Рабочая программа по литературе для 8 класса
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по литературе и "Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев". Рабочая прграмма содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, содержание учебного курса, календарно-тематическое планирование, критерии (нормы) оценивания письменных и устных работ, средства контроля, учебно-методическое обеспечение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8klass_merkin_rp.doc367.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

на заседании центра «Словесность»

Протокол №

от «___» ____________ 20 ___ г.

Руководитель центра:

____________ О.Ю.Саврасова

СОГЛАСОВАНО

с зам. директора по УВР


от «___» ____________ 20 ___ г.

____________ Л.И.Васильченко

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ № 32

____________ А.В.Кныш

Приказ №

от «___» ____________ 20 ___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

для 8 классов

на 2012 – 2013 учебный год.

Учитель: Саврасова Ольга Юрьевна

МОУ СОШ № 32

Г. Комсомольск-на-Амуре

2012

Содержание.

Пояснительная записка        

Цели изучения предмета «Литература»:        

Задачи курса.        

Практическая часть        

Требования к уровню подготовки учащихся        

Содержание учебного курса        

Календарно-тематическое планирование        

I четверть        

II четверть        

III четверть        

IV четверть        

Критерии (нормы) оценивания письменных и устных работ        

I. Оценка устных ответов        

II. Оценка сочинений        

III. Оценка грамотности сочинений        

Средства контроля        

Диагностический контроль        

Примерные вопросы и задания для письменных работ        

Экзаменационные вопросы, рассматриваемые в курсе 8 класса        

Тематические тесты        

Темы контрольных сочинений        

Учебно-методические средства обучения        

Учебники        

Методические пособия для учителя        

Пособия для учащихся        

Контрольно-измерительные материалы        

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и Примерной программы основного общего образования по литературе и «Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев», опубликованной  в одноименном сборнике  (М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009).

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Цели изучения предмета «Литература»:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко- литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно- исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;

овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.).

Задачи курса.

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

        В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

В 8 классе на основе углубления и расширения представлений о понятиях, с помощью которых характеризуется отдельное произведение или его фрагмент, изучение литературы строится с учетом родовой и жанровой специфики литературного источника.

Учащиеся 8 класса постигают явления, связанные не только с многогранными литературными событиями и направлениями, но и со своеобразием отдельных исторических процессов, изображенных писателем. Здесь впервые происходит естественная внутренняя интеграция историко-литературных связей.

В процессе изучения литературы на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения и универсальные учебные действия:

коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и письменной речи);

информационные (умение осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, умение работать с текстом);

организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).

В содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют изложенные задачи обучения. Компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных  компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностям развития учащихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и pазвивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литеральных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировозренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.  Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

В соответствии с вышеизложенным определяются формы организации учебного процесса, текущего контроля и промежуточной и итоговой аттестации.

Формы организации учебного процесса: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.

        В соответствии с «Методическими рекомендациями для общеобразовательных учреждений о преподавании литературы в 2011 – 2012 учебном году» (сост. Дубовицкая Л.Н., методист ГИМЦ) определены формы текущего, промежуточного и итогового контроля.

Практическая часть

Вид работы

Количество

Контрольное классное сочинение

4

Контрольное домашнее сочинение

1

        Согласно Федеральному базисному учебному плану рабочая программа предусматривает изучение литературы в 8 классе в объеме 70 часов, из них 5 часов на развитие речи и 5 часов на внеклассное чтение.

В целях нормализации учебной нагрузки, с учетом того, что учащиеся обучались с 5 класса по программе Г.С.Меркина в данном планировании по отношению к авторской программе Г.С.Меркина, соответствующей государственным стандартам, изменения не внесены.

Требования к уровню подготовки учащихся

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.

        Важнейшими умениями в результате изучения литературы в 8 классе являются следующие:

умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;

осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

Содержание учебного курса

Введение (1ч.)

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.

Теория литературы: литература и история, писатель и eго роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.

Из устного народного творчества (3ч.)

Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.

Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.

Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен.

Из древнерусской литературы (3ч.)

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.

Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление   как жанры древнерусской литературы, летописный свод.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Из литературы XVIII века

Г.Р.Державин (2ч.)

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов и биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.

Н.М.Карамзин (2ч.)

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное направление в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю.

Из литературы XIX века

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники (3ч. + ВЧ)

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.

Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.

Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.

А.С.Пушкин (6ч. + РР)

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И.Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». Повесть «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература  и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям  и героям. Новый тип исторической прозы.

Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составления планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями.

М.Ю.Лермонтов (3ч.)

Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).

Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составления цитатного плана, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Н.В.Гоголь (6ч. + РР)

Основные вехи биографии писателя. А.С.Пушкин и Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации комический рассказ.

Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.

И.С.Тургенев (2ч.)

Основные вехи биографии И.С.Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.

Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры и художественной стилистике повести.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.

Н.А.Некрасов (2ч.)

Основные вехи биографии Н.А.Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.

Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.

А.А.Фет (2ч. + РР + ВЧ)

Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А.Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А.Фета.

Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.

А.Н.Островский (3ч.)

Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка» – своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

Теория литературы: драма.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана.

Связь с другими искусствами: прослушивание аудиозаписи, музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский, Н.А.Римский-Корсаков.

Л.Н.Толстой (2ч. + РР)

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Из литературы XX века

М.Горький (2ч.)

Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М.Горького: «Песня о Соколе», рассказ «Mакар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы Горького.

Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие  (песня, сказка), образ-символ.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный  план, сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, кинематографические версии ранних рассказов М.Горького.

В.В.Маяковский (2ч.)

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихотворении В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века) (3ч.)

Н.А.Тэффи «Свои и чужие»; М.М.Зощенко «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому  рассказу.

Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составления словаря лексики персонажа.

Н.А.Заболоцкий (2ч. + РР)

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.

В.П.Астафьев (2ч. + ВЧ)

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П.Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в paссказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, сложный план, подбор эпиграфа.

А.Т.Твардовский (2ч. + ВЧ)

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т.Твардовского: «За далью – даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.

Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.

Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.

В.Г.Распутин (3ч. + ВЧ)

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В.Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.

Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.

Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране.

Из зарубежной литературы

У.Шекспир (2ч.)

Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.

Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).

Связь с другими искусствами: история театра.

М.Сервантес (2ч.)

Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземлённое, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

Теория литературы: роман, романный герой.

Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.

Календарно-тематическое планирование

Дата

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Теория литературы

Развитие речи

Диагностика, контроль

I четверть

16

03 – 08.09

Введение

1

1

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны.

литература и история, жанры и роды литературы

Диагностическая работа

Из устного народного творчества

«Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», песни о Степане Разине, солдатские песни.

3

2

Исторические песни. Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне.

песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач

различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен

Сообщения учащихся на исторические темы

10 – 15.09

3

Песни-плачи, средства выразительности в исторической песне.

4

Нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

17 – 22.09

Из древнерусской литературы

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского»

3

5

Тема добра и зла в произведениях русской литературы.

житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы, летописный свод

различные виды чтения и пересказа, наблюдения над лексическим составом произведений

Исследовательская работа с текстом, тематические тесты

6

Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси.

24 – 29.09

7

Тематическое многообразие древнерусской литературы.

Формулировки и запись выводов

Из литературы XVIII века

39

8

Г.Р.Державин. Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов и биографии и личных представлений.

традиции классицизма в лирическом тексте

выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний

Чтение наизусть

01 – 06.10

9

Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

10

Н.М.Карамзин. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность.

сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное направление в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести

похвальное слово историку и писателю

Таблица «Классицизм и сентиментализм»

08 – 13.10

11

Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

различные виды чтения, пересказа

Формулировка и запись выводов

12

ВЧ 1

Поэты пушкинского круга: К.Н.Батюшков, Е.А.Баратынский, Н.М.Языков. Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы.

баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм

составление цитатного или тезисного плана

Выразительное чтение наизусть

15 – 20.10

13

В.А.Жуковский «Море», «Сельское кладбище». Художественное богатство поэтических произведений.

Таблица «Романтизм»

14

В.А.Жуковский «Лесной царь». Система образно-выразительных средств в балладе.

Исследовательская работа с текстом

22 – 27.10

15

В кругу собратьев по перу (А.С.Пушкин и К.Ф.Рылеев, А.А.Дельвиг).

Тематический тест

16

Тематическое богатство поэзии А.С.Пушкина. Стихотворения: «И.И.Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине».

послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация

Чтение наизусть

II четверть

16

06 – 10.11

17

Повесть «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору).

Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану.

Сообщения учащихся

18

Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература  и история).

исторический роман

составления планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение

Различные виды чтения, пересказа; индивидуальное задание; пересказ-анализ эпизодов; работа с иллюстрациями; тематический тест

12 – 17.11

19

Система образов романа.

20

Отношение писателя к событиям  и героям.

19 – 24.11

21

Новый тип исторической прозы.

22

РР 1

Контрольное классное сочинение-рассуждение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

26.11 – 01.12

23

Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова.

Сюжет и фабула; лироэпическая поэма;

различные виды чтения, составления цитатного плана, устное сочинение

Индивидуальное задание

24

Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы.

Роль вступления, лирического монолога; романтическое движение

Чтение наизусть

03 – 08.12

25

Художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).

Поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции

Конспект критической статьи

26

Основные вехи биографии Н.В.Гоголя.

драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации комический рассказ

различные виды чтения, цитатный план, сочинение, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения

Хронологическая таблица

10 – 15.12

27

А.С.Пушкин и Н.В.Гоголь.

28

Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы.

17 – 22.12

29

Русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу.

Тематический тест

30

Творческая работа

24 – 29.12

31

Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Инсценирование, чтение по ролям

32

РР 2

Контрольное классное сочинение-рассуждение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

III четверть

21

11 – 12.01

33

Основные вехи биографии И.С.Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев.

