Конспект урока литературы в 11 классе "Мастерство Шолохова М.А. в романе - эпопее "Тихий Дон".
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Урок предполагает формирования умений самостоятельно находить в тексте необходимые доказательства для определения мастерства писателя.На занятии значительно должен обогатиться словарный запас при работе над  художественными образамии деталями, с помощью которых они созданы. При работе на уроке особое внимание обратить на осмысление нравственных понятий 6 гармоничного восприятия мира,ценности семейных традиций и приверженность родному дому.Занятие состоит из проблемных блоков по изучению материала и предполагает работу в группах и раскрытию умения анализировать художественные особенности индивидуального стиля          М. А.Шолохова .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

        муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 88

Тракторозаводского района г. Волгограда

Конспект

урока по литературе в 11 классе

« Мастерство М. А. Шолохова  в романе « Тихий Дон».

 

                                           Разработала:

                                                                    Суслова Ирина Сергеевна,

                                                                                        учитель русского   языка и литературы

                                                                                       высшей  квалификационной категории

                                         

ВОЛГОГРАД

2013

      « Мастерство М. А Шолохова в романе « Тихий Дон».

Цели :                                                                                                                                   формирование  умений самостоятельно находить в тексте необходимые доказательства для определения мастерства писателя;                                                                                                                    обогащение и усложнение словарного запаса при работе над художественными образами и деталями;                                                                                                                                                                                                        -воспитание нравственных понятий:  гармоничного восприятия мира, ценностей семейных традиций и приверженность родному дому.

Задачи:

1.Расширить понятие « мастерство Шолохова М.А.» на примере художественных деталей при изображении главных героев ( портретов и речи), пейзажа .

2.Выявить отношение писателя к казакам как к воинам и труженикам  через изображение  их традиций и обычаев.

3.Провести частичный анализ литературных приемов, использованных в романе для подтверждения основной идеи эпопеи, – стремление казаков к мирной семейной жизни.

Тип урока - комбинированный.

Оборудование:

-художественный текст и публицистические статьи, тезисы из критических статей;                                                                                                                     - презентация, рисунки, портреты героев романа.

Предварительная подготовка:

- индивидуальная установка на предмет занятия;  

- помощь в подборе эпизодов;  

- помощь в сборе необходимого материала;

- помощь в организации группы ( при необходимости).

План урока:

1.Вступительное слово.

2. Формулирование целей всего занятия совместно с обучающимися.

3.Работа над тематическими проблемными блоками.

4.Обсуждение домашнего задания.

5.Выводы и итоги  работы.

Ход урока:                                                                                                    

   Первый проблемный блок.

1.Слово учителя :

- Всем добрый день. Итак, мы продолжаем нашу работу над романом «Тихий Дон». С первых же страниц мы видим появление гордых, с независимым характером героев, способных на большие чувства. Мы уже рассмотрели два ключевых момента эпопеи: Судьба Григория Мелехова и Трагедия Мелехова.

Учитель. Как вы думаете, о чем конкретно пойдет сегодня речь на занятии, если тема урока « Мастерство Шолохова»?

 Возможный ответ. Писатель  изобразил казачество в страшный переломный момент истории  очень интересно, качественно, подчеркнув его особенности через множество деталей                    -описания родных мест,

-традиций, обычаев,  быта,

-оригинального языка.

 

Учитель. Сформулируйте цели урока.

С помощью текста доказать, что Шолохов – настоящий знаток казачества и мастер его художественного  изображения.

Я предлагаю такое задание – из двух записей на доске выбрать ту, которая, по вашему мнению, будет отражать смысл нашей работы, то есть фактически станет эпиграфом к уроку.

1.Мастерство Шолохова заключается в том, что он воспроизводит события грандиозной эпохи, насыщая их характерами и судьбами, затрагивая множество тем, искусно переплетая их между собой.     Б. Васильев.

2. Всем, что  написал и напишу, отдать поклон этому народу труженику, народу – строителю, народу - герою.                                                    М. Шолохов.

В 2011, 2012 годах    

3.Известно,  когда  станичники прочитали книгу своего земляка, то один из них сказал:

- Ну, Мишка, написал книгу. У тебя же все погибают.

- Да, ребята, но это жизнь…

Почему Шолохов так ответил?

