Главные вкладки

    Литературная гостиная
    методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

    Литературная гостиная "Река  времен в своем стремленье..." (О жизни и творчестве Г.Р.Державина)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл literaturnaya_gostinaya.docx25.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Литературная гостиная

    «Страницы жизни и творчества Г.Р.Державина»

    Цели: показать Г.Р.Державина как личность, открытую для добра, правды и любви; раскрыть это в его творчестве; развивать артистические способности детей, выразительность чтения.

    Оборудование: портреты Г.Р.Державина, эпиграфы, картины Рокотова, Боровиковсого, Левицкого; иллюстрации учащихся к стихотворениям Державина; кроссворд по жизни и творчеству поэта; карта пребывания Державина в Казанском уезде; стол; подсвечники; запись музыки Вивальди.

    Ведущий:

    Державин – какое имя! Дивное явление! Откуда получил он этот вещий, пророческий глагол, потрясающий сердца и восторгающий души, этот глубокий и обширный взгляд, охватывающий природу во всей ее бесконечности!?

    Невозможно исчислить неисчислимых красот созданий Державина- прославленного поэта – нашего земляка.

    Ученик: Гавриила Романович Державин родился 3 (16)июля в семье мелких помещиков Романа Николаевича и Феклы Андреевны. Роды были трудными: ребенок появился на свет настолько слабым, что пришлось, по народному обычаю, обмазать тестом и держать некоторое время в горячей печи, чтобы наделить его здоровьем и силами.

    По отцу Державин происходил из древнего татарского рода от мурзы Багрима (15 век). Отец умер, когда Гавриле было 11 лет. Перед смертью он попробовал устроить сына учиться, но безуспешно.

    Инсценировка:

    Действующие лица – мать, отец, Державин.

    Мать : А что, батюшка, Роман Николаевич, не нашедши ли вы покровителя по службе отроку нашему Гавриле?

    Отец: Коли денег, матушка, нету, нету и благодетеля, не дашь и взятку для записи в полковой список.

    Мать: Неужто ему солдатом начинать службу?

    Отец:  Делать нечего, Фекла Андреевна, придется тянуть солдатскую лямку. Да, вот случай вышел: Иосиф Розе взялся обучать Гаврилу.

    Мать: Чему может научить невежда, беглый каторжник?

               Отец: Не погнушаемся его стараниями. Пусть обучит грамоте и немецкому языку, что сыну необходимо.

               Державин: Батюшка не сумел определить меня в Петербурге в Кадетский корпус. В ноябре месяце лета 1754 он скончался.

               Мать: (заходит уставшая и расстроенная) Что делать будем? Ведь для уплаты долга нет и 15 рублей. Искала защиты по судам и палатам. Да разве ее найдешь?

                Державин: Не плачьте, матушка. У господ этих нет сердца, нет совести. Бог даст выучиться мне, а я Ваши унижения никогда не забуду.

     

    Ведущий: В 1754 году после смерти Романа Николаевича семья его перебралась в Казань на жительство.  

    Ученица: В 1759 году Фекла Андреевна отдает Гаврилу в недавно открытую Казанскую гимназию, от Московского университета.

    В Казанской гимназии Державин был одним из лучших учеников. Здесь он овладел и русской грамматикой, и немецким языком, что позволило ему читать произведения зарубежных писателей в подлинниках и в переводах, сделанных не только в России, но и в Германии. В гимназии познакомился юноша и с правилами русского стихосложения. В 1760-м году на его успехи обратил внимание Шувалов, покровитель Ломоносова. Но продолжить учебу ему не удалось.

    Ученик: Еще обучаясь в Казанской гимназии, Державин хорошо был знаком с историей родного края. В 1761-м году ему, 18-летнему гимназисту, было поручено возглавить археологическую экспедицию в Успенское (ныне Булгары), по заданию Московского университета. Описание и планы он сделал настолько художественно, что их переслали в Москву в Академию наук.

    Ученик: Как и все сыновья дворян , Державин был с детства приписан для прохождения «государственной службы» к одному из полков русской армии – знаменитому Преображенскому, основанному еще Петром Первым. Дети могли не являться в полк, а родители побогаче давали взятки, чтоб их сыновьям присваивали воинские звания. Поэтому многие дворяне, достигнув 18-летия, были уже в офицерском чине.