лирическая повесть, тропы и фигуры и художественной стилистике повести

различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия

Письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном

14 – 19.01

34

Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.

35

Основные вехи биографии Н.А.Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны».

фольклорные приемы в поэзии; песня; народность; выразительные средства; роль глаголов и глагольных форм

составление словаря для характеристики лирического персонажа

Выразительное чтение наизусть

21 – 26.01

36

Н.А.Некрасов «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.

Тест по теории литературы

37

Краткие сведения об А.А.Фете. Мир природы и духовности в поэзии А.А.Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...».

выразительные средства художественной речи

выразительное чтение, устное рисование, сочинение

Выразительное чтение наизусть

28.01 – 02.02

38

Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А.Фета.

Исследовательская работа с текстом

39

ВЧ 2

Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века.

Выразительное чтение наизусть

04 – 09.02

40

РР 3

Контрольное классное сочинение «Восприятие, интерпретация стихотворения поэта XIX века».

41

Краткие сведения об А.Н.Островском. Пьеса-сказка «Снегурочка» – своеобразие сюжета.

драма

чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана

Индивидуальные презентации, сообщения, творческие работы

11 – 16.02

42

Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки.

43

Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

18 – 23.02

44

Основные вехи биографии Л.Н.Толстого.

Становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

авто-биографическая проза, композиция и фабула рассказа

различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение

Исследовательская работа с текстом

45

Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов.

Тематический тест

25.02 – 02.03

46

РР 4

Контрольное классное сочинение-рассуждение по рассказу Л.Н.Толстого «После бала».

Из литературы ХХ века

19

47

Основные вехи биографии М.Горького. Свобода и сила духа в изображении М.Горького: «Песня о Соколе», рассказ «Mакар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни.

традиции романтизма, жанровое своеобразие  (песня, сказка), образ-символ

различные виды чтения и пересказа

Индивидуальные презентации, сообщения

04 – 09.03

48

Специфика песни и романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы Горького.

цитатный  план

Чтение наизусть прозы

49

Краткие сведения о В.В.Маяковском.

неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении

выразительное чтение, чтение наизусть

11 – 16.03

50

«Я» и «вы», поэт и толпа в стихотворении В.Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Выразительное чтение наизусть

51

Н.А.Тэффи «Свои и чужие». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство.

юмор, сатира, ирония

различные виды чтения и пересказа

Сопоставительная таблица

18 – 23.03

52

М.М.Зощенко «Обезьяний язык». Художественное своеобразие рассказа: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому  рассказу.

литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях)

составление словаря лексики персонажа

Хронологическая таблица, исследовательская работа с текстом

53

IV четверть

19

01 – 06.04

54

Краткие сведения о Н.Заболоцком. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору.

сочинение-рассуждение

Выразительное чтение наизусть, сообщения

55

Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества лирике Н.Заболоцкого 50—60-х годов.

08 – 13.04

56

РР 5

Контрольное домашнее сочинение-рассуждение по творчеству Н.Заболоцкого «Что есть красота?»

57

Краткие сведения о В.П.Астафьеве. Человек и война, литература и история в творчестве В.П.Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет».

различные виды чтения, сложный план, подбор эпиграфа

Пересказ-анализ эпизода

15 – 20.04

58

Проблема нравственной памяти в paссказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

59

ВЧ 3

Поэты о Великой Отечественной войне. Темы и мотивы. «Музы не молчали».

Выразительное чтение наизусть

22 – 27.04

60

Основные вехи А.Т.Твардовского. Судьба страны в поэзии А.Т.Твардовского: «За далью – даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы.

дорога и путешествие в эпосе Твардовского

различные виды чтения, цитатный план

61

Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.

Проверочная работа

29.04 – 04.05

62

ВЧ 4

Песни о Великой Отечественной войне. Темы и мотивы. «Судьба Отчизны».

выразительное чтение наизусть

63

ВЧ 5

Основные темы в рассказах писателей ХХ века.

Сообщения, презентации

06 – 11.05

64

Основные вехи биографии, XX век на страницах прозы В.Распутина. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного.

Пересказ-анализ эпизода

65

Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования.

развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе

составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту

Исследовательская работа с текстом

13 – 18.05

66

Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

Тематический тест

Из зарубежной литературы

4

67

Краткие сведения об У.Шекспире. Трагедия «Ромео и Джульетта». Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.

трагедия (основные признаки жанра)

Индивидуальные презентации, сообщения

20 – 25.05

68

Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей).

69

Краткие сведения о М.Сервантесе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземлённое, мечта и действительность) и художественная идея романа.

роман, романный герой

дискуссия, различные формы пересказа

27 – 31.05

70


Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

Критерии (нормы) оценивания письменных и устных работ

I. Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

1) Знание текста, и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2) Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки: героев.

3) Понимание роли художественных средств в раскрытия идейно-эстетического содержания изученного произведения.

