Зачеты. 12 класс. Литература.
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Зачеты. 12 класс. Литература.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Зачет № 156.5 КБ
Microsoft Office document icon Зачет № 257.5 КБ
Microsoft Office document icon Зачет № 339 КБ
Microsoft Office document icon Зачет № 456 КБ

Предварительный просмотр:

12 класс

Зачет № 1

Темы сочинений.

Человек и правда в пьесе М.Горького «На дне».

Что лучше:  истина или сострадание?  ( По пьесе М.Горького «На дне» ).

«Бывшие люди» в системе персонажей пьесы М.Горького «На дне».

Странник Лука как личность в изображении М. Горького (по пьесе «На дне»).

Тема Родины в поэзии А.А.Блока.

«Страшный мир» в изображении А.А.Блока.

Эволюция женского образа в поэзии А.А.Блока.

Россия и революция в изображении А.А.Блока.

Основные мотивы лирики С.А.Есенина.

Тема Родины в поэзии С.А.Есенина.

Любовь в лирике Есенина.

М. Горький

Тест

1. Уроженцем какого города был М. Горький?

а) Москвы

б) Петербурга

в) Нижнего Новгорода

г) Саратова

2. Укажите годы жизни М. Горького

а) 1868-1936 гг.

б) 1870-1921 гг.

в) 1890-1940 гг.

г) 1895-1925 гг.

3. Какое образование получил М. Горький?

а) учился в гимназии

б) закончил Казанский университете

в) получил домашнее образование

г) не получил никакого систематического образования

4. На сцене какого театра была осуществлена постановка первой пьесы М. Горького «Мещане»?

а) Малый театр

б) Большой театр

в) Московский художественный общедоступный театр

г) Мариинский театр

5. Как относился М. Горький к первой русской революции?

а) сочувствовал

б) активно поддерживал, помогал материально

в) настороженно

г) отрицательно

6. Почему М. Горький вынужден был эмигрировать из России в 1906 году?

а) чтобы поправить здоровье

б) чтобы увидеть мир

в) боялся ареста и преследований за революционную деятельность

г) без причины

7. Какое произведение М. Горького является первым романом, в котором выступает герой – профессиональный революционер?

а) «Фома Гордеев»

б) «Мать»

в) «Дело Артамоновых»

г) «Жизнь Клима Самгина»

8. Какую газету возглавил М. Горький после революции 1917 г., и на страницах которой напечатал «Несвоевременные мысли»?

а) «Новая жизнь»

б) «Летопись»

в) «Правда»

г) «Вперед»

9. В каком году М. Горький вторично эмигрировал из России?

а) в 1918 г.

б) а 1921 г.

в) в 1923 г.

г) 1929 г.

10. Когда состоялся  I съезд Советских писателей, на котором было объявлено о существовании и принципах нового литературного направления – социалистического реализма?

а) в 1930 г.

б) в 1932 г.

в) в 1936 г.

г) в 1934 г.

11. К какому литературному направлению следует отнести такие произведения М. Горького, как «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»?

а) классицизм

б) модернизм

в) романтизм

г) реализм

12. Назовите произведение, которое является автобиографией М. Горького.

а) «Жизнь Матвея Кожемякина»

б) «В людях»

в) «Жизнь Клима Самгина»

г) «Городок Окуров»

13. Как назывался рассказ, сделавший имя М. Горького известным?

а) «Челкаш»

б) «Макар Чудра»

в) «Старуха Изергиль»

г) «Мальва»

14. Кого из персонажей ранних рассказов М. Горького люди наказали за гордость, за то, что он считал себя выше других?

а) Лойко Зобар

б) Данко

в) Ларру

г) Макара Чудру

15. Какую пьесу М. Горький публика встречала восторженно, «как пьесу - буревестник, которая предвещала грядущие бури и к бурям звала»?

а) «Мещане»

б) «Дачники»

в) «На дне»

г) «Враги»

16. По портретным характеристикам определите героев рассказов М. Горького.