Ответ. Потому что в жизни много  драматических событий и многое заканчивается трагедией …

Итак , мы уже выяснили, О чем  писал, теперь остается выяснить , как он это делал?

Чьи традиции продолжает писатель, изображая казаков?

             Ответ. А. П. Чехова, Н. Гоголя Л. Н.Толстого.

С последним его сближают мысли о семье как о самом главном в жизни людей. Докажите это.

 Ответ. Чтение и анализ эпизодов, связанных  с мирной семейной жизнью.                                                                                                           Учитель. Автор подчеркивает мысль, что казаки, прежде  всего, земледельцы и  крестьяне. Как это он делает?

Ответ. Мы видим  любовь к хозяйству, бережное отношение к семейному укладу. Семья  у Шолохова - зеркало, отражающее события мировой истории. Чтение эпизодов в доказательство сказанному.

Вопрос. Нужна ли война?

Давайте подведем итог на данном этапе. 

Ответ. Здесь все очевидно - казаки любят родные места, они уважают свои обычаи, поэтому война им не нужна, как и всем людям на земле. В этом не только особенность творчества Шолохова, но и огромная художественная значимость изображенного.

             2 проблемный блок.

             Вопрос. Шолохов использует много литературных приемов и  художественных средств.

Нельзя обойти стороной исключительно важный элемент изображения - пейзаж.

 ЧЕМ является  Тихий Дон для казаков?

Ответ.  Во-первых, это действующее лицо романа. Он подобно пейзажу  в знаменитом « Слове о полку Игореве» переживает за героев, взаимодействует с ними, отражает их внутреннее состояние (Гибель Аксиньи и неудачное  самоубийство Натальи, Григорий  во время боя и отдыха).

Во - вторых, писатель, показывая красоту  этих мест, подчеркивает приверженность казаков к родной земле.  Они до слез тоскуют по своим станицам и по своей земле, на которой надо мирно работать, а не проливать в которую кровь своих же друзей и братьев.

Вывод - такое изображение пейзажа является доказательством признаком отточенного мастерства Михаила Александровича.

3 блок.

Одним из составляющих мастерства молодого писателя, как мы неоднократно говорили, является его особый язык, в котором используется огромное количество художественных средств и литературных приемов.

Один из первых критиков романа,  Борис Васильев отметил, что книга  создана «Добрым Шолоховским  слогом».

Как вы понимаете это выражение «Добрый Шолоховский  слог»?

- Сочный язык казаков.

- Индивидуальный  стиль языка самого писателя (насыщенность метафорами, сравнениями, диалектизмами и другими средствами).

- Литературные приемы писателя.

Какое значение для читателя имеет «Добрый Шолоховский  слог»

Да. Это еще и воспитание художественного вкуса у читателя.

 Возвращение к цели урока- помог ли нам текст Шолохова обогатить ваш словарный запас, понять стремление людей к мирной жизни и в какой-то мере приобщить к понятию гармоничного восприятия мира.

Вывод:

Удалось ли вам сегодня плодотворно поработать? Обогатился ли ваш художественный вкус после такой работы?

                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 10 классе по роману И. А. Гончарова "Обломов". Тема: «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе.

Данный урок позволяет продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви. Основная цель которого: .Изменить первоначальное нег...

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "Роман М.А.Шолохова "Тихий Дон". Семья как хранилище нравственности"

Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации; развивать умение анализировать текст, выделять в нём главное, сравнивать, сопоставлять;  ...

План-конспект урока литературы в 10 классе: «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Урок с использованием обучающих структур и мыслительных приемов сингапурской системы обучения....

Конспект урока литературы в 10 классе "Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Конспект урока литературы в 10 классе "Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского  "Преступление и наказание"...

Конспект урока литературы в 11 классе "Женские судьбы в романе М.Шолохова "Тихий Дон""

Цель урока: совершенствование  в ходе работы по изучению произведения навыков коммуникативной компетентности, совершенствование умений анализа, сопоставительного  анализа путём проникновения...

Конспект урока литературы в 10 классе "Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Урок проводится после образовательного путешествия, учащиеся делятся своими впечатлениями, демонстрируются  две презентации , созданные самостоятельно.Учащиеся составляют план работы по данной те...