"Пушкин и Натали"
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Майорова Елена Николаевна

Литературно-музыкальная композиция для внеклассной работы по литературе в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pushkin_i_natali.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пушкин и Натали.

(Литературно-музыкальная композиция)

Подготовила Майорова Елена Николаевна, МБОУ «Оош№100 им. С. Е. Цветкова»

( На сцене справа стоит кресло. В нём сидит ведущая. Слева за мольбертом Художник. Пушкин входит под руку с Натали, усаживает её перед мольбертом. Звучит музыка).

Пушкин. Стихотворение «Мадонна».

Ведущая. Тихим октябрьским вечером Пушкин попросил художника Карла Брюллова нарисовать портрет своей молодой жены Натальи Николаевны. Он звал её просто Натали. Чувство глубокой любви он сохранил к жене на протяжении всей их совместной жизни. Кто же она, эта женщина, которой выпало счастье и одновременно испытание быть любимой такого человека? О ней говорили разное. Кто-то завидовал, кто-то славословил, кто-то пытался очернить её. Пушкин как будто чувствовал, что счастье не может быть длительным. Поэтому Брюллов и рисовал этот портрет, запечатлевая образ прекрасной женщины для потомков. (подходит к художнику). Спокойное лицо с тонкими чертами, кроткий взгляд, нежность в каждом движении…. А платье Натали надела то, в котором Александр Сергеевич её впервые увидел и полюбил. Это был самый счастливый день в их жизни.

Пушкин. Моя встреча с Натальей Гончаровой, моей милой, прелестной, нежной Натали, произошла зимним вечером 1828 года на балу у танцмейстера Иогеля. Я даже не собирался в этот день никуда выезжать, но вдруг ко мне забегает Вяземский, в своей бобровой шубе, мокрой от снега, и прямо с порога кричит…

(Вбегает Вяземский).

Вяземский. Пушкин, мой милый Пушкин! Поехали к Иогелю  выбирать мне молоденькую невесту!

Пушкин. Я не успел слова сказать, как очутился в санях.

Вяземский. (Восторженно) А через некоторое время мы подъехали к роскошному особняку.

Пушкин. Лунный свет заливал улицу, сыпал пушистый снег.

Вяземский. А из особняка доносились звуки музыки.

(Выходят дамы и кавалеры)

Пушкин. Никогда ещё с таким грустным чувством я не приезжал на бал. Тайное предчувствие томило меня и волновало душу. Пётр что-то говорил мне и показывал на молоденьких барышень, которые впервые появились в светском обществе. И вдруг какая-то сила заставила меня обернуться. Я увидел её – в прозрачном облаке воланов и кружев, в толпе молодых поклонников, в окружении многочисленной родни и знакомых… Я шагнул навстречу своей судьбе…

(Пушкин приглашает Натали на танец, к ним присоединяются другие).

Ведущая. С тех пор, как Пушкин шагнул навстречу Натали, для него не было ничего прекраснее и дороже неё. Он понял, что это прелестное создание составит его счастье.

Пушкин. Я думал, сердце позабыло

Способность лёгкую страдать.

Я говорил тому, что было,

Уж не бывать! Уж не бывать!

Прошли восторги и печали,

И легковерные мечты…

Но сердце вновь затрепетало

Пред мощной властью красоты…

Натали. Звезда моя! Свет предречённых дней!

Твой путь и мой. Судьба их сочетает.

Твой луч светя звучит в душе моей,

В тебе она заветное читает.

И жар её, твой отблеск верный здесь,

Гори, гори! Не выгорит он весь!

Ведущая. Не так уж легко и просто было соединить Пушкину свою судьбу с Натальей Николаевной. Её мать, скупая до чрезвычайности, злобная и сварливая, терзала душу Александра Сергеевича, то требуя свидетельства его политической благонадёжности, то без конца жалуясь на свою бедность и невозможность тратиться на приданое ( на что Пушкин и не рассчитывал и под видом займа дал ей для покупки приданого 11 тысяч). Мать Натали третировала поэта, устраивала оскорбительные сцены, иногда доводила его до исступления

Пушкин. Снова тучи надо мною

Собралися в тишине

Рок завистливой бедою

Угрожает снова мне…

Сохраню к судьбе презренье?

Понесу навстречу ей

Непреклонность и терпенье

Гордой юности моей?

Бурной жизнью утомлённый

Равнодушно бури жду:

Может быть, ещё спасённый,

Снова пристань я найду…

Но, предчувствуя разлуку,

Неизбежный, грозный час,

Сжать твою, мой ангел, руку

Я спешу в тяжёлый час.

Ведущий. 16 апреля 1830 года Александр Сергеевич обратился с письмом к шефу жандармов Бенкендорфу, прося выдать ему нечто вроде свидетельства о благонадёжности.

(Выходит Бенкендорф, ему вручает Пушкин письмо)

Бенкендорф (читая): Ваше положение зависит только от вас. В нём не может быть ничего ложного и сомнительного, если вы сами не сделали его таким. (Делает какую-ту пометку). Я рекомендую вам, милостивый государь, показать это письмо всем, кому вы найдёте нужным. Его императорское величество с благосклонным удовлетворением принял известие о предстоящей вашей женитьбе и при этом изволил выразить надежды, что вы хорошо испытали себя перед тем, как предприняли этот шаг, и в своём сердце и характере нашли качества, необходимые для того, чтобы составить счастье такой женщины, как Наталья Гончарова.

Пушкин. А я и не строил иллюзий насчёт будущей женитьбы и возможного счастья. Мне было тяжело. Я не знал, кто я, что я, зачем я..

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал?

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?

Ведущая. В откровенном , исполненном горечи и тяжёлых предчувствий письме к матери Натали вскоре после того, как было сделано предложение, Пушкин писал…

(подносит письмо матери).

Мать. (читает). Только любовь и нежность помогли мне заслужить расположение вашей дочери. Но, будучи окружена всегда восхищением, поклонением, соблазнами, надолго ли она сохранит это расположение? Ей станут говорить, что лишь несчастная судьба помешала заключить другой, более равный, более блестящий, более достойный её союз. Не возникнут ли у неё сожаления? Не будет ли она смотреть на меня, как на помеху, как на коварного похитителя? Не почувствует ли она ко мне отвращения? Бог мне свидетель, что я готов умереть за неё…Перейдём к вопросу о денежных средствах. До сих пор мне хватало моего состояния. Хватит ли его после моей женитьбы? Я не потерплю ни за что на свете, чтобы жена моя испытывала лишения, чтобы она не бывала там, где призвана блистать, развлекаться. Чтобы угодить ей, я согласен принести в жертву всё, чем увлекался в жизни. Моё вольное, полное случайностей существование…

Ведущая. Около двух лет тянулась история сватовства  поэта. Наконец, согласие было получено. (Мать Натали падаёт ведущей бумагу, которую та передаёт поэту).

Пушкин (вскрывая письмо). Участь моя решена! Я женюсь… та, которую я любил два года, которую везде отыскивали мои глаза, с которой встреча казалась мне блаженством – боже мой! – она моя… Я никогда не хлопотал о счастии. Теперь мне нужно на  двоих…

Ведущая. В конце августа, накануне свадьбы, Пушкин уехал в Болдино для устройства своих денежных дел. Ехал совсем на короткое время, но неожиданно надолго застрял в деревне, окружённый холерным карантином. Три месяца тревог, тоски, ожидания, беспокойства за невесту, оставшуюся в Москве, три месяца уединения и необычайного творческого взлёта. Болдинская осень.

(Звучит музыка, Пушкин и Гончарова поочерёдно читают письма).

Пушкин. Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете – а душу твою люблю ещё больше лица…

Натали. Тебя, мой ангел, люблю так, что выразить не могу, с тех пор, как здесь, я только и думаю, как бы удрать к тебе. Кроме тебя, в моей жизни мне утешения нет.

Пушкин. О чём я думаю, Натали? Вот о чём: чем нам жить будет? Отец не оставляет мне имения. Царь не позволяет записаться ни в помещики, ни в журналисты. Писать книги для денег, видит Бог,  не могу… Зато для души, для друзей, для тебя и для будущего я пишу с удовольствием и вдохновением, какого ещё никогда не испытывал. Этой удивительной осенью нельзя не писать.

Ведущая. Пушкин увидел улыбку любимой только в начале декабря, когда, наконец, открыли дорогу в Москву. Он встретил Наталью Николаевну, и не было для него более счастливых мгновений.

Пушкин. 16 февраля, за два дня до свадьбы, в доме Павла Нащокина я встретился с молодой певицей из московского цыганского хора. (выходит девушка).

Цыганка Таня. Позолоти ручку, Александр Сергеевич, нагадаю тебе судьбу твою. Ждёт тебя невеста красивая, свадьба счастливая, а жизнь унылая… будешь страдать и писать, а потом дорога ждёт тебя ранняя.

Ведущая. В ту пору известная всему высшему кругу Долли Фикельмон, дочка Кутузова и жена австрийского посланника, имела славу предсказительницы. Она вела дневник. И после первого приёма, сделанного семьёй Пушкина, записала в него следующее: «Жена его, Пушкина, прекрасное создание, но это меланхолическое и тихое выражение лица похоже на предчувствие   несчастья. Лицо мужа и жены не предсказывают ни спокойствия, ни радости в будущем. У Пушкина видны все порывы страстей, у жены – вся меланхолия отречения от себя. Поэтическая красота госпожи Пушкиной проникает до самого моего сердца. Есть что-то воздушное и трогательное во всём её облике. Эта женщина не будет счастлива. Голова её склоняется, и весь облик как будто говорит: «Я страдаю». Но какую же трудную ей предстоит нести судьбой – быть женой поэта, и такого поэта, как Пушкин».

Пушкин. Я женат – я счастлив. Одно желание моё, чтоб ничто в жизни не изменилось, лучшего не жду.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

(Пушкин усаживает Натали перед художником ).

Ведущая. Первое время жизнь Александра Сергеевича и Натали казалась безоблачной. Брюллов рисовал портрет счастливой жены. Пушкин давал советы. Всё это происходило в Царском Селе. Куда переехала молодая семья после свадьбы. Там же находился и императорский двор.

Александр Сергеевич чувствовал себя счастливым, но вскоре жизнь осложнилась. Всё сильнее сжималось кольцо светской вражды, всё более ужесточался контроль со стороны царя и Третьего отделения продолжались грубые нападки официальной критики.

Царь назначает поэта камер-юнкером, чтобы постоянно видеть при дворе его прекрасную жену. Этот чин, даваемый немудреным жизнью юношам, ужасно оскорбил Александра Сергеевича. Но это было только начало. Бенкендорф потребовал, чтобы до напечатания своих произведений поэт обязательно представлял их императору на высочайшую цензуру. Чтобы он прекратил публичные чтения неблагонадёжных стихов. Чтобы внёс в тексты те изменения, которые полагают необходимыми царь и Третье отделение.

Мойка, Невский, Морская, Миллионная, Зимний дворец… здесь метался Пушкин. Нева лежала закованная февральским льдом, и Медный всадник застыл на вздыбленном коне.

Прекрасная Натали дарила нежные и добрые улыбки. А вместе с тем уже близка была развязка. Всё оборачивалось против Пушкина, всё толкало к гибели: ненависть светского общества, чрезмерное внимание Николая к Натали, наглые ухаживания Дантеса, подлость и грязь…

(входят Пушкин и Данзас).

Данзас. Ты настаиваешь на этих условиях?

Пушкин. Разумеется.

Данзас. Это очень жестокие условия: барьер десять шагов. Смертельные, я бы сказал.

Пушкин. Это ничего не меняет.

Данзас. Твои условия приняты. И Дантес ждёт тебя… на Чёрной речке.

(уходят. Звучит выстрел. Данзас возвращается).

Данзас. Пушкин стрелялся с Дантесом. Рана оказалась смертельной. Умирая, Александр Сергеевич испытывал величайшие муки. Но несмотря на это. Думал о других и прежде всего – о семье. Он отдал мне последние распоряжения, снял с руки кольцо и попросил принять его на память.. простился с близкими и нашёл в себе силы сказать слова утешения  Наталье Николаевне. 27 января 1837 года его не стало.

Ведущая. Нет, бил барабан перед смутным полком

Через полтора столетия М Цветаева напишет: «Нет. Гончарова просто роковая женщина, то пустое место, вокруг которого сталкиваются все силы и страсти. Смертоносное место – как Елена Троянская повод, а не причина войны, так и Гончарова – не причина, а повод смерти Пушкина с колыбели предназначенной. Тяга Пушкина к Гончаровой – это тяга гения к нулю. Он хотел нуль, потому что сам был всё. А судьба выбрала самое простое и верное орудие смерти - красавицу».

Чтец. «Здесь похоронена Ланская…»

Снега некрополь замели,

А слух по-прежнему ласкает

Святое имя – Натали.

Как странно, что она – Ланская.

Я не Ланской цветы принёс,

а той, чей образ возникает

из давней памяти и слёз.

Нам каждый день её был дорог

До той трагической черты,

до Чёрной речки, за которой

настало время суеты.

Как странно, что она – Ланская.

Ведь вслед за выстрелом сама

Оборвалась её мирская,

Её великая судьба.

И хорошо, что он не знает,

Как шли потом её года.

Она фамилию сменяет,

Другому в церкви скажет «да».

Но мы её не осуждаем.

К чему былое ворошить.

Она осталась – молодая,

С детьми, а надо было жить.

И всё же как-то горько это,

не знаю, чья уж тут вина,

что для живых любовь поэта

так от него отделена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

литературная гостиная "Пушкин и Натали"

данную литературную композицию можно использовать во внеклассной работе в старших классах...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЛЕКТОРИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НАТЕМУ: «САМОВОСПИТАНИЕ В РАННЕЙ ЮНОСТИ»

В гуманистической педагогике главным субъектом воспитания является сам ребёнок, поэтому в качестве важнейшего развития часто называют самовоспитание, которое подчёркивает целенаправленные действ...

В.В Маяковский. Анализ стихотворения "Нате!" (литературоведческий блок и методический блок)

Подробный анализ стихотворения В.В. Маяковского "Нате!" с методическими рекомендациями....

Элективный курс натему: "История моей семьи в истории моей страны"

Программа курса рассчитана на обучающихся 9 класса, как предпрофильная подготовка. Возможно использование и в 10-11 классах как факультатив. Программа рассчитана на 18 часов. Итогом работы должна стат...

Литературно – музыкальная композиция « Пушкин и Натали»

Представляя  литературно – музыкальную композицию, мы хотим рассказать вам о самых прекрасных и самых трагических страницах из жизни А.С.Пушкина.  По шутливому признанию поэта, Гончаров...

Александр и Натали. История любви А. Пушкина и Натальи Гончаровой

История любви А. Пушкина и Натальи Гончаровой...