а) «Время согнуло её пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно и хрустел…»

б) «…юноша красивый и сильный… глаза его были холодны и горды, как у царя птиц… Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу…»

в) «О ней… словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно было на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает»

г) «… старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий смелый вор… Он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбуждённой и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал»

А) Челкаш

Б) Старуха Изергиль

В) Ларра

Г) Радда

17. Кто из героев рассказов М. Горького готов был пойти на преступление из-за двух «радужных» (двухсот рублей) и даже душу погубить не побоялся?

а) крестьянский парень Гаврила

б) вор Челкаш

в) цыган Макар Чудра

г) гордец Ларра

18. Что выполняет роль обрамления в ранних рассказах М. Горького?

а) портретная характеристика

б) пейзаж

в) описание интерьера

г) биографические сведения о герое

19. Определите жанр пьесы М. Горького «На дне».

а) бытовая драма

б) социально-философская драма

в) трагедия

г) мелодрама

20. Кто из персонажей пьесы «На дне»  не хочет примириться с жизнью на «дне» и заявляет: «Я рабочий человек… и с малых лет работаю… Вылезу… Кожу сдеру, а вылезу»?

а) Сатин

б) Барон

в) Клещ

г) Пепел

21. Кто из персонажей пьесы «На дне» утверждал: «Ложь - религия рабов и хозяев… Правда -бог свободного человека!»?

а) Лука

б) Клещ

в) Сатин

г) Бубнов

22. В пьесе М. Горького «На дне» основным средством раскрытия характеров героев является речевая характеристика. По высказываниям героев определите персонажей драмы.

а) «Сделай так, чтоб работа была мне приятна – я, может быть, буду работать… Когда  труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!»

б) «На что совесть? Я не богатый»

в) «Не помню, когда я сыта была… Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть…»

г) «Тюрьма добру не научит, и Сибирь не научит… а человек – научит…»

д) «… А то… воображу себе, что завтра я скоропостижно помру… И станет от этого жутко… Летом хорошо воображать про смерть… грозы бывают летом… всегда может грозой убить…»

А) Наташа

Б) Сатин

В) Анна

Г) БУБНОВ

Д) Лука

23. Укажите, какая сцена драмы «На дне» является кульминацией любовного конфликта.

а) сцена объяснения Пепла с Наташей, когда он уговаривает ее ехать вместе с ним на поселение в Сибирь

б) сцена объяснения Пепла с Василисой, когда она уговаривает Пепла убить Костылёва

в) сцена убийства  Костылёва

г) сообщение о том, что Василиса ошпарила Наташу кипятком.

А. А. Блок

Тест

1. Назовите годы жизни А. А. Блока

а) 1880-1921 гг.

б) 1865-1906 гг.

в) 1850-1916 гг.

г) 1890-1911 гг.

2. Укажите верное определение символизма как течения в литературе.

а) одно из течений в искусстве и литературе. Утверждалось как «искусство выражения», противопоставившие себя реализму стремлением передать прежде всего личные ощущения художника. При этом художественный образ обретал предельную эмоциональность и напряжённость

б) одно из течений в русской литературе. В его художественной системе искусство… рассматривалось как чисто художественное явление, независимое от общественных задач. Главное в художественном творчестве – интуитивное, мистическое прозрение. Многозначность и зашифрованность содержания

в) одно из течений в искусстве в литературе. В его основе – отрицание традиционной культуры, ценностей культурного наследия, урбанизм, бунтарство, экспериментаторство в области словотворчества

г) одно из течений в искусстве и литературе. В его основе – провозглашение «победы образа над смыслом». Произведение могло не иметь содержания, но оно должно быть насыщено словесными образами

3. К какой группе символистов можно отнести А. А. Блока?

а) декаденты

б) младосимволисты

в) старшие символисты

г) акмеисты

4. Какой из перечисленных ниже циклов не вошел в книгу «Стихи о Прекрасной Даме»?

а) «Распутья»

б) «Стихи о Прекрасной Даме»

в) «Пузыри земли»

г) «Ante lucem»

5. Вставьте пропущенное слово в строку стихотворения А. А. Блока «Незнакомка».