4) Знание теоретико-литературных понятий ж умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений; изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5) Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий

1) прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения;

2) умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения,

3) умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения,

4) умение привлекать текст для аргументации своих выводов;

5) хорошее владение литературной, речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который, показывает

1) прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения;

2) умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения,

3) умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями: и навыками разбора при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов,

4) владение литературной речью.

Однако по одному двум из этих компонентов ответа, могут быть допущены неточности.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий о

1) знании и понимании текста изучаемого произведения;

2) умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

3) знании основных вопросов теории:, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения;

4) ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов.

Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий

1) незнание содержания произведения в целом,

2) неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения,

3) незнание элементарных теоретико-литературных понятий;

4) слабое владение литературной речью.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой.

II. Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

1) правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения, доказательность основных положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и 2) умение включать их в текст сочинения;

3) соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

4) точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Отметка

Критерии

«5»

Сочинение

1) глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения;

2) стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей;

3) написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;

допускается одна - две неточности в содержании.


«4»

Сочинение

1) достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

2) логическое и последовательное в изложении содержания;

3) написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;

допускаются две - три неточности: в содержании, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

«3»

Сочинение

1) в главном и основном раскрывается тема, в делом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на. тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

2) материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;

3) материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей,

4) обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов.

«2»

Сочинение

1) не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на текст;

2) характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

3) отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

«1»

Сочинение

1) написанное не на тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;

2) содержащее большее число ошибок, чем это установлено для оценки.

III. Оценка грамотности сочинений

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

– разнообразие словарного и грамматического строя речи;

– стилевое единство и выразительность речи;

– число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:

Отметка

Критерии

«5»

1) содержание работы полностью соответствует теме;

2) фактические ошибки отсутствуют;

3) содержание излагается последовательно;

4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;

5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В работе допускается 1 недочет в содержании, 1 – 2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.

«4»

I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);

2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;

3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;

4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3 – 4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.

«3»

1) в работе допущены существенные отклонения от темы;

2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;

4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;

5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.

«2»

1) работа не соответствует теме;

2) допущено много фактических неточностей;

3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;

4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;

5) нарушено стилевое единство текста.

В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок [1].

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов).

Средства контроля

Диагностический контроль

Примерные задания для диагностической работы № 1 (начало учебного года).

«Сказки она сказывает тихо, таинственно, наклоняясь к моему лицу и заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце мое силу, приподнимающую меня. Говорит, точно поет, и чем дальше, тем складней звучат слова…» О каком герое идет речь? Назовите это произведение, его автора, жанр, имя героя. Какой композиционный прием использован автором в этом отрывке?

Вспомните свое любимое стихотворение о Родине и назовите его автора. Какие образы являются в стихотворении ключевыми и какими способами они создаются? Какими приемами пользуется автор для создания образа Родины? Приведите примеры.

Что привлекает современного читателя в произведениях древнерусской литературы?

Примерные задания для диагностической работы № 2 (середина учебного года).

Приведите по три примера эпических, лирических и драматических произведений. Назовите их авторов и жанры.

Назовите основные образы изученного стихотворения А.С.Пушкина. Какими художественными средствами созданы эти образы? Приведите примеры.

Почему комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» включена в репертуар многих современных театров?

Примерные вопросы и задания для письменных работ

Раздел программы

Уровни литературного развития учащихся

Минимальный

Средний

Высокий

Древнерусская и житийная литература. Литература XVIII века.

Как отразилась жизнь народа в древнерусской литературе?

Какова историческая основа произведений русских писателей XVIII века?

Как показаны человек и история древнерусской литературе и литературе XVIII века? (по выбору)

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Каков смысл эпиграфа к роману «Капитанская дочка»?

Какова роль эпизода первой встречи Гринева и Пугачева?

Как раскрывается тема «русского бунта» в романе «Капитанская дочка»?

М.Ю.Лермонтов «Мцыри»

Почему так трагически сложилась судьба Мцыри?

Какова роль эпизода «Бой с барсом» в поэме «Мцыри»?

Какие нравственные ценности утверждает поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?

Н.В.Гоголь «Ревизор»

Почему Н.В.Гоголь хотел «высмеять все дурное в России»?

Какова роль сцены вранья в комедии «Ревизор»?

Почему Н.В.Гоголь заканчивает комедию «Ревизор» немой сценой?

Л.Н.Толстой «После бала»

О каких порядках в России рассказывает Л.Н.Толстой?

Каковы приемы изображения внутреннего состояния героев в рассказе «После бала»?

Каков облик России в произведении Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого?

В.П.Астафьев, В.Г.Распутин, стихи и песни о Великой Отечественной войне

Как отразились трудности времени в произведениях В.П.Астафьева, В.Г.Распутина?

Каков нравственный выбор ровесника в произведении? В чем гуманизм и оптимизм стихов и песен о Великой Отечественной войне?

Какова роль речевых характеристик в создании образов героев в рассказах В.П.Астафьева, В.Г.Распутина?

Стихи о Родине и родной природе

Какой изображены Родина и природа в русской лирике?

В чем особенности восприятия мира природы в лирике?

