Урок словесности в 10 классе
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Лазькова Татьяна Анатольевна

Конспект урока и презентация к нему являются авторской разработкой по технологии деятельностного метода

Скачать:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 5

« Я преклоняюсь перед мощью этого человека. Вот почему каждый свой день я начинаю с его произведений, они меня вдохновляют … » (Л.Н.Толстой о Л.Бетховене)

Слайд 6

Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное и поэтическое оружие. Л.Н.Толстой

Слайд 7

Риторическое обращение Оксюморон Бессоюзие Градация Инверсия Анафора Эпифора Синтаксический параллелизм Многосоюзие Риторический вопрос Риторическое восклицание Рефрен Лексический повтор Эллипсис ?

Слайд 8

Когда я размышляю о героической судьбе русского языка, когда я думаю о его необыкновенной чистоте, не той чистоте, которая прикрывает однообразие и душевную пустоту, а о той истинной чистоте, которая раскрывает многообразие литературного языка и которая является основой создания разнообразных стилей писателей и литературных жанров, тогда я преисполняюсь гордостью за то, что я в меру своих сил всю жизнь служу этому необыкновенному языку. Л.Н.Толстой

Слайд 9

Период как одна из стилистических фигур, обладающих особой сложностью синтаксической конструкции, яркостью и образностью выразительных средств, способствующих раскрытию идеи произведения и созданию образов литературных героев (На примере эпизодов романа Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Слайд 10

Цели урока: Овладение термином «период» с точки зрения его конструкции и образности Умение определять роль периода в раскрытии темы, идеи и создании образов литературных героев

Слайд 11

Аристотель (384 – 322 г. до н.э.) Период есть речь, имеющая в себе самой начало и конец и легко обнимаемая умом. Период нужен для того, чтобы адресат видел цель и понимал, куда его ведет говорящий.

Слайд 12

Период - сложная синтаксическая конструкция, представляющая собой экспрессивную и гармоничную фигуру, характеризующуюся ритмичностью и упорядочностью частей, приводящих к полноте и завершенности содержания и ясности цели.

Слайд 13

Аристотель (384 – 322 г. до н.э.) Период есть речь, имеющая в себе самой начало и конец и легко обнимаемая умом. Период нужен для того, чтобы адресат видел цель и понимал, куда его ведет говорящий. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова Период - сложная синтаксическая конструкция, представляющая собой экспрессивную и гармоничную фигуру, характеризующуюся ритмичностью и упорядочностью частей, приводящих к полноте и завершенности содержания и ясности цели.

Слайд 14

ПЛАН основных черт периода Сложная синтаксическая конструкция Стилистическая фигура, основные черты которой: экспрессивность; гармоничность; ритмичность и упорядочность частей; полнота и завершенность содержания; ясность цели

Слайд 15

состав сложной синтаксической конструкции художественно- изобразительная роль периода модель

Слайд 19

Князь Андрей любил танцевать и, желая поскорее отделаться от политических и умных разговоров, с которыми все обращались к нему, и, желая поскорее разорвать этот досадный ему круг смущения от присутствия государя, пошел танцевать и выбрал Наташу, потому что на нее указал Пьер и потому, что она первая из хорошеньких женщин попала ему на глаза, но едва он обнял этот тонкий, подвижный, трепещущий стан и она зашевелилась так близко от него, вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим, когда, переведя дыхание и оставив ее, остановился и стал глядеть на танцующих.

Слайд 20

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Которые участвовали в прежних сражениях; Стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения; Та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии; Не только Наполеон, но и все генералы и солдаты французской армии; Где после вдесятеро меньших усилий противник бежал; Потому что победа нравственная; Который, потеряв половину войска; Была одержана русскими под Бородиным; Испытывали одинаковое чувство ужаса перед тем врагом.

Слайд 22

Не только Наполеон, но и все генералы и солдаты французской армии, которые участвовали в прежних сражениях, где после вдесятеро меньших усилий противник бежал, испытывали одинаковое чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения, потому что победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородиным.

Слайд 23

Как красный цвет небес, которые не красны, Как разногласье волн, что меж собой согласны, Как сны, возникшие в прозрачном свете дня, Как тени дымные вкруг яркого огня, Как отсвет раковин, в которых жемчуг дышит, Как звук, что в слух идет, но сам себя не слышит, Как на поверхности потока белизна, Как лотос в воздухе, растущий ото дна, - Так жизнь с восторгами и блеском заблужденья Есть сновидение иного сновидения. К.Д.Бальмонт

Слайд 24

Тема урока Цели урока Овладение термином «период» с точки зрения его конструкции и образности Умение определять роль периода в раскрытии темы, идеи и создании образов литературных героев Период как одна из стилистических фигур, обладающих особой сложностью синтаксической конструкции, яркостью и образностью выразительных средств, способствующих раскрытию идеи произведения и созданию образов литературных героев (На примере эпизодов романа Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Слайд 25

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1 . Обязательное для всех: В одном из периодов, анализируемых на уроке, выявить все средства художественной изобразительности и раскрыть их роль . 2. Творческое на выбор: Подобрать из романа «Война и мир» период, составить и полностью раскрыть модель. Написать сочинение-миниатюру «Период как сложная синтаксическая конструкция и стилистическая фигура».

Слайд 27

Всем СПАСИБО за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ художественного текста на уроках словесности в 5-7 классах

В статье я делюсь своим опытом работы над лингвистическим анализом художественного текста на уроках русского языка и литературы в среднем звене, в качестве примера взята 6 глава сказа Н.С.Лескова "Лев...

Программа элективного курса. «Уроки словесности» 9 класс.

Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной ре­чи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берет за основу один из них: знакомство с изобраз...

Рабочая программа. Элективный курс "Уроки словесности" (9 класс)

9 класс. Элективный курс "Уроки словесности"...

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

Уроки словесности.Конспект урока в 9 классе "Экспрессивные возможности СПП в тексте"

Интегрированный урок - урок словесности для обучающихся 9 класса. Возможно использование в 10-11 классах, а также в контексте элективных курсов по русскому языку....

Календарно-тематическое планирование по курсу «Русская словесность. От слова к словесности» 7 класс

Календарно-тематическое планирование по курсу "Русская словесность. От слова к словесности" для 7 класса составлено на основе программы Р.И. Альбетковой "Русская словесность. От слова к...