    Фекла Андреевна была бедна, вот почему, когда Державина вызвали в полк, в 1762 году, он начал службу рядовым солдатом.

    Ученица: 28 июня 1762 года вместе с другими преображенцами Державин участвует в дворцовом перевороте, который привел на престол Екатерину II. Именно к этому времени относятся первые литературные опыты Державина – он начинает «марать стихи без великих правил», т.е. писать стихи, как он сам выразился в своих «Записках». Тогда он пользовался любым случаем для пополнения своего образования. Результатом явился его первый сборник торжественных од в стихах и прозе, вышедший в свет в 1776 году.

    Ученик: Екатерина II щедро наградила участников июньского переворота.

    Державину дают офицерский чин, он служит на Волге в Саратовской губернии. В это время летом 1773 года начинается крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. Державин деятельно участвует в подавлении этого восстания.  

    Ученица: В эти нелегкие для Державина годы его поэтическое дарование достигло расцвета. Он создает оду «На смерть князя Мещерского» - одно из самых значительных по содержанию и форме произведений.

              Чтец:

       Глагол времен! Металла звон!

    Твой страшный глас меня смущает,

    Зовет меня, зовет твой стон,

    Зовет – и к гробу приближает.

    Едва увидел я сей свет,

    Уже зубами смерть скрежещет,

    Как молнией, косою блещет,

    И дни мои, как злак сечет…

    Ничто от роковых кохтей,

    Никакая тварь не убегает;

    Монарх и узник – снедь червей,

    Гробницы злость стихий снедает;

    Зияет время славу стерть;

    Как в море льются быстры воды,

    Так в вечность льются дни и годы;

    Глотает царства алчна смерть…

    Инсценировка:

    Действующие лица – Екатерина Бастидон, Державин

    Державин: В августе 30 дня лета 1777 я увидел Катерину Яковлевну, обратившую на себя взор мой.

    В другой раз в театре неожиданно она меня изумила. Увидев ее в третий раз, решил: сей же час женюсь на этой девице, ежели она пойдет за меня.

    Катерина Яковлевна:  Вы? Здесь? Вы шутите?

    Державин: Я не шучу, я поистине смертельно влюблен! Знаете ли вы, что я прошу Вашей руки?

    Катерина Яковлевна: Матушка  сказывала.

    Державин: Что же вы думаете?

    Катерина Яковлевна:  От нее зависит.

    Державин: Но если бы от вас, могу ли надеяться?

    Катерина Яковлевна: Вы мне не противны.

    (Державин бросается на колени и целует руки девушке).

    Державин: Свадьбу мы сыграли в апреле 18 дня лета 1778. Предчувствие не обмануло меня. Жил я с Катериной Яковлевной очень счастливо, годы нашего брака были лучшими в моей жизни. Моя «Пленира» обладала исключительно хорошим характером. Всегда ласковая, веселая, она много читала, пела, рисовала, занималасьразными рукоделиями, даже пробовала писать стихи.

    Меня она любила самозабвенно, и я отвечал ей тем же.

    А если милой и приятной

    Любим Пленирой  я моей

    И в светской жизни коловратной

    Имею искренних друзей,

    Живу с моим соседом в мире,

    Умею петь, играть на лире, -

     То, кто счастливее меня?!

    Ученик: В августе 1778 года Державин приехал в Казань, чтобы познакомить мать с юной женой. И этот месяц, проведенный в Казани, был очень плодотворный.

    Ученица: Оставив жену у матери в Казани, Державин направился по делам в Оренбургскую губернию. Когда возвращался обратно, наступили ноябрьские заморозки: на реке Кама образовался первый лед и перевоза не было. Задержанный поневоле в деревне Мурзихе на самом берегу Камы, обманутый в своих надеждах скорого свидания с любимой женой, с горя излил свои чувства в стихах.

    Чтец:   Стихотворение «Препятствие к свиданию с супругой»

    Ученик: Последний раз Гаврила Романович посетил Казань в 1784 году, но уже не застал в живых свою старушку-мать. Похоронена она была рядом с супругом своим Романом Николаевичем около с церкви в селе Егорьево Лаишевского района. Позже  на памятнике было высечено четверостишие:

    Праотцов моих и родных прах священный,

    Я не принес на гроб вас злата и сребра,

    И не размножил ваш собою род почтенный,

    Винюсь: я жил, сколько мог, для общего добра.