Каково ваше восприятие, истолкование, оценка стихотворения о Родине и природе?

Экзаменационные вопросы, рассматриваемые в курсе 8 класса

Черты классицизма в поэзии М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина (творчество одного из поэтов по выбору экзаменуемого).

Тема маленького человека в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

За что автор осуждает Эраста и в чем сочувствует ему? (По повести Н.М.Карамзина  «Бедная Лиза»).

Почему на протяжении повествования меняется отношение Эраста к Лизе? (По повести Н.М.Карамзина  «Бедная Лиза»).

Тематика и образы романтической поэзии В.А.Жуковского. Чтение наизусть стихотворения.

Тема «дружества» и образы друзей в лирике А.С.Пушкина. Чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина.

«Русский бунт» в изображении А.С.Пушкина. (По роману «Капитанская дочка»).

Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение.

Эпизод схватки с барсом и его роль в раскрытии характера главного героя поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Чтение наизусть.

Что значит «жить» для главного героя поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?

Своеобразие конфликта в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Почему опытный городничий поверил в «значительность» Хлестакова? (По комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»).

Рассказ Хлестакова о петербургской жизни в III действии как одна из кульминационных сцен комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Почему после увиденной Иваном Васильевичем сцены экзекуции и жизнь героя резко изменилась? (По рассказу Л.Н.Толстого «После бала»).

Сцена бала и ее место в проблематике рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Щи»: художественное своеобразие и идейный смысл.

Тема человека и природы в лирике А.А.Фета. Чтение наизусть стихотворения.

Тематические тесты

«Житие Александра Невского»

Вариант I

Часть 1

1. Что такое житие?

1) историческое повествование, которое велось по годам

2) обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях

3) биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью

4) произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прощлом

2. Как звали отца Александра Невского?

1) Святослав        2) Ярослав                3) Олег                4) Рюрик

3. Как звали старейшину Ижорской земли, которому явилось видение?

1) Давид                2) Борис                3) Севастьян        4) Пелугий

4. Какое чудо произошло после того, как Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит решили вложить в руку умершего Александра духовную грамоту?

1) раздалось пение хора ангелов                        2) умерший сам взял грамоту из руки митрополита

3) явились взявшиеся за руки Борис и Глеб        4) яркий луч солнца осветил тёмную гробницу

Часть 2

В1. В каком государстве возник жанр жития?

В2. Как звали епископа, благословившего Александра Невского перед боем?

Часть 3

С1. Почему Александра Невского причислили к святым?

Вариант II

Часть 1

1. Чем обычно завершалось повествование жития?

1) похвалой святому        2) нравоучительной проповедью        3) эпилогом        4) похвалой автору жития

2. Какое видение явилось Пелугию?

1) Богородица        2) Борис и Глеб        3) Николай Чудотворец                4) Апостол Пётр

3. Из какого города Александр Невский изгнал немцев?

1) из Новгорода        2) из Киева                3) из Рязани                        4) из Пскова

4. Кем стал Александр в конце своей жизни?

1) послушником        2) священником        3) монахом                                4) настоятелем монастыря

Часть 2

В1. В каком веке было создано «Сказание о житии Александра Невского»?

В2. В какой церкви молился Александр перед боем с королём страны Римской?

Часть 3

С1. В чём заслуга Александра Невского как реального исторического лица, предстающего перед нами в житии?

«Житие Сергия Радонежского»

Вариант I

Часть 1

1. Кто был первым биографом Сергия Радонежского?

1) Нестор                2) Феофан Грек                3) Кирилл Туровский        4) Епифаний Премудрый

2. Какое имя Сергий Радонежский носил в мирской жизни?

1) Игнатий                2) Варфоломей                3) Кирилл                        4) Дмитрий

3. Как звали мать Сергия Радонежского?

1) Феодосия        2) Агриппина                3) Мария                        4) Ольга

4. В каком месяце родился Сергий Радонежский?

1) в мае                2) в декабре                3) в июле                        4) в сентябре

Часть 2

В1. Что огорчало Сергия в детстве?

В2. В каком сане был старец черноризец, повстречавшийся Сергию в лесу?

Часть 3

С1. Как в начале жизненного пути Сергия Радонежского обнаруживалась его избранность?

Вариант II

Часть 1

1. Где находилось имение родителей Сергия?

1) в окрестностях Новгорода        2) в окрестностях Москвы        3) в окрестностях Ростова        4) в окрестностях Пскова

2. Как звали отца Сергия Радонежского?

1) Михаил                2) Кирилл                3) Стефан                4) Ярослав

3. Зачем отец послал Сергия в лес, где он встретил старца?

1) собирать грибы        2) искать заблудившегося брата        3) собирать хворост        4) искать пропавших жеребят

4. Как звали брата Сергия Радонежского?

1) Дмитрий                2) Ярослав                3) Кирилл                4) Стефан

Часть 2

В1. Назовите год рождения Сергия Радонежского.

В2. Основателем какого монастыря был Сергий Радонежский?

