангеля из Крыма), но

как бы раздувает гаснущие огоньки вражды, превращает мелкие банды и

красные продотряды в своего рода долговременно действующие армии,

подстерегающие друг друга, нападающие внезапно. Здесь война без границ, без

фронтов. Она  бушует в семьях, истребляет руками отцов детей и наоборот.

Фактически вся серия донских новелл предельно социологична, создана из

 типовых ситуаций избиения одной частью народа другой части.  

Доводы для истребления на уровне агитки, лозунга.

Задание 1. Найдите примеры в рассказах Шолохова, подтверждающие

классовую непримиримость, бушующую в семьях народов. (На экране.)

Ответ 1. В рассказе “Родинка”, например,  белогвардейский атаман зарубил в

бою  красного  командира.… По родинке   узнал в умирающем сына и  покончил с собой после этого открытия:

“Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя.… К груди прижимая

запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот…”

Ответ 2. В рассказе “Продкомиссар” казак Игнат Бодянин поддерживает

беспощадное решение  трибунала: казнить родного отца за саботаж….

Клановая ненависть сильнее родственных чувств. Игнат позволяет себе только

маленькую слабость,  говорит отцу “приглушенно”: “Не серчай, батя…”.

Правда, и сам – этим подчеркнута человечность героя - в финале погиб, спасая

от банды ребенка.

Задание 2. Молодой Шолохов – враг романтических красот, он яростно

повторял уже в те годы, что нельзя чересчур живописно, красочно писать о

смерти среди  “седых ковылей”.

Найдите подтверждение этой мысли в рассказе Шолохова “О колчаке,  крапиве

и прочем”.

Ответ. “Поросшие подорожником и лебедой окопы (их  можно видеть на

 прогоне за каждой станицей),  молчаливые свидетели недавних боев, могли бы

порассказать о том, как безобразно просто умирали в них люди”.

Учитель. “Донские рассказы”  порой подчеркнуто натуралистичны,

антиромантичны, а в языковом плане активно обращены к достовернейшей  просторечной стихии языка.

Задание 3. Найдите слова, обороты речи, которые признаны были подчеркнуть

прозаичность, будничность всего происходящего.

Ответ: "Откель, играйся, займаешься, опосля; вы для меня есть порожнее  

ничтожество; из хаты слышалось  плачущее кряхтенье раненого пулеметчика;

прохрипел,  набухая злобой ".

Учитель. В “Донских рассказах” сконцентрирован мир, где еще действует

закон: “ Ваше слово, товарищ маузер”. Хлеб у крестьян отбирается в атмосфере

самосуда.

Задание 4. Подтвердите эту мысль цитатой из рассказа  “О Донпродкоме и

злоключениях заместителя Донпродкома товарища Птицына” (1923 – 1925)

Ответ. “Я – человек прямой, у меня без дуростев, я хлеб с нахрапом качал.

Приду со своими ангелами к казаку, какой побогаче, и сначала его ультиматой:

 “Хлеб!” – “Нету”. – “Как нету?” – “Никак, говорит,  гадюка, нету”. Ну, я ему,

конечно, без жалостей маузер в пупок воткну и говорю малокровным голосом:

“Десять пулев в самостреле, десять раз убью, десять раз закопаю и обратно

наружу вырою! Везешь!”

 Учитель. Безусловно, молодой Шолохов уже умел стягивать, собирать события и характеры в тесное пространство “малоформатного” рассказа, раскрывать мозаику взаимосвязей личности и ее окружения, отбирать детали и словесные краски для передачи душевных самодвижений, самоанализа героев.

 Шолохов уже умеет изображать и слово!Речь наполняется метафорами, яркими сравнениями, неожиданными эпитетами, изгоняющими автоматизм восприятия текста. Картину мира, его слышимость и видимость резко обогащают, например, такие сближения  природного и душевного мира, как “зазывно помаргивает смерть”, “сады обневестились”, “ночь  раскрылатилась над степью”, “набат звонко хлестнул тишину и расплескался над спящей станицей”.

Вывод. Жизнь, природа и душа вечны, а “пожары войны” можно потушить,  если помнить, что ты – человек!

                                                               “Как степной цветок, живым пятном        

                                                           встают рассказы Шолохова. Просто, ярко,

                                                            и чувствуешь – перед глазами стоит.

                                                           Образный язык, тот цветной язык, которым

                                                           говорит казачество”.

                                                                                                   А. Серафимович

Задание 5 (тест). Какие изобразительно – выразительные средства Шолохов

использовал в данных фрагментах из рассказа “Нахалёнок”.

1.“Утренняя зорька теплится за окошком”.

2.“Вот за глаза – то да за буйную непоседливость и любит Мишку отец”.