    Ученица: Здесь же в Егорьевской церкви, по заказу Державина, была отслужена литургия, где он сам присутствовал. Священнику он оставил письмо следующего содержания: «Проводить божественные заупокойные литургии каждую неделю в один день, чтобы учредить сие таким образом, чтобы и батюшка, и преемники его службу сию продолжали из года в год непременно, навсегда, даже елико можно, в вечность».

    Ученик: До конца дней поэт сохранил любовь к родному Поволжью, Казани.

    В своем стихотворении «Арфа» Державин высказывает горячее желание вновь увидеть родные места, величавую Волгу, Каму.

    Чтец:  Стихотворение «Арфа»

    Ученица: в 1778 году после женитьбы Державин уходит в отставку и поступает на службу в департамент сената, быстро идет вверх по служебной лестнице и вскоре становится губернатором Олонецкой губернии.

    Ученик: Но слава пришла к нему в 1783 году после выхода его знаменитой оды «Фелица», обращенной к Екатерине II. Ода получила «высочайшее одобрение», и перед Державиным открылась дорога литературной и политической деятельности во имя интересов дворянской империи. В эту пору он искренне верил , что она является той, за кого себя выдавала – «просвещенной матерью» Отечества. За оду «Фелица» Екатерина II подарила в Лаишевском уезде земли и село, именуемое с 1781 года Державино.

    Чтец:  Отрывок из оды «Фелица»

    Ученица: Живя в Олонецкой губернии, поэт восхищался суровой красотой северной природы. Она навеяла ему прекрасное стихотворение «Водопад».

    Чтец: Отрывок из стихотворения «Водопад»

    Ученик: Екатерина IIопределяет Державина своим секретарем по принятию прошений. Добросовестное отношение поэта к своим обязанностям, стремление заставить императрицу вникать в суть прошений, защита сирот и вдов – все это привело к конфликту с самой императрицей. В сентябре 1793 года она отказывается от его секретарских услуг и удаляет его от себя, назначив  сенатором, а затем министром торговли. Свой многолетний опыт борьбы с сановными утеснителями простого человека он обобщает в сатирической оде «Вельможа».

    Чтец: Отрывок из оды «Вельможа»

    Ученица: 1790-е годы в жизни Державина проходят под знаком личных утрат.

    Умирает его жена Катерина Яковлевна, смерть которой он переживает очень тяжело. В 1796 году умирает Екатерина II, которая была для Державина не только императрицей, но и собеседницей по важным делам эпохи, порою союзницей, а порою и противницей. В 1797 году Державин обращается к оде Горация «К Мельпомене» и сочиняет на ее основе стихотворение «Памятник», как бы подводя итоги всему своему творчеству и открывая дорогу великому созданию А.С.Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»

    Чтец: Стихотворение «Памятник»

    Ученик: В 1800 году умирает полководец А.В.Суворов, на смерть которого Державин откликается прекрасной элегией «Снегирь».

    Чтец: Отрывок из элегии «Снегирь»

    Что ты заводишь песню военну

    Флейте подобно, милый снегирь?

    С кем мы пойдем войной на Гиену?

    Кто теперь вождь наш? Кто богатырь?

    Сильный где, храбрый, быстрый Суворов?

    Северны громы в гробе лежат….

    Ученица: Новый император, сын ЕкатериныII, Павел I поначалу приблизил Державина к себе – поставил во главе своего Сената, но высочайшее благоволение к стихотворцу длилось недолго. За «непристойный ответ» на заданный Павлом I вопрос Державин отсылается на прежнее место службы в Сенат.

    Дела Державина отчасти исправились после того, как он написал оду «На новый 1797 год», где восхваляет императора.

    Ученик: Новый монарх, пришедший к власти после смерти Павла I – Александр I снова привлекает Державина на государственную службу, назначив его министром юстиции. Но через несколько лет 66-летний несдержанный на слово и неподатливый на увещевания Державин был совершенно и бесповоротно «уволен ото всех дел». Жалованье и положение при дворе за ним сохранились.

    Ученица: К этому времени он уже был довольно богатым человеком: большой дом на Фонтанке, имение Званка в Новгородской губернии, 1300 крепостных крестьян.