Часть 3

С1. Какие черты характера Сергия Радонежского проявляютя уже в детском возрасте?

Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»

Часть 1

1. Назовите главную книгу Н.М.Карамзина, над которой он работал в течение двух десятилетий.

1) «Бедная Лиза»                                                2) «Наталья, боярская дочь»

3) «Письма русского путешественника»                4) «История государства Российского»

2. Первым представителем какого литературного направления стал Н.М.Карамзин?

1) классицизм        2) сентиментализм        3) романтизм        4) реализм

3. Назовите жанр произведения Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

1) повесть                2) роман                        3) рассказ                4) элегия

4. Как звали возлюбленного главной героини произведения Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»?

1) Милон                2) Митрофан                3) Эраст                4) Эрнест

Часть 2

В1. Красоты какого города описываются в начале произведения «Бедная Лиза»?

В2. К какому сословию принадлежала Лиза?

Часть 3

С1. Назовите основную идею произведения Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

С2. Как Н.М.Карамзин относился к главной героине?

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Вариант I

Часть 1

1. Как звали воспитателя и верного спутника Гринёва?

1) Семёныч                2) Савельич                3) Степаныч        4) Архип

2. Чем одарил Гринёв своего вожатого, помогшего добраться до постоялого двора?

1) перстнем                2) пятиалтынным                3) ужином                4) заячьим тулупом

3. Как повёл себя Швабрин после захвата крепости?

1) откупился        2) перешёл на сторону Пугачёва        3) сбежал из крепости        4) спрятался в доме попа

4. К кому Маша Миронова обратилась за помощью, чтобы оправдать Гринёва?

1) к Екатерине II                2) к Екатерине I        3) к Потёмкину        4) к влиятельным родственникам

Часть 2

В1. Какое издание было любимым чтивом отца Гринёва?

В2. Чей это портрет?

Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали.

Часть 3

С1. Почему глава, повествующая о дуэли Гринёва и Швабрина, названа не «Дуэль», а «Поединок»?

Вариант II

Часть 1

1. Какое наставление дал Гринёву отец, отправляя на службу?

1) «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»        2) «Под лежачий камень вода не течёт»

3) «Береги платье снову, а честь смолоду»        4) «Если Магомет не идёт к горе, то гора придёт к Магомету»

2. Как называлась крепость, в которой Гринёв нёс службу?

1) Белозерская                2) Белокаменная                3) Белоглинская                4) Белогорская

3. Что произошло с родителями Маши Мироновой после захвата крепости?

1) Пугачёв их помиловал        2) отец был убит, матери удалось спастись

3) оба были убиты                4) Пугачёв содержал их под арестом

4. Почему Гринёв был заключён под стражу?

1) Пугачёв сообщил, что Гринёв — его шпион

2) его оговорил Швабрин

3) за самовольное отлучение из Оренбурга

4) его оболгали неизвестные ему перебежчики

Часть 2

В1. Назовите главных героев калмыцкой сказки, которую рассказал Пугачёв Гринёву.

В2. К какой главе в качестве эпиграфа взята поговорка? Мирская молва – морская волна.

Часть 3

С1. Почему Гринёв, будучи арестованным, на допросе не рассказал всей правды о своих взаимоотношениях с Пугачёвым? Как это характеризует героя?

М.Ю.Лермонтов «Мцыри»

Вариант I

Часть 1

1. Каким предстаёт монастырь в самом начале повествования?

1) разрушенным                2) действующим                3) отстраивающимся заново                4) пустым

2. Что вспомнил Мцыри, оказавшись на воле?

1) человека, пленившего его                2) дорогу домой                3) отчий дом                4) своего брата

3. С каким зверем бился Мцыри?

1) с тигром                        2) с барсом                        3) с пантерой                4) с ягуаром

4. Что (кто) в предсмертном бреду привиделось(ся) Мцыри?

1) отец                2) монастырь        3) влажное дно реки и пение рыбки                4) горы Кавказа

Часть 2

В1. В каком возрасте Мцыри попал в монастырь?

В2. Какие растения цвели в том месте, где Мцыри просил похоронить его?

Часть 3

С1. Как характеризует юношу Мцыри бой с диким зверем?

Вариант II

Часть 1

1. Кто вёз к Тифлису маленького Мцыри?

1) монах                2) русский генерал                3) грузинский офицер                4) крестьянин

2. Каким вспомнился оказавшемуся на воле Мцыри его отец?

1) сражающимся в бою                2) скачущим на коне        3) в одежде боевой        4) купающимся в реке

3. Куда искал путь сбежавший из монастыря Мцыри?

1) домой                2) в Россию                3) в горы, подальше от людей                4) назад в монастырь

4. Что больше всего печалит Мцыри перед смертью?

1) что он не увидел отца                        2) что заставил переживать старого монаха

3) что не успел принять монашество        4) что он не будет похоронен в родной земле

Часть 2

В1. Где монахами был найден Мцыри после его побега?

В2. С помощью чего Мцыри победил барса?

Часть 3

С1. Почему Мцыри не жалеет о том, что поплатился жизнью за короткое время пребывания на воле?

