Л. Н. Толстой «После бала».
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Лысанева Галина Николаевна

Л. Н. Толстой «После бала». Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа. Моральная ответственность человека за всё происходящее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_8_klasse.docx15.49 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ

Л. Н. Толстой «После бала».

Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа. Моральная ответственность человека за всё происходящее.

Учитель: Лысанева Г. Н.

2009-2010 уч. год

Цель: понять главную мысль рассказа: личная ответственность человека за всё,

          что совершается в жизни; контроль знаний.

Методические приемы: беседа, элементы диспута, тест

Ход урока

I Реализация домашнего задания

- Понравился ли вам рассказ Л. Н. Толстого «После бала»?

- О чём он, как вы думаете? О каком событии идёт речь?

- А что такое рассказ? ( Рассказ, как правило, повествует об одном событии, у него одна сюжетная линия)

Работа в тетрадях – составление краткого плана

- Итак, в этом рассказе идет речь о бале, влюбленности, разочаровании

- Какой прием использует автор? (контраст)

- Как бы вы разделили его логически?

- Значит, большая часть – бал, меньшая – утро после бала.

- В чем прослеживается контраст? (бал – красиво, утро – ужас). Найдите в учебнике

- В сцене «Утро», где, в чем прослеживается контраст? (полковник – наказываемый).

  Найдите в учебнике.

- Итак, контраст усиливается, когда рассказчик видит, как высокий, красивый полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого сильного солдата.

- Какие чувства при этом испытывает Иван Васильевич?

- А как вы относитесь к полковнику? Может, он не плох? Многие методисты рассматривают его образ как ревностного николаевского служаку, делающего всё по закону. Вы согласны с этим?

- За что наказали татарина? Кстати, это наказание палками ввёл Николай I, за что его и прозвали Палкиным. Солдаты служили по 25 лет, жили в казармах. А офицеры – как мы видим в сцене «Бал».

- Беззаботная, сытая праздничная жизнь одних, бесправие, угнетение, попрание человеческого достоинства других – вот истинное «лицо» русской действительности.

- А почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее? («Мне было настолько стыдно…»)

- Ребята, Толстой постоянно редактировал свои произведения. Я прочту вам черновой вариант и окончательный, отрывка. А вы сравните и скажете, почему так.

- Дети, могут ли условия жизни повлиять на взгляды человека?

(человек не может и не должен быть равнодушен к жизни близких, да и вообще к жизни людей: он должен чувствовать свою личную ответственность за всё, что совершается в жизни)

- Как вы считаете, прав ли Иван Васильевич, посчитавший и Вареньку причастной ко злу, совершаемому её отцом?

- А прав ли он в том, что изменил свой жизненный путь после этого утра? Как вы к этому относитесь?

- Что такое честь, долг, совесть в вашем понимании?

Д/З – подготовить тезисный план к сочинению «Что такое честь, долг, совесть в моём понимании».

Определение понятий (с использованием толкового словаря).

Связь этих понятий: одно подразумевает остальные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Л.Н.Толстой "После бала"

Урок литературы. Мастер-класс. Цель урока: Выявить, при помощи  каких средств автор раскрывает главную мысль рассказа: каждый человек несет ответственность за все происходящее вокруг. Задач...

Урок-презентация. Л.Н. Толстой "После бала"

Презентация представляет собой набор иллюстраций и информационных сносок, касающихся биографии писателя и истории создания произведения "После бала"....

Урок-презентация. Л.Н. Толстой "После бала"

Презентациявключает в себя весь необходимый материал для проведения урока по теме "Л.Н.Толстой "После бала". Контраст как основной художественный прием в произведении"....

Особенности композиции и её роль в раскрытии идейного содержания рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

Урок в восьмом классе, итоговый по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"....

Презентация к рассказу Л.Толстого "После бала"

Презентация  к рассказу Л.Н.Толстого "После бала"...