3.“День растянулся, как длинная, глухая дорога в степи. Солнце село, по станице прошел табун, улеглась пыль, и с почерневшего неба застенчиво глянула первая звездочка”.

4.“… Небо закрылось сизым пологом, во дворе пенились  лужи, по улице бежали наперегонки ручьи”.

  Отметьте те изобразительные средства языка, которые есть в данных

 фрагментах.

 парцелляция;                                         инверсия;

 олицетворение;                                   сравнение; эпитет;                                                            

 экспрессивная лексика;

 метафора; развернутая метафора;    синекдоха.

 Ответ: 1 – метафора; 2 – инверсия,эпитет; 3 – сравнение; олицетворение;

              4 – развернутая метафора.

Учитель. М. Шолохов – молодой прозаик, но сумел почувствовать: в людях,

 кроме  “политизированного” слоя сознания, есть и иная глубина, иной слой

 мироощущений, ответственность за жизнь, за народ, за Россию.

 Задание 6. Расскажите о Яше Шибалке из рассказа  “Шибалково семя”.

 Ответ. Бесхитростный пулеметчик сотни особого назначения, винтик в машине насилия, неожиданно вносит исправления, “коррективу” в мораль, предписанную насилием, во всю пресловутую романтику расстрелов. Он убил совестливую “шпионку” из банды атамана Григорьева, но на грубоватое, жестокое предложение сотни относительно младенца, своего и этой шпионки

сына, вдруг нашел иную, не предусмотренную механизмом террора

общественную правду, нашел свой ответ:

  “Хлебнул я горюшка с этим дитем.

 - За ноги его да об колесо!.. Что ты с ним страдаешь,  Шибалок? – говорили, бывало, казаки. А мне жалко постреленка до крайности. Думаю: “Нехай  растет, батьке вязы свернут – сын будет власть Советскую оборонять. Все память по Якову Шибалку будет, не бурьяном помру, потомство останется”.

Вывод.

Учитель. “Донские рассказы” подготовили будущую эпопею “Тихий Дон”,

помогли писателю подняться над узкими схемами, догмами о радостной  ”революции – празднике”, были этапом прозрения, ступенью в

 обогащении просторечием самого языка, школой образности…

 Учитель. “Тихий Дон” развивал многое, что робко пробивалось в ряде  “Донских рассказов”. Но Шолохов в  “Тихом Доне” часто явно преодолевал тот

культ насилия, идеал бойца - винтика революции, которые объективно  господствовали в раннем его цикле. Если в “Донских рассказах” только

красноармеец Трофим (а не беляк), например, мог погибнуть, спасая жеребенка, а убивший его белый офицер лишь “равнодушно двинул затвором

карабина, выбрасывая дымящуюся гильзу”, то в “Тихом Доне” и офицер

Листницкий, и множество других персонажей из “белого” стана, и тем более  

Григорий Мелехов возвышены до глубокого понимания красоты

Донского края, ценности человеческой жизни, всего, что “душу облекает в плоть”.

Задание на дом.

”Тихий Дон”, ч.1,гл. 1-12:

1)быт и обычаи казаков;

2)образ природы, связь с УНТ как душой народа;

3)тема любви (Григорий, Аксинья,Степан).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе:Концепция Гражданской войны в "Донских рассказах" М.Шолохова.

Двадцатые годы XX столетия. Сложное, смутное время в истории России. После октябрьской революции 1917 года на всей территории огромной, некогда великой державы, собиравшейся по пяди со времени княж...

Проблема нравственного выбора в «Донских рассказах» М.Шолохова (по рассказу «Чужая кровь»)

Данная разработка урока может быть использована на уроке внеклассного чтения в 11 класс, а также при проведении бинарного урока литературы и истории (при необходимости доработать)...

Тема. Тема гражданской войны в «Донских рассказах» М. А. Шолохова. Использование анимации в мультимедийных презентациях.

Интегрированный урок литературы и информатики. Авторы: учитель русского языка и литературы Филиппова Л.В., учитель информатики Коробова Н.М....

Донские рассказы М.А. Шолохова

Материал представляет подробный план урока литературы по циклу рассказов М.А. Шолохова "Донские рассказы", справочные материалы к уроку, презентацию. Урок проводится в 11 классе по программе В.К...

Уроки по "Донским рассказам" Шолохова

Методическое пособие для учителей литературы...

Конспект урока литературы в 11 классе "Мастерство Шолохова М.А. в романе - эпопее "Тихий Дон".

Урок предполагает формирования умений самостоятельно находить в тексте необходимые доказательства для определения мастерства писателя.На занятии значительно должен обогатиться словарный запас при рабо...

Быт и нравы казачества в прозе М.А. Шолохова (по роману-эпопее «Тихий Дон»)

Материал будет полезен для детального изучения произведения "Тихий Дон"...