Н.В.Гоголь «Ревизор»

Вариант I

Часть 1

1. Кто из персонажей сообщает остальным «пренеприятное известие» о приезде ревизора?

1) Ляпкин-Тяпкин        2) городничий        3) Добчинский и Бобчинский                4) Лука Лукич

2. Как звали слугу Хлестакова?

1) Прошка                        2) Степан                3) Осип                4) Федька

3. Для чего чиновники один за другим посещают Хлестакова в доме городничего?

1) чтобы дать взятку                        2) чтобы просить его выхлопотать им должность

3) чтобы просить у него денег        4) чтобы посмотреть на важного чиновника

4. Как чиновники узнают о том, что Хлестаков не ревизор?

1) из подслушанного разговора        2) от Осипа                3) из письма Хлестакова другу        4) от самого Хлестакова

Часть 2

В1. В каком городе Хлестаков проигрался пехотному капитану?

В2. Какой предмет городничий, провожая Хлестакова, велит Авдотье принести из кладовой и отдать ему в дорогу?

Часть 3

С1. Что высмеивает Н.В. Гоголь, создавая образ Хлестакова?

Вариант II

Часть 1

1. Какую живность Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин завёл в присутственных местах?

1) поросят                2) гусей                3) коз                4)ягнят

2. Куда повёз городничий Хлестакова сразу из трактира?

1) показать заведения в городе        2) в ресторан        3) в театр                4) в бильярдную

3. Кто из чиновников дал самую маленькую взятку Хлестакову?

1) городничий                2) почтмейстер                3) Бобчинский и Добчинский                4) Ляпкин-Тяпкин

4. Каким видит своё будущее городничий после того, как его дочь выйдет замуж за Хлестакова?

1) переедет в Петербург, получит большой чин                2) оставит службу, переедет в деревню

3) уедет за границу                                                4) купит имение с огромной конюшней

Часть 2

В1. Какое блюдо, по словам Хлестакова, ему привозят из Парижа?

В2. Назовите фамилию приятеля Хлестакова, которому он написал в письме о том, что его принимают за ревизора.

Часть 3

С1. Как в комедии отображены невежество и взяточничество чиновников?

Л.Н.Толстой «После бала»

Вариант I

Часть 1

1. Какого цвета было бальное платье Вареньки?

1) жёлтого                 2) белого                 3) розового                 4) голубого

2. Какой танец на балу первым танцевали рассказчик и Варенька?

1) польку                2) полонез                3) мазурку                        4) вальс

3. За что наказывали солдата?

1) за оскорбление унтер-офицера        2) за неподчинение приказу                3) за побег                4) за кражу

4. Что сделал рассказчик по отношению к Вареньке после увиденной им сцены наказания солдата?

1) разлюбил её        2) сделал ей предложение        3) возненавидел её        4) продолжал её любить

Часть 2

В1. Звуки каких музыкальных инструментов сопровождали казнь солдата?

В2. Что описано в рассказе как «пёстрое, мокрое, красное, неестественное»?

Часть 3

С1. Как изменилась жизнь рассказчика после увиденной им экзекуции солдата?

Вариант II

Часть 1

1. В каком чине был отец Вареньки?

1) унтер-офицера                2) майора                3) полковника                4) генерала

2. Чем занимался Иван Васильевич в годы описываемых им событий?

1) учился в университете                2) не занимался ничем, повесничал

3) служил в гусарском полку                4) служил при канцелярии

3. Какой танец танцевали на балу Варенька и её отец?

1) кадриль                2) полонез                3) мазурку                4) вальс

4. Как звали лакея Ивана Васильевича?

1) Прохор                2) Остап                3) Герасим                4) Петруша

Часть 2

В1. Какие вещи Вареньки были в руках рассказчика по возвращении домой с бала?

В2. Что сделал полковник солдату, недостаточно сильно опустившему свою палку на спину наказываемого?

Часть 3

С1. Что стало главным предметом размышления в рассказе?

В.Г.Распутин «Уроки французского»

Вариант I

Часть 1

1. В каком классе учился главный герой рассказа?

1) в шестом                2) в четвёртом                3) в пятом                4) в седьмом

2. Как звали мальчика, который заправлял игрой в «чику»?

1) Володя                2) Вадик                        3) Валера                4) Федька

3. Когда учительница решила заниматься с мальчиком отдельно?

1) когда его избили во второй раз                                2) когда застала его за игрой

3) когда он написал контрольную на двойку                4) когда он сам попросил об этом

4. Что возмущало мальчика при игре с учительницей на деньги?

1) она всегда выигрывала                        2) она никогда не выигрывала

3) она делала маленькие ставки                4) она ему подыгрывала

Часть 2

В1. Чем наградил мальчика дядя Илья, выиграв четыреста рублей?

В2. Назовите фамилию мальчика, рассказавшего учительнице, что главного героя избили, когда он играл на деньги.

Часть 3

С1. Охарактеризуйте главного героя рассказа.

Вариант II

Часть 1

1. Из-за чего у мальчика не ладилось с французским?