    Новые поколения читателей и поэтов считали Державина непререкаемым авторитетом в стихотворстве.

    В его петербургском доме на Фонтанке проходили собрания литературного общества «Беседа любителей русского слова».

    Ученик: В конце жизни Державина потянуло к новым поколениям поэтов.

    Года за три до смерти он приветствует стихами карамзиниста, ставшего великим переводчиком и лириком В.А.Жуковского:

    Тебе в наследие, Жуковский,

    Я ветху лиру отдаю…

    Ученица: 8 января 1815 года Державин присутствовал на первом выпускном экзамене в Царскосельском Лицее, где слышал стихи совсем еще юного А.С.Пушкина. некоторое время спустя, беседуя с одним из своих молодых поклонников он сказал, что скоро явится свету второй Державин – это Пушкин.

    Ученик : Лето 1816 Державин проводил в Званке. 4 июля 73-летний поэт почувствовал сердечные спазмы. На два дня боли отпустили, и 6 июля он успел написать гениальное, свое последнее стихотворение «Река времен в своем стремленьи»…

    В ночь с 8 на 9 июля великого поэта не стало.

    Чтец:  Стихотворение «Река времен в своем стремленьи» …

    Река времен в своем стремленьи

    Уносит все дела людей

    И топит в пропасти забвенья

    Народы, царства и царей.

    А если что и остается

    Чрез звуки лиры и трубы,

    То вечности жерлом пожрется

    И общей не уйдет судьбы.

    Ведущий: В основе державинской поэзии нет какого-нибудь филисофского учения, политической или эстетической программы. Державинская поэзия покоится на доступном каждому стремлении следовать нравственным началам.

    Державин поверял стихам свою душу со всеми ее достоинствами и недостатками, ничего не утаивая, зачастую жертвуя  благозвучием и гармонией стихов ради правды

    Чтец: Стихотворение «Признание»

    Не умел я притворяться,

    На святого походить, важным саном надуваться

    И философа брать вид;

    Я любил чистосердечье,

    Думал нравиться лишь им.

    Ум  и сердце человечье

    Были гением моим.

    Если я блистал восторгом,

    С струн моих огонь летел,

    Не собой блистал я – богом;

    Вне себя я бога пел.

    Если звуки посвящались

    Лиры моея царям,-

    Добродетельми казались

    Мне они равны богам.

    Если за победы громки

    Я венцы сплетал вождям,-

    Думал перелить в потомки

    Души их и их детям.

    Если где вельможам властным

    Смел я правду брякнуть вслух,-

    Мнил быть сердцем беспристрастным

    Им, царю, отчизне друг.

    Если ж я и суетою

    Сам был света обольщен,-

    Признаюся, красотою

    Быв плененным, пел и жен.

    Словом: жег любви коль пламень,

    Падал я, вставал в мой век.

    Брось, мудрец! на гроб мой камень,

    Если ты не человек.

                                         (1807)

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Осенний кавардак или литературные хулиганы". (Литературная гостиная)

        Сознание писателя   определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства. Ис...

    Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

    Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

    Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

    Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

    Литературная гостиная "Образ няни в лирике А.С.пушкина и музыке" (интеграция литературное чтение+ музыка) 3класс

    Урок построен в форме литературной гостиной.Предполагается расстановка стульев по периметру стен, для оформления возможен стол со свечами, томиком Пушкина и живыми цветами.На доске: "замороженное окно...

    ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫХ ГОСТИНЫХ» В ННОУ «ШКОЛА ПИОНЕР» Г. МУРМАНСКА)

    данная статья посвящена вопросам организации литературных гостиных как одной из эффективных форм внеурочной деятельности, способствующих формированию гуманитарной образованности учащихся в современной...

    Методическая разработка литературной гостиной "В стране литературной"

    Методическая разработка  литературной гостиной "В стране литературной" представляет собой сценарий, который знакомит учащихся 8-11 классов с яркими произведениями писателей и поэтов разных ...

    Сценарий литературной зарисовки "Плат узорный" в рамках творческого проекта "Литературная гостиная"

    Данная литературная зарисовка "Плат узорный" была подготовлена в рамках творческого проекта объединения "Школьный Театр" МБОУ "СОШ с. Горнозаводска Невельского района Сахалинс...