А рядом у соседних столиков

Лакеи сонные …

а) стоят

б) торчат

в) пыхтят

г) ворчат

6. Какая тема является ведущей к книге «Стихи о Прекрасной Даме»?

а) духовное преображение лирического героя

б) отрицание «страшного мира»

в) тема поэта и поэзии

г) тема рокового соблазна

7. Кому посвятил А. А. Блок «Стихи о Прекрасной Даме»?

а) Л. Брик

б) Л. Дельмас

в) Л. Менделеевой

г) Н. Волоховой

8. А. А. Блок разделил свою лирику на три книги, которые представляли собой «тезис», «антитезис» и «синтез» («трилогия вочеловечения»). К какой книге относится цикл «Страшный мир»?

а) книга первая «тезис»

б) книга вторая «антитезис»

в) книга третья «синтез»

9. Определите стихотворный размер в приведённом ниже отрывке из стихотворения А. А. Блока «Мы встречались с тобой на закате…

Мы встречались с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,

Утончённость мечты разлюбив.

а) трехстопный анапест

б) шестистопный ямб

в) пятистопный амфибрахий

г) четырехстопный хорей

10. Из какого произведения А. А. Блока взяты следующие строки?

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос,

И старый мир, как пес безродный

Стоит за ним, поджавши хвост.

а) «Соловьиный сад»

б) «Двенадцать»

в) «Незнакомка»

г) «Балаганчик»

11. Традиции творчества какого поэта XIX в. можно обнаружить в стихотворении А. А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…»?

а) М. Ю. Лермонтов, «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы…»

б) А. С. Пушкин, «Желанье славы…», «Я помню чудное мгновенье…»

в) Ф. И. Тютчев, «Последняя любовь», «О, как убийственно мы любим…»

г) А. А. Фет, «Сияла ночь…», «Когда мои мечты за гранью прежних дней…»

12. В третьей книге «трилогии вочеловечения» образ Прекрасной Дамы трансформируется в:

а) образ России

б) образ Кармен

в) образ Незнакомки

г) образ Софии

13. Цветовая символика чрезвычайно значима в поэзии А. А. Блока. Какие цвета символизируют борьбу двух начал в поэме «Двенадцать»?

а) красный и чёрный

б) черный и белый

в) белый и красный

г) белый, красный, зелёный

14. Назовите основное событие в произведении «Двенадцать».

а) шествие красногвардейцев

б) появление представителей «старого мира»

в) убийство Катьки

г) появление Петра

С. А.Есенин

Тест

1. Укажите годы жизни С. А. Есенина.

а) 1895-1925 гг.

б) 1890-1921 гг.

в) 1893-1930 гг.

г) 1868-1936 гг.

2. С. А. Есенин был родом из:

а) Таганрога

б) села Константинова Рязанской губернии

в) села Богдади

г) Москвы

3. Какое прозвище получил С. А. Есенин в писательских кругах?

а) деревенский поэт

б) Рязанский Лель

в) Московский хулиган

г) последний поэт деревни

4. Укажите, как назывался первый сборник стихов С. А. Есенина, вышедший в 1916 г.?

а) «Явь»

б) «Персидские мотивы»

в) «Москва кабацкая»

г) «Радуница»

5. Назовите тему, ставшую основой в творчестве С. А. Есенина.

а) тема любви

б) тема Родины, России

в) тема красоты и гармонии природы

г) тема революции

6. Определите, какого мироощущение лирического героя ранних стихов С. А. Есенина.

а) герой христиански смиренно принимает мир таким, каков он есть, со всеми его недостатками и пороками

б) герой ощущает враждебность окружающего мира

в) герой находиться в гармонии с окружающим миром

г) герой протестует, бунтует против сложившегося порядка

7. Укажите, какой символ наступающей на деревню городской цивилизации встречается в стихах С. А. Есенина.

а) «железный конь»

б) жеребенок, бегущий за поездом

в) железный Миргород

г) агитки Бедного Демьяна

8. Определите художественный прием в выделенной строке.

По-осеннему кычет сова

Над раздольем дорожной рани.

Облетает моя голова,

Куст волос золотистый вянет.

а) гипербола

б) олицетворение

в) метафора

г) аллегория

9. Кто является адресатом стихотворения «Письмо к женщине»?

а) Айседора Дункан

б) Анна Изряднова

в) Зинаида Райх

г) Галина Бениславская

10. Назовите стихотворение С. А. Есенина, которое является его своеобразным завещанием и было написано накануне самоубийства поэта в гостинице «Англетер».

а) «Цветы мне говорят: прощай…»

б) «Русь советская»

в) «До свиданья, друг мой, до свиданья»

г) «Отговорила роща золотая…»

11. Какая тема является сюжетообразующей в поэме С. А. Есенина «Анна Снегина»?

а) тема революции

б) тема юношеской любви

в) тема преобразований в деревне

г) тема крестьянского быта в послереволюционное время

12. Укажите, какое из перечисленных стихотворений не относится к философской лирике.

а) «Русь уходящая»

б) «Не жалею, не зову, не плачу…»

в) «Хороша была Танюша»

г) «По-осеннему кычет сова…»



Предварительный просмотр:

12 класс

Зачет № 2

Темы сочинений.

Судьба художника в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Почему Мастер  не заслужил света , а заслужил покой?

Евангельские образы и их роль в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Смысл названия романа М.А.Булгакова  «Мастер и Маргарита».

М.А.Булгаков

Тест

1. В каком городе родился М.А.Булгаков?

а) в Москве

б) в Петербурге

в) в Киеве

г) в Рязани

2. Укажите профессию М.А.Булгакова.

а) учитель

б) священник

в) врач

г) ученый

3. Какой год стал переломным в судьбе М.А.Булгакова, после чего он окончательно принял решение заняться писательским трудом?

а) 1917

б) 1918

в) 1920

г) 1925

4. Назовите периодическое издание, в котором сотрудничал М.А. Булгаков после переезда в Москву.

а) «Правда»

б) «Гудок»

в) «Известия»

г) «Свисток»

5. Как называется цикл рассказов, в основу которых легли случаи из жизни М.А.Булгакова на Смоленщине в 1916 - 1917 г.г.?

а) «Записки на манжетах»

б) «Собачье сердце»

в) «Записки юного врача»

г) «Белая гвардия»

6. Назовите героя пьесы М.А.Булгакова «Дни Турбиных», который является выразителем идеи рыцарской доблести.

а) Николай Турбин

б) Виктор Мышлаевский

в) Алексей Турбин

г) Лариосик

7. Укажите произведение, в котором М.А.Булгаков  опирается на традиции Л.Н.Толстого.

а)  «Зойкина квартира»

б) «Белая гвардия»

в) «Собачье сердце»

г) «Мастер и Маргарита»

8. Фамилия профессора, сделавшего операцию дворняге Шарику, была:

а) Успенский

б) Преображенский

в) Вознесенский

г) Воздвежинский

9. Какое произведение сам Булгаков называл «закатным романом» ?

а) « Театральный роман»

б) «Бег»

в) «Жизнь господина Мольера»

г) «Мастер и Маргарита»

10. Назовите любимый музыкальный инструмент Полиграфа Полиграфовича Шарикова.

а) ложки

б) гитара

в) балалайка

в) гармонь

11. Автором романа о Понтии Пилате в «Мастере и Маргарите» является:

а) Понтий Пилат

б) Воланд

в) Левий Матвей

г) Мастер

12. Укажите,  какая сцена является кульминацией романа «Мастер и Маргарита».

а) Вальпургиева ночь

б) бал Сатаны

в) представление в Варьете

г) сцена, в которой Воланд и его свита покидают Москву

13. Кто из перечисленных персонажей не входил в свиту Воланда?

а) Фагот

б) Варенуха

в) Гелла

г) кот Бегемот

14. В романе «Мастер и Маргарита» Воланд выполняет функции:

а) возмездия за грехи

б) творца зла ради зла

в) искусителя

г) справедливости

15. Иешуа в романе «Мастер и Маргарита» выступает как:

а) сумасшедший

б) богочеловек

в)странствующий проповедник

г) преступник

16. Укажите, сколько сюжетных линий можно выделить в романе «Мастер и Маргарита».

а) одну

б) две

в) три

г) пять

17. Какое объединение писателей высмеивает М.А.Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» под вымышленным названием МАССОЛИТ?

а) РАПП

б) Союз советских писателей

в) ЛЕФ

г) «Серапионовы братья»

18. На традиции какого русского писателя опирается М.А.Булгаков в сатирическом изображении быта и нравов Москвы конца 20 -х годов?

а) Д.И.Фонвизина

б) М.Е.Салтыков - Щедрина

в) Н.В.Гоголя

г) А.С. Грибоедова

19. Укажите, какой проблемы нет в романе М.А.Булгакова №Мастер и Маргарита».

а) проблема выбора и личной ответственности

б) проблема отцов и детей

в) проблема творчества

в) проблема творчества

г) проблема положительного героя

20. Портрет какого героя романа «Мастер и Маргарита» дан в следующем отрывке?

… с площадки сада под колонны на балкон двое легионеров ввели … человека лет двадцати семи. Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба… Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу  рта - ссадина с запекшейся кровью…

а) Понтий Пилат

б) Марк Крысобой

в) Левий Матвей

г) Иешуа   Га - Ноцри

В.В.Маяковский

Тест

Задание 1

К какому литературному течению начала 20 века относил себя В.Маяковский:

Символизму

Акмеизму

Кубофутуризму

Эгофутуризму

Задание 2

В чем, по Маяковскому, заключается сила лирики:

В заряженности большим чувством, большой идеей

В описательности, в отражении жизненной действительности

В философском содержании, «исследовании души».

Задание 3

Какое из утверждений более соответствует задачам искусства по Маяковскому:

«Искусство для искусства»

«Искусство и политика несовместимы»

«Надо разбить вдребезги сказку об аполитичности искусства»

«Искусство идет на несколько шагов впереди своего времени»

Задание 4

О какой из своих поэм В.В.Маяковский сказал:

«Четыре крика четырех частей»

«Облако в штанах»

«Левый марш»

«В.И.Ленин»

«Хорошо!»

Задание 5

В.В.Маяковский часто использует в своей поэзии гротеск. Гротеск – это:

Художественный прием намеренного искажения чего-либо, причудливое соединение фантастического с жизнеподобным.

Один из тропов, художественное преувеличение

Один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка

Задание 6

Стихотворением. Громко заявившим о рождении поэзии революции, явилось стихотворение В.Маяковского:

«Левый марш»

«Прозаседавшиеся»

«Юбилейное»

Задание 7

Что стало для В.Маяковского наиболее ярким предметом обличения:

Мещанство и бюрократизм

Политические враги революции

Внешние враги Советской республики

Религия и церковь

Задание 8

О назначении поэта и поэзии В.Маяковский сказал:

В стихотворении «Письмо Татьяне Яковлевой»

Во вступлении к поэме «Во весь голос»

В стихотворении «Прозаседавшиеся»

В стихотворении «Товарищу Нетте – пароходу и человеку»

А.А.Ахматова

Тест

Задание 1

К какому литературному течению принадлежала А.А.Ахматова:

Акмеизму

Символизму

Имажинизму

Футуризму

Задание 2

Анна Андреевна Ахматова – это псевдоним. Какова фамилия поэта:

Анна Суворова

Анна Горенко

Анна Гумилева

Другое имя

Задание 3

Лирическая героиня А.Ахматовой совпадает с личностью автора:

Да

Нет

Задание 4

В чем видит А.Ахматова предназначение поэта:

Сохранить трагическую национальную память

Быть «голосом» совести своего народа, его веры, его правды

Петь о любви

Быть «глашатаем», «главарем» своего времени

Задание 5

Лирика А.Ахматовой особенно в ее первых книгах почти исключительно любовная. Это сборники стихов (найдите лишнее):

«Четки»

«Вечер»

«Лебединый стан»

«Белая стая»

Задание 6

Лирическая героиня А.Ахматовой:

Женщина, окруженная бытом, заботами сердца

Боец-революционер

Женщина, погруженная в чувства, интимные переживания персональной судьбы

Задание 7

В стихотворении «Мне голос был» (1917) А.Ахматова выступила:

Как страстный гражданский поэт, который выразил голос интеллигенции, сделавшей выбор и оставшейся с родной страной

Как поэт, понявший и принявший революцию

Задание 8

В поэме «Реквием», исполненной отчаяния и горя, А. Ахматова писала:

«Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне…»

Какой мотив творчества поэта наиболее ярко выразился в поэме:

Гражданские мотивы

Библейские мотивы

Мотив Родины

Задание 9

Поэма А.Ахматовой «Реквием» была впервые опубликована в России:

В 1937 году

В 1952 году

В 1988 году



Предварительный просмотр:

12 класс

Зачет № 3

Темы сочинений.

1.Тема гражданской войны и судеб казачества в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».

2.Григорий Мелехов – «образ мятущегося человека – правдоискателя».

3.Мысль о родном доме в романе «тихий Дон».

4.Смутные годы Григория Мелехова.

5. «Мысль семейная» в романе «Тихий Дон».

6. Женские судьбы в романе «Тихий Дон».

М.А.Шолохов

Тест

1. Укажите годы жизни М.А.Шолохова.

а) 1905 - 1984 г.г.

б) 1895 - 1950 г.г.

в) 1900 - 1990 г.г.

2.  Первый сборник рассказов, сделавший имя М.А.Шолохова известным, называется:

а) «Лазоревая степь»

б) «Донские рассказы»

в) «Чужая кровь»

г) «Наука ненависти»

3. Какое сословие изображает М.А.Шолохов в своих произведениях?
а) купечество

б) крестьянство

в) казачество

г) дворянство

4. Сколько времени продолжается действие романа «Тихий Дон»?

а) 12 лет

б) 10 лет

в) 20 лет

г) 5 лет

5. Судьбу какого героя прослеживает Шолохов от начала до конца?

а) Петра Мелехова

б) деда Гришаки

в) Григория Мелехова

б) Михаила Кошевого

6. Как относится автор романа «Тихий Дон» к гражданской войне?

а) как к бессмысленной, жестокой войне

б) как к справедливой войне, ведущейся ради свободы и равенства всех сословий

в) как к противному человеческому разуму явлению

г) как к трагическим, но неизбежным событиям

7. Какой женский образ романа является символом отчего дома, домашнего очага?

а) образ Аксиньи

б) образ Натальи

в) образ Ильиничны

г) образ Дарьи

8) В образе Григория Мелехова воплотились:

а) черты себялюбца

б) типичные для казачества черты

в) лучшие черты, свойственные казачеству

г) черты, не свойственные казачеству

9. Укажите, кто из героев романа «Тихий Дон» проходит сложный и извилистый путь исканий правды.

а) Степан Астахов

б) Михаил Кошевой

в) Евгений Листницкий

г) Григорий Мелехов

10. Чего не принимает в героях романа «Тихий Дона» автор?

а) гордости

б) трудолюбия

в) сострадания

г) бессмысленной жестокости

11. Назовите историческое событие, которое не стало предметом изображения в романе «Тихий Дон».

а) Первая мировая война

б) первая русская революция 1905 г.

в) Гражданская война

г) Верхнедонское восстание казачества против большевиков

12. Чем заканчивается роман «Тихий Дон»?

а) Григорий Мелехов уезжает вместе с Аксиньей из родных мест

б) Григорий Мелехов оказывается в эмиграции

в) Григорий Мелехов возвращается на родной хутор к сыну

г) Григорий Мелехов погибает от случайной пули

13. Какой художественный прием использует М.А.Шолохов в следующих строках?

«Ласковым телком притулилось к оттаявшему бугру рыжее потеплевшее солнце»

«За розовеющим, веселым, как детская улыбка, облачком маячил в небе тоненький - тоненький краешек месяца»

«Аксинья пробовала уснуть, но мысли разметывали сон, как ветер копну сена»

а) сравнение

б) метафора

в) олицетворение

г) образный параллелизм

14. Для чего М.А.Шолохов использует диалектную лексику в романе «Тихий Дон»?

а) чтобы показать малограмотность, необразованнось казаков

б) чтобы создавать особый, народный колорит казачьего сословия

в) чтобы подчеркнуть обособленность, отчужденность казаков от других социальных групп и сословий

15. К какому произведению М.А.Шолохова можно было бы предпослать в качестве эпиграфа стихотворение М.В. Исаковского «Враги сожгли родную хату»?

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?

а) «Поднятая целина»

б) «Они сражались за Родину»

в) «Судьба человека»

г) «Тихий Дон»

16. Героем какого произведения М.А.Шолохова является Макар Нагулyьнов?

а) рассказа «Родинка»

б) романа «Тихий Дон»

в) романа «Поднятая целина»

г) рассказа «Судьба человека»

17. Укажите, какой смысл заключен в названии рассказа М.А.Шолохова «Судьба человек».

а) жизнь и судьба главного героя рассказа, Андрея Соколова, типична для миллионов советских людей

б) судьба Андрея Соколова поднята автором до  общечеловеческого обобщения

в) судьба Андрея Соколова символизирует национальный русский характер

г) в названии подчеркивается незначительность главного героя

18. Какой эпизод в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека» является кульминацией?

а) встреча с Ванюшей

б) бегство из плена

в) известие о гибели сына Анатолия

г) сцена с комендантом Мюллером в лагере



Предварительный просмотр:

12 класс

Зачет № 4

Темы сочинений.

«Строки, опаленные войной» (по произведениям русской литературы о В.О.войне).

Тема Великой Отечественной войны (по 1- 2 произведениям).

Библейские мотивы в творчестве Б.Л.Пастернака.

Человек и революция в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго».

«Не стоит село без праведника» ( по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор».

Человек спасается достоинством (по повести А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»).

Тест по произведениям

о Великой Отечественной войне

Соотнесите авторов, названия произведений и героев.

1

М.Шолохов

А

 «Судьба человека»

М

Сапёр Кузин

2

 А.Митяев

Б

 «Разведчик»

Н

Керженцев

3

Б.Васильев

В

 «Пастух и пастушка»

О

Ланцелот

4

 А.Левина

Г

«Дракон»

П

Федот Васков

5

 В.Астафьев

Д

«Дом у дороги»

Р

Борис Костяев

6

 В.Некрасов

Е

«Танец в огне»

С

Юрий Жданко

7

Е.Шварц

Ж

 «Три солдата»

Т

Андрей Соколов

8

А.Твардовский

З

 «В окопах Сталинграда»

У

Обрант

9

 А.Платонов

И

 «Ракетный снаряд»

Ф

Лейтенант Сухих

10

Ю.Алянский

К

«А зори здесь тихие»

Х

Митя Корнев

Л

«Землянка»

 11. В каком из перечисленных выше произведений поднимается проблема судьбы детей на войне?

12.  Кто из перечисленных писателей был на фронте корреспондентом?

А) А.Гайдар, б) К.Симонов, в) В.Астафьев, г)А.Ахматова, д)А.Фадеев,      е)А.Твардовский

13. Главная мысль сказки «Дракон»?

А) добро всегда побеждает зло;        Б) необходимо в себе убить дракона;                       В)смехом и коллективом можно бороться с любым злом.

14. Какой синоним употребляется к слову «лейтенантская проза»?

      А) «окопная»,  б) «офицерская»,   в) «юношеская».

15. Какие жанры литературы во время войны были популярны?

А) роман   б) повесть   в) рассказ  г)очерк   д)стихотворение  е)песня

   16. Каков жанр произведения «Судьба человека»?

         а) рассказ,    б) очерк,   в) рассказ-эпопея , Г)повесть.

   17. Каков смысл названия «Судьба человека»?

 а)жизнь главного героя типична для миллионов советских людей,

 б) судьба Андрея Соколова поднята до общечеловеческого обобщения,

 в)в названии подчёркивается особенности русского характера.

18. Как называлась первая поэма Твардовского?

А) «Страна Муравия»,                   б) «Путь к социализму»,        в) «Василий Теркин».

19.Чем является в поэме «Василий Тёркин» образ Тёркина?

   а) олицетворением русского народа, б) символом удали, бесстрашия,  в) упрощённый образ

       русского солдата.

20. В каких войсках служит Василий Тёркин?  а) в танковых, б) в пехоте, в) в ракетных.

21. Какие слова в поэме А.Твардовского «По праву памяти» являются ключевыми?

а) Сын за отца не отвечает,

б) Кто прячет прошлое ревниво,  Тот вряд ли с  будущим в ладу.

в) Мы оказались все в ответе, И длится суд десятилетий, И не видать еще конца.

22.   Определите жанр стихотворения «Я убит подо Ржевом»:                                                                        

    а) монолог, б) элегия, в) послание, г) быль

23. Определите художественные средства:

23

О, товарищи верные, лишь тогда на войне

Ваше счастье безмерное вы постигли вполне!

А

Риторический вопрос

24

Пламень сердца погас

Б

Параллелизм

25

Мы – что кочка, что камень…

В

Эпитет

26

Правда, что где-то вдали

Жены без нас постарели,

Дети без нас подросли?..

Г

Сравнение

27

Я - где корни слепые

Ищут корма во тьме;

Я - где с облаком пыли

Ходит рожь на холме.

Я - где крик петушиный

На заре по росе;

Я - где ваши машины

Воздух рвут на шоссе.

Д

Обращение

28

На своих ты посмотришь ребят,
Радость матери нежной проста:
Все в тебя, все красавцы стоят,
Как один, как орехи с куста.

Е

Метафора

 

29.  Дайте краткую характеристику одной из книг, посвящённой Великой Отечественной войне.

Тест

А.И. Солженицын. «Матрёнин двор»

1. К какому из типов традиционной тематической классификации относится этот рассказ? 

А) деревенская проза;

Б) городская проза;

В) военная проза;

Г) интеллектуальная проза.

2. Какой троп положен в основу названия «Матрёнин двор»?

А) метафора;

Б) метонимия;

В) синекдоха;

Г) гипербола.

3. К какому типу литературных героев можно отнести Матрёну?

А) лишний человек;

Б) маленький человек;

В) преждевременный человек;

Г) праведный человек.

4. Рассказ «Матрёнин двор» написан в традициях:

А) модернизма;

Б) реализма;

В) классицизма;

Г) экспрессионизма.

5. Эпизод разрушения дома является:

А) завязкой;

Б) экспозицией;

В ) кульминацией;

Г) развязкой.

6. Традиции какого древнего жанра можно обнаружить в рассказе «Матрёнин двор»?

А) притчи;

Б) былины;

В) эпоса;

Г) жития.

7. Каково первоначальное название рассказа?

А) «Жизнь не по лжи»;

Б) « Не стоит село без праведника»;

В) «Быть добру!»

Г) «Смерть Матрёны».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-зачет по литературе XIX века в 5 классе

Форма работы - групповая Тип - викторина...

Зачет по литературе 10 кл. "Литература первой половины XIX века"

Зачет содержит вопросы теории, список авторов и произведений, дифферинцированные вопросы и задания, тематический тест....

Зачеты. 11 класс. Литература.

Зачеты. 11 класс. Литература....

Зачет №1 литература 10 класс

Темы сочинений по изученному материалу и тестовые заданияпо творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова...

Зачет №1 литература 12 класс

Темы сочинений по творчеству М.Горького, тестовые задания по творчеству М.Горького, А.Блока, С.Есенина...

Зачет №2 литература 10 класс

Темы сочинений и тестовые задания по творчеству И.А. Гончарова,Н.В.Гоголя, А.Н. Островского...

Зачет №2 литература 12 класс

Темы сочинений по роману М.А. Булгакова, тестовые задания по творчеству М.А. Булгакова, В.В. Маяковского, А.А. Ахматовой...