1) из-за лени                                        2) из-за сложной грамматики языка

3) он никак не мог выучить алфавит        4) из-за произношения

2. Что сделал Вадик для того, чтобы главный герой не забрал кассу?

1) перевернул монету                2) сам забрал деньги        3) забрал у него шайбу                4) обвинил его в жульничестве

3. Как звали директора школы?

1) Василий Алексеевич                2) Андрей Петрович        3) Алексей Васильевич                4) Василий Андреевич

4. Что было в посылке, которую учительница прислала мальчику с Кубани?

1) картошка и мука        2) макароны и яблоки                3) груши и апельсины                4) сахар и молоко

Часть 2

В1. Сколько денег выкладывалось в «чике» на кон?

В2. Как по-другому называла игру в «пристенок» учительница?

Часть 3

С1. Как характеризует учительницу решение играть в азартную игру с учеником?

Примерный итоговый контрольный тест

А 1. Что дает Пугачеву Савельич на следующий день после осады крепости (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)?

1) заячий тулуп                        2) письмо от императрицы

3) выкуп за барина                        4) реестр украденного барского добра

А 2. Что произошло с родителями Маши Мироновой после захвата крепости?

1) Пугачев их помиловал                2) отец был убит, матери удалось спастись

3) оба были убиты                        4) Пугачев содержал их под арестом

А 3. Укажите стихотворный размер, которым написано стихотворение А.А.Фета «Учись у них – у дуба, у березы…»

1) хорей                2) ямб                        3) дактиль                4) анапест

А 4. Укажите пример инверсии в стихотворении А.А.Фета «Учись у них – у дуба, у березы…»

1) «холод лютый»        2) «жестокая пора»        3) «напрасные слезы»        4) «скорбящая душа»

А 5. Когда учительница решила заниматься с мальчиком отдельно (В.Г.Распутин «Уроки французского»)?

1) когда его избили во второй раз                        2) когда застала его за игрой

3) когда он написал контрольную на двойку        4) когда он сам попросил об этом

А 6. Что было в посылке, которую учительница прислала мальчику с Кубани?

1) картошка и мука          2) макароны и яблоки        3) груши и апельсины        4) сахар и масло

В 1. Назовите героев калмыцкой сказки, которую рассказал Пугачев Гриневу.

В 2. Какое выразительное средство используется в стихотворении А.А.Фета:

«все злей метель», «сердито рвет последние листы»?

В 3. Как по-другому называла игру в «пристенок» учительница?

Выберите и выполните только одно задание части С.

С 1. Объясните выбор эпиграфа к повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?

С 2. Какова художественная идея стихотворения А.А.Фета «Учись у них – у дуба, у березы…»?

С 3. Охарактеризуйте главного героя рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».

Темы контрольных сочинений

Контрольное классное сочинение-рассуждение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Что вызывает наше осуждение в характере и поступках Швабрина?

Чем привлек Гринев Пугачева?

Что привлекает в Пугачеве Гринева?

Мое отношение к Гриневу.

Как постепенно открывается читателям характер Маши Мироновой?

* Письмо Гринева отцу (примечание: в главе V Гринев вспоминает, что он, признавшись в любви Марье Ивановне, решился «писать к батюшке как можно красноречивее, прося родительского благословения»).

Контрольное классное сочинение-рассуждение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Случаен ли самообман чиновников в «Ревизоре»?

Мир чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Что осуждает Н.В.Гоголь в комедии «Ревизор»?

Смешное и грустное в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

* Город, в котором происходит действие «Ревизора» (что случится в городе после приезда настоящего ревизора?).

Контрольное классное сочинение-рассуждение по рассказу Л.Н.Толстого «После бала».

Полковник на балу и после бала.

Мысли и чувства Ивана Васильевича на балу и после бала.

Утро, изменившее жизнь.

* Страница из дневника Ивана Васильевича.

Учебно-методические средства обучения

Учебники

Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Авт.-сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

Методические пособия для учителя

Беляева Н.В. Литература. Проверочные работы. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н.В.Беляева. – М.: Просвещение, 2010.

Крупина С.В. Нестандартные уроки по русской литературе. 5 – 11 классы: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений / С.В.Крупина, И.В.Кучинская. – Мозырь: Белый Ветер, 2011.

Соловьева Ф.Е. Уроки литературы к учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-сост. Г.С.Меркин): методическое пособие / Ф.Е Соловьева; под ред Г.С.Меркина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011.

Пособия для учащихся

Соловьева Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-сост. Г.С.Меркин): в 2 ч. / Ф.Е Соловьева; под ред Г.С.Меркина. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.

Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь / Марина Мещерякова. – М.:Айрис-пресс, 2008.

Контрольно-измерительные материалы

Контрольно-измерительные материалы. Литература: 8 класс / Сост. Е.Н.Зубова. – М.: ВАКО, 2010.


[1] Примечание.

1. При оценке сочинений необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного, речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: «4» ставится при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении отметки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенных в разделе «Оценка